Введение (Introduction). Проблема удовлетворенности трудом и мотивации профессиональной деятельности женщин в сфере образования и науки имеет особую значимость в современных исследованиях, поскольку научная область долгое время считалась основным аспектом мужской самореализации, в то время как женщины были вынуждены заниматься домашними делами (Пушкарева, 2022). На данный момент женщины активно включаются в научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, но нельзя говорить о феминизации ученого сегмента (Силласте, 2021). Исследования показывают, что для женщин характерна двойная нагрузка, поскольку они совмещают оплачиваемую работу с делами по дому (Белехова, Ивановская, 2022). Данная тенденция свидетельствует о возникновении чувства невостребованности в своей профессии, и, как следствие, способствует снижению мотивации женщин и неудовлетворенности трудом (Соловей, 2017).
Классические и современные исследования указывают на то, что удовлетворенность трудом является важным элементом эффективности работника, его вовлеченности в деятельность и оказывает непосредственное влияние на функционирование специалиста и коллектива (Мескон, 2007; Липанова, 2015). Удовлетворенность трудом определяется как один из основополагающих компонентов психологического состояния человека, который во многом реализуется через осознание несоответствия между ожидаемым и достигнутым в своей профессиональной деятельности (Липатова, 2015). Исследования компонентов удовлетворенности трудом в основном опираются на классификацию потребностей А. Маслоу, дополненную Херцбергом, где выделены гигиенические (оплата труда, межличностные отношения) и мотивирующие (успех, признание, ответственность) факторы (Мескон, 2007). При этом мотивация важна еще до начала профессиональной деятельности и в последствии побуждает и направляет личность к освоению будущей специальности (Новикова, 2023). Мотивация профессиональной деятельности влияет на эффективность труда и способствует удовлетворенности трудом наравне с заработной платой (Павлова, 2021).
Несмотря на достаточную представленность исследуемой области в современных научных трудах, cчитаем, что в них недостаточно представлена проблематика, связанная с более тщательным и разносторонним изучением компонентов удовлетворенности трудом и мотивации профессиональной деятельности женщин в сфере образования. В связи с этим целью исследования выступило изучение компонентов удовлетворенности трудом и мотивации профессиональной деятельности женщин в сфере образования.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). В исследовании приняли участие 131 человек в возрасте от 20 до 75 лет, работники сферы образования. Из них 103 женщины в возрасте от 20 до 75 лет (средний возраст составил 44 года); 28 мужчин в возрасте от 22 до 75 лет (средний возраст – 42,72 года). Исследование проводилось в г. Ростов-на-Дону, в электронном формате, очно. Участие в исследовании было добровольным. Все респонденты были уведомлены о целях и способах представления результатов исследования.
В исследовании применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы. Поиск литературных источников был выполнен на базе поисковой системы Google Академия, а также с использованием ресурсов научных электронных библиотек eLIBRARY, КиберЛенинка. Отбор источников производился преимущественно за период с 2013 по 2023 год;
- метод анкетирования для выявления и описания возраста, стажа и профессиональных характеристик участников исследования (специализация);
- психодиагностический метод, включающий в себя набор следующих методик: «Опросник удовлетворенности работой» (Спектор, 1985) и методика «Источники мотивации профессиональной деятельности» (Дж. Барбуто, Р. Сколл);
- методы статистической обработки данных: анализ параметров распределения эмпирических данных выполнен по критерию Шапиро-Уилка; сравнительный анализ и анализ достоверности различий был выполнен с помощью t-критерия Стьюдента,
U-критерия Манна-Уитни и непараметрического критерия Крускала-Уолиса.
Статистический анализ осуществлялся с применением программного пакета JASP 0.16.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проверка на нормальность распределения по критерию Шапиро-Уилка показала, что по выборке в целом, распределение значений по источникам мотивации соответствует нормальному распределению, а по большинству показателей удовлетворенности трудом отличается от нормального. Поэтому далее при анализе различий будут использованы и параметрические и непараметрические методы.
В табл. 1 показан сравнительный анализ компонентов удовлетворенности трудом среди мужчин и женщин. Значимых различий между ними не обнаружено. Наиболее высокие средние значения по выборке в целом, и для женщин, в частности, отмечены по компонентам удовлетворенности руководителем, коллегами и задачами, решаемыми в процессе работы. Т.е., женщины, работающие в сфере образования, в целом, удовлетворены своей профессиональной деятельностью, ее условиями и компенсациями.
