Введение (Introduction). Жизнь человека сопровождается множеством как позитивных, так и неблагоприятных событий экономического, социального, экологического характера (Дементьева, Борисова, 2019). Воспитание детей в семье и выявление дополнительных ресурсов родителей становится важной задачей в меняющемся обществе с его разноплановыми проблемами. По мнению исследователей, существующий в современной семье воспитательный потенциал не всегда отвечает запросам общества. Родителям требуются более полная информация, психолого-педагогическая компетентность в вопросах общения, развития детей, наличия навыков социально-одобряемого поведения. В этой связи, исследование копинг-стратегий родителей, как составляющей воспитательного потенциала позволяет учесть особенности семейного воспитания в перспективе ближайших лет.
Актуальность изучения поведения родителей ребенка раннего возраста обусловлена несколькими факторами. По прогнозу Росстата к 2035 г. снизится число детей в возрасте от 0 до 14 лет, причем наибольшая убыль придется на детей 0-3 лет (на 1741,4 тыс. человек). В динамике численности детского населения Вологодской области наблюдаются тенденции, схожие с общероссийскими. По прогнозу Росстата к 2035 г. по сравнению с 2019 г. численность детей от 0 до 3 лет в области снизится на 55,4 тыс. человек и достигнет 194,9 тыс. человек. Убыль детей 0-3 лет составит 18,7 тысяч (Короленко, Гордиевская, 2018).
Выбор объекта исследования неслучаен. В раннем возрасте большую часть времени ребенок проводит с матерью, усваивая модели поведения с помощью механизма идентификации (Левашкина, 2012). В этих условиях закладываются нравственно-этические нормы поведения. Следующий момент, возраст 2-х лет характеризуется как предшествующий поступлению в детский сад, когда формируется готовность ребенка к взаимоотношению со сверстниками, педагогами в организованном коллективе, создаются предпосылки адаптации, первичной социализации ребенка. Именно в этот период у родителей в большей степени возрастает потребность повысить педагогическую грамотность для профилактики нарушений развития, минимизации проявлений дезадаптации ребенка в детском саду, а в будущем в школе.
За последние годы в научной литературе появляются систематические исследования отечественных и зарубежных ученых посвященные изучению механизмов психологической адаптации, копинг-поведения и психологической защите личности. Активно ведется изучение наиболее важных ресурсов личности и их роли в формировании успешного поведения человека, совладания со стрессом, адаптации в обществе (Исаева, 2009; Yeom, Yang, 2019).
Вопросы родительского копинга изучались Т.Л. Крюковой (Крюкова, 2008), О.Б. Подобиной (Подобина, 2005), М.В. Сапоровской (Сапоровская, 2014). М.Г. Опариной представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого установлены значимые различия особенностей защитно-совладающих стратегий матерей, воспитывающих разное количество детей (Опарина, 2022). Ю.А. Ереминой введено понятие «ранний материнский копинг» в рамках изучения поведения матери во взаимосвязи с психосоциальным развитием ребенка (Еремина, 2020). По мнению И.Л. Аристовой родительское поведение становится основой формирования у детей уникального стиля совладания с трудностями (Аристова, 2009).
В зарубежных работах чаще всего изучение осознанного поведения матери проводится во время беременности, до рождения ребенка. Значительная часть посвящена взрослым членам семьи, имеющим детей (Côté-Arsenault,2007; Lowenkron, 1999; Bell, Biesecker, Bodurtha, Peay, 2019; Bujnowska, Rodríguez, García, Areces, Marsh, 2021). Предпринимаются попытки выявления связи копинг-стратегий матерей, имеющих детей дошкольного возраста и уровня счастья (Yeom, Yang, 2019).
