16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-3

Организационно-педагогические условия повышения эффективности реализации предметных олимпиад

Aннотация

Введение. В современном образовательном пространстве в России возрастает роль олимпиадного движения как драйвера развития творческих компетенций школьников. Однако, на фоне повышения массовости и популярности предметных олимпиад обнажаются проблемные поля, среди которых выделяется необходимость повышения эффективности качества отбора одаренных и талантливых подростков, что и обуславливает проблему нашего исследования. Целью исследования является выделение организационно-педагогических условий, которые позволят совершить олимпиадному движению качественный скачок в своем развитии. Организационно-педагогические условия связаны с разработкой олимпиадных заданий, которые являются основным ядром в практиках реализации предметных интеллектуальных состязаний. Методология и методы исследования. В рамках исследования происходит опора на системный, деятельностный и культурологический подходы, теоретической рамкой является авторская педагогическая концепции реализации школьных предметных олимпиад, где культура рассматривается в контексте социального опыта и творческой деятельности. Использованы теоретические методы - анализ научно-методической литературы по теме, категоризация, дедукция, индукция, обобщение, моделирование. Эмпирической опорой служит собственный опыт подготовки школьников, а также беседы со школьными учителями – наставниками олимпиадников. Результаты. В ходе исследования выявлено, что повышение качества разработки олимпиадных заданий возможно при соблюдении комплекса условий – сменяемость команды разработчиков, конкурсный отбор потенциальных авторов заданий, научное обоснование отбора содержания заданий, создание единой предметной концепции реализации олимпиад, отчетность предметных комиссий, опора на цифровые технологии. Также предложены принципы создания единой концепции по иностранным языкам. Заключение. Теоретическая значимость исследования преломляется в приращении педагогического знания по теме олимпиадного движения и выделении ряда условий, комплексное выполнение которых способствует повышению эффективности реализации олимпиадных практик. Практическая значимость может выражаться в использовании выделенных условий и принципов для запуска инноваций в структуре отечественного олимпиадного движения.


Введение (Introduction). Всероссийская олимпиада школьников является драйвером развития одаренности в отечественном школьном образовании, так как именно сложившееся олимпиадное движение предъявляет повышенные требования к портрету успешных участников, в особенности, при сравнении с государственными экзаменами. Современный этап развития общества диктует необходимость повышения качества образования как детерминанта экономического развития государства, как следствие, обеспечения высокого уровня жизни населения, что обуславливает актуальность исследования. Нестабильность рынка труда, постоянная трансформация образа специалиста и смена блока востребованных умений приводят к необходимости реформации образования на всех уровнях. Проблемы школьного образования находятся в фокусе внимания как государства, так и общества. Многие исследователи обращают внимание на необходимость постоянной актуализации развития универсальных компетенций, так, Т.Ч. Будаева и С.Д. Намсараев считают, что «образовательные программы во многом не учитывают современные темпы трансформации мира профессий в условиях кризиса глобализации и цифровой революции − подрастающему поколению нужно осваивать метакомпетенции, а в школе по-прежнему делается акцент на предметные компетенции» (Будаева, Намсараев, 2018: 13).

Обратимся к практикам реализации олимпиадного движения. Так, Т.О. Вдовина и С.А. Карасев отмечают важность олимпиад для становления личности школьников вместе с получением глубоких знаний по предмету: «На олимпиадах школьники соревнуются с сильными соперниками в выполнении сложнейших заданий в сжатые сроки, преодолевают большие психологические перегрузки. Те, кто выдерживает нагрузку, в стрессовых жизненных ситуациях − в период обучения или уже в профессиональной деятельности − чувствуют себя гораздо увереннее» (Вдовина, Карасев, 2019: 30). Продолжая мысль ученых, О.В. Бузыкина выдвигает следующий тезис: «Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам – это импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход из нестандартных ситуаций» (Бузыкина, 2019: 15).

