Введение (Introduction). Одной из приоритетных задач современного высшего образования является воспитание личностных качеств, духовно-нравственное развитие будущего педагога. В «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.»[1] (далее – Концепции) заявлена идея о необходимости реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке будущих учителей России. Одной из ключевых задач Концепции является обеспечение единых подходов к результатам формирования социальной ответственности личности, духовно-нравственных, гуманитарных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, к самому процессу воспитания. Очевидно, что решение поставленных задач осуществляется в педагогическом вузе в ходе предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, в результате реализации научно-теоретических моделей и стратегий на практике. В данной статье речь пойдёт о воспитательном потенциале стратегии непрерывного литературного образования, реализация которой в системе методической подготовки студента-филолога, будущего учителя литературы, способствует решению определенных целей и задач, стоящих перед российской системой высшего образования в XXI веке, а также развивает определенные личностно-профессиональные умения, например, такие:
- способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению будущего педагога;
- способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- способность будущего учителя выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению профессиональных трудностей, укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»[2] 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. В современной образовательной практике именно учитель-словесник, по нашему мнению, выступает субъектом, в большей степени реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания несовершеннолетних граждан России, поэтому очень важна профессиональная подготовка будущего учителя литературы, ориентированная на систему базовых национальных ценностей и смыслов жизни.
С нашей точки зрения, именно стратегия непрерывного литературного образования обладает необходимым воспитательным потенциалом, так как рассмотрение непрерывного литературного образования как стратегии основано на методе определения конкурентных целей, а именно:
- понимании литературы как одной из базовых национально-культурных ценностей, способа познания жизни;
- гармонизации отношений общества и человека посредством осознания значимости чтения и изучения литературы для духовно-нравственного развития личности;
- осознании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы, обеспечивающего культурную самоидентификацию личности;
- формировании отношения к чтению и изучению литературы как к средству саморазвития, как к личностно-значимой деятельности;
- развитии внутреннего мира личности, подготовленной к восприятию и пониманию художественных произведений в контексте духовной культуры человечества;
- присвоении системы истинных гуманистических ценностей.
Исходя из анализа современных нормативных документов в области подготовки педагогических кадров, духовно-нравственных ориентиров, развития литературного образования, было определено направление дальнейшего исследования и определена цель работы – выделить ведущие позиции, реализующие воспитательные задачи стратегии непрерывного литературного образования в системе методической подготовки учителя-словесника в педагогическом вузе.
Методология и методы (Methodology and methods). Объектом исследования является воспитательный потенциал стратегии непрерывного литературного образования и его актуализация и реализация в XXI веке.
Методологической базой исследования стала совокупность научно-методологических подходов, а именно: стратегического как ведущего (И. Ансофф, А. Чендлер, О.С. Виханский, В.Н. Тренев и др.), основанного на анализе внутренних и внешних факторов и действий, изучении стратегических позиций, которые могут привести к достижению необходимого результата в вопросах воспитания и обучения; культурологического (В.С. Библер, С.И. Гессен, В.П. Зинченко, Н.Б. Крылова и др.), акцентирующего внимание на развитие личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности и объясняющего гармонизацию личности будущего учителя-словесника; герменевтического (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет и др.), раскрывающего когнитивные аспекты деятельности мышления и сознания, процесса познания будущего педагога; диалогового (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман и др.), рассматривающего стратегию непрерывного литературного образования в качестве особого способа совершенствования эмпатических проявлений и коммуникативных умений; аксиологического (М. Вебер, В. Виндельбанд, В.П. Тугаринов, Г.П. Щедровицкий, Н.С. Розов, В.А. Сластенин и др.), объясняющего образование как ценность и готовность будущего учителя литературы к реализации стратегии непрерывного литературного образования в своей последующей профессиональной деятельности со стороны ценностного потенциала самой стратегии и извлекаемых из неё ценностных смыслов.
