Лидерские качества будущих педагогов в контексте современного этапа развития
Aннотация
Введение. Трансформационные процессы, которые происходят в современном обществе, влияют на все сферы жизни личности, формируя человека нового поколения. С другой стороны, ситуация неопределенности, которая всегда присутствует в период реформ, провоцирует необходимость профессиональной подготовки такого будущего специалиста, который будет конкурентоспособен на современном рынке труда. Крайне важно формировать у студентов совокупность лидерских качеств, которые будут способствовать активной профессиональной позиции в будущем, особенно, когда речь идет о педагогах, т.к. они станут ценностно-смысловым ориентиром для подрастающего поколения. В современном научном поле все еще отсутствует единая классификация лидерских качеств будущих педагогов. Цель статьи – выделить и научно обосновать комплекс лидерских качеств будущих учителей для их успешного формирования в образовательном пространстве высшей школы. При написании статьи использовались теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, которые в своей интегральной совокупности дали возможность комплексно исследовать проблему. В результате исследования доказано, что лидерские качества будущих педагогов ‒ это устойчивая совокупность личностных качеств студента, которые позволяют ему быть инициатором и организатором разных видов социально значимой деятельности, получать эффективный результат такой деятельности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. К основным лидерским качествам будущего педагога отнесены: профессиональные (организационные качества, способность к эффективной коммуникации, сотрудничеству и умению работать в команде, ответственность, толерантность, адаптивность, инновационность) и личностные (уверенность в себе, дисциплинированность, активность и инициативность, эмпатия, креативность и творчество, стремление к самосовершенствованию). Заключение. Автор стоит на позициях, что формирование совокупности лидерских качеств возможно в воспитательном пространстве высшей школы при условии реализации определенных педагогических условий, которые автор планируют обосновать в будущем
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, профессиональные лидерские качества, личностные лидерские качества, будущие педагоги
Введение (Introduction). Современный этап развития общества характеризуется динамичностью, многочисленными реформами в различных сферах, нестабильностью и во многом неопределенностью, что порождает необходимость формирования конкурентоспособности личности на современном рынке труда, ее лидерской позиции. Особенно остро проблема становится, когда речь идет о будущих педагогах, поскольку именно они станут ценностным ориентиром для подрастающего поколения, от их инициатив во многом будет зависеть благополучие общества в целом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании лидерских качеств будущих специалистов педагогической сферы.
Данная проблема не является новой, а проблема лидерства будущего педагога исследуется в работах зарубежных (R.-M. Anghel (Anghel, 2022), S. Connaughton, F. Lawrence, B. Ruben (Connaughton, Lawrence, & Ruben, 2003) и отечественных ученых (Н.К. Абдыгазиева (Абдыгазиева, 2016), Б.А. Жетписбаева (Жетписбаева, 2016), Н.В. Приходько (Приходько, 2014), Г.В. Угляница (Угляница, 2009). Активно исследуют и классифицируют лидерские качества личности такие ученые: А.В. Авдеева (Авдеева, 2010), Е.В. Андриенко, C.Б Борисенко (Борисенко, 1989), А.К. Маркова (1996), Т.П. Питина (Питина, 2011), Н.В. Приходько (Приходько, 2014), Г.В. Угляница (Угляница, 2009) и др. Однако, все еще отсутствует единая классификация лидерских качеств, необходимых для будущих педагогов в связи с постоянно меняющими внешними условиями и реформами.
С одной стороны, предложенные учеными лидерские качества педагога имеют место быть в структуре профессиональной компетентности, с другой ‒ многоплановые трансформационные процессы в обществе и государстве, а именно, диджитализация, информатизация, активное использование искусственного интеллекта диктуют необходимость формировать новые качества студентов, которые ранее не рассматривались как лидерские.
Таким образом, целью статьи является выделение и научное обоснование комплекса лидерских качеств будущих педагогов для успешного их формирования в воспитательном пространстве высшей школы в будущем.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Прежде всего, остановимся на современном понимании сущности категории «лидерские качества»:
‒ сложное, многомерное образование, формирующееся на основе реализации лидерского поведения каждого студента в условиях образовательно-воспитательной среды вуза (Жетписбаева, 2016: 14);
‒ совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности педагога как авторитетного участника воспитательно-образовательного процесса, за которым учащиеся признают право принимать решения при организации их совместной деятельности и создании условий для конструктивного общения (Угляница, 2009: 12);
‒ сложный социально-педагогический феномен, формирование которого требует глубокого осмысления критериев и показателей лидерства, выделения основных системообразующих качеств личности, подбора форм и методов работы со студентами, разработки требований к воспитательному пространству вуза, в котором все субъекты воспитания признают формируемые лидерские качества актуальными и целесообразными (студенты, преподаватели, социальные партнеры, работодатели, родители) (Приходько, 2014).