Подводя итоги вышеизложенному, мы соглашаемся с важной ролью предметных олимпиад в формировании когнитивных способностей, универсальных компетенций, раскрытии творческих способностей учащихся на фоне серьезной конкуренции за призовые места. Однако, далеко не всегда педагогическая общественность однозначно оценивает олимпиадные комплекты как удачные, и решающие задачи отбора лучших школьников. Например, ряд ученых считают, что существуют педагогические практики специфической олимпиадной подготовки, которые противоречат самому духу конкурсного интеллектуального движения: «Подход к конкурсам, основанный лишь на отборе лучших, стал слишком узким, так как, во-первых, сложились целые направления, где практикуется натаскивание участников на определенные задания, что обесценивает сам творческий конкурс, во-вторых, отбор наиболее способных и вкладывание именно в них различных ресурсов нерентабелен и не способствует повышению общего уровня профессиональной подготовки» (Гордиенко, Соколова, Иванов, Федоров, 2022: 81).

Анализ статей, монографий, диссертаций по теме обуславливает наш интерес к выделению условий организационно-педагогического характера, которые могут позволить повысить эффективность отбора лучших учащихся, равно как и улучшения качества разработки материалов олимпиадных комплектов. В целом, проведенный нами анализ научной литературы по теме реализации предметных олимпиад показал широкую разработанность вопроса. Наибольшее внимание уделяется предметно-методическому анализу отдельных предметов, например, представлены труды по физике (Шефер, Кудрина, Кудрина, 2016), русскому языку (Генкин, 2022), литературе (Раева, 2021), иностранным языкам (Бажанов, 2020; Погребная, Гущина, 2020). Академик В.А. Садовничий пишет о химическом образовании в России в контексте проведения олимпиад (Садовничий, 2019).

Анализу подвергаются вопросы развития одаренности в рамках школьной подготовки к олимпиадам (Габдулхаков, 2013). Отдельные работы посвящены развитию предметных способностей обучающихся (Головина, 2020). Некоторые ученые обращаются к анализу опыта отдельно взятых регионов (Никитин, Николаева, Соколова, 2020; Рябова, Искужина, 2021). Достижения цифровой педагогики также анализируются в контексте олимпиадного движения (Мореева, 2019; Олейниц, 2022). Изучается воспитательный потенциал конкурсного движения (Тищенко, 2022; Urhahne, Ho, Parchmann, Nick, 2012). Особое внимание приковано к вопросу изучения креативности и творчества − как отечественными, так и зарубежными учеными (Хангельдиева, 2022; Akveld, Cáceres, Crawford, 2022; McAvaney, 2022).

Тем не менее, несмотря на большое количество публикаций по теме олимпиад, недостаточно освещенными оказываются концептуальные основы реализации практик интеллектуальных состязаний. Предпринимаются некоторые попытки, которые достойны изучения, например, исследуется психологический аспект благополучия школьников (Самойлова, 2022; Swanson, Painter, Blanchard, Gervase, 2023) в соревновательной деятельности, изучается потенциал дивергентного мышления обучающихся (Тетина, 2019; Miller, Sonnert, Sadler, 2018), педагогические условия достижения высоких результатов (Трубина, 2022), функции и структура олимпиадного движения (Немыкина, 2010; Попов, Пучков, 2010; Panskyi,  Korzeniewska, 2021).

Ограничением исследования выступает срез научно-методической литературы за последние 15 лет, поиск осуществлялся по базе РИНЦ по ключевым словам «олимпиада», «олимпиадное движение», «интеллектуальные состязания». Отметим, что мы изучаем школьные предметные олимпиады, то есть те академические конкурсные испытания, которые направлены на школьную аудиторию. В отечественной традиции также проводятся студенческие олимпиады, однако, они не находятся в фокусе нашего внимания, так как ценностные установки и мотивация к участию отличаются от школьного олимпиадного движения.

По сути, центральным звеном любых творческих конкурсов и олимпиад являются комплекты заданий, так как именно критериально-оценочные материалы определяют потенциал олимпиады при ее реализации. Однако, возникающая в обществе критика оказывается не всегда услышанной предметными комиссиями, так как часто авторы заданий убеждены, что их подход является правомерным и целесообразным, что и обуславливает проблему нашего исследования.  В современном образовательном поле вопросы научного обоснования отбора содержания заданий как дидактически, так и на уровне отдельных предметов, оказываются недостаточно разработанными. Обзор научной литературы по теме показывает необходимость более глубокой разработки темы.