Качественную характеристику стратегий осознанного поведения рассматривали многие ученые: N. Нааn, G. Vaillant, Ф. Джонс, И.Н. Гурвич, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский и др. В нашей работе мы придерживаемся классификации копинг-стратегий С. Фолкмана и Р. Лазаруса:
«планирование решения проблемы», как осознаваемое плановое решение ситуации на основе аналитического решения;
«конфронтационный копинг», предполагает использование агрессивных форм поведения или готовность к определенному риску для изменения ситуации (конфликтность, вербальная агрессия) (Исаева, 2009);
«принятие ответственности» (субъективная установка на готовность, желание, попытка решения проблемной ситуации);
«самоконтроль» (волевые усилия по сдерживанию своих эмоций и действий);
«положительная переоценка» (поиск положительных характеристик трудной жизненной ситуации);
«поиск социальной поддержки» (поиск возможности привлечь сторонние ресурсы для решения проблемы);
«дистанцирование» (готовность, реальные усилия снизить значимость возникшей психотравмирующей ситуации) (Исаева, 2009).
Наиболее эффективными и способствующими сохранению психического и физического здоровья человека, по мнению авторов, являются первые три стратегии поведения: планирование решения проблемы, конфронтация, принятие ответственности.
Вторую по социально-одобряемому признаку составляет группа стратегий самоконтроля и положительной переоценки. Поиск позитивных аспектов положения, в котором они оказались с одной стороны позволяет справиться с трудной жизненной ситуацией, с другой найти оправдание и не предпринимать активных действий по урегулированию ситуации.
К следующей по эффективности группе копинг-стратегий относятся «дистанцирование» и «бегство-избегание». Активное применение данных форм осознанного поведения можно рассматривать как неконструктивное, желание уйти от решения проблемы, а также предположить наличие возможных внутриличностных конфликтов.
В четвертую группу входит стратегия поиска социальной поддержки. Привлечения помощи извне позволяет более успешно и быстро справляться со стрессовой ситуацией. Тем не менее, не в полной мере используя собственный потенциал, активное участие самого человека «уходит на второй план» (Крюкова, Куфтяк, 2007).
Методология и методы (Methodology and methods). На данном этапе исследования применялась методика, разработанная членами научного коллектива. Она предусматривала заполнение анкет родителями и медицинскими работниками. Опросник состоял из двух частей, одна из которых, относительно условий жизни и развития детей заполнялась родителями, другая, содержащая оценку здоровья ребенка, – участковыми врачами-педиатрами. Учитывая, что объектом исследования выступают копинг-стратегии матерей мы посчитали целесообразным применение междисциплинарного подхода (Ретюнских, 2022). Как инструмент социологического метода применен проспективный метод наблюдения за когортами семей с детьми. в рамках мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», проводимого ФГБУН Вологодский научный центр Российской академии наук с 1995 год (Шабунова, Нацун, 2020; Шматова, Разварина, Гордиевская, 2022). В частности, использовано интракогортное сравнение полученных данных (Mannheim, 1964; Mayer, 1990).
Изучение специфических факторов развития детей раннего возраста, а именно характера поведения матери в трудных жизненных ситуациях проводилось с помощью социологического, медицинского и психологического методов. В анкету для родителей были включены вопросы методики Р. Лазаруса, С. Фолкмана, разработанной в 1988 году, адаптированной Т.Л. Крюковой,
Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Она предназначена для определения копинг-стратегий человека в различных стрессовых ситуациях. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения совладающего поведения человека.
Респондентам были предложены 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Они отмечали, как часто данные варианты поведения проявляются у него. В результате интерпретации определялся уровень напряженности копинга, который характеризовал степень адаптивности человека по трем критериям: низкий уровень напряженности – адаптивный вариант; средний – адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии; высокая напряженность копинга свидетельствовала о выраженной дезадаптации.
