Введение (Introduction). Среднестатистический представитель человечества стремится жить в безопасном и предсказуемом мире, где действуют правила, исключены опасности, беспорядок и хаос (Маслоу, 1999). Отсутствие безопасности формирует у человека депривацию способности к установлению социальных контактов, доверию, уверенности в себе и эффективности в профессиональной деятельности (Трофимова, Кузьмина, 2022). Обеспечение состояния безопасности граждан, является важнейшей функцией государства, без выполнения которой успешное развитие невозможно. Психологи современности, например, Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян, обращают наше внимание на то, что безопасность выступает необходимым условием успешного развития каждой системы. Мы можем эффективно развиваться лишь в безопасной среде (Агузумцян, 2009). Понятие «безопасность» отражает основное содержание психического состоянии противодействия угрозе, устойчивость психических процессов в отношении существующих деструктивных факторов, влияющих на личность, способность в условиях динамичных изменений адаптироваться под них и сохранять константность процессов, состояний и свойств (Бырканов, 2023).
Согласимся с высказыванием А.В. Литвиновой о том, что «социально-политические противоречия, террористические угрозы, техногенные, природные бедствия и пандемии повышают актуальность исследования психологической безопасности личности» (Литвинова, 2021). Проблему обеспечения безопасности, необходимо рассматривать с различных сторон на разных уровнях: организационных, социально-психологических, необходимы политические меры воздействия, направленные на предупреждение и предотвращение угрожающих явлений, влияние травмирующих факторов, диагностика имеющихся рисков, разработка и реализация методов реагирования (Марчукова, 2016).
Всё более актуальными становятся профессии, обеспечивающие безопасность граждан: военные, полицейские, медицинские работники, пожарные, спасатели, психологи. При этом, данный класс профессий отличается повышенной степенью риска, усиленному воздействию стресс-факторов (Сухов, 2022). Многие представители данных профессий осуществляют свою деятельность в сложных, опасных условиях, постоянно сталкиваясь с ситуациями экстремального характера, которые являются крайне травмирующими. Специалисты обязаны реагировать на чрезвычайные ситуации, которые не всегда находятся под их контролем. Это подвергает стрессу, может привести к инцидентам, угрожающим здоровью, жизни, целостности и психической безопасности личности, ее защищенности (Korpela, Nordquist, 2023). И подобное негативное влияние на специалистов является серьёзной проблемой, т.к. обеспечение безопасности требует всесторонней подготовленности и способности противостоять воздействию отрицательных факторов, что не всегда реализуемо.
Сотрудники пожарно-спасательных частей – пожарные, относятся к подобным специалистам, их профессиональная деятельность осуществляется в опасных для жизни и здоровья условиях. Они в полной мере, на себе ощущают отрицательное воздействие различных аспектов связанных с выполнением задач, нацеленных на обеспечение безопасности граждан и государства.
Рассматривая их деятельность стоит отметить, что большую часть своей деятельности пожарные осуществляют в тяжёлых экстремальных условиях, что оказывает влияние на психику участников. И здесь важным фактором успешной деятельности пожарного, как профессионала является постоянное развитие и совершенствование профессионально важных качеств, навыков и умений (Гермацкая, 2020). Успешность действий в экстремальных ситуациях, зависит от психологической подготовки, которая включает: вооружённость сведениями о различных экстремальных факторах; обучение способам действий в критических ситуациях (Сахабутдинова, 2018). Однако экстремальные ситуации бывают различного характера и сложности, специалисты по-разному переносят их влияние, как локально, так и в «перспективе». Неверное решение, неправильное действие, может повлечь серьёзные последствия для сотрудников реагирующих подразделений, повлиять на осуществление необходимых действий для спасения пострадавших, сохранения жизни, здоровья, имущества граждан, обеспечения безопасности государства. Специалисты подвержены различным психическим расстройствам, которые часто являются причинами «сбоев» в осуществлении профессиональной экстремальной деятельности, сильному снижению трудоспособности, или полной потери способности к осуществлению деятельности, а также появлению различных конфликтных ситуации, отказ от соблюдения дисциплины и других негативных ситуаций (Приходько, 2013). Результатом кризисных явлений в профессии могут быть срывы, глубокие поведенческие и личностные изменения (Вишняков, 2016). Для успешного противостояния негативным воздействиям необходима способность применять ранее сформированные психологические ресурсы. Устойчивость сотрудников МЧС связана, в том числе, с субъективной оценкой рисковых ситуаций (Махмудова, Пфау, 2016). Для обеспечения надежности и эффективности осуществления деятельности, сохранности здоровья специалистов необходимо, при осуществлении подготовки специалистов экстремального профиля деятельности, особое внимание уделять психологическому сопровождению, в том числе выявлению личных особенностей, оказывающих влияние на безопасность (Васильченко, Турова, Стабровская, 2020).