Таким образом, проблема исследования преломляется в необходимости выявления организационно-педагогических условий, соблюдение которых позволит улучшить качество оценочных материалов, соответственно, более точно измерять результаты учащихся, в частности, в сфере формирования и развития творческих компетенций. Цель исследования – выделить значимые условия, соблюдение которых в комплексе позволит повысить эффективность реализации предметных олимпиад как педагогического феномена, способствующего отбору и поиску талантливой и одаренной молодежи.

Предложенная нами педагогическая концепция реализации предметных олимпиад на дидактическом уровне определяет культурологический подход как ведущий, при опоре на культурологическую теорию содержания образования (Гулов, 2023). Развитие творческих компетенций оказывается одной из главных и значимых целей олимпиадного движения. Однако, на вопрос «Какое задание можно считать полностью творческим, а не частично репродуктивным?», различные ученые дают разные ответы. Мы полагаем, что не только продуктивные виды деятельности (письмо, говорение) могут формировать творческое мышление, так как тестовые задания на интерпретацию текста, равно как и теоретические задачи, невозможно правильно решить, не обладая творческим складом ума. Мы склонны различать творческие и креативные виды мышления, так как создавать новое возможно и по готовым шаблонам, опираясь на знаковые идеи, в то время как истинная креативность преломляется в решении уравнений с множеством неизвестных, контекст которых задан минимально. Тем не менее, в извечном диалектическом споре дидактов и методистов, на наш взгляд, в определении конкретных форматов заданий, способных развивать креативность, последнее слово должно остаться за учеными, мыслящими на методическом уровне, безусловно, при поддержке дидактов. Междисциплинарный подход сможет качественно улучшить эффективность разработки заданий, так как смежные предметы должны использовать принципиально схожие форматы олимпиадных заданий. Напомним, что отечественное олимпиадное движение состоит из множества предметных олимпиад, функционирующих в едином информационном поле, поэтому использование единых принципов реализации конкурсного движения является важным и витальным для обеспечения прозрачности и честности проведения олимпиад. Существующие методические рекомендации для разработчиков муниципального этапа ВСОШ[1] не могут закрыть лакуны в данном проблемном поле, по ряду причин: 1) информация различается для разных предметов, даже на категориальном и дидактическом уровнях, 2) их положения касаются только рамок муниципального тура всероссийской олимпиады школьников, 3) данные документы являются рекомендациями, соблюдение которых остается на усмотрение региональных органов управления образованием.

Материалы и методы (Methodology and methods). В качестве методологической базы исследования выступили системный, деятельностный и культурологический подходы, при использовании которых мы опирались на культурологическую теорию содержания образования (Краевский, Лернер, 1983). В исследовании были задействованы теоретические методы, среди которых анализ научно-методической литературы по теме, категоризация, дедукция, индукция, обобщение, моделирование. Эмпирической опорой выступил собственный опыт подготовки учащихся к олимпиаде, беседы со школьными учителями, которые реализуют педагогические практики, а также разработка тренировочных заданий олимпиадной направленности.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Рассуждая о концепции университетской гимназии и о творческом взаимодействии педагога и школьника, А.В. Леонтович отмечает: «Критически важной и парадоксальной проблемой для педагогов становится следующее. Они должны заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, нацеливающего школьников на дальнейшее учение и деятельность в таких средах будущего, которые пока неизвестны самим обучающимся, непредсказуемы для них и в которых сами учителя не могут быть пока достаточно компетентны.» (Леонтович, 2023: 61). Ученый рассуждает о взаимодействии с университетом и гимназическом духе образования, однако, по нашему мнению, в массовой школе именно олимпиадное движение играет роль университета, способствующее раскрытию когнитивных и творческих способностей обучающихся.

Интересны рассуждения отечественных исследователей альтернативного школьного образования, которые указывают на осознанный выбор некоторыми семьями иных форм обучения. Недовольство деятельностью государственных общеобразовательных учреждений приводит к переходам в частные школы: «Это связано с общемировым кризисом школьного образования, который чаще всего выражается в отсутствии возможности школ охватить многообразие особенностей детей (способности, особенности здоровья, профессиональные интересы и т.д.) и предоставить им условия для гибких индивидуальных образовательных программ, в информационной перегруженности школьников, нерациональном использовании учебного времени, физической и моральной усталости учителей, детей, администрации школ, переполненности классов и т.д.» (Петряева, Агеева, Яшина, 2023: 10). Таким образом, школа как консервативная организация не может быстро реагировать на вызовы современного общества и его запросы. Тем не менее, именно массовая школа обеспечивает социализацию подростков, их воспитание и обучение, давая им нужный социальный и творческий опыт. Отдельные яркие образцы общеобразовательных учреждений, будь то частные школы, гимназии или лицеи, не в состоянии принять всех желающих. Олимпиадное движение как феномен позволяет в массовом порядке развивать творческие способности, при этом не заставляя молодых людей покидать стены школы ради получения более качественного образования. Одним из структурных компонентов реализации практик интеллектуальных соревнований является создание олимпиадных комплектов.

