16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-2

Молодежный и студенческий туризм как вектор в развитии туриндустрии и образования: опыт реализации программы на региональном уровне

Aннотация

Введение. Туризм сегодня – это не только путешествия и впечатления, но и реализация образовательных программ и производственных проектов, научных исследований и т.д. Несмотря на значительное количество исследований, нововведения, связанные с нормативно-правовым регулированием, появлением документов стратегического планирования в сфере туризма и гостеприиимства, заставляют выстраивать новую траекторию в образовании и организации данных туристских направлений. Цель работы – определение возможностей и путей реализации российской Программы молодежного и студенческого туризма на региональном уровне в контексте развития туриндустрии и современных образовательных тенденций. Методология и методы. В статье использованы общенаучные и специальные методы исследования. Авторами был изучен региональный опыт реализации Программы университетом в качестве принимающей и отправляющей стороны. Проведен социологический опрос участников. Результаты. Сделаны выводы о необходимости актуализации и проработки некоторых организационных вопросов, направленных на повышение эффективности реализации Программы и межвузовского взаимодействия. Программа молодежного и студенческого туризма является новым вектором в развитии туриндустрии и образования, оказывая влияние не только на внутренний туризм, но и способствуя формированию профессиональных компетенций, практикоориентированности обучения и повышению уровня образования в целом.


Введение (Introduction). Развитие молодежного и студенческого туризма всегда являлось предметом активного обсуждения и исследования. А.В. Васильцов, рассматривая историю развития молодежного туризма отмечал, что еще в советский период организационно-методические вопросы туризма и краеведения рассматривались многими исследователями и учеными. Советское руководство, придавало большое значение молодежному туризму, утверждая, что только через правильное его построение возможно решение многих негативных вопросов связанных с развитием молодежи (Васильцов, 2019).

В настоящее время тематика развития молодежного и студенческого туризма рассматривается в различных аспектах. В работах зарубежных авторов молодежный туризм выступает инструментом культурного познания (Qu, 2019), борьбы со стереотипами в туризме и туристических предпочтениях (Stone, 2019). Minnaert L., Jablonska J., Jaremko M., Timčák M. и другие авторы выделяют различные направления социального туризма, выявляя условия и факторы их развития в различных странах (Minnaert, 2014; Jablonska, 2016). Некоторые российские авторы также рассматривают молодежный туризм как сегмент социального, который выполняет определенные функции (Насретдинова, 2019), имеет региональные особенности (Донскова, 2019; Иванов, 2019) и сталкивается с определенными проблемами в своем развитии (Губин, 2023; Каменец, 2023; Кирова, 2023; Урмина, 2023). В свою очередь, образовательный туризм как направление развития молодежного, а также анализ объективных и субъективных факторов формирования программного подхода к развитию образовательного туризма в регионах России рассмотрены М.С. Обориным (Оборин, 2020). Ресурсы и потенциал развития образовательного туризма, факторы, влияющие на выбор молодежью образовательного путешествия, являлись объектом исследования Т.В. Никоновой, М.В. Веслогузовой и Ю.Т. Ибатулловой (Никонова, 2023).

Новый импульс развитию студенческому туризму дала Программа молодежного и студенческого туризма[1] (далее Программа), которая, по мнению А.В. Ханиной, должна способствовать «патриотическому и творческому воспитанию студенческой молодежи, посредством организации на базе учебных заведений студенческих туристических обществ» (Ханина, 2022).

Туризм сегодня – это масштабные возможности не только в плане выбора направлений для отдыха, оздоровления и реализации деловых целей, но и перспективный ресурс в образовании. Несмотря на происходящие политические и экономические изменения в мире, отрасль туризма развивается и постоянно доказывает свою значимость и положительное влияние практически на все сферы науки, знаний и производства.