Установить различия между двумя независимыми выборками по уровню выраженности порядковой переменной позволило применение критерия Манна-Уитни. Являясь непараметрическим критерием в отличие от t-критерия Стьюдента, он не требует наличия нормального распределения сравниваемых совокупностей. U-критерий подходит для сравнения малых выборок: причем в каждой из них должно быть не менее 3 значений признака. Программой SPSS рассчитывались следующие статистические показатели: статистика U Манна-Уитни – посчитанная величина критерия различия (по формуле Манна-Уитни); статистика W Уилкоксона – эквивалентный результат по (Вилкоксон) формуле; Z – пересчет U на стандартное нормальное распределение; асимптотическая значимость (2-сторонняя) – вероятность в этом последнем, по ней мы судим о статистической достоверности; точная значимость вычисляется при небольших выборках (когда аппроксимация нормальным распределением сомнительна) по особому алгоритму, для малых выборок предпочтительнее, чем асимптотическая значимость. Наиболее важными числами в выходных данных являются статистика теста Z и асимптотическое двустороннее p-значение: в случае, если значение р<0,05 мы можем отвергнуть нулевую гипотезу, т.е. можно сказать, что средние значения между группами различаются.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Учитывая, что социально-психологическая и медицинская значимость копинг-поведения определяется непосредственной связью его с благополучием, психическим и физическим здоровьем человека, также с его удовлетворенностью своими социальными отношениями, важно было представить характеристику семей с детьми 2-летнего возраста, участвовавших в исследовании (табл. 1).
Выборка составила 177 пар «мать-ребенок» с детьми 2-х летнего возраста, из них 58 – с одним (единственным) ребенком в возрасте 2-х лет; 81– с двумя детьми (где ребенок 2 года и дети более старшего возраста), 38 – с тремя детьми (где ребенок 2 года и дети более старшего возраста).
Структура возраста матерей в семьях с различным количеством детей различается. Средние значения составляют 28,9 лет; 34,7 и 35,1 лет в семьях с одним, двумя, тремя детьми соответственно. Причем в семьях с единственным ребенком 2-х лет больше половины женщин в возрасте до 29 лет. В семьях с большим количеством детей доля матерей от 35-39 лет составляет 42 и 47% соответственно (табл. 2).
Семейное положение респонденток: в основном, женщины состоят в законном браке (более 80 %), исключение составляют семьи с одним ребенком – 75,9%. Также, в этой категории выборки больше доля незарегистрированных браков – 10,3%, вдов – 3,4% по сравнению с другими категориями семей (табл. 3).
Характер межличностных отношений в семьях с разным количеством детей, по мнению респонденток, в основном доверительный. Тем не менее в семьях с тремя и более детьми – 5,3% женщин назвали их «плохими» в отличии от других категорий (табл. 4).
По уровню образования матери семьи характеризуются следующим образом, больше половины респондентов из семей с одним и двумя детьми имеет высшее образование. Несколько ниже показатели по многодетным семьям, доля женщин, имеющих высшее образование, составляет 44,7% (табл. 5).
Рассматривая материальное положение нужно отметить, что многодетные семьи находятся в более сложном положении, чем остальные. У 15,8% семей денег хватает только на приобретение продуктов питания, то есть они практически находятся за чертой бедности (табл. 6).
Различается и структура стрессовых ситуаций, которые испытали на себе респонденты из семей с разным количеством детей. Для матерей из семей с одним и двумя детьми наиболее психотравмирующими в 2022 году, как и в среднем по опросу, стали: обязательная вакцинация, специальная операция на Украине, ограничение плановой медицинской помощи. В отличии от них для многодетных родители отметили, как наиболее тяжелые: ограничение плановой медицинской помощи, дистанционное обучение в школах, постоянное массовое нагнетание ситуации в СМИ. Обращает внимание, что для многодетных семей ухудшение материальных условий и серьезные травмы или заболевание в 3 и 2 раза по сравнению с другими категориями семей имели место быть (табл. 7).
Анализируя данные мониторинга, получили, что доля респондентов, у которых хотя бы одна из стратегий используется неэффективно (высокая напряженность одного и более копинга) составляет во всех семьях 44,6%, в семьях с одним ребенком – 43,1%, с двумя – 43,2%, с тремя – 50,0 %.