Как видим, лидерские качества студента понимаются в современной научной литературе как интегральная совокупность сформированных личностных качеств, соответствующих умений и навыков, которые позволяют вести за собой, вдохновлять и мотивировать других, достигать поставленных целей уже на этапе обучения в вузе.
На основе анализа научной литературы мы определяем сущность категории «лидерские качества» как совокупность таких качеств личности, которые способствуют эффективной работе в команде, включая планирование, организацию и мониторинг результатов такой работы для достижения поставленной цели. В свою очередь, лидерские качества будущих педагогов мы трактуем как устойчивую совокупность личностных и профессиональных качеств студента, которые позволяют ему быть инициатором и организатором разных видов социально значимой деятельности, получать эффективный результат такой деятельности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированные лидерские качества студентов при выпуске из высшей школы станут основой для успешного осуществления профессиональной деятельности с одной стороны, с другой ‒ будут способствовать становлению активной социальной позиции педагогов и решению актуальных социальных проблем.
Методология и методы исследования (Methodology and Methods). При характеристике сущности исследуемой категории, мы опирались на ценностно-смысловую парадигму образования (М.С. Яницкий, А.В. Серый), считая, что лидерские качества невозможно навязать, а лишь сформировать при условии, что студент видит в них некую ценность и смысл для себя.
К основным методам, используемым в процессе работы, относим теоретические, а именно: анализ, синтез, обобщение (для анализа сущности понятий «лидерские качества», «лидерские качества будущих педагогов»), классификация (для выявления основных групп лидерских качеств личности, которые предлагают исследователи в своих работах для построения авторской классификации лидерских качеств будущих педагогов), которые в своей интегральной совокупности дадут возможность комплексно исследовать проблему. Теоретическое исследование осуществлялось нами в течении 2023 года (сбор и анализ информации с использованием ресурсов библиотеки ФГБУ ВО «Луганский государственный педагогический университет», ФГБУ ВО «Донецкий государственный педагогический университет», электронных библиотек, представленных на сервисах elibrary.ru и cyberleninka.ru.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме классификации лидерских качеств будущих педагогов дает нам основания говорить о том, что каждый ученый предлагает свой уникальный набор необходимых качеств лидера для представителей педагогической профессии. Так, Г.В. Угляница выделяет такие группы лидерских качеств будущих педагогов: профессионально-деловые и личностные (Угляница, 2009: 43). Т.П. Питина дает авторскую классификацию лидерских качеств студентов ‒ будущих педагогов, разделяя их на организаторские, коммуникативные и личностные (Питина, 2011). В свою очередь, А.В. Авдеева выделяет четыре блока лидерских качеств будущих педагогов: интеллектуальные, организаторские, исполнительские, социально-коммуникативные (Авдеева, 2010). В исследовании Е.В. Андриенко находим разделение лидерские качеств будущих педагогов на коммуникативные и профессиональные (Андриенко, 2000). Отметим, что предложенные учеными авторские классификации, с одной стороны, отличаются по критериям распределения их на группы, с другой ‒ совокупность всех качеств, которые исследователи считают лидерскими, во многом схожи.
Основываясь на исследованиях, обозначенных выше ученых, выделим лидерские качества будущих педагогов, которые являются актуальными и необходимыми в контексте современного развития общества. К таким качествам будущих педагогов в сегодняшней социокультурной ситуации мы относим:
‒ профессиональные, то есть те, которые необходимы для успешной работы в педагогическом коллективе и для формирования лидерской позиции учеников: организационные качества, способность к эффективной коммуникации, сотрудничеству и умению работать в команде, ответственность, толерантность, адаптивность, инновационность;
‒ личностные, т.е. такие, которые будут способствовать личному росту для достижения поставленных целей: уверенность в себе, дисциплинированность, активность и инициативность, эмпатия, креативность и творчество, стремление к самосовершенствованию.