Сегодня, отрасль туризма выступает своего рода площадкой для учебных целей, научных изысканий и, для многих, единственной возможностью развития производства, все больше оказывая влияние на бюджетные организации, и все чаще выступая инструментом в образовательных проектах и программах. Кроме того, актуальным на сегодняшний день остается вопрос развития приоритетных и перспективных видов туризма, что находит отражение в стратегии развития туризма в России до 2035 г. и других программах и положениях, делающих акцент на развитии молодежного туризма[2]. Не случайно, интересным и перспективным, на наш взгляд, сегодня является Программа молодежного и студенческого туризма, реализующаяся с 2021 года. Начальным целевым вектором данной программы являлось развитие внутреннего и студенческого туризма на основе академического обмена. Сегодня – это возможность расширения границ профориентации, научных возможностей учебных заведений, трудоустройства и, что, наверное, самое главное, с учетом запросов современных работодателей, возможность получения студентами практического опыта работы по профилю специальности.

В связи с проведенным предварительным анализом источниковедческой базы, цель исследования заключается в определении возможностей и путей реализации российской Программы молодежного и студенческого туризма на региональном уровне в контексте развития туриндустрии и современных образовательных тенденций. Опыт участия в Программе и эффективность ее реализации позволяют говорить, что Программа молодежного и студенческого туризма является новым вектором в развитии туриндустрии и образования, оказывая влияние не только внутренний туризм, но и способствуя формированию профессиональных компетенций, практикоориентированности обучения и повышению уровня образования в целом.

Материалы и методы (Methodology and methods). Опыт реализации программы молодежного и студенческого туризма позволил не только изучить практику ВУЗов-участников прошлых лет, для устранения существующих проблем, но и на собственном опыте убедиться в эффективности данного направления для развития туриндустрии и образования.

В работе были использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования. Системный подход позволил рассмотреть молодежный туризм как организационную и управленческую систему. Структурно-функциональный метод позволил выявить роль и значение молодежного туризма как в современном образовательном процессе, так и в развитии туристской индустрии в целом. Эмпирические методы – наблюдение, опрос участников, позволили выявить проблемные моменты с целью улучшения качества ее реализации. Использование общетеоретических методов анализа, синтеза, сравнения и обобщения позволили сделать обоснованные выводы о перспективах развития не только университетской программы, но и молодежного, студенческого, образовательного, внутреннего и въездного туризма в целом.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Уже со второй половины XX в. и по настоящее время студенческий туризм является актуальным объектом исследования, а «Программа молодежного и студенческого туризма» значительно повысила ее значимость и интерес со стороны научного сообщества. Опыт реализации российской Программы на университетском уровне позволил взглянуть на нее с другой стороны – как на перспективную и эффективную возможность совершенствования образовательного процесса, усиления практиориентированности обучения и развития туризма в целом (Кожанов, 2017).

Проведенное исследование и опыт участия в реализации Программы молодежного и студенческого туризма позволяют утверждать, что значимость Программы обусловлена тем, что она способствует достижению основных целей студенческого туризма: популяризации среди обучающихся внутреннего туризма; совершенствованию инфраструктуры образовательных организаций; изучению перспектив трудовой миграции и профориентационного подтверждения выбора направления обучения и т.д. Вместе с тем, данный проект, направлен на развитие не только молодежного, студенческого, внутреннего туризма, но и туристской отрасли в целом, раскрывая роль и значение образовательных учреждений, которые стали участниками Программы. Участниками программы являются студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты до тридцати пяти лет, а также победители конкурсов Президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Программа молодежного и студенческого туризма реализуется по трем трекам: научно-популярный, профориентационный и культурно-познавательный, что позволяет максимально охватить интересы участников. Благодаря именно такой системе реализации, перед студентами и молодежью открыты многочисленные перспективы: от получения ориентира в выборе профессии и расширения границ науки, до возможности путешествовать по доступным ценам и приобрести опыт работы по профилю подготовки.

Для участников, которые уже выбрали направление своего профессионального развития и осуществляют поездки с целью стажировок на производства, участия в научных мероприятиях, написания научных работ и т.д. предоставляется возможность выбора научно-популярного трека. Сайт Программы молодежного и студенческого туризма доступен в плане свободного ориентира по интересам и богатого выбора направлений. Желающие путешествовать могут самостоятельно: заочно познакомиться с вузом-участником, через сайт и представленную информацию о вузе в нем; провести мониторинг всех мероприятий на момент запланированного путешествия, что даст возможность совместить «полезное с приятным»; познакомиться с отзывами других участников программы и т.д.