При рассмотрении источников мотивации профессиональной деятельности преподавателей удалось установить, что наиболее выражены мотивы соответствия внутренним стандартам, занимаемой должности (внутренняя Я-концепция) и желанию достигать целей, соответствующих внутренним ценностям. Результаты анализа выраженности компонентов мотивации среди женщин и мужчин в табл. 2 также не показали значимых различий, однако по t-критерию Стьюдента близкие к значимым получены результаты по компоненту «внутренние процессы», что свидетельствует о более высокой значимости желания получать удовольствие от профессиональной деятельности среди женщин в сравнении с мужчинами.
Далее с целью анализа возможного влияния специфики содержания профессиональной деятельности разных категорий женщин-работников сферы образования, исследуемая выборка была разделена на подгруппы научно-педагогических работниц (далее НПР) и учебно-вспомогательного персонала (далее УВП). В группу НПР вошли 75 женщин в возрасте от 20 до 72 лет (средний возраст 45,01 года); в группу УВП – 28 женщин от 21 года до 60 лет (средний возраст 40,88 года).
При сравнительном анализе выраженности компонентов удовлетворенности трудом у преподавателей и УВП в табл. 3 были обнаружены значимые различия только по показателям «условия выполнения» и «коллеги». Удовлетворенность регламентом рабочих процессов и коммуникацией с коллегами выше в подгруппе УВП, что, возможно, объясняется возрастом респондентов или более высоким уровнем вовлеченности УВП в бюрократические процедуры.
В табл. 4 показаны результаты сравнительного анализа выраженности компонентов мотивации у научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, при этом значимых различий не обнаружено.
Далее для анализа возможного влияния возраста респондентов и стажа профессиональной деятельности на удовлетворенность трудом и мотивацию работниц сферы образования был реализован сравнительный анализ при помощи непараметрического критерия Крускала-Уоллисса. Подгруппы сравнения по возрасту были сформированы следующим образом:
подгруппа 1 – 19 женщин в возрасте от 20 до 30 лет;
подгруппа 2 – 38 женщин в возрасте от 31 года до 45 лет;
подгруппа 3 – 35 женщин в возрасте от 46 до 60 лет;
подгруппа 4 – 11 женщин в возрасте от 60 лет.
На рис. 1 показано, что удовлетворенность коллективом достоверно различается в группах женщин по возрасту (Н=11,25, при р< 0,05). Наиболее низкие значения отмечены в среднем возрастном диапазоне 31-45 лет, а наиболее высокие в возрасте 20-30 лет и в возрасте старше 60 лет. Также достоверные различия обнаружены в удовлетворенности коммуникацией внутри коллектива (Н=10,42, при р<0,05). Наиболее высокие значения отмечены в возрасте 46-60 лет, а наиболее низкие обнаружены в среднем возрастном диапазоне 31-45 лет. Данная тенденция может быть обусловлена тем, что женщины в возрасте 31-45 лет менее удовлетворены информированием внутри организации, чем их коллеги других возрастов.
Показано, что существуют достоверные различия по уровню удовлетворенности трудом среди разных возрастных групп (р=0,186). Наиболее высокие значения обнаружены в группе 20-30 лет (mean=4,016), а наиболее низкие значения в группе женщин 31-45 лет (mean=3,651). Это может быть обусловлено тем, что в более молодом возрасте для женщин условия трудовой деятельности не имеют такого значения, как для женщин в возрасте от 31 до 45 лет.
При проведении аналогичного сравнения в отношении источников мотивации женщин (рис. 2), показано, показано, что внешняя Я-концепция достоверно различается среди женщин разных возрастных групп (Н=8,03, при р< 0,05). Самые низкие значения обнаружены в группе 31-45 лет, а самые высокие в группе 20-30 лет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что молодые женщины в большей степени нацелены на оценивание уровня своей компетенции со стороны других людей, в то время как их коллеги более взрослого возраста меньше полагаются на внешнее подкрепление результатов своей деятельности.
Достоверных различий по выраженности компонентов мотивации в зависимости от стажа профессиональной деятельности выявить не удалось, что может свидетельствовать об относительной устойчивости профессиональной мотивации работниц сферы образования.