Организационные качества для педагога-лидера являются крайне необходимыми, поскольку именно организаторская функция является своеобразным критерием способности организовать свою деятельность, работу учеников, а для студента ‒ деятельность других участников образовательного процесса. Организационные качества будущего педагога вмещают в себя способность стратегически мыслить, планировать, на основе чего принимать решение; а также способность интегрировать усилия людей для достижения поставленной цели (Huber, 2002; Cheung, Reinhardt, Stone, & Little, 2018; Brungardt, Greenleaf, Brungardt & Arensdorf, 2006).
Способность к эффективной коммуникации (Н.К. Абдыгазиева, А.В. Авдеева, Е.В. Андриенко, Т.В. Панкова, В.В. Сараева, Г.В. Угляница) определяется большинством ученых как одно из важнейших лидерских качеств будущего педагога: «как показывает практика, независимо от сферы деятельности в социальном лидерстве ключом к успеху является коммуникация; успехов в профессиональной деятельности всегда добивались люди с развитыми коммуникативными навыками» (Абдыгазиева, 2016: 120).
Будущему педагогу крайне важно уметь эффективно выстраивать коммуникацию с различными субъектами образовательного процесса во время обучения в вузе, понимать сущность субъект-субъектного взаимодействия, поскольку именно это станет основой для построения адекватной модели интеракции с коллегами, учениками и их родителями в будущем. В связи с этим Н.К. Абдыгазиева, Т.В. Панкова вводят в научный оборот понятие «коммуникативное лидерство» которое понимается, как способность влиять на окружающих путем коммуникативного воздействия или взаимодействия (Абдыгазиева, 2016: 121). В структуре коммуникативного лидерства ученые выделяют стимулирующую коммуникацию (умение прогнозировать ход событий, способность быстро ориентироваться в обстановке и сочетать спокойствие и выдержку, новаторство и преемственность, что способствует мобилизации ресурсов окружающих людей при достижении поставленных целей), субъектность, коммуникативную активность и речевое воздействие. Все перечисленные компоненты возможно сформировать в процессе обучения в вузе (Anghel, 2022).
Схожей точки зрения придерживаются Е.В. Андриенко, В.В. Сараева, которые считают, что коммуникативная компетентность и умение эффективно выстраивать коммуникацию с окружающими ‒ важнейшее умение для будущего педагога-лидера (Сараева, 2010; Андриенко, 2000: 141-143). Л.Н. Грень, В.Е. Михайличенко, А.Г. Романовский также обращают внимание на то, что «лидерство разворачивается в сфере взаимодействия с другими людьми и является продуктом отношений с ними. Поэтому важным элементом активизации лидерского потенциала является формирование коммуникативной компетентности студентов» (Романовский, Михайличенко, Грень, 2018).
Таким образом, способность к эффективной коммуникации, что включает в себя умение находить индивидуальный подход к каждому субъекту, толерантность, выдержку, тактичность, искренность, является важнейшим лидерским качеством будущего педагога с одной стороны, с другой ‒ именно в процессе коммуникации и происходит становление лидера, формирование и усовершенствование его лидерских качеств во время обучения в вузе.
Ответственность как лидерское качество является важным и с точки зрения нормативной базы (закон «Об образовании в РФ», стандарты высшего образования), поскольку оно прописано в стандартах высшего образования будущих педагогов. Изучению данного личностного качества посвящены труды К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейна, которые характеризуют данное качество как готовность личности нести ответственность за свои действия, поступки. Ответственность относят, как к волевым, так и нравственным личностным качествам, а учитывая специфику педагогической деятельности – и к профессиональным. Мы разделаем мнение обозначенных авторов и считаем, что лидер должен обладать таким личностным качеством как ответственность, поскольку в процессе профессиональной педагогической деятельности ему придется принимать решения в сложных ситуациях выбора и, соответственно, нести ответственность за результат такого выбора. Кроме того, именно лидер является примером и вдохновителем для других. Демонстрируя ответственное поведение, педагог-лидер способен мотивировать других, вызывая доверие, объединять вокруг себя и успешно реализовать педагогическую деятельность.
В свете новой ценностно-смысловой парадигмы (М.С. Яницкий, А.В. Серый), ориентированной на личность, ее ценности и смыслы, отметим, что ответственность лидера заключается не только в том, чтобы принимать эффективные решения в отношении себя, но и результаты таких решений не должны наносить ущерб окружающим, быть созвучными ценностям людей, которые работают в команде лидера: «ответственный лидер – это человек с особым типом мышления, общественное благо для которого стоит на первом месте или же занимает позицию на одном уровне с экономическими и эгоцентричными установками» (Киселев, 2016).