Для путешествующих с целью краткосрочного погружения в интересующие специальности, смены направления обучения, специализации или образовательной организации, а также для освоения новых или дополнительных профессий, навыков и компетенций, Программа молодежного и студенческого туризма реализует профориентационный трек.

Для тех, кто путешествует с целью культурного развития – культурно-познавательный трек, включающий разнообразные предложения. На сайте представлены мероприятия (концерты, КВН, игры и т. д.) запланированные не только ВУЗами-участниками, но и регионами в целом. Перед студентом открывается возможность самостоятельного выбора по интересам.

Программа молодежного и студенческого туризма реализуется как в каникулярный период, так и в течении года. Перед участниками открываются возможности: познакомиться с достопримечательностями региона, их традициями, культурой и др.; познакомиться с атмосферой учебного заведения, изучить научный потенциал образовательного учреждения (посетить лаборатории, научные объекты, технопарки и другие объекты науки); стать участниками проводимых культурно-познавательных мероприятий (КВН, Science Slam, «Ночь в музее» и др.); в рамках практики выполнить намеченную программу (провести экскурсию, поработать на оборудовании, провести занятия и др.).

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (МГУ им. Н.П. Огарёва) впервые в 2022 г. стал участником реализации Программы молодежного и студенческого туризма, приняв более 130 студентов и молодых ученых. Проработаны и реализованы как индивидуальные, так и групповые заявки. Участникам программы предоставлялась возможность познакомиться не только с вузом и его работниками, но и с Республикой Мордовией, посетив ее достопримечательные места и объекты.

Одним из наиболее ярких бонусов участия в данной программе является возможность путешествовать по доступным ценам. Проведенный опрос как групп участников, так и индивидуалов показал, что больше 90 % были довольны условиям размещения. Большинство участников отметили, что «Саранск можно назвать городом-университетом», так как значительное количество корпусов расположены в разных районах города (25 учебных корпусов, 16 общежитий, 1 санаторий-профилакторий, 4 физкультурно-спортивных корпуса, 20 лабораторий).

Для участников Программы проводились экскурсии и открытые лекции по интересам, в результате чего желающие посетили ООО «Ромодановосахар», Мебельную фабрику «ОРИМЭКС», Подлесно-тавлинскую экспериментальную детскую художественную школу и т.д.

Интересным стал опыт сотрудничества со студентами и преподавателями ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Преподавателями кафедры туризма географического факультета была разработана и предложена программа пребывания на 6 дней. Студенты направления подготовки туризм, приехавшие из Башкирии, имели возможность не только познакомиться с Республикой Мордовия и посетить наиболее яркие объекты региона, но и в рамках обучения самостоятельно разработать и презентовать свои маршруты по Мордовии и г. Саранску.

В программу пребывания студентов входили маршруты, включающие значимые объекты этнического и религиозного наследия. Участники программы познакомились с историко-культурной средой города и Республики Мордовия, посетив музеи, театры, ДК и окунулись в мир студенческой жизни.

На вопрос какие достопримечательности произвели наибольшее впечатление – 80 % респондентов отметили Музей им. С.Д. Эрьзя, 33 % Площадь Тысячелетия, 22 % отметили Подлеснотавленскую экспериментальную детскую художественную школу резьбы по дереву и смотровую площадку МГУ им Н.П. Огарёва.

На вопрос, что понравилось в Саранске респонденты отмечали красоту города, его компактность, сосредоточие всех главных достопримечательностей в центре, посещение событийных мероприятий, таких как «XII Всероссийский сельский Сабантуй» в с. Аксеново.

Кроме этого, студенты получили опыт проведения экскурсий разного формата, от городской до трассовой. Ярким, по словам участников программы, и незабываемым моментом стало участие студентов и преподавателей в событийном мероприятии «XII Всероссийский сельский Сабантуй» в с. Аксеново (рисунок).