Высокая напряженность копинга хотя бы одной из социально-неодобряемых копинг- стратегий (конфронтация, дистанцирование, бегство-избегание) выявлена в 5,2% семей с одним ребенком; 8,6% с двумя детьми; 7,9% с тремя детьми. Можно сделать вывод, что с увеличением количества детей применение неэффективных копинг-стратегий регистрируется в большем проценте случаев (табл. 8).
Среди всех матерей 44,6% женщин используют неэффективно одну или более стратегию, причём если посмотреть какие стратегии чаще всего «напряжены», то видим, что в 73,4% случаев это неэффективное использование стратегии планирования решения проблемы, в 38% –положительной переоценки, в 36,7% случаев – стратегии поиска социальной поддержки (табл. 9).
Проверка статистически значимых различий в стратегиях поведения женщин, имеющих здоровых детей (I группа здоровья) и детей с отклонениями в состоянии здоровья (II и ниже группы здоровья) показала, что, что почти все средние значения по различным стратегиям поведения матерей здоровых детей и детей, имеющих в оценках врачей-педиатров II и ниже группы здоровья не имеют значимых различий. Исключение составляет «Дистанцирование». Средние баллы по данной стратегии значимо отличаются между матерями двух групп здоровья детей (U = 1757, Z = -1,963, р = 0,05) (табл. 10).
Средний уровень напряженности стратегии «Дистанцирование» в группе матерей здоровых детей выше, чем у матерей детей, имеющих II-V группу здоровья (46,0% и 41,8% соответственно). Доля респондентов, неэффективно использующих стратегию дистанцирования среди мам здоровых детей ниже, чем у респонденток, имеющих детей с отклонениями в состоянии здоровья (3,2% и 4,8% соответственно) (табл. 11).
Для того, чтобы убрать фактор влияния старших детей (могут быть не только проблемы со здоровьем старших детей, но и с их поведением, воспитанием, учебой, материальным обеспечением и пр.) аналогичные расчёты произведены для семей с одним ребёнком, как и для всех семей: почти все средние значения по различным стратегиям поведения матерей здоровых детей и детей, имеющих II и ниже группы здоровья, не имеют значимых различий. Средние баллы по стратегии поведения «Дистанцирование» значимо отличаются между матерями двух групп здоровья детей (U = 152,5, Z = -3,039, р = 0,002).
Средние значения шести из восьми стратегий поведения матерей здоровых детей и детей, имеющих удовлетворительное или плохое здоровье (по их же оценке), не имеют значимых различий. Средние баллы значимо отличаются между матерями двух групп здоровья детей по двум стратегиям поведения: «Планирование решения проблемы» (U = 2862,5, Z = -2,145, р = 0,032) и «Положительная переоценка» (U = 2817, Z = -2,283, р = 0,022) (табл. 12).
Аналогичные расчёты произвести для семей с одним ребёнком, чтобы убрать фактор влияния старших детей (могут быть не только проблемы со здоровьем старших детей, но и с их поведением, воспитанием, учебой, материальным обеспечением и пр.). Вывод: средние значения 6-и из 8-ми стратегий поведения матерей здоровых детей и детей, имеющих удовлетворительное или плохое здоровье (по их же оценке), не имеют значимых различий. Средние баллы стратегий поведения матерей значимо отличаются между матерями двух групп здоровья детей по двум стратегиям поведения: «Самоконтроль» (U = 192,5, Z = -2,230, р = 0,026) и «Планирование решения проблемы» (U = 177,5, Z = -2,509, р = 0,012).
Средний уровень напряженности стратегии «Планирование решения проблемы», то есть осознаваемое плановое решение ситуации на основе аналитического решения в группе матерей здоровых детей выше, чем у матерей детей, имеющих, по их оценке, удовлетворительное или плохое здоровье (60,8% и 53,1% соответственно). Доля респондентов, неэффективно использующих стратегию планирования решения проблемы, то есть импульсивное необдуманное действие, среди мам здоровых детей выше, чем у респонденток, имеющих детей со слабым здоровьем (35,1 и 29,7% соответственно).