Далее было проведено сравнение выраженности компонентов и уровня удовлетворенности трудом в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Учитывая представления о базовом периоде адаптации к профессиональной деятельности, подгруппы сравнения по стажу были сформированы следующим образом:
подгруппа 1 – 15 женщин, начинающих свою карьеру в сфере образования, стаж профессиональной деятельности до трех лет (средний возраст 35 лет);
подгруппа 2 – 7 женщин, работающих в сфере образования от трех до пяти лет (средний возраст 28,5 лет);
подгруппа 3 – 9 женщин со стажем в сфере образования от пяти до десяти лет (средний возраст 31 год);
подгруппа 4 – 72 женщин со стажем в сфере образования более 10 лет (средний возраст 49 лет).
Результаты сравнительного анализа выраженности компонентов удовлетворенности трудом (Н=7,96, при р< 0,05) на рис. 3 показали, что у женщин с разным стажем работы достоверно различается удовлетворенность условиями выполнения (Н=13,03, при р < 0,05). Наиболее высокие значения отмечены в группе со стажем работы до трех лет, а наиболее низкие у женщин со стажем работы свыше 10 лет. Это может говорить о том, что более молодые специалисты придают больше значения различным правилам и бюрократическим препятствиям, чем их опытные коллеги. Достоверные различия также обнаружены по удовлетворенности возможностями продвижения (Н=8,07, при р< 0,05). Наиболее высокие значения характерны для женщин со стажем работы 5-10 лет, а наиболее низкие значения отмечены у женщин со стажем работы свыше 10 лет. Это может быть обусловлено тем, что именно в этот период женщины больше продвигаются по карьерной лестнице, чем в начале и на пике своей карьеры.
Результаты исследования и их обсуждение (ResearchResultsandDiscussion). В этом исследовании изучалась взаимосвязь удовлетворенности трудом и мотивации профессиональной деятельности женщин-работников сферы образования. В первую очередь, нам удалось установить, что женщины, задействованные в сфере образования, в большей степени удовлетворены своей деятельностью в начале своей карьеры и при большом стаже работы, при этом женщины в возрасте 31-45 лет меньше удовлетворены своей профессиональной деятельностью и ее компенсациями. Этот результат соответствует данным исследований компонентов удовлетворенности трудом через соотнесение их с компонентами психологического состояния человека. (Липатова, 2015; Мескон, 2007). Далее в результате сравнительного анализа нам удалось выявить, что для женщин в сфере образования основным источником мотивации является соответствие внутренним стандартам, а также стандартам занимаемой должности. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что для молодых женщин внешнее подкрепление успеха своей деятельности от коллег будет иметь больше влияния на эффективность работы, чем для их коллег среднего возраста. В целом, полученный результат соответствует предыдущим исследованиям взаимосвязи мотивации и эффективности труда, способствующей удовлетворенности трудом, при этом авторы утверждают, что мотивация важна еще до начала профессиональной деятельности и в последствии побуждает и направляет личность к освоению будущей специальности (Новикова, 2023; Павлова, 2021).
Таким образом, полученные в нашем исследовании данные не противоречат результатам других авторов, а дополняют и позволяют более глубоко понять специфику психологических аспектов удовлетворенности мотивации профессиональной деятельности женщин в сфере образования.
Заключение (Conclusion). Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: женщины, работающие в сфере образования, в целом удовлетворены своей профессиональной деятельностью, ее условиями и компенсациями. При этом наиболее высокие значения удовлетворенностью трудом будут на начальных этапах развития карьеры и на более поздних (стаж более 10 лет). Удовлетворенность регламентом рабочих процессов и коммуникацией с коллегами выше у УВП, что, возможно, объясняется возрастом респондентов или более высоким уровнем вовлеченности УВП в бюрократические процедуры.
Ведущим источником мотивации для женщин в сфере образования выступает мотив соответствия внутренним стандартам, занимаемой должности. Также полученные результаты свидетельствуют о том, что молодые женщины больше заинтересованы во внешней оценке и поддержания своей деятельности со стороны коллег, в то время как их коллеги более старшего возраста меньше нацелены на оценивание уровня своей компетенции со стороны других людей, в целом удовлетворенность трудом выше у женщин со стажем работы до 10 лет.
К ограничениям данной работы можно отнести скромный объем выборки и ее неравномерность по стажу (большая часть участниц исследования имеет стаж профессиональной деятельности в образовании более 10 лет), что могло сказаться на достоверности описанных различий. Перспектива исследования видится нам в расширении выборки и предмета исследования. Интересным видится исследования связи психологических аспектов профессиональной деятельности женщин с уровнем их благополучия в целом, а также более глубокий анализ гендерных и возрастных различий.
Список литературы