Психологическую безопасность рассматривают как состояние постоянно меняющегося баланса субъективного отношения индивида к себе, другим и к миру (Молокоедов, Слободчиков, Франц, 2017). Ежедневно происходит расширения видов и диапазона опасностей и их возможных последствий, поэтому и психологическая безопасность людей не предопределяется как нечто естественное (Зотова, 2020). Психологическая безопасность обеспечивает целостность субъекта (физическую и психическую), возможность саморазвития, достижение целей, реализация ценностей в течении жизни (Выготский, 1984). Неуверенность в будущем, несформированная устойчивость в отношении неопределенности, усугубляют субъективные переживания, касающиеся системного понимания безопасности: жилища, социального поведения, жизни в целом (Бырканов, 2022). Наличие реализованной потребности в психологической безопасности у специалистов экстремальных профессий, её стабильность и устойчивость гарантирует эффективное выполнение ими деятельности для обеспечения безопасности общества и благодаря этому уверенное развитие и процветание.
Необходимо обозначить существующий пробел в научных знаниях. Заключающийся в том, что несмотря на большое количество исследований в области психологической безопасности, на наш взгляд, недостаточно изучен вопрос, связанный с психологической безопасностью и её влияние на профессиональную деятельность сотрудников ПСЧ МЧС России.
Цель исследования: Изучение субъективного благополучия и потребности в безопасности в качестве критериев, обусловливающих состояние психологической безопасности сотрудников ПСЧ МЧС России.
Материалы и методы (Methodology and methods). Для изучения психологической безопасности, была сформирована выборка из сотрудников ПСЧ МЧС России, проходящих службу в городе Екатеринбурге Свердловской области, всего 83 респондента в возрасте от 21 до 45 лет (M = 29,34 лет,
SD = 5,14). Образование: среднее – 20 респондентов; среднее-проф. – 29 респондентов; среднее-спец. – 18 респондентов; высшее – 14 респондентов; среднее-тех – 2 респондента. Семейное положение: женат – 46 респондентов, холост – 37 респондента. Стаж службы в должности: от 6 месяцев до 23 лет. Постоянно участвуют в экстремальной деятельности.
Для распределения по группам все респонденты были условно разделены на категории, «субъективно-благополучные и субъективно-неблагополучные». Определены средние показатели по каждой методике.
Удовлетворенность личности в потребности безопасности (-14 / 0 / 14):
- удовлетворена (от 0 до 14);
- не удовлетворена (от -1 до -14).
Шкала субъективного благополучия (1 / 5,5 / 10):
- эмоциональный комфорт (от 1 до 5);
- эмоциональный дискомфорт (от 6 до 10).
Респонденты были разделены на 4 группы. Затем более подробно представлены психологические и социально-демографические характеристики опрошенных в каждой группе:
1 группа (Безопасность/Комфорт). К данной группе относятся респонденты, у которых потребность в безопасности удовлетворена, а также определён высокий уровень эмоционального комфорта − 68 респондентов, что соответствует 81,92% от общего числа респондентов.
Среди респондентов данной группы: мужчины в возрасте от 21 до 41 года (М = 29,23); женатых – 42, холостых 26; образование: высшее − 12, среднее-техническое − 1, среднее-специальное − 14, среднее-профессиональное − 27, среднее − 14; стаж: от 0 до 5 лет – 38, от 5 до 20 лет – 29, от 20 до 50 (по возрасту) – 1.