Таким образом, ответственность мы рассматриваем как важнейшее лидерское качество будущего педагога, способного к принятию решений, результаты которых приведут к благу других и общества в целом.
Толерантность является важнейшим лидерским качеством педагога, поскольку способствует созданию благоприятной атмосферы в ученическом и педагогическом коллективах, снижению уровня конфликтности на основе принятия различных точек зрения, справедливого отношения ко всем субъектам образовательного процесса, эффективной коммуникации. С.И. Гессен справедливо считал толерантность, терпимость к мнению другого человека, его ценностям одной из добродетелей педагога (Гессен, 1995).
Е.В. Яковлева считает, что в основе толерантности лежит способность педагога принимать ценности, взгляды, позицию и идеологию другого. Толерантность педагога способствует поиску таких идей в образовательном процессе, которые объединяют всех субъектов, способствуют реализации многовариантных тактик поведения в каждом конкретном случае для максимального раскрытия потенциала ученика (Яковлева, 2011).
Говоря о педагоге-лидере в контексте современной образовательной парадигмы, мы имеем ввиду такого педагога, который вдохновляет, мотивирует учеников, а не принуждает. Именно поэтому, толерантность является важнейшим качеством современного лидера: «толерантность является важным личностно-профессиональным качеством учителя, так как связана со стремлением достичь взаимного понимания с окружающими людьми, в первую очередь с детьми, согласования различных точек зрения и позиций без использования мер принуждения, давления, унижения, стараясь не ущемлять интересы другой личности» (Яковлева, 2011). В своем исследовании мы относим толерантность к перечню лидерских качеств будущих педагогов, поскольку оно не только способствует принятию других субъектов, их ценностно-смысловых векторов, но и позволяет согласовывать цели и ценности всех субъектов при моделировании образовательного процесса.
Адаптивность как качество лидера-педагога выделяем в связи с тем, что современный мир довольно динамичен, а реформационные процессы, особенно в образовании, происходят перманентно. Безусловно, лидер должен быть готов к переменам, уметь быстро адаптироваться к трансформациям на всех уровнях. Мы считаем, что адаптивность в контексте лидерства представляет собой способность лидера успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям, окружению и требованиям, оперативно реагировать на вызовы социальной среды. Это ключевое лидерское качество, которое становится особенно важным в современном мире, где изменения происходят быстро и неопределенность может быть высокой.
Нам импонирует точка зрения О.А. Воскрекасенко, которая характеризует адаптивность будущего педагога как «интегративную характеристику личности, выступающую внутренним условием ее успешной социализации и отражающую способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой» (Воскрекасенко, 2012). Таким образом, адаптивность как лидерское качество в современных условиях, способствует быстрому и эффективному выбору, принятию решения и успешному выполнению актуальных задач.
Инновационность как одно из лидерских качеств будущего педагога мы выделяем в связи с тем, что педагогическая профессия предполагает постоянное овладение новыми знаниями, знакомство с инновациями и самосовершенствование. В связи с этим, в современной науке сегодня появился термин «инновационное лидерство» ‒ способность лидера постоянно следить за всеми текущими тенденциями и изменениями в организации и во внешней среде и определенным образом реагировать на них (Мухаммедова, 2020).
В своем исследовании инновационность мы характеризуем как качество личности, отображающее способность к творческому мышлению, разработке новых идей, их внедрению и реализации. Считаем, что будущий педагог-лидер должен быть открыт для новых идей, готов быстро реагировать на инновации, внедряя их в практику работы, адаптируя под существующие условия. Характеризуя группу личностных лидерских качеств будущих педагогов выделим их ключевую характеристику – приобретенность в процессе социализации, то есть мы не говорим о врожденном типе нервной системы и, соответственно, темпераменте.