Обратимся к организационно-педагогическим условиям разработки олимпиадных заданий, соблюдение которых позволит повысить качество реализации предметных олимпиад. На наш взгляд, следующие условия могут помочь олимпиадному движению сделать качественный рывок:

Полная сменяемость команды разработчиков в рамках единого цикла (например, 1 раз в 3 года). Данное условие позволит формировать новые авторские коллективы, которые могут предложить свежие идеи. Разработчики предыдущего цикла могут оказывать консультационные услуги, работать со школьными учителями, разрабатывать тренировочные комплекты заданий.

Конкурсная основа выбора членов предметных комиссий. Научные критерии отбора авторов, их соответствие определенным требованиям − например, наличие ученой степени кандидата/доктора наук, публикации ВАК по теме (1-2 категория) за последние 3 года, индекс Хирша и т.д. Данное условие обеспечит должный научный уровень как авторской мысли, так и экспертизы конкурсных материалов.

Научное обоснование принципов отбора содержания заданий в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах. Публикационная активность предметно-методических комиссий позволит педагогической общественности держать в фокусе внимания отечественные олимпиадные разработки, использовать их на прикладном уровне для создания образовательных курсов для школьников.

Создание единой предметной концепции отбора содержания, которая разрабатывается межвузовскими комиссиями, для реализации на всех уровнях проведения − отборочный(ые), заключительный. Помимо всероссийской олимпиады школьников, в олимпиадном движении функционируют и вузовские (перечневые) олимпиады. ВСОШ реализуется на нескольких уровнях − школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Наличие единого подхода к разработке заданий автоматически позволит участникам переносить опыт участия в одной олимпиаде на другую, в таком случае олимпиадное движение обретет системность и систематичность. Узнаваемый облик заданий поможет учащимся сфокусироваться на предметной подготовке, а не готовиться к специфическим особенностям отдельно взятой олимпиады.

Ежегодная отчетность предметных комиссий − публикация заданий, критериев, комментариев в открытом виде. Прозрачность и открытость деятельности предметных комиссий позволит школьникам и их наставникам убедиться в правильности и справедливости подходов к созданию заданий, равно как и их оцениванию. Мы также ожидаем прозрачной процедуры апелляции, с открытой публикацией ответов жюри, описанием спорных случаев в сети Интернет.

Использование цифровых технологий на всех этапах реализации предметных олимпиад. Цифровая педагогика проникает во все сферы школьного образования, поэтому в олимпиадном движении должны использоваться современные технологии - например, проведение некоторых этапов олимпиад в виртуальной среде, размещение заданий на сайтах в сети Интернет, использование интерактивных площадок для организации обсуждения конкурсов.

Мы признаем, что частично данные условия уже реализуются в отечественном олимпиадном движении, однако, не полностью. Тем не менее, мы считаем, что только в комплексе соблюдение данных организационно-педагогических условий станет решающим фактором в повышении качества отбора талантливых и одаренных школьников в рамках олимпиадного движения.

В фокусе нашего внимания оказываются олимпиады по иностранным языкам, соответственно, следующие принципы мы считаем основополагающими для создания единой концепции данного предметного поля:

  1. Использование единых уровней владения языком для отборочного и заключительного этапов по разным языкам (возможно использование шкалы Совета Европы для европейских языков).
  2. Определение используемых жанров письменной и устной речи для конкурсов продуктивных навыков. Уточнение лимита слов/времени создаваемых авторских продуктов речи, разработка единого критериального аппарата.
  3. Внедрение строго определенных форматов тестирования − например, множественный выбор, заполнение пробелов, выбор из таблицы, и т.д. Сужение видов и форматов заданий, которые могут использоваться на олимпиаде.
  4. Разработка и строгое следование кодификатору социокультурных тем, которые могут раскрываться в заданиях. Использование текстов, связанных с родной культурой, для реализации воспитательного потенциала олимпиадного движения.
  5. Определение видов творческих и креативных заданий, которые могут использоваться в олимпиадных комплектах − интеграция разных форматов, снижение явности контекста условий задания, использование языковых головоломок и загадок. Уточнение удельной доли подобных заданий на каждом этапе, с повышением творческого потенциала олимпиадных заданий от школьного к заключительному этапу.
  6. Внедрение заданий на перевод, как гарантия владения родным языком и навыками письменного/синхронного видов перевода. Уточнение форматов подобных заданий, их удельного веса, критериев оценивания.
  7. Использование лингвистических заданий, направленных на владение знаниями о структуре/функциях языка, его семантике и морфологии.

На современном этапе многочисленные различные олимпиады по иностранным языкам разрабатываются вне рамок единой концепции, что затрудняет как организацию подготовки школьников, так и реализацию олимпиадного движения. Использование общих принципов позволит, опираясь на них, создавать учебно-методические комплекты для учительской общественности, увеличить доступность олимпиадной подготовки для всех регионов.

Заключение (Conclusions). Плюрализм авторских идей и направлений научной мысли разработчиков заданий отечественного олимпиадного движения, с одной стороны, показывает потенциал предметных комиссий различных конкурсов, с другой стороны, нуждается в теоретическом обосновании, на которое могут опираться как авторы «молодых» олимпиад, так и разработчики тренировочных заданий, которые работают над составлением комплектов для педагогической деятельности. Соблюдение определенных организационно-педагогических условий позволит поднять уровень олимпиадного движения, что видится экзистенциальным ввиду его популярности и массовости. Элитарность предметных олимпиад не означает закрытость системы, напротив, все этапы разработки и реализации конкурсных практик должны иметь широкое общественное обсуждение.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в выделении ряда условий, которые базируются на обеспечении научного подхода к отбору содержания заданий, а также прозрачности и демократичности процедур формирования авторских коллективов предметных методических комиссий. Отметим, что в рамках исследования мы говорим о необходимости создания единой концепции для множества олимпиад по одному или схожим предметам, и в качестве примера мы предлагаем принципы, которые могут быть положены в разработку соответствующей концепции по иностранным языкам. Практическая значимость исследования преломляется в возможности внедрения разработанного комплекса условий в практики реализации отечественного олимпиадного движения.

Подводя итоги, подчеркнем значимость предметных олимпиад для отечественной традиции работы с талантливой и одаренной молодежью. По всей стране открываются региональные центры развития одаренности, например, Центр педагогического мастерства (Москва), Сириус (ФТ Сириус), Фонд «Золотое сечение» (Екатеринбург), Центр олимпиадного движения Республики Мордовия (Саранск), Образовательный Центр «Взлёт» (Московская область), и т.д. Налицо тенденция повышения интереса образовательных организаций к олимпиадному движению, что диктует необходимость его упорядочивания, научного переосмысления и структуризации в концептуальном плане.

 

[1] Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году. URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/school_way/ (дата обращения: 06.08.2023).