2 группа (Опасность/Комфорт). К данной группе относятся респонденты, у которых потребность в безопасности не удовлетворена, а эмоциональный комфорт находится на высоком уровне − 13 респондентов, что соответствует 15,66% от общего числа респондентов.
Среди респондентов данной группы: мужчины в возрасте от 22 до 45 года (М = 30,07); женатых – 3, холостых 10; образование: высшее − 2, среднее-техническое − 1, среднее-специальное − 2, среднее-профессиональное − 2, среднее − 6; стаж: от 0 до
5 лет – 6, от 5 до 20 лет – 6, от 20 до 50 (по возрасту) – 1.
3 группа (Опасность/Дискомфорт). Респондентов, подходящих под критерии данной группы не выявлено;
4 группа (Безопасность/Дискомфорт). К данной группе относятся респонденты, у которых определён низкий уровень эмоционального комфорта, а потребность в безопасности удовлетворена − 2 респондента, что соответствует 2,40 % от общего числа респондентов. Среди респондентов данной группы: мужчины в возрасте 27 и 30 лет; женат – 1, холост – 1; образование: среднее-специальное – 2; стаж: от 0 до 5 лет – 2.
Для определения уровня изучаемых переменных применялись следующие методики:
Оценка удовлетворенности потребности в безопасности (О.Ю. Зотова). Определяет удовлетворена ли потребность личности в психологической безопасности (Донцова, Зинченко, Зотова, Перелыгина, 2022).
Шкала субъективного благополучия (А. Перуэ-Баду, Г. Мендельсон, Ж. Чиче, адаптация М. В. Соколовой). Измеряет один из компонентов субъективного благополучия – эмоциональный комфорт, оценка актуального эмоционального состояния индивидом (Донцова, Зинченко, Зотова, Перелыгина, 2022).
Анкета, направленная на фиксацию социально-демографических параметров.
В качестве методов анализа данных использовались описательные статистики, корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, сравнительный анализ с использованием коэффициента U Манна-Уитни. Обработка данных исследования осуществлялась при помощи программы IBM SPSS Statistics.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Результаты корреляционного анализа в группе Безопасность/Комфорт показали наличие умеренной взаимосвязи между удовлетворённостью деятельностью и потребностью в предсказуемости событий, а также средней взаимосвязи между изменением настроения и потребностью быть любимым и желанным (табл. 1).
Обнаружены корреляции, значимые на уровне 0,01:
– между переменной «Степень удовлетворённости повседневной деятельностью» и «Потребность в предсказуемости событий» r = -0,415, при p = 0,000. Корреляция отрицательная умеренная.
Кластер «Степень удовлетворённости повседневной деятельностью» состоит из 3-х пунктов: «Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности»; «Утром мне трудно вставать и работать»; «Мне нравится моя повседневная деятельность». В данной группе уровень эмоционального комфорта среди респондентов высокий, удовлетворённость повседневной деятельностью выражается приподнятым настроением по утрам, отсутствием скуки и общей удовлетворённостью от повседневной деятельности.
Снижающаяся потребность в предсказуемости событий опять же может говорить о том, что для респондентов данной группы их будущее в определённой степени известно. Нет необходимости в дополнительной информации, или волнения об отсутствии необходимой информации для выстраивания каких-либо перспектив. Есть планы, цели, возможности и уверенность для их реализации;
– между переменной «Значимость социального окружения» и «Потребность быть любимым желанным» r = -0,403, при
p = 0,001. Корреляция отрицательная умеренная.
Кластер «Значимость социального окружения» состоит из 3-х пунктов: «Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь»; «Я часто чувствую себя одиноким»; «Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьёй и друзьями».