В процессе исследования применялись следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение научных трудов по проблеме исследования, абстрагирование и конкретизация.
Исследование применимо для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История», «Литература и МХК».
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В ходе проведённого сравнительно-сопоставительного анализа научных работ можно утверждать, что вся система высшего педагогического образования, начиная с XIX века, ориентирована не только на совершенствование предметной, методической подготовки будущих педагогов, но и на развитие духовно-нравственного облика самого учителя, формирование системы его ценностных ориентиров. Проведенный сопоставительный анализ теоретических исследований по проблеме позволил выявить ключевые позиции применительно к стратегии непрерывного литературного образования, которые способствуют решению воспитательных задач на этапе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Выявленные позиции (см. ниже) транслируются студенту-филологу, обучающемуся в бакалавриате по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профили: «Русский язык и Литература», «Литература и История» в ходе преподавания методических дисциплин по выбору ««Практическая методика литературного образования», «Дисциплины по выбору методического модуля» и др.
Позиция первая. Учитель-словесник как нравственный идеал. По нашему убеждению, с которым согласятся многие исследователи, методисты-практики, педагоги, студенты-филологи именно литература даёт человеку духовно-нравственные ориентиры, а учитель литературы является проводником, компасом в современном, быстро меняющемся мире, поэтому крайне важен облик самого учителя-словесника, его внутренняя система ценностей, которая транслируется им как во время уроков в школе, так и во внеурочной, внеклассной деятельности. Экскурс в историю развития отечественной методической мысли, осуществляемый в ходе преподавания методических дисциплин, свидетельствует о том, что уже в XVIII веке нравственность педагога была необходимым условием эффективного обучения. Например, известный церковный и общественный деятель, оратор, писатель, теоретик литературы XVIII века Феофан Прокопович полагал, что «особая обязанность учащихся – верить учителю» (Прокопович, 1961: 335), поэтому сам учитель должен быть человеком, заслуживающим доверия. Известный профессор Московского университета Х.А. Чеботарёв, также представитель XVIII века, советовал учащимся «в выборе книг полагаться … на советы учителей…, из которых предварительно с пользою узнать можно содержание и внутреннюю доброту книги» (Чеботарёв, 1986: 66). Именно нравственность учителя выступает в данном случае критерием оценки внутреннего содержания художественного произведения. С точки зрения известнейшего российского лингвиста, теоретика литературы и искусства, профессора Московского университета, Фёдора Ивановича Буслаева, «критическая оценка писателей должна развивать в учениках не одно чувство эстетическое, но и нравственное, а наша старина предлагает для того бесценные памятники» (Буслаев, 1992: 129), поэтому Буслаев советовал молодому поколению XIX века читать древнерусскую литературу и литературу XVIII века, а также биографическую прозу, поскольку «великую пользу можно принести и жизнеописанием сочинителя. Так, жизнь Ломоносова будет для детей образцом учебной и ученой деятельности, ибо жизнь его делится на две половины: в первой он только учится, во второй и учится, и учит; в первой он ученик, в последней учитель» (Буслаев, 1992: 135). Идея учителя литературы как нравственного идеала находит отражение и в методических трудах ХХ века. Например, известный методист середины ХХ века, Мария Александровна Рыбникова, говоря о нравственном потенциале уроков литературного чтения и литературы, необходимым условием успешности обучения называла мастерство учителя: «учителя воспитывают миллионы детей, …на уроках литературы воспитываются будущие мастера всех областей нашей жизни, и мы обязаны поднять эту великую работу на высшую степень мастерства» (Рыбникова, 1963: 26). Этот девиз известного методиста актуален и для школы XXI века. Почему так важен сегодня нравственный облик учителя литературы? Ответ на этот вопрос заложен в уникальности самого преподаваемого предмета – литературы, поскольку художественный текст оказывает серьезное педагогическое влияние на человека. Можно говорить о том, что история русской литературы – большая часть истории российской педагогики. Очевидно, что древнерусская литература имела ярко выраженную воспитательную направленность, данная тенденция закрепилась за русской классической литературой впоследствии. Писатели стремились донести до читателя различные гуманистические и патриотические идеи, рассказывая о различных эпизодах из жизни страны в целом и отдельного человека в частности. Большинство русских писателей-классиков ставили перед собой различные воспитательные задачи: художники слова стремились оказать положительное воздействие на общество, активно освещали проблемы и вопросы современной им России, выводили в художественных текстах героев, являющихся образцами для подражания. Литература с детства давала людям нравственные и духовные ориентиры. На практических занятиях данная позиция раскрывается в ходе свободной дискуссии, где студентам-филологам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Почему важна система нравственных ориентиров учителя-словесника? На какие точки зрения должен опираться будущий учитель литературы, развивая свою духовную сферу?