Важнейшим качеством лидера считаем уверенность в себе, что невозможно без сформированной адекватной самооценки. Несмотря на то, что уверенность в себе в основном рассматривается в ракурсе психологической науки и редко концентрируется непосредственно на личности будущего педагога, в некоторых исследованиях находим педагогическую интерпретацию данного конструкта. Так, О.М. Наумова считает, что уверенность в себе педагога ‒ это одна из его компетентностей. Уверенность в себе как общая личностная компетентность ‒ «это обусловленная опытом ценностных отношений с миром и собой, адекватная обстоятельствам, педагогически направленная актуализация личных ресурсов и социотехнических возможностей, обеспечивающих контекстные совладание, самоопределение, самовыражение, саморазвитие, а также соорганизацию с другими людьми социокультурных ресурсов, целей, ценностей, решений, действий и контекстно-ролевых функций для преобразования ситуации по критерию всечеловеческих ценностей, для создания социально-востребованного и личностно-значимого материального, коммуникативного, духовного, образовательного продукта, для конструктивной взаимопомощи и фасилитации со-развития» (Наумова, 2016).
Т.Н. Ефимова дает такое определение исследуемого понятия: «свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его духовных потребностей» (Ефимова, 2012: 121). Отметим, что, исследуя феномен «уверенность в себе» будущего педагога, Т.Н. Ефимова в его структуре выделят такие компоненты как: самоэффективность, социальная смелость, социальная инициатива, мотивация на успех и профессиональная мотивация, настойчивость и самообладание» (Ефимова, 2012: 123-124), то есть развитая уверенность в себе предполагает и наличие других лидерских качеств, важных для будущего педагога.
Дисциплинированность как важное лидерское качество будущего педагога раскрывается через умение эффективно распоряжаться своим временем, выделять приоритетные задачи, планировать свой рабочий день и следовать расписанию, что позволяет ему эффективно достигать поставленных целей. Дисциплинированность представляет собой сложное интегративное качество, ядром которого является сознательность. От уровня осознанности во многом зависит уровень дисциплины будущего педагога, где наивысшим уровнем является самодисциплина, что предполагает высокую степень активности и творчества.
Если ранее дисциплинированность рассматривалась как степень соответствия заданным нормам и ценностям, то сегодня она выражает внутреннюю готовность студента и педагога-практика к планомерной творческой активности: «в современных условиях с расширением прав и свобод человека, с развитием философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, дисциплинированность отражает отношение самого субъекта к общепринятым нормам, его внутреннюю готовность выполнять должное» (Рогожников, Демина, 2014). Итак, у будущего-педагога важно сформировать внутренний ценностный стержень, в основе которого ‒ стремление к самосовершенствованию на основе самодисциплины.
Важнейшим лидерским качеством, отображающим направленность личности будущего педагога на государство и общество, является социальная активность и инициативность, готовность включаться в разные виды деятельности на благо социума, страны. В справочной литературе социальная активность трактуется как «совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированных на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период» (Социологический энциклопедический словарь, 1998). Социальная активность и инициативность будущего педагога и педагога-практика должна быть направлена на сохранение и приумножение педагогических ценностей, что может быть выражено в организации мероприятий, акций, создание клубов, общественных объединений и т.д.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем социальную активность и инициативность как деятельность, направленную на общественное благополучие. Если мы говорим о социальной активности как лидерском качестве будущего педагога, то предполагаем его готовность к такой целенаправленной творческой деятельности, позволяющей преобразовать личность и общество в целом.
Эмпатия как личностное качество исследуется в психолого-педагогической науке А.А. Бодалевым, Л.И. Божович, Т.П. Гавриловой, А.Ф. Лазурским, Н.Н. Обозовым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым и др. Ученые определяют сущность эмпатии через умение приобщаться к переживаниям других, способность адекватно реагировать на такие переживания и, соответственно, выстраивать адекватную модель поведения. Мы разделяем мнение Е.В. Яковлевой о том, что «развитая эмпатия – один из основных факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, прежде всего в обучении и воспитании» (Яковлева, 2008). Безусловно, современный педагог, ориентированный на ценностно-смысловую парадигму образования, является не только транслятором знаний, а еще и фасилитатором, тьютором, тем, кто помогает ученику самостоятельно познать весь спектр знаний. Именно поэтому, эмпатия является, в первую очередь, важным профессиональным качеством, поскольку эмпатийные педагоги могут почувствовать и понять эмоциональные и психологические потребности своих учеников.
С другой стороны, эмпатия ‒ неотъемлемое личностное качество педагога-лидера, поскольку позволяет:
создать позитивный эмоциональной фон общения с учениками, без которого невозможно реализовать личностно-ориентированное обучение и воспитание (Борисенко, 1989: 4-6);
мотивировать учеников и коллег на преодоление неудач;
вдохновлять на помощь и поддержку другого для достижения им личностной и академической эффективности;
развивать социальные навыки учеников, что способствует эффективной работе в команде. То есть эмпатийный педагог способен так же успешно формировать лидерские качества учеников посредством командной деятельности.