Значимость окружения заключается в том, что респонденты не находятся в одиночестве, они могут решать свои проблемы совместно, активно общаются с семьёй и знакомыми, друзьями, и это общение позитивное. Снижение при этом потребности быть любимым, желанным может говорить о реализации этой потребности за счёт активного, положительного, эмоционального общения и взаимодействия с окружающими. Здесь происходит замещение и уже само окружение, а точнее взаимодействие с окружением, позволяет ощущать себя любимым и желанным;
– между переменной «Изменения настроения» и «Потребность быть любимым желанным» r = -0,554, при p = 0,000. Средняя отрицательная корреляция.
Кластер «Изменения настроения» состоит из 2-х пунктов: «Последнее время я был в хорошем настроении»; «Я смотрю в будущее с оптимизмом».
Учитывая, что в данной группе высокий уровень эмоционального комфорта, говорить об изменениях настроения респондентов в сторону ухудшения не приходится. Изменения настроения здесь носят позитивный характер, как в отношении себя, также и в отношении восприятия окружающей действительности.
Снижение потребности в стабильности в свою очередь может говорить об уверенности и позитивном настрое респондентов в отношении себя и будущего, о желании двигаться вперёд. А стабильность можно описать как квазидвижение исключающее, или крайне медленное незаметное развитие, напоминающее скорее стагнацию;
– между переменной «Напряженность чувствительность» и «Потребность в стабильности» r = -0,463, при p = 0,000. Корреляция отрицательная умеренная.
Кластер «Напряженность чувствительность» состоит из 3-х пунктов: «Моя работа давит на меня»; «Я охотно меньше просил бы других о чём-либо»; «Я всё больше ощущаю потребность в уединении».
Трудовая деятельность, осуществляемая респондентами, не оказывает на них давления, приносит им удовлетворение, выполняется легко. Взаимодействие с окружающими происходит непринуждённо. В отстранении от общества, коллег, родственников, даже временном, нет надобности, желание уединяться отсутствует.
Потребность в стабильности возникает в ситуациях неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне, будущем, в своих силах и возможности реализовать цели. Поэтому, учитывая оценку напряженности и чувствительности в положительную сторону, отмечая позитивный настрой респондентов, снижение потребности в стабильности вероятно, закономерно.
Результаты корреляционного анализа в группе «Опасность/Комфорт», показали наличие средней взаимосвязи между самооценкой здоровья и потребности в защищённости от реальных чрезвычайных событий, а также сильной взаимосвязи между потребностью в надёжной работе со стабильным заработком и напряжённостью и чувствительностью (табл. 2).
Обнаружена корреляция, значимая на уровне 0,05 между переменными: «Самооценка здоровья» и «Потребность в защищённости от реальных чрезвычайных обстоятельств (война, общественные беспорядки)» r = 0,604, при p = 0,029. Корреляция положительная, средняя.
Безопасность и здоровье две крайне важные, взаимодействующие между собой и взаимовлияющие составляющие необходимые для счастливой, гармоничной жизни. Безопасность, как состояние, определяющее отсутствия угроз от внутренних и внешних факторов. И здоровье, психическое и физическое, в этом взаимодействии выступает мощным ресурсом, позволяющим создать безопасный «периметр» для защиты от опасностей, приходящих из вне. Отсутствие здоровья ставит безопасное существование индивида под сомнение. Отсутствие безопасности в свою очередь отрицательно влияет на состояние здоровья. Учитывая наличие неудовлетворённой потребности в безопасности в данной группе респондентов, прямая взаимозависимость «Самооценки здоровья» и «Потребности в защищённости от реальных чрезвычайных обстоятельств (война, общественные беспорядки)» выглядит вполне закономерно.
Так же обнаружена отрицательная корреляция, значимая на уровне 0,01 между переменными: «Напряжённость и чувствительность» и «Потребность в надёжной работе со стабильным заработком» r = -0,720, при p = 0,006. Сильная отрицательная корреляция.
Учитывая положительные значения показателей шкал кластера «Напряжённость и чувствительность» в данной группе респондентов, осуществляемая деятельность приносит удовлетворение, взаимодействие с окружающими не является сложным, или не желательным. Очевидно, потребность в другой работе отсутствует. Наличие неудовлетворённой потребности в безопасности может характеризоваться как потребность в риске, которую данная работа удовлетворяет, или нет альтернативы данному виду деятельности.