- Приведите примеры конкретных художественных произведений, чтение и изучение которых способствует развитию духовно-нравственной сферы личности. Обоснуйте свой выбор.
- Кто из методистов и педагогов-словесников является вашим нравственным ориентиром? Почему?
Позиция вторая. Учитель-словесник как эстет, ценитель искусства, интеллектуал. Освещая данную позицию на практическом занятии, также проводим небольшой экскурс в прошлое отечественной методики. Приведем конкретный пример. В среде московской молодёжи в начале XIX века большой популярностью пользовались лекции известного литературного критика, поэта, профессора и декана отделения словесных наук Московского университета Алексея Фёдоровича Мерзлякова, который увлекаясь сам, убеждал свою аудиторию и, таким образом, формировал и развивал эстетический вкус студентов. Обратимся к одной из его лекций, в которой он размышляет об эстетическом вкусе и способах его формирования: «Как обыкновенно определяют вкус? Иные называют его способностью отличать красоты в природе и искусствах и наслаждаться ими; другие говорят: он есть взор души, ясно замечающий приличия или скрытые отношения на предметах. Иные нарицают его гласом природы, врожденной любовью к самому себе, которая избирает предметы по ближайшему их к нам отношению или влиянию. Все сии определения, может быть, справедливы, но они, как вы изволите приметить, только скользят на поверхности предмета, и нимало не показывают нам его сущности. В них мы понимаем вдруг и творца и судию, художника и зрителя или читателя и соглашаемся, что тому и другому должно быть со вкусом, дабы они были довольны друг другом...» (Мерзляков, 1817). Интересна мысль А.Ф. Мерзлякова о том, что читатель в начале знакомства с художественным произведением «…не в состоянии отличать достоинств и недостатков читаемого …творения» (Мерзляков, 1817), но постепенно, обогащая свой эстетический вкус, приобретая опыт аналитического разбора постепенно может «…произнести твердо и безостановочно приговор …о сочинении» (Мерзляков, 1817). Отличительными особенностями лекторской манеры Мерзлякова, которую отмечали его ученики, были страстность, пылкость, глубина проработки материала, личная заинтересованность в предмете обсуждения. Обратимся к воспоминаниям одного из благодарных слушателей лекций Мерзлякова, русского историка, журналиста, писателя, Михаила Петровича Погодина: «Самое сильное впечатление производил Мерзляков. Лекций в продолжение трех лет прочел он немного, но всякое его слово, от души сказанное, западало в душу, и навсегда в ней оставалось. Благоговение к Ломоносову и Державину возбудил он вскоре такое, что они сделались для студента почти столько же любезными и дорогими, как Карамзин» (Погодин, 1812). Лекции А.Ф. Мерзлякова по курсу «Теория поэзии» слушал в Московском университете и будущий дипломат, драматург, автор бессмертной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов. Как видим, именно эстетический вкус и художественный такт самого педагога надолго остаются в памяти его благодарных учеников. Приведём ещё один конкретный пример из истории отечественной методики. Предлагаемая точка зрения принадлежит историку русской литературы начала ХХ века, библиографу, Семёну Афанасьевичу Венгерову, который говорил о необходимости читать и изучать с молодёжью именно русскую классическую литературу XIX века: «Будить мысль и обильным чтением хороших произведений развивать хороший вкус – вот основная задача преподавания русской литературы <…> Настоящий учитель словесности должен иметь в душе своей искру