Опыт участия в Программе молодежного и студенческого туризма показал, что параллельно решаются задачи повышения «узнаваемости» и продвижения территорий, а также ВУЗов-участников. Согласно опросу, 44 % респондентов ранее не слышали о республике, а те, кто раньше знал о регионе, упоминали о факте существования двух субэтносов (эрьзя, мокша) и проведении Чемпионата Мира по футболу 2018.

Студенты МГУ им. Н.П. Огарева также стали участниками программы молодежного и студенческого туризма, посетив во время экскурсионной практики Республику Башкортостан. Объектами туристического маршрута стали: Зоологический музей биологического факультета, Природный Парк Серпиевский Пещерный Град, Идрисовская пещера, минеральный источник Кургазак и др. Гидами группы являлись представители туристического клуба университета.

83 % участников остались довольны программой пребывания, отметив её грамотную организацию, высокий уровень экскурсионного обслуживания, условий питания и размещения. Башкирский государственный университет не первый год является участником данной программы. Улучшение качества предоставляемых услуг достигнуто привлечением на договорной основе компетентных туристских организаций (турагентства, турклубы, экскурсионные бюро и др.).

Для принимающего вуза реализация программы по туризму – это сложный процесс, представляющий собой комплекс организационных мероприятий:

  • подготовку программ пребывания, с проработкой индивидуальных запросов приезжающих;
  • помощь с трансфером, размещением (по желанию в общежитии ВУЗа, гостиницах или других объектах размещения) и базами практик образовательного учреждения;
  • разработку экскурсионных маршрутов, с учетом разных потребностей туристов;
  • организацию мастер-классов или открытых лекций для путешествующих;
  • сопровождение студентов-туристов по выбранным/утвержденным маршрутам;
  • взаимодействие с объектами, предоставляющими услуги участникам программы по вопросам координации времени и места встречи групп/индивидуалов, а также самой программы;
  • осуществление поддержки по всем возникающим вопросам и др.

Таким образом, участие в Программе решает широкий спектр задач по повышению качества образования, развитию внешних связей, оздоровлению и культурно-нравственному воспитанию студентов, способствуя достижению удовлетворенности участников программы, реализации корпоративных потребностей вуза и индивидуальных запросов студентов и молодежи (Кожанов, 2017). Студенты-участники Программы отмечали, что полученный опыт и впечатления от участия в мероприятиях ВУЗов позволили по-другому посмотреть на Программу молодежного и студенческого туризма. Несмотря на то, что целью приезда студентов Башкирского университета являлось знакомство с ВУЗом и участие в XV Республиканском национально-фольклорном празднике «Сабантуй», обучающиеся познакомились с регионом и получили не только опыт разработки и внедрения своих турмаршрутов, но и успешно защитили проекты по Республике Мордовия в своем ВУЗе. Кроме этого, положительный опыт реализации спортивных мероприятий с привлечением студентов других вузов по Программе, позволил укрепить связи по взаимному сотрудничеству и увеличить количество студентов, занимающихся спортом.

Среди участников Программы интерес предоставляли студенты-индивидуалы, приезжающие с личными целями (путешествие по приемлемой цене, посещение музеев, участие в мероприятиях и т.д.). Опрос показал, что такой опыт посещения региона позволил им не только достичь поставленных целей, но и расширить кругозор в плане профриентации, научных изысканий (посещение лабораторий вуза и участие в конференции, позволили определиться с темой статьи) и просто открыть регион с другой стороны (город-университет, с интересными традициями и национальными праздниками).

Проведенное исследование и опыт участия в Программе молодежного и студенческого туризма позволяют говорить о необходимости открытия на базе кафедр ВУЗов-участников, выпускающих специалистов сферы туризма специальных, студенческих туристических обществ. Данное решение позволило бы не только обучающимся получить практический опыт в сфере туризма, но и повысить качество реализации Программы, так как именно они являются целевой аудиторией данного проекта и смогут максимально быстро адаптироваться к изменяющимся запросам со стороны студентов-туристов.