Полученные результаты показали, что большинство респондентов находятся в группе «Безопасность/Комфорт», чувствуют себя в безопасности и эмоциональная составляющая субъективного благополучия находится на высоком уровне, т.е. работа в сфере безопасности, умение справляться с трудными опасными задачами, наличие необходимых для этого навыков, позволяет респондентам чувствовать себя в безопасности там, где это поддаётся их контролю и вероятно, распространяется на жизнь вне службы.
Выполнение социально-значимой деятельности, помощь попавшим в беду, воспринимается респондентами как достойная, правильная, благородная, приносящая пользу. Что определяет удовлетворённость, уважение окружающих, гордость родственников, возможность самореализации. И влечёт за собой повышение самооценки и преобладание положительных эмоций над отрицательными. Составляющая внутреннего комфорта характеризует отсутствие состояния депрессии, тревоги, субъективное благополучие, удовлетворенность качеством жизни, самоуверенность (Зеленев, Прохода, 2020).
Результаты респондентов из группы «Опасность/Комфорт». Субъективно благополучен т.е. считает, что ведёт «правильную» (добродетельную) жизнь, жизнью своей удовлетворён, положительные эмоции преобладают над отрицательными, но при этом данные респонденты не чувствуют себя в безопасности, в эту категорию попадают 13 респондентов.
Обратимся к рассмотрению данных сравнительного анализа между группами «Безопасность/Комфорт» и «Опасность/Комфорт» приведённых в табл. 3. Различия обнаружены в отношении переменных, относящихся к потребности в безопасности. Респонденты по-разному воспринимают и относятся к феномену «безопасность». При проведении анализа не обнаружено различий между группами в отношении эмоционального комфорта, что предположительно, исключает влияние уровня субъективного благополучия респондентов на удовлетворённость потребности в безопасности.
Потребность человека в безопасности не часто выступает в качестве активной силы, доминирует лишь только в критических ситуациях, экстремальных, мобилизуя все силы организма на борьбу с угрозами, становясь мотивом поступков человека. В качестве экстремальных, кризисных ситуаций мы определяем: войны, пандемии, стихийные бедствия, эскалацию преступности, негативные массовые социальные явления (Заочинский, 2021).
Возможно отсутствие ощущения безопасности среди респондентов, связано с выполнением ими опасной деятельности. Риск воспринимается как реальная опасность здоровью и жизни. Также на безопасность влияют другие аспекты нашей действительности, не поддающиеся контролю (потребность в стабильности; предсказуемость событий; защищенность от войн, социальных беспорядков). В тоже время сама деятельность, не смотря на опасный характер даёт возможность получать удовлетворение из-за социально-значимого характера, что и позволяет респондентам находиться в эмоционально комфортном состоянии.
С другой стороны, отсутствие безопасности может восприниматься некоторыми респондентами не как негативная составляющая, а наоборот желательная. В этом случае данных респондентов можно охарактеризовать как «адреналинщиков», любителей опасных видов деятельности, острых ощущений. Например, А.В. Осипов характеризует таких специалистов, как склонных к риску. Исследуя психологическую готовность специалистов пожарно-спасательных подразделений, А.В. Осипов обнаружил, что пожарных-спасателей склонных к риску – 39 % из числа респондентов, принимавших участие в исследовании, 48 % – имеют средние значения склонности к риску, что предполагает развитие навыка, с точки зрения автора исследования. Также, А.В. Осипов отмечает, что для «склонных к риску» специалистов не существует ощущения опасности, что может отрицательно сказываться на выполнении задач (Осипов, 2007).
Ещё одно похожее исследование провели А.В. Врублевский, Н.Н. Лепешинский описанное в статье «Особенности взаимосвязи готовности к риску и психологического благополучия у будущих офицеров-спасателей» (Врублевский, Лепешинский, 2017). Они рассматривали качества, влияющие на готовность к риску. Получены следующие результаты: высокий уровень готовности к риску – 19,3 %; выше среднего – 19,3 %; средний уровень – 52,9 %. Также были определены уровни психологического благополучия респондентов: высокий уровень – 25,5 %; средний уровень – 62,2 %; низкий уровень – 12,4 % (Врублевский, Лепешинский, 2017).