Божью, должен быть знаменоносцем, должен затрагивать лучшие струны чуткой юношеской восприимчивости. Нельзя объяснять Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, не имея чего-то созвучного в собственной душе своей. Нельзя выяснять высокое значение героического характера русской литературы, не преклоняясь самому перед героическими порывами» (Венгеров, 1917). Известные учёные-методисты и литературоведы ХХ века считали необходимым относиться к любому художественному произведению как к органически целому. В этой связи особенно актуальна точка зрения отечественного текстолога, литературоведа, доктора филологических наук, профессора Ленинградского университета, Бориса Михайловича Эйхенбаума, который считал, что «первым шагом к …изучению <художественного текста> должно быть исследование именно этой органичности, то есть внутренней закономерности образов, или, иначе говоря, усвоение стиля» (Эйхенбаум, 1915: 110). Литературовед говорит о необходимости постоянного возвращения учащихся непосредственно к тексту художественного произведения, аргументируя это тем, «чтобы ученики чувствовали, что в художестве есть знание и что потому усвоить образы поэта – значит через его душу коснуться самого духа истины» (Эйхенбаум, 1915: 128). Именно хороший эстетический вкус учителя-словесника решает задачи воспитания в контексте непрерывного литературного образования. На практических занятиях, акцентируя внимание на данной позиции, предлагаем студентам-филологам ответить на следующие вопросы:
- Что такое эстетический вкус? Почему важно, чтобы учитель-словесник обладал развитым эстетическим чувством?
- Какие существуют методические приёмы, способствующие развитию эстетического вкуса? Как часто надо их использовать в практической деятельности? Обоснуйте свою точку зрения по данному вопросу.
Позиция третья. Учитель-словесник как наставник. Сегодня в средствах массовой информации, в сетевом пространстве всё чаще звучит мысль о наставнической функции педагога. Наставническую роль учителя-словесника отмечают все методисты. Например, на одном из практических занятий обращаемся к точке зрения профессора Петербургского университета, историка литературы и педагога XIX века, Александра Ильича Незеленова, который отмечал, говоря об особенностях разбора художественных произведений с учащимися, что «разграничить, до чего учащиеся могут додуматься сами, и что надо им просто сообщить, это – дело преподавателя. Преподавание есть искусство <…> Преподаватель должен старательно следить за тем, чтобы все сообщаемые им сведения были действительно нужные…» (Незеленов, 1880: 48). Именно нужность предмета литературы в вопросах воспитания личности не раз ставилась на первое место. Так известный методист середины ХХ века, профессор Московского педагогического государственного института им. В.И. Ленина, Василий Васильевич Голубков полагал, что «целесообразна лишь такая активизация занятий, которая в конечном счете содействует и морально-эстетическому развитию учащихся, и задачам “человековедения” средствами литературы, и усвоению основ литературной науки, и культуре речи учащихся» (Голубков, 1962: 110). Таким образом, воспитание средствами литературы учителем-наставником – целостный процесс, к которому необходимо подходить комплексно. На практических занятиях, рассматривая со студентами вопросы наставничества, обсуждаем следующее:
- Наставничество и учительство: это одно и то же? Каждый ли учитель является наставником? Как стать наставником?
- Можно ли говорить о наставнической миссии русской классической литературы? Почему?
