16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-2-0-5

Возможности интеграции массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранным языкам в высшей школе
 

Aннотация

Введение. Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК) в настоящее время являются одним из способов организации учебного процесса, ориентированного на применение информационно-коммуникационных технологий в изучении различных дисциплин. Однако окончательно не доказаны эффективность и наилучший формат их использования. Целью работы является анализ современного состояния МООК и возможности его использования в современном образовательном процессе при обучении, в частности, иностранному языку, как в гуманитарном, так и техническом вузах, а также выявление уровня осведомленности и практического применения обучающимися курсов в режиме онлайн. Методология и методы. Авторами были изучены научные работы, посвященные зарубежным и отечественным открытым образовательным платформам и размещенным на них курсам, разработан опросный лист по использованию МООК, проводившийся как в гуманитарном, так и техническом вузах среди студентов. Был проведен сопоставительный анализ полученных данных и сделаны выводы. В опросе принимали участие студенты переводческого факультета Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ) и студенты технических институтов НИУ «Московский энергетический институт» (МЭИ). Результаты. Выявлены основные установленные преимущества и недостатки МООК, среди которых к преимуществам относятся: общедоступность; эксклюзивность учебного материала; простота образовательной модели; предметное разнообразие онлайн курсов; краткосрочность; учебная автономия и т.д., а недостатки выделяются следующие: языковой барьер, временные ограничения и стоимость курсов на ведущих образовательных платформах; отсутствие индивидуализации, и, как следствие, личного контакта с преподавателем; низкая мотивация к завершению курса в срок; отсутствие эквивалентности сертификатов. Установлен крайне низкий уровень осведомленности среди студентов по вопросу обучения на онлайн курсах. Заключение. Несмотря на очевидные достоинства применения МООК в процессе преподавания иностранного языка, полное замещение аудиторной нагрузки онлайн курсом невозможно ввиду организационных сложностей.


Введение (Introduction). В реалиях современного времени сложно представить высшее образование в отрыве от информационно-коммуникационных технологий, которые вносят свои изменения в учебный процесс. Обучающиеся становятся активными участниками интенсивно развивающихся процессов цифровизации и имеют больше автономии в выстраивании своей образовательной траектории, повышается индивидуализация процесса обучения. Отвечая требованиям новой информационно-образовательной среды, педагогическое сообщество находится в постоянном поиске и разработке новых моделей обучения (Yarullina, 2021).

Так, активное развитие дистанционного обучения предоставило разным категориям слушателей возможность доступа к качественному элитарному образованию от ведущих мировых университетов. «Первопроходцем» в этом отношении стал всемирно известный Массачусетский технологический институт (MIT), который еще в 2001 году предоставил открытый онлайн доступ к своим уникальным учебным материалам (Вьюшкина, 2015: 78-83).

Спустя десять лет, с развитием дистанционной формы обучения университетами «лиги плюща» (ассоциация восьми самых престижных частных университетов и колледжей, находящихся на северо-востоке США), ведущими университетами мира были предложены массовые открытые онлайн-курсы – МООК (англ. «MOOC»), которые позволяют неограниченному числу слушателей разных категорий и национальностей бесплатно пройти любой из предлагаемых курсов с возможностью получения сертификата об окончании. Данную инициативу поддержали университеты из других стран (Италия, Германия, Великобритания, ОАЭ, Китай и др.) и разработали свои МООК, привлекая большое количество иностранных студентов (Вьюшкина, 2015: 78-83).

Все МООК ориентированы на самостоятельное получение студентами знаний и навыков путем поэтапной организации обучения: передача информации, выполнение заданий с автоматизированной проверкой и оценивание. Отличительной особенностью МООК стало добавление к традиционным учебным материалам возможности интерактивного общения студентов и преподавателей в онлайн форумах и чатах, а также поддержка сообществом ассистентов преподавателей (Маковейчук, 2015: 66-67).

МООК причисляется ЮНЕСКО к числу 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования (Атик, 2022). Самые популярные МООК представлены на платформах Coursera, Futurelearn, edX, CanvasNetwork, KhanAcademy и на данный момент их число превышает 10 000, что составляет половину от всех существующих курсов МООК. В России первые МООК стали появляться с 2014 г. Представлены они на нескольких платформах, крупнейшей из которых является «Открытое образование». Данная платформа учреждена ведущими российскими университетами, такими как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Университет науки и технологий МИСиC (НИТУ «МИСиС»), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ»), Московский физико-технический институт (МФТИ), Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и Национальный исследовательский университет ИТМО (ИТМО).