В этом случае становится понятна удовлетворённость жизнью и эмоциональный комфорт, т.к. респонденты получают удовлетворение от профессиональной деятельности (уважение общества, родных, профессиональное развитие, самореализация), а также получая «адреналин» в ходе выполнения рискованных задач, в результате данные факторы влекут за собой положительные эмоции, уверенность в правильном выборе своего пути и как результат, удовлетворённость жизнью.
В процессе исследования определены наиболее выраженные показатели: «Потребность в предсказуемости событий»; «Потребность быть защищённым от опасностей и враждебного мира»; «Потребность в защищённости от реальных чрезвычайных обстоятельств» (табл. 4). В исследовании О. Ю. Зотовой переменная «Потребность в предсказуемости событий» определена на минимальных значениях среди прочих. Неудовлетворённость потребности в безопасности указывает на неуверенность, отсутствие контроля, отсутствия возможности влиять на глобальные события (Зотова, 2011).
Опираясь на данные исследования можно сделать вывод, что отсутствие безопасности может быть связано именно с внешними (вне деятельности), не поддающимися контролю причинами. Потребности в безопасности представлены в виде гистограммы, от наиболее неудовлетворённой к наименее неудовлетворённой (рисунок). Наиболее выражена потребность в предсказуемости событий, т.е. неопределённость, отсутствие необходимой достоверной информации не позволяет субъективно чувствовать себя в безопасности.
Безопасность формулируется как общественное сознание, при котором человек в отдельности и общество в целом воспринимают актуальный уровень жизни как надежный и адекватный, т. к. это состояние обеспечивает возможности для реализации жизненно необходимых потребностей человека и позволяет испытывать уверенность в завтрашнем дне (Вербина, 2013). Полученные результаты дают понимание о состоянии психологической безопасности сотрудников ПСЧ МЧС России. Удовлетворённость этого показателя у большинства респондентов показывает их отношение к окружающей действительности, определяет их психическую устойчивость и соответствие необходимым требованиям профессиональной деятельности.
Заключение (Conclusions). В результате изучения полученных данных определено, что большинство сотрудников ПСЧ чувствуют себя в безопасности, эмоциональный компонент субъективного благополучия, в основном, на высоком уровне. Удовлетворённость в безопасности и одновременно эмоциональный комфорт характерны для большинства респондентов.
Различия в группах между сотрудниками касаются восприятия безопасности. Различий касающихся субъективного благополучия не обнаружено.
Сотрудники ПСЧ в основном: уверены в своих силах, позитивно настроены в отношении себя и будущего; удовлетворены физической формой; ощущают себя в безопасности там где чувствуют возможность контролировать и влиять на свою жизнь; не испытывают одиночества; позитивно относятся к происходящему вокруг, отсутствуют негативные мысли; мир воспринимают не с точки зрения наличия возможных угроз, а с точки зрения их отсутствия; чувствуют себя вполне защищёнными и настроены оптимистично; взаимодействие с окружающими не является сложным, или не желательным, происходит непринуждённо; уверены в возможности управлять собственной жизнью в пределах личного контроля; адекватно воспринимают действительность; трудовая деятельность приносит им удовлетворение оказывая влияние на эмоциональный комфорт, одновременно воспринимается как рисковая, угрожающая жизни и здоровью, что влияет на ощущение безопасности.
Полученных данных недостаточно для использования в работе с личным составом пожарно-спасательных подразделений в полной мере, только в качестве дополнительной информации. Необходимы дальнейшие исследования психологической безопасности специалистов МЧС. Вполне могут применяться в качестве исходного материала для дальнейших исследований. Изучение проблемы психологической безопасности необходимо осуществлять при добровольном и осознанном взаимодействии сотрудников ПСЧ с исследователями и непосредственном участии психологических служб МЧС
России.
Список литературы