Средний уровень напряженности стратегии «Положительная переоценка» в группе матерей здоровых детей выше, чем у матерей детей, имеющих, по их оценке, удовлетворительное или плохое здоровье (51 и 44 соответственно). Доля респондентов, неэффективно использующих стратегию положительной переоценки среди мам здоровых детей выше, то есть используется снижение значимости проблемы, чем у респонденток, имеющих детей со слабым здоровьем (20,7 и 10,9% соответственно) (табл. 13).
Таким образом, можно сделать вывод, что осознанное поведение матерей здоровых детей в трудных жизненных ситуациях не всегда социально-одобряемо и эффективно в отличии от мам, имеющих больных детей.
В семьях с одним единственным ребенком: Средний уровень напряженности стратегии «Самоконтроль» в группе матерей здоровых детей выше, чем у матерей детей, имеющих, по их оценке, удовлетворительное или плохое здоровье (45% и 36% соответственно). Доля респондентов, неэффективно использующих стратегию самоконтроля среди мам здоровых детей ниже, чем у респонденток, имеющих детей со слабым здоровьем (2,4 и 6,7% соответственно). Средний уровень напряженности стратегии «Планирование решения проблемы» в группе матерей здоровых детей выше, чем у матерей детей, имеющих, по их оценке, удовлетворительное или плохое здоровье (61,5 и 47 соответственно). Доля респондентов, неэффективно использующих стратегию планирования решения проблемы среди мам здоровых детей выше, чем у респонденток, имеющих детей со слабым здоровьем (35,7% и 13,3% соответственно).
Проверка наличия различий в результатах по опроснику Лазаруса между двумя группами матерей детей с различной кратностью заболеваний, а также здоровых детей и состоящих на диспансерном учете, здоровых детей и имеющих разный уровень нервно-психического развития не дала статистически значимых различий.
Заключение (Conclusions). Результаты исследования позволили сделать вывод, что в 2022 году в Вологодской области для родителей, имеющих детей раннего возраста, общей психо-травмирующей стало ограничение плановой медицинской помощи. Существовали и различия в восприятии трудных жизненных ситуаций. Для семей с одним и двумя детьми стали: обязательная вакцинация, специальная операция на Украине, ограничение плановой медицинской помощи. В отличии от них многодетные родители отметили еще, как наиболее тяжелые: дистанционное обучение в школах, постоянное массовое нагнетание ситуации в СМИ.
Практически половина опрошенных женщин не в полной мере владеют эффективными способами совладания в различных жизненных ситуациях, причем большая доля приходится на респонденток из многодетных семей. В частности, для них характерно импульсивное решение проблемы без аналитического осмысления, уменьшение значимости трудной ситуации и нежелание решить проблему своими силами, привлечение помощи извне. Опосредованные результаты показывают, что данная категория женщин испытывает в большей степени, чем респондентки, имеющие одного или двух детей, материальные проблемы, нарушения межличностных отношений с мужем.
Наиболее конструктивное осознанное поведение в трудных жизненных ситуациях характерно для женщин, имеющих больных детей и матерей с одним ребенком в возрасте 2-х лет. Это может быть объяснено большей медицинской активностью последних, и как следствие более высоким уровнем воспитательного потенциала. Различий в поведении матерей здоровых детей и имеющих нарушения нервно-психического развития, часто болеющих и состоящих на диспансерном учете не выявлено.
Учитывая, что для большинства дошкольников в качестве возможного объекта для идентификации внутри семьи выступают мать, можно предположить, что они будут также неконструктивно вести себя в трудных жизненных ситуациях в будущей взрослой жизни. Полученные результаты могут послужить информационной базой для разработки комплексных программ сопровождения, здоровьесбережения, повышения воспитательного потенциала родителей из всех типов семей с детьми раннего возраста с целью минимизации рисков дезадаптации взрослых членов семьи и формирования социально-одобряемых форм поведения у детей, повышения адаптационного потенциала.
Список литературы
С. 295-299.