Целью работы является анализ современного состояния МООК и возможности его использования в образовательном процессе при изучении иностранного языка, как в гуманитарном, так и техническом вузе, выявление уровня осведомленности и практического применения онлайн-курсов.

Методология и методы (Methodology and methods). Для достижения поставленной цели преподавателями, участвовавшими в работе университетов (МГЛУ, Минск и МЭИ, Москва), был разработан опрос по использованию МООК, проводившийся в заочном формате, как в гуманитарном, так и техническом вузах среди обучающихся, было проведено сравнение полученных данных и сделаны выводы. Опросный лист содержал 6 вопросов на выявление уровня осведомленности и практического применения МООК в обучении. Всего было опрошено 300 студентов переводческого факультета МГЛУ и 270 студентов 1 курса бакалавриата и 164 студента 1 курса магистратуры технических институтов МЭИ.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Как зарубежные, так и отечественные открытые образовательные платформы и размещенные на них курсы подробно описаны в научных работах (Aбросимова, 2019; Атик, 2022; Борщева, 2017 и др.), поэтому мы ограничимся описанием общих характеристик. Преимущества МООК очевидны и неоспоримы:

Общедоступность. Одновременно на курсе могут обучаться до нескольких тысяч человек вне зависимости от возраста, местоположения и национальной принадлежности.

Эксклюзивное качество учебного материала: открытый доступ к своим курсам предоставляют лучшие университеты мира.

Простая в понимании образовательная модель / организация обучения. Обучение проходит в несколько этапов: регистрация на курс, просмотр коротких лекций, выполнение тестов на усвоение материала, итоговая контрольная работа и получение сертификата.

Разнообразие МООК для любых специальностей: на открытых онлайн платформах размещено более 20 тысяч курсов по более чем 1 500 направлениям.

Краткосрочность: учебные курсы длятся от нескольких недель до нескольких месяцев.

Учебная автономия: студенты самостоятельно планируют обучение, регулируют объем нагрузки и темпы обучения внутри курса, а также отслеживают свою учебную активность и оценивают достигнутые результаты.

Возможность общаться с участниками курса: на протяжении всего курса обучения слушатели имеют возможность участвовать в обсуждениях, обмениваться сообщениями с другими участниками курса в рамках общего форума, в котором также может принимать участие руководитель курса.

Дозированность: лекции внутри курсов предъявляются порциями по 10-15 минут.

Автоматизированный контроль успеваемости: тесты и итоговые контрольные / творческие работы проверяются программой автоматически.

Отсутствие строгой отчетности: выполнение контрольных заданий обязательно только в случае, если слушатель желает получить сертификат об окончании курса.

Отсутствие платы за обучение: на многих МООК нет платного контента, оплачивается не доступ к учебным материалам, а выдача подтверждающего документа / сертификата о прохождении курса. Однако стоит отметить немаловажный факт, что в 2021 году один из крупнейших провайдеров МООК, edX, был приобретен компанией 2U, и утратил статус некоммерческой организации[1].

Сертификат об окончании курса: по желанию слушателя можно получить сертификат, подтверждающий завершение обучения. Изначально плата за сертификат не взималась, но к 2015 году большинство из МООК стали платными. Тем не менее, сейчас все же можно найти много бесплатных курсов. Например, на известной платформе Coursera их более полутора тысяч.

Несмотря на все преимущества МООК, у них все же есть существенные недостатки:

При появлении на рынке образовательных услуг, МООК не имели временных ограничений по темпам освоения содержания курса, выполнения контрольных заданий и т.д. Теперь в зависимости от выбранного курса, пользователи получают право доступа к учебным материалам на заранее установленный системой срок, что ограничивает возможности обучающегося по временному признаку. В материалах четко определена структура и время на изучение отдельных частей. Если рассмотреть такую структуризацию, как преимущество, то такой подход может, наоборот, замотивировать слушателей на более ответственный подход к обучению и на результат.