В целом, эмпатия является ключевым качеством лидера-педагога, поскольку она способствует созданию поддерживающей и вдохновляющей образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал.
Творчество для будущего педагога мы определяем, как важную составляющую профессиональной компетентности с одной стороны, и как качество лидера ‒ с другой. Феномен творчества рассматривается в контексте разных наук: философия истолковывает его как способ самобытия человека; психология – как проявление внутреннего мира, реализацию творческих способностей; педагогика исследует пути формирования педагогического творчества.
Научные исследования, посвященные проблеме развития творчества будущего педагога, представляют творчество как педагогическую ценность, понимая его как «педагогическое творчество».
Ориентация на творчество как лидерское качество будущего педагога и включение педагогического творчества в составляющие профессиональной компетентности обусловлена:
во-первых, тем, что педагог является носителем творчества и творческим ориентиром для учеников;
во-вторых, ориентация на творчество предоставит будущему педагогу возможность саморазвиваться, активизировать собственные резервы в меняющемся мире для действия в нестандартных ситуациях на аксиологической основе;
в-третьих, творческая деятельность является тем смысловым связующим звеном, который объединяет профессиональные, личностные и культурные ценности, ведь творческая личность способна преобразовать среду не только в профессиональной плоскости, но в культурном пространстве в целом. Именно творчество позволяет человеку быть более стрессоустойчивым, поддерживать оптимистическое настроение, испытывать удовольствие от жизни, способствует саморазвитию индивида.
Необходимость стремления к саморазвитию и самосовершенствованию для представителей педагогической профессии отмечали еще А. Дистервег, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. В современных научных трудах саморазвитие и самосовершенствование рассматриваются как непременные составляющие в структуре сложившихся качеств педагога, признаются как педагогические ценности с одной стороны, и как профессиональные компетентности ‒ с другой. Мы считаем, что стремление к саморазвитию является ведущим качеством лидера, тем более, будущего педагога, именно поэтому стремление к саморазвитию и самосовершенствованию мы рассматриваем и как лидерское качество.
Большинство исследователей саморазвитие связывают именно с профессиональной деятельностью (Л. Бондаренко, А.К. Маркова, Н. Никитина, О. Остапчук, В. Фрицюк) и отмечают, что профессия накладывает отпечаток на направление и содержание процесса саморазвития, поэтому речь идет о профессиональном саморазвитии. Так, А.К. Маркова связывает саморазвитие с формированием у будущих специалистов определенных профессиональных качеств, способствующих его становлению как профессионала (Маркова, 1996).
Мы считаем, что основой профессионального саморазвития является личностное саморазвитие – стремление человека максимально раскрыть свой потенциал, осознавая и совершенствуя себя в культурной среде. Нахождение себя возможно только в ситуации наличия свободного выбора из множества возможных в воспитательном пространстве высшей школы. Таким образом, находясь в многомерном педагогическом процессе высшей школы, будущий педагог приобретает возможность постичь многогранность собственной личности.
В процессе профессиональной подготовки будущего педагога нахождение себя становится возможным в процессе различных видов воспитательной работы, связанных и с актуализацией личностных способностей, и с непосредственным взаимодействием с детьми (общественно-полезная, волонтерская, культурно-досуговая деятельность и т.п.). Именно поэтому мы считаем, что процесс воспитательной работы вуза следует насыщать такими видами деятельности, которые способствовали бы саморазвитию будущего педагога, с одной стороны, и приводили его к самосовершенствованию – с другой.
Исходя из вышесказанного, считаем, что ориентация на саморазвитие и самосовершенствование как личностное качество принципиально важна для будущих педагогов, ведь личностное саморазвитие является предпосылкой самосовершенствования в профессии, с одной стороны, а с другой – позволит быстро реагировать на изменчивость социума, адаптироваться к изменениям в культурном пространстве, быть конкурентоспособным.
Заключение (Conclusions). Таким образом, дефиниция «лидерские качества будущего педагога» в рамках нашего исследования понимается как совокупность таких качеств личности, которые способствуют эффективной работе в команде, включая планирование, организацию и мониторинг результатов такой работы для достижения поставленной цели. В свою очередь, лидерские качества будущих педагогов мы трактуем как устойчивую совокупность личностных качеств студента, которые позволяют ему быть инициатором и организатором разных видов социально значимой деятельности, получать эффективный результат такой деятельности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.
