Качественный анализ текстовой информации в подготовке психологов и юристов
Aннотация
Введение. Проблема подготовки специалистов в области психологической помощи, защиты прав и законных интересов участников деятельности в настоящее время из-за сложных политических отношений крайне актуальна. Профессиональная подготовка и обучение специалистов нуждается в получении навыков и умений в оценке качественной информации при отношениях и общении, работе с текстовой и речевой информацией, с учетом возрастных, культурных, этнических, половых и психических особенностей оппонентов. Целью исследования выступило изучение практических навыков студентов по освоению методологии качественного анализа и применению техник феноменологии и герменевтики при анализе текста в рамках учебного процесса. Методология и методы: использованы методы феноменологии и герменевтики, реализованные студентами, обучающимися по направлениям психологии и юриспруденции. Результаты и выводы. Установлены различия в выполнении заданий студентами разных направлений подготовки и профилей. У студентов возникают трудности при формулировании задач в процессе применения техник феноменологии и снижение уровня субъективности при описании значимости результатов, полученных по техникам герменевтики. Новизной качественного исследования выступает система операционализации показателей реализации техник феноменологии и герменевтики, позволяющая установить структуру связей компонентов методик. Дальнейшими перспективами исследования определено изучение следов полученных знаний и навыков проведения качественного анализа текста в течение всего процесса обучения и его использования обучаемыми в материале выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: качественное исследование, феноменология, герменевтика, текстовая информация, подготовка психологов-консультантов, подготовка юристов
Введение (Introduction). Современные мировые отношения наполнены постоянным напряжением и столкновением разноуровневых и разнонаправленных сил в профессиональной деятельности специалистов в области охраны психического здоровья человека и защиты его прав. Содержание деятельности и специфика возникающих проблем требуют профессионально подготовленных и психологов-консультантов, и юристов, для реализации эффективной психологической помощи и защиты прав и законных интересов всех участников деятельности (Зуева, 2006; Камышанский, 2010; Hope, Anakwah и др., 2022). Следует отметить и то, что по своему содержанию профессии психолога-консультанта и юриста относятся к группе профессий «человек-человек» (Захарова, 2019; Климов, 1993; Пашковская, 2019), что требует не просто профессиональных знаний специалистов, а готовности их личности к работе с людьми и документами, сопровождающими их жизнь. Профессиональная подготовка и обучение таких специалистов нуждается в особом внимании к получению навыков и умений в приобретении, обработке и оценке качественной информации при установлении отношений, реализации общения, работе с текстовой и речевой информацией, с учетом возрастных, культурных, этнических, половых и психических особенностей оппонентов.
Отечественные и зарубежные ученые выделяют значимость качественной методологии и обосновывают практическое использование качественного анализа в психологической и юридической практике, что отражено в пространстве таких базовых направлений:
- у психологов-консультантов – получение, обработка и интерпретация информации на консультативном/психотерапевтическом сеансе, где важным выступает интерактивная сторона общения (взаимодействие в разговорном варианте) и обретение специалистом понимания (на основе глубинной герменевтики) того, что происходит на сеансе. Х. Кэхеле, Г. Томэ (Кэхеле, Томэ, 2001) отмечают герменевтику в качестве общего знаменателя между пониманием другого в психоаналитическом подходе, где это предполагает эмпатию к речи и ситуации пациента, и положениями понимающей психологии. Однако, в постоянно развивающемся психоанализе распознается глубинная герменевтика, которая включает работу с активно воспроизводящимся текстом, который исходит от непосредственного носителя (пациента) и выступает динамичным, вписанным в его опыт, состояние и его уровень развития. Это и выступает основным критерием отличия герменевтики и глубинной герменевтики.
- в юридической практике – учет культурных, гендерных различий в ожиданиях участников допросов при насилии, поиске убежища, жестоком обращении с детьми (Hope, Anakwah и др., 2022); особая роль показаний свидетелей в уголовном расследовании при отсутствии других доказательств, особенно при сексуальном насилии и насилии в семье, по мнению G. Köhnken, M. Novo, D. Seyao, включает интенсивное изучение степени достоверности в описании самого случая, что требует умения применять диагностические процедуры и методы качественной оценки вероятности правильности утверждений участников (Köhnken, 2004; Novo, Seyao, 2010); исследование вербальных индикаторов лжи преступников-психопатов, как считают Z. Lee, J.R. Klaver, S.D. Hart, позволяет оценить уникальные признаки обмана в рамках судебно-медицинской экспертизы (Lee, Klaver, Hart, 2008); F. Sarwar, C.M. Allwood, А. Innes-Ker отмечают необходимость использования целенаправленных вопросов, обеспечивающих повышение достоверности информации от очевидцев преступления о том, что произошло, и описания лиц, предметов, места и времени, так как само происшествие влияет на точность памяти и уверенности очевидцев в отношении информации об увиденном (Sarwar, Allwood, Innes-Ker, 2014).
Указанные направления наиболее четко представляют проблемы использования качественного анализа и его реализации при решении профессиональных задач. Безусловно, это требует включения в подготовку специалистов в области психологической помощи и юридической практики дисциплин, развивающих критическое мышление, способности к дифференциации информации и ее глубинному анализу.
В процессе изучения студентами дисциплины по методологии качественного анализа текстовой информации в психологической и юридической информации представлены: результаты динамики освоения технических приемов феноменологии и герменевтики; ключевые моменты возникновения проблем при изучении методологии качественного анализа; особенности реализации содержательных характеристик техник феноменологии и герменевтики при выполнении практических заданий; особенности проявления мыслительной деятельности обучаемых при формулировании исследовательских вопросов и распознании смыслов в текстовой информации.
Целью исследования выступило изучение практических навыков студентов разных направлений подготовки по освоению методологии качественного анализа и применения техник при анализе текста.
Задачи исследования: (1) уточнить актуальность применения качественной методологии качественного анализа текстовой информации в профессиональной деятельности специалистов в области психологии и юриспруденции и базовые положения методологии; (2) выделить особенности освоения техник феноменологии и герменевтики и их применения студентами разных направлений подготовки при анализе текстовой информации.
Гипотеза эмпирического исследования отражает предположение, что специалисты в области социального взаимодействия часто используют в своей профессиональной деятельности текстовую информацию, что требует определенных навыков ее дифференциации для постижения смысла в решении профессиональных задач.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Теоретическая основа исследования базируется на положении о том, что профессии психолога и юриста могут быть отнесены к группе профессий «человек-человек» по классификации профессий Е.А. Климова.
В рамках подготовки психологов-консультантов учтена необходимость формирования определенных трудовых функций и трудовых действий в рамках профессиональной деятельности в соответствие с Профессиональным стандартом 03.018 «Психолог-консультант», действующий с 01.03.2023 по 01.03.2029 (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 537н).
В соответствие с его требованиями специалисты должны при реализации трудовых функций обладать знаниями о методах обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе психологического консультирования граждан и трудовых коллективов. Эти знания позволяют им реализовать следующие трудовые действия, которые включают работу с текстовой информацией и предполагают: выявление первичных запросов граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью, и ранжирование тем консультирования; проведение психодиагностики граждан и обработку полученной информации; подготовку рекомендаций по направлению граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам; использование методов письменного опроса, анкетирования, изучения документов, дискуссии по проблематике для экспресс-анализа ситуации и определения направлений работы; анализ результатов психологического обследования; применение методов обработки информации, полученной в психологическом обследовании.
Кроме того, при подготовке психологов-консультантов учтено мнение Х. Кэхеле, Г. Томэ о том, что герменевтика является общим знаменателем между психоаналитическим подходом к восприятию другого (клиента/пациента), через эмпатию к его речи, его ситуации с одной стороны и понимающей психологией, с другой. Необходимо отметить, что в современном психоанализе герменевтика рассматривается как глубинная герменевтика, предполагающая работу с активным вариантом текста, который воспринимается непосредственно от его носителя – пациента. Такая работа с текстом позволяет распознавать динамику текста, вписанную в опыт пациента, а также его состояние и уровень развития его личности. Это содержание и выступает основным отличием глубинной герменевтики (Жмурин, 2021; Жмурин, Корнейчик, 2022).
При подготовке юристов в основу исследования было заложено предположение, что значительная часть профессиональной деятельности юриста связана с общением с людьми и анализом значительного количества текстовой информации, представленной в виде законодательных актов, авторских и формализованных документов, разработанных специалистами с разным уровнем профессиональной компетентности и личностного развития. Следует отметить, что профессия юриста предполагает регулирование многоуровневого и разнородного пространства отношений, включающих межнациональные и межгосударственные, внутригосударственные, социальные, профессиональные и другие виды отношений (Лагуткина, 2013).
Методология и методы исследования (Methodology and methods). Методология исследования основана на следующих положениях:
- качественный анализ – это вид исследований, ориентированный на получение данных неколичественным, нестатистическим образом (Страусе, Корбин, 2001). Основу информации такого исследования составляет изучение феноменов, измеряемых качественно через полноту и уникальность описания, анализ значения и интерпретацию смыслов с разным уровнем глубины (Выготский, 1983). Подготовка специалистов в области профессиональной психологической и юридической практики по методологии и практике качественного анализа текстовой информации позволяет оснастить будущих психологов и юристов знаниями и навыками аутентичного отображения жизни другого через возможность распознания интерсубъективно значимого смысла его текста и речи. Эти навыки позволят будущим специалистам выполнять профессиональные задачи на базе научного подхода, включающего определенную степень наглядности и воспроизводимости способов получения данных и анализа этих результатов, а также согласование с нормами научности выбранного вида качественного исследования (Бусыгина, 2009).
- развитие профессиональных компетенций будущих психологов-консультантов и юристов включает развитие профессиональных способностей к выявлению разноуровневых смыслов в значительном объеме информации с разным содержанием и направленностью, представленной в текстовой форме (для психологов – речь клиентов/пациентов в период бесед и консультативных сессий, тексты ответов на открытые вопросы и др.; для юристов – речь клиентов на консультациях и при проведении различных мероприятий в рамках юридической практики, текстовая информация различных документов и др.);
- формирование интереса к качественному анализу текстовой информации у студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям Психология и Юриспруденция, возможно с использованием текстовых данных, представляющих конкретный случай психологической и юридической практики через уникальность его описания. Это позволяет, находясь на позиции конструктивизма, учитывать при анализе информации культурно-историческую локальность, контекстуальность и ситуативность формируемых выводов и заключений в рамках профессиональной практики (Улановский, 2006). Следует заметить, что качественная методология не умаляет значение количественных методов, и при рассмотрении ее положений на занятиях представляется в совокупности с количественными методами, что позволяет при вынесении решений основываться на многофакторности события, связи истины с культурным и историческим контекстом, не принимать факт без его интерпретации.
Описание выборки. Участниками исследования выступили студенты института практической и клинической психологии НОЧУ ВО «Международный университет психолого-педагогических инноваций» (далее МУППИ), факультета психологии и юридического факультета ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» (далее ГУП), составившие целенаправленную выборку: студенты обучаются по направлениям подготовки уровня бакалавриат и магистратура и изучают дисциплины по качественному анализу текстовой информации. Дисциплины включены в учебные планы образовательных учреждений. Исследования проводятся с 2017 г., а в статье представлен промежуточный результат на декабрь 2023 г.
В исследовании приняли участие:
а) от Государственного университета просвещения (n=343):
- 64 студента 2-го курса, обучающихся на факультете психологии по направлению 37.03.01 Психология по профилю Психологическое консультирование (очная форма обучения);
- 108 магистрантов 1 курса, обучающихся на факультете психологии по направлению 37.04.01 Психология по программе Психологическое консультирование (очная и очно-заочная формы обучения);
- 171 студент 1-го курса, обучающийся на юридическом факультете по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция по различным профилям: судебная адвокатура и нотариальная практика; государственно-правовой; гражданско-правовой; уголовно-правовой: правозащитная деятельность с интенсивным изучением иностранного языка (все – очная форма обучения).
б) от Международного университета психолого-педагогических инноваций (n=51):
- 39 студентов 2 курса, обучающихся в Институте практической и клинической психологии по направлению 37.03.01 Психология по профилю Консультативная психология (очная форма обучения);
- 12 магистрантов 1 курса, обучающихся в Институте практической и клинической психологии по направлению 37.04.01 Психология по программе Консультативная психология (очная форма обучения).
Все студенты и магистранты выполнили практические задания по дисциплинам и оценены по критериям, изложенным в рабочих программах дисциплин, соответствующих направлений образовательных организаций.
При обработке результатов выполнения заданий в рамках исследования критерии оценки заданий по учебным дисциплинам и оценки по дисциплине не учитывались, а их влияние на данные исследований не рассматривалось.
Схема исследования (рис 1.) построена на основе экспериментального плана временных серий (план №7 по Д. Кэмпбеллу), включающему периодические замеры в группах, подверженных экспериментальному воздействию. План ориентирован на использование только экспериментальных групп и не предполагает контрольную группу. Валидность и достоверность полученных данных повышается обобщением информации из разных выборок (в исследовании это направления и профили подготовки бакалавров) (Кэмпбелл, 2006).
В качестве экспериментального воздействия выступила программа качественного анализа текстовой информации, основанная на анализе текста из психологической и юридической практики.
Программа исследования основана на следующих положениях:
- В качестве экспериментального воздействия было определено психологическое просвещение по методологии и практике качественного анализа, проводимое в рамках учебных дисциплин «Методология качественного анализа в консультативной психологии» (студенты, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология), «Количественные и качественные методы в психологии» (магистранты, направление 37.04.01 Психология) и «Методология качественного анализа письменной и вербальной речи» (студенты, направление 40.03.01 Юриспруденция). Следует отметить, что по мнению Б.Ц. Бадмаева, просвещение в рамках учебных дисциплин формирует аналитическое и критическое мышление не зависимо от будущей профессии. Методология качественного анализа текстовой информации направлена на развитие вариативности при определении уровней смыслов текста и оказывает влияние на выбор метода качественного с учетом оценки его ограничений при решении профессиональных задач в различных областях психологической и юридической практики.
- Содержание программы основано на изучении феноменологии и герменевтики, как базовых направлений качественного анализа. Феноменологический метод ориентирует обучаемых на восприятие описательного характера материала и работу с ним на уровне очевидных смыслов, заложенных в тексте, и самопонимания этих смыслов. Это направление качественного исследования отсылает студентов к распознанию контекста собственного понимания анализируемого материала и готовит обучаемых к решению профессиональных задач в последующем. Герменевтический метод предполагает толкование содержания, проявляющегося в интерпретации текстовой информации на основе предшествующего постижения смысла материала, что позволяет установить причинно-следственные связи. Последние, так необходимые при установлении причин возникших проблем у пациентов или анализа информации о совершенных преступлениях, могут быть выявлены, если специалист обладает навыками обнаружения того, что должно быть истолковано и реализовано в исследовании конкретного профессионально рассматриваемого случая (Кэхеле, Томэ, 2001). Обучаемые всех направлений изучили на практических занятиях 6 техник качественной анализа. В рамках феноменологии изучены техники: последовательная конденсация смысла; категоризация значений; нарративное структурирование; продуцирование смысла посредством ситуативных приемов. При рассмотрении герменевтического метода, исследованы возможности таких техник, как: интерпретация значений; три контекста интерпретации.
- В качестве практических заданий обучаемым были предложены тексты с описаниями фрагментов случаев консультативной и психотерапевтической практики и материалов уголовных дел из общедоступных источников, в роли которых выступили практикумы и учебные пособия по направлению Психология и Юриспруденция (Захарова, 2019; 11). В качестве контрольных работ были определены задания по проведению качественного анализа предложенного текста по технике последовательной конденсации смысла (задание № 1, по феноменологии) и по технике интерпретации (задание № 2, по герменевтике). Теоретические положения, алгоритм техник и их практическое применение были отработаны с обсуждением последовательности выполнения и интерпретации результатов исследования на практических занятиях во всех группах каждого из профилей подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение (Research results and Discussion). На 1-м этапе результаты эмпирического исследования представлены описательной статистикой, позволяющей отметить следующее:
- значительная часть студентов и магистрантов при опросе после выполнения двух заданий по дисциплинам отметили, что задание по герменевтике (задание 2) вызвало значительные трудности (психологи: магистранты – n=61, 50,8%, бакалавры – n=44, 42,7%; юристы – n=99, 57,9%), а интерес вызвали оба задания (психологи: магистранты – n=79, 65,8%, бакалавры – n=81, 78,6%; юристы – n=51, 29,8%). Результаты, представленные выше позволяют отметить, что наибольшие трудности при выполнении задания испытали будущие юристы, что может быть связано с отсутствием в плане подготовки дисциплин, связанных с качественной методологией. Вместе с тем, более половины магистрантов по психологии также заявили о сложностях и это возможно обусловлено тем, что большая их часть (n=49, 40,8%) не имеют образования по психологии (уровень бакалавриата) и это затрудняет понимание закономерностей качественного исследования (Жмурин, 2018; Жмурин, Корнейчик, 2022).
- при выполнении задания по технике последовательной конденсации смысла (рис. 2) студенты учебных групп выделили в качестве естественных смысловых единиц (далее ЕСЕ) отдельные слова, словосочетания, которые, по их мнению, наиболее точно описывают проблему