Языковой барьер: большинство МООК, посвященных разным предметным областям, на большинстве платформ доступны только на английском языке.

В настоящее время в коллекциях таких крупных провайдеров, как Coursera и FutureLearn практически все курсы платные, что существенно ограничивает возможность выбора. Однако этот момент можно рассмотреть и с другой стороны, если принять во внимание, что появление платы за курсы дисциплинирует слушателей и повышает процент завершенности обучения.

Также можно выделить отсутствие индивидуализации обучения. В режиме неограниченного потока слушателей у обучающихся практически отсутствует возможность личного контакта с преподавателем. Также в рамках МООК используется технология peer-review, т.е. взаимного оценивания работ, которая позволяет студентам оценить и дать свой отзыв о работах других студентов, что многими педагогами признается в качестве преимущества, так как является разновидностью тьюторской работы, однако, обучающиеся не всегда удовлетворены оценками других пользователей.

Отсутствие мотивации. Отсутствие четких временных рамок по прохождению курса и выполнению заданий на некоторых курсах расслабляет и приводит к растягиванию обучения во времени и повышению процента незавершенности курсов. Количество слушателей, завершивших обучение, составляет в среднем 9%[2].

Еще одним существенным недостатком МООК является отсутствие эквивалентности сертификатов и системы перезачета кредитов. Большинство МООК либо не предоставляют кредитов по окончании курсов, либо в университетах отсутствуют критерии соответствия оценки курсов требованиям стандартных офлайн программ.

Стоит отметить положительную динамику в рамках решения проблемы перезачетов. За рубежом студенты могут предоставить свои квалификационные работы MOOК для признания кредитов уже во многих университетах. Кроме того, edX предлагает доступные мини-версии курсов и программ бакалавриата (MicroBachelors) и магистратуры (MicroMasters), где можно заработать реальные переводные кредиты. Студенты могут использовать свои кредиты курса в качестве отдельных квалификаций в резюме и на страницах LinkedIn или в качестве ступеней к получению полноценной степени бакалавра или магистра. Большинство из этих программ доступно по таким дисциплинам, как основы маркетинга, элементы науки о данных, профессиональное письмо, основы компьютерных наук и информационные технологии[3]. Каждая программа включает переводные кредиты колледжа от одного из университетских кредитных партнеров edX. Если объединить их с предыдущими кредитами, которые слушатель уже получил в другом месте, или будущими кредитами колледжа, программа MicroBachelors может помочь ему получить полную степень бакалавра по потенциально более низкой цене, чем традиционная онлайн-программа.

Онлайн-курсы, представленные на платформе «Открытое образование», также легко встраиваются в учебный процесс российских вузов. В них указаны компетенции, количество часов и зачетных единиц, благодаря чему вузы могут внедрять онлайн-курсы в стандартные образовательные программы. Это позволяет обеспечить гибкость образовательной траектории студентов, когда они могут составить индивидуальную программу обучения и выбрать курс с количеством тех зачетных единиц, которые есть в учебном плане необходимого направления подготовки.

Несмотря на большое количество преимуществ МООК, по достоинству их оценили еще не все возрастные категории студентов. Как правило, открытые онлайн-курсы особенно популярны среди слушателей 30-35 лет, уже имеющих диплом о высшем образовании (Образование в цифрах, 2022). Для них этого диплома либо недостаточно для полноценной работы в должности, либо они желают попробовать себя в смежной / новой области, где требуются дополнительные / новые навыки и знания. В такой ситуации МООК становятся альтернативой курсам повышения квалификации.

Согласно, приведенной ниже статистике (таблица), в результате проведенного нами опроса, студенты возраста 18-25 лет, получающие высшее образование в университетах очно, мало интересуются курсами открытого онлайн-формата, возможно, в силу загруженности по основной программе обучения, либо они еще не осознали для себя преимуществ дополнительного онлайн-образования.

В результате проведенного опроса студентов на выявление уровня осведомленности и практического применения МООК, были сделаны следующие выводы:

  1. большинство студентов как лингвистической, так и технической направленности не имеют представления о МООК;
  2. большинство студентов также не используют МООК для изучения иностранного языка;
  3. в качестве онлайн-источника информации для обучения студенты используют иные образовательные ресурсы;
  4. половина опрошенных вообще не считают необходимым использовать какую-либо онлайн-платформу для собственных образовательных целей;
  5. среди наиболее частых причин, препятствующих получению образования на МООК, выделяются:
  • отсутствие свободного времени,
  • отсутствие соответствующей нормативной базы в образовательной организации,
  • отсутствие умений и навыков работы с подобными ресурсами.

Согласно исследованию Т.В. Семеновой, «студенты, после экспериментального обучения в онлайн- или смешанном формате, готовы к использованию МООК в учебном процессе. Студенты экспериментальной группы после завершения обучения в большей степени высказываются за частичное замещение очных курсов на онлайн-курсы и смешанный формат, чем обучающиеся традиционной группы. Данные результаты означают, что если студенты приобрели опыт прохождения курсов в новых для них форматах, то в дальнейшем они будут готовы к такой практике» (Семенова, 2022). Наилучшей мотивацией для студентов выступает автономность и мобильность онлайн-курсов.

Принимая во внимание проведенный анализ использования МООК в педагогической практике и отношение к ним студентов, рассмотрим возможность интеграции открытых онлайн-курсов в языковую программу обучения (Kopylova, 2011). В условиях увеличения массовой доли самостоятельной работы в языковом образовании и снижения количества аудиторных часов, можно предположить, что обращение к МООК станет достойным дополнением к очным занятиям.

Кроме того, учитывая, что традиционное образование не всегда может удовлетворить запросы современных работодателей в плане подготовки будущих специалистов, представляется, что использование смешанных моделей обучения, совмещающих в себе самое лучшее из традиционного обучения и новейших информационных технологий, позволит сделать образовательный процесс максимально эффективным (Борщева, Кашпарова, 2017).

Министерство образования и науки РФ считает возможными следующие модели применения массовых открытых онлайн-курсов в образовании. «Первая модель заключается в использовании МООК в качестве дополнительного контента для самостоятельного изучения, результаты обучения не контролируются. Вторая модель связана с применением МООК наравне с основными учебными программами и представляет собой «смешанное обучение». Эта модель уже предполагает корректировку рабочих программ по дисциплинам и включение в них МООК как обязательного компонента, а также учет итогов их прохождения в результатах промежуточной аттестации. Третья модель предполагает разработку нормативной базы университета с целью перезачета результатов обучения, полученных студентами при самостоятельном освоении МООК, не включенных в образовательные программы» (Маковейчук, 2015: 66-67).

На данный момент существует немалое количество исследований по вопросам интеграции МООК в традиционную систему образования, включая следующие направления: цикл гуманитарных дисциплин (Тараканова, 2021), подготовка магистров-лингвистов Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Коган, 2017), программы ESP (English for Specific Purposes) в МГГУ им. М.А. Шолохова и МПГУ в Москве (Борщева, 2017), языковая подготовка студентов Томского политехнического университета (Сидоренко, 2014) и многие другие.

В результате проведенных исследований, ученые приводят многочисленные доводы относительно вариантов применения МООК в образовательном процессе. Например, как считают Н.А. Aбросимова, И.С. Вацковская, полная интеграция массовых онлайн-курсов в учебные планы российских вузов, предполагающая замещение некоторых дисциплин, невозможна в виду того, что большинство МООК не соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (Aбросимова, 2019). Использование МООК, как дополнительного материала к учебному курсу, является не такой частой практикой, так как носит лишь рекомендательный характер. Самой перспективной моделью интеграции МООК в образовательный процесс авторы считают модель смешанного / перевернутого обучения (flippedlearning). Суть «перевернутого обучения» заключается в том, что классная и домашняя работы меняются местами. Это означает, что новый материал изучается студентами самостоятельно в рамках домашнего задания, а на занятии организуется обсуждение вопросов, возникших в ходе изучения нового материала, происходит более глубокое погружение в тему через дискуссии, практические задания, проблемные ситуации и т.д. (Тараканова, 2021). Внедрение данного формата обучения имеет свои положительные стороны, поскольку студенты не участвуют в онлайн-форумах на образовательных платформах, а предпочитают обсуждать возникающие у них вопросы лично с преподавателем.

В.В. Борщева также считает оптимальной интеграцию МООК в процесс обучения иностранному языку в качестве самостоятельной работы студентов, групповой и индивидуальной. Отмечается, что в обоих случаях преподаватель выполняет мониторинг процесса освоения курса студентами (Борщева, 2017).

Т.В. Сидоренко провела анализ дидактических возможностей МООК при их интеграции в программы языковой подготовки студентов технического вуза в качестве вариативного компонента обучения. Предполагалось, что это позволит существенно повысить результативность обучения в кратчайшие сроки без превышения лимитов на численность преподавателей по иностранному языку (Сидоренко, 2014). В результате анализа автором было выявлено определенное количество факторов, которые могут служить препятствием для эффективной адаптации системы управления открытых платформ к действующей системе вузовского обучения. Рассмотрим основные из них.

  1. Несоответствие содержания курсов программам обучения в российских вузах. Практически невозможно найти 100% совпадение содержания какого-либо курса МООК и аналогичной ему программы в российском вузе.
  2. Отсутствие устной коммуникации. За счет участия студентов в форумах частично реализуется развитие коммуникативных навыков, однако данный вид коммуникации носит исключительно письменный характер при полном отсутствии устной составляющей. При этом такой специфический Интернет-жанр, как «форум», не предъявляет высоких требований к «качеству языка». Отсюда вытекает следующая проблема (см. п.3).
  3. Невозможность управления процессом обучения и как следствие – потеря качества знаний. Для организации мониторинга за процессом усвоения содержания МООК преподавателю будет необходимо зарегистрироваться на курс в качестве слушателя и параллельно со студентами проходить обучение. Только так он получит возможность отслеживать их активность и прилежность. При этом преподаватель будет вынужден включать в свои контролирующие пакеты материалы курсов открытых платформ.
  4. Невозможность долгосрочного планирования. Расписание курсов МООК не позволяет включать их в программу на регулярной основе, так как они не цикличны. Курсы могут повторяться с периодичностью в 3-6 месяцев, а могут быть выставлены единожды. Таким образом, целостное планирование учебного процесса в традиционном режиме исключается по умолчанию, нарушаются принципы системности и последовательности обучения.

Еще больше ситуация усложняется, если рассматривать возможности интеграции МООК в рамках языковой подготовки переводчиков. Согласно статистике за 2019 год, массовые открытые онлайн-курсы по обучению переводу на международных платформах Udemy, Coursera, FutureLearn и edX составляют всего 0,67 % (Udemy – 14, Coursera – 2, FutureLearn – 1, edX – 0) от общего количества языковых курсов (2519). Массовые онлайн-курсы по обучению английскому языку с навыками обучения переводу составляют 21,7 % от общего количества профессиональных курсов, и всего 13 из 17 МООК по переводу — это курсы на английском / другом языке (Vatskovskaya, 2019). Недостатком МООК для переводчиков является отсутствие индивидуального подхода в обучении письменному переводу, поскольку курсы ориентированы на массовую аудиторию, и невозможность практического обучения устному переводу. В рамках МООК преподаватели могут дать только теоретические знания, а не практические навыки. Очевидно, что для профессионального развития переводчиков потенциал МООК еще недостаточно изучен, эта тема требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований (Aбросимова, 2019, Vatskovskaya, 2019).

Если рассматривать МООК для студентов технических направлений подготовки, то они смогут компенсировать недостаточное количество часов и предотвратить пробел знаний у студентов. В НИУ «МЭИ» преподаватели кафедры иностранных языков в настоящее время разрабатывают МООК для студентов различных технических направлений подготовки.

Преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» с 2020 года проводят активную работу по разработке и внедрению онлайн-курсов в учебный процесс. Рассмотрим в качестве примера «дублер» основного учебника – МООК, разработанный на платформе Stepik, где можно в режиме онлайн отрабатывать тестовые задания, включая теоретические вопросы, просматривать разбор грамматической темы (рис. 1-3). Курс был разработан преподавателями кафедры иностранных языков в качестве дополнительного источника информации, а также тренажера для студентов, изучающих основы перевода научно-технических текстов (Слепнева, 2022).

На рисунках представлен образец модульного изложения учебного материала, согласно основным грамматическим темам, свойственным технической литературе и варианты изложения грамматики и реализации практических заданий. Практические задания предлагались как на отработку изученных грамматических явлений, так и на закрепление активного словаря. После каждого модуля предлагалось к выполнению тестовое задание, по итогам которого у студентов была возможность самостоятельно оценить уровень полученных знаний.

Необходимо также отметить, что помимо студентов очного отделения, для которых цифровые инструменты по иностранному языку являются помощниками при выполнении самостоятельной работы, они особенно полезны и эффективны для студентов заочной и очно-заочной форм обучения, у которых обучение строится в основном на самостоятельной работе. Кроме того, онлайн-курсы должны быть всегда готовы к возможному переходу образовательного процесса в дистанционный формат.

Заключение (Conclusions). Таким образом, с точки зрения обучения иностранным языкам, МООК, с одной стороны, предоставляет широкий выбор учебных курсов на изучаемом языке (включая курсы от носителей языка), а также возможность профессиональной академической коммуникации с использованием аудио- и видеоматериалов, информационно-коммуникационных технологий. С другой стороны, интеграция МООК в учебный процесс с целью замещения аудиторной нагрузки признается специалистами нецелесообразной ввиду различных организационных сложностей, связанных с несоответствием содержания курсов программам обучения в российских вузах, невозможностью долгосрочного планирования и управления процессом обучения, отсутствием устной коммуникации и т.д. Поэтому большинство исследователей рекомендуют МООК как отдельный, автономный и эффективный ресурс для самообразования студентов, способствующий развитию как профессиональных, так и языковых компетенций, а также как дополнительный ресурс при выполнении проектов, написании курсовых работ и магистерских диссертаций. Мнение студентов относительно осведомленности и практического применения онлайн-курсов не свидетельствует об уже прошедшем их массовом внедрении в учебный процесс. В будущем предстоит изучить влияние МООК на успеваемость студентов по иностранным языкам как в лингвистическом (МГЛУ), так и техническом (НИУ «МЭИ») вузах.

[1] Shah D. A Decade of MOOCs: A Review of MOOC Stats and Trends in 2021. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-stats-and-trends-2021/. (Дата обращения: 04.08.2023).

[2] Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.

[3] Leighton M. edX’s online MicroBachelors programs give you professional certificates and undergraduate college credits for less money than on-campus tuition — here’s how they work. 2021. URL: https://www.businessinsider.com/ guides/learning/edx-microbachelors-faq/ (Дата обращения: 04.08.2023).

Список литературы

Aбросимова Н.А., Вацковская И.С. МООК для переводчиков: современное состояние и перспективы развития в России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. №192. С. 153-159.

Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. №10. С. 18-24.

Борщева В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. С. 86-95.

Борщева В.В., Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Педагогика и психология образования. 2017. №1. С.45-54.

Вьюшкина Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. №2. С. 78-83.

Коган М.С., Уайндстейн Е.В. Альтернативы массовым открытым онлайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. №20. С. 19-28.

Маковейчук К.А. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №6 (37). С. 66-67.

Семенова Т.В. Когда сидишь просто перед компьютером, он от тебя ничего не требует: трудности и стратегии студентов при прохождении МООК в вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 292-316.

Сидоренко Т.В. Открытые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности языкового образования в российском вузе // Открытое образование. 2014. №5. С. 14-19.

Слепнева М.А. Разработка МООК по английскому языку для студентов бакалавриата инженерных специальностей // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранных языков. Материалы XII международной научной конференции. (Гомель, 21 октября 2022 года). С. 89-96.

Тараканова Е.Н. Массовые открытые онлайн-курсы как ресурс смешанного обучения (на примере дисциплин гуманитарного профиля) // Самарский научный вестник. 2021. Т.10. № 3. С. 294-298.

Kopylova N. Different Forms of Online-Education in a Technical University // Elektro. 2022. P. 1-5.

Vatskovskaya I., Abrosimova N., Agafonova L. The Use of MOOCs for Professional Development of Translators // Anikina Z. (Eds) Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Sys19tems and Computing. 2019. Vol. 907. Springer, Cham. Pр. 255-264.

Yarullina Z.A. Forms and Methods of Teaching English at a Higher School of Technology // Kovalev I.V., Voroshilova A.A., Budagov A.S. Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST-II 2021). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116. Pp. 123-134.