К основным лидерским качествам будущего педагога, которые необходимо сформировать в процессе профессиональной подготовки в высшей школе относим: профессиональные (организационные качества, способность к эффективной коммуникации, сотрудничеству и умению работать в команде, ответственность, толерантность, адаптивность, инновационность) и личностные качества (уверенность в себе, дисциплинированность, активность и инициативность, эмпатия, креативность и творчество, стремление к самосовершенствованию). Считаем, что данные качества возможно успешно сформировать в воспитательном пространстве высшей школы.
Перспективы дальнейших исследований видим в моделировании воспитательного пространства высшей школы с учетом формирования лидерских качеств будущих педагогов.
Список литературы
Абдыгазиева Н.К., Панкова Т.В. Активация коммуникативного лидерства студентов-педагогов. // Инновационная наука. 2016. №4. С. 120-122.
Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: Дисс. … канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 195 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия. 2000. 264 с.
Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дисс. … канд. пед. наук. Л., 1989. 196 с.
Воскрекасенко О.А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития // Педагогика и психология. 2012. №6. С. 7-14.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Ефимова Т.Н. Психодиагностика уверенности в себе у будущих учителей для работы с учащимися в процессе педагогической практики // Вестник Томского государственного университета. 2012. №8. С. 121-125.
Жетписбаева Б.А. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления // World science. 2016. №10 (14). С. 13-16.
Киселев Е.С. Новая модель ответственного лидерства – почему сейчас? // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. №9-2. С.75-82.
Маркова А. -К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. 308 с.
Мухаммедова Л.А. Инновационное развитие лидерских качеств в психологии. // Проблемы науки. 2020. №10 (58). С. 90-92.
Наумова О.М. Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnoe-konstruirovanie-uverennosti-pedagoga-v-sebe (дата обращения: 25.03.2023).
Питина Т.П. Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя // Вестник Костромского государственного университета. 2011. №4. С. 12-15.
Приходько Н.В. Профессионально значимые лидерские качества: сущность, понятие, особенности развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-znachimye-liderskie-kachestva-suschnost-ponyatie-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 01.02.2023).
Рогожникова Р.А., Дёмина О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. С. 40-44.
Романовский А.Г., Михайличенко В.Е., Грень Л.Н. Педагогика лидерства: монография. Харьков: НТУ «ХПИ». 2018. 496 с.
Сараева В.В. Формирование коммуникативной культуры студентов как фактор развития их лидерского потенциала // Вестник Костромского государственного университета. 2010. №3. С. 106-109.
Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. М.: НОРМА. 1998. 480 с.
Угляница Г.В. Формирование лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально-профессионально самоопределения: Дисс. … канд. пед. наук. Кемерово. 2009. 230 с.
Яковлева Е.В. Толерантность как личностно-профессиональное качество учителя. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 1. С. 104-108.
Яковлева Е.В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-professionalno-znachimoe-kachestvo-lichnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 24.03.2023).
Anghel (Blidaru) R-M. The organization of Educational Leadership. // Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica. 2022. Issue 24. Vol. 2. Pp. 11-22.
Brungardt C., Greenleaf J., Brungardt C. L., & Arensdorf J. (2006). Majoring in leadership: A review of undergraduate leadership degree programs // Journal of Leadership Education. 2006. №5(1). Pp. 4-25.
Cheung R., Reinhardt T., Stone E., & Little J.W. Defining teacher leadership. Phi Delta Kappan. 2018. № 100(3). Pp. 38-44.
Connaughton S., Lawrence F., & Ruben B. Leadership development as a systematic and multidisciplinary enterprise // Journal of Education for Business. 2003. 79(1). Pp. 46-52.
Maria Pilar Caceres-Reche. Student Leadership at the university: An Explanatory Model // Education Sciences. 2021. 11(11). https://doi.org/10.3390/educsci11110703.
Nazirova, E.Sh., Tursunov, J.A. Analysis of scientific research methodology // ORIENSS. 2023. №8. Pp.17-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analysis-of-scientific-research-methodology (дата обращения: 24.05.2023).
Huber N. Approaching leadership education in the new millennium. // Journal of Leadership Education. 2002. 1(1). Pp. 25-34.