Заключение (Conclusions). Значимость Программы обусловлена тем, что она способствует достижению основных целей студенческого туризма: популяризации среди обучающихся внутреннего туризма; совершенствование инфраструктуры образовательных организаций; изучение перспектив трудовой миграции и профориентационного подтверждения выбора направления  обучения и т.д. Программа направлена на развитие не только молодежного, студенческого, внутреннего туризма, но и туристской отрасли в целом, раскрывая и повышая роль и значение образовательных учреждений  ВУЗов-участников, способствуя раскрытию туристского потенциала городов и регионов.

Благодаря именно трековой системе реализации Программы (научно-популярный, профориентационный и культурно-познавательный), позволяющей максимально охватить интересы участников, перед студентами и молодежью открыты многочисленные перспективы: от получения ориентира в выборе профессии и расширения границ науки, до возможности путешествовать по доступным ценам и приобрести опыт работы по профилю подготовки.

Опыт участия в программе показал, что эффективность ее реализации повышается при взаимодействии двух вузов-участников, обменивающихся студенческими группами и активном привлечении в программу компетентных туристских организаций: во-первых, увеличивается численность участников программы, во-вторых – развивается внутренний туризм на основе принципа паритетного сотрудничества и, в-третьих, повышается качество предоставляемых услуг за счет профильных организаций.

 

[1] Программа молодежного и студенческого туризма: сайт. Москва, 2021. URL: https://студтуризм.рф/dashboard (дата обращения: 23.12.2022).

[2] Стратегия развития туризма в России до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р. URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 20.09.2022).

Список литературы

Васильцов А.В., Коноплёва Д.В., Ахатов Д.С. Историогенез молодежного туризма в России // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2 (10). С. 184-192.
Губин А.В. Проблемы развития молодёжного туризма в России // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029579 (дата обращения: 23.03.2023).
Донскова Л.И., Редькин А.Г., Отто О.В., Макаров А.А., Мягкова Е.В. Молодежный туризм как сегмент социального туризма в российском регионе: теория и практика // Сервис +. 2019. №3. С. 10-20.
Иванов В.Д. Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. С. 98-101.
Каменец А.В., Кирова М.С., Урмина И.А. Молодежный социальный туризм: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 192 с.
Кожанов К.А., Евдокимов К.В., Лысенко В.В. Показатели эффективности и качества услуг организованного студенческого туризма // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2017. №3(64). С. 259-271.
Насретдинова А.С., Хайруллина Э.Р. Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2019. №4 (36). С. 502-509.
Никонова Т.В., Веслогузова М.В., Ибатуллова Ю.Т. Современные факторы и проблемы развития молодежного образовательного туризма в регионах России (по материалам Республики Татарстан) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. №3. С. 61-71.
Оборин М.С. Образовательный туризм как перспективное направление развития молодежных путешествий в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. №3 (90). С.86-96.
Ханина А.В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. Т. 16. № 4 (101). 2022. С. 18-27.
Huang S.S., Crotts J. Relationships between Hofstede's cultural dimensions and tourist satisfaction: A crosscountry cross-sample examination // Tourism management, Jun. 2019.Vol. 72. P. 232-241. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.12.001.
Jablonska J., Jaremko M., Timčák M. Social tourism, its clients and perspectives // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7, No. 3 S1. P. 42-52. doi: https://doi.org/10.5901/mjss.2016.v7n3s1p42.
Minnaert L. Social tourism participation: The role of tourism inexperience and uncertainty // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 282-289. doi: https://doi.org/10.1080/13683500.2018.568051.
Qu C., Timothy D.J., Zhang C.Z. Does tourism erode or prosper culture? Evidence from the Tibetan ethnic area of Sichuan Province, China // Journal of tourism and cultural change. Aprel. 2019.
Stone L.S., Nyaupane G.P. Тhe Tourist Gaze: Domestic versus International Tourists // Journal of travel research. 2019. Vol. 58. Is. 5. P. 877-891.