Список литературы

Бажанов А.Е. Готовимся к олимпиадам по немецкому языку // Иностранные языки в школе. 2020. № 1. С. 2-8.
Будаева Т.Ч., Намсараев С.Д. Либеральная образовательная идея для современной педагогической науки и практики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2018. № 1. С. 13-17.
Бузыкина О.В. Ученик, учитель, олимпиада: траектория эффективной успешности олимпиадного движения в Республике Мордовия // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1(17). С. 12-16.
Вдовина Т.О., Карасев С.А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель развития системы образования региона // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. № 1(282). С. 30-33.
Габдулхаков В.Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография. М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский федеральный университет. 2013. 100 с.
Генкин В.М. Готовимся к олимпиаде по русскому языку: задания лингвистического конкурса // Русский язык и литература. 2022. № 4(271). С. 45-51.
Головина Т.Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство. 2020. С. 32-35.
Гулов А.П. Культурологические основы концепции реализации школьных предметных олимпиад // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. №4(177). С. 69-81.
Леонтович А.В. Университетская школа для детей с повышенными образовательными запросами // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 1. С. 52-67. DOI 10.51314/2073-2635-2023-21-1-52-67.
Мореева С.Н. Использование онлайн-технологий при подготовке школьников к олимпиадам и ЕГЭ // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 25 января 2019 года. Москва: Московский педагогический государственный университет. 2019. С. 499-503.
Немыкина И.Н. Концептуальные основы проведения Всероссийской олимпиады школьников по культуре и искусству «Мировая художественная культура» // Методист. 2010. № 4. С. 15-18.
Никитин Д.И., Николаева В.В., Соколова Е.И. Актуальные проблемы объективности оценивания олимпиадных работ участников Всероссийской олимпиады школьников и пути их преодоления // Эффективные практики оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 18-23.
Олейниц Э.В. Олимпиада как площадка независимой оценки цифровых компетенций // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Сборник научных трудов материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции, Москва, 19-20 мая 2022 года. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «1С-Паблишинг». 2022. С. 64-66.
Петряева Е.Ю., Агеева Н.С., Яшина И.А. Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17. № 2. С. 10-33. DOI 10.25688/2076-9121.2023.17.2.01.
Погребная И.Ф., Гущина Л.В. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования. 2020. 164 с.
Попов А.И., Пучков Н.П. Управление олимпиадным движением в вузе // Образование и саморазвитие. 2010. № 3(19). С. 75-81.
Практические кейсы для олимпиад по цифровой педагогике / Гордиенко О.В., Соколова А.А., Иванов О.А., Федоров В.В. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 6(93). С. 79-91. DOI 10.37493/2307-907X.2022.6.10.
Раева А.В. Принципы создания творческих заданий для 9-11 классов на муниципальном этапе ВсОШ по литературе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 2 (26). С.92-95.
Рябова С.В., Искужина Н.Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере республики Башкортостан // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2. С.45-61.
Садовничий В.А. Роль Московского университета в развитии химической науки и химического образования в России // Химия в школе. 2019. № 5. С. 10-16.
Самойлова И. В. Олимпиады школьников в аспекте психологического благополучия ребенка // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2022. № 3. С. 81-86.
Краевский В.В., Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Просвещение. 1983. 352 с.
Тетина С.В. Возможности предметной олимпиады школьников в развитии дивергентного мышления // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 155-158.
Тищенко А.А. Воспитательный потенциал предметной олимпиады // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. 2022. Т. 77. № 1. С. 86-90.
Трубина И.И. Педагогические условия достижения финалистами олимпиады по искусственному интеллекту высоких результатов // Информатика и образование. 2022. №37(1). С. 69-78. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-1-69-78.
Хангельдиева И.Г. Креативность и инновационность в педагогической практике: вчера, сегодня и завтра // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 36-60. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-36-60.
Шефер О.Р., Кудрина В.В., Кудрина И.Ю. Педагогическое содействие в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории при подготовке обучающегося к олимпиадам по физике. Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра». 2016. 200 с.
Akveld M., Cáceres L., Crawford D. The perceived impact of mathematics competitions on teachers and their classrooms in Puerto Rico, Switzerland and the UK // ZDM Mathematics Education. 2022. Vol. 54. P. 1009-1025. DOI: 10.1007/s11858-022-01414-x.
Swanson K., Painter J., Blanchard M., Gervase K. Why Olympiad: Investigating Motivations and Benefits of Coaching Elementary Science Olympiad // Journal of Science Teacher Education. 2023. Vol. 34(1). P. 63-85, DOI: 10.1080/1046560X.2021.2024690.
McAvaney K.L. Mathematics Challenge for Young Australians // ZDM Mathematics Education. 2022. Vol. 54. P. 1073-1086. https://doi.org/10.1007/s11858-022-01342-w.
Miller K., Sonnert G., Sadler P. The influence of students’ participation in STEM competitions on their interest in STEM careers // International Journal of Science Education, Part B – Communication and Public Engagement. 2018. Vol. 8(2). P. 95-114.
Panskyi T., Korzeniewska E. Bridging the informatics gap between school and university with the InfoSukces contest // Informatics in Education. 2021. Vol. 20(3). P. 463-488. DOI: 10.15388/infedu.2021.19.
Urhahne D., Ho L. H., Parchmann I., Nick S. Attempting to predict success in the qualifying round of the International Chemistry Olympiad // High Ability Studies. 2012. Vol. 23. P. 167-182.