Позиция четвертая. Учитель-словесник как стратег. Стратегический подход в методической науке (работы А. Чендлера (Chandler, 1962), И. Ансоффа (Ansoff, 1976), О.С. Виханского (Виханский, 2002), В.Н. Тренева (Тренев, 2011) и др.) базируется на анализе внутренних и внешних факторов и действий, исследовании стратегических позиций, которые могут привести к достижению необходимого результата в процессах воспитания и обучения. Например, О.С. Виханский даёт такие определения понятию «стратегия» в зависимости от понимания её сути. В первом случае «стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана» (Виханский, 2002: 87). Самому Виханскому близка вторая позиция: «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития…, касающееся сферы, средств и формы …деятельности, системы взаимоотношений…» (Виханский, 2002: 87). Сейчас особенно важно руководствоваться именно стратегическими позициями в вопросах воспитания и образования. На данный момент не существует универсального подхода к определению деятельности педагога как стратегической. В данной статье развитие стратегических позиций учителя-словесника ориентировано на капитализацию сильных сторон личности педагога (Getmanskaya, 2015) и создание условий для преодоления слабых сторон.
Именно в XXI веке актуализирован стратегический аспект непрерывного литературного образования. В связи с этим можно говорить о том, что сегодня учителю-словеснику в вопросах воспитания следует руководствоваться стратегическими позициями, среди которых следующие:
- установление долгосрочных целей и задач, программы действий и приоритетных направлений, оказывающих влияние на духовно-нравственное развитие учащихся;
- способы реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны в вопросах воспитания;
- качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения воспитательных целей и задач.
Обозначенные стратегические позиции, которые обсуждаются со студентами-филологами на практическом занятии:
Сформулируйте приоритетные цели и задачи уроков литературы, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся.
Какую последовательность методических действий для достижения воспитательных целей и задач на уроках литературы вы можете предложить? Аргументируйте свой выбор.
В гуманитарных исследованиях доказано влияние литературного образования на воспитание духовно-нравственных основ личности. С этой позиции данное исследование встраивается в систему научно-исследовательских работ, акцентирующих внимание на воспитательном потенциале гуманитарного знания в целом (работы Л.А. Трубиной, Е.Л. Ерохиной (Трубина, Ерохина 2022), М.В. Лазаревой (Лазарева, 2020) и др.) и непрерывного литературного образования, в частности (работы Н.Л. Лейдермана (Лейдерман, 2006), Б.А. Ланина (Ланин, 2018) и др.).
Заключение (Conclusions). Таким образом, актуализация воспитательного потенциала стратегии непрерывного литературного образования на этапе профессиональной подготовки в педагогическом вузе и его реализация на практических занятиях в процессе изучения отдельных тем методических дисциплин по выбору ««Практическая методика литературного образования», «Дисциплины по выбору методического модуля» и др. позволяет рассматривать учителя-словесника как нравственный идеал, ценителя искусства слова, наставника и стратега.
Таким образом, выявленный воспитательный потенциал стратегии непрерывного литературного образования предполагает развитие следующих профессионально-личностных качеств учителя-словесника:
- способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, саморазвитию и рефлексии, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность к преодолению профессиональных трудностей и развитие чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, трудолюбие и жизненный оптимизм;
- стремление отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки и позицию окружающих, готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, в частности, в вопросах обучения литературе на разных этапах.
Для реализации современных образовательных стратегий необходим педагог, владеющий не только профессиональными компетенциями, но и способный к постоянному духовно-нравственному развитию.
Выделенные ведущие позиции, реализующие воспитательные задачи стратегии непрерывного литературного образования в системе профессиональной подготовки учителя-словесника, позволяют говорить о совершенствовании воспитательной работы в педагогическом вузе.
Перспективы исследования мы видим в организации воспитательной среды университета, основанный на традициях отечественной высшей школы, с одной стороны, и на современных воспитательных практиках, с другой.
[1] Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. // Распоряжение правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года №1688-р. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/404830447/?ysclid=lfc3h3c3jb676268725 (дата обращения: 25.10.2023).
[2] Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». URL: https:// www.kremlin.ru/acts/bank/47958 (дата обращения: 25.10.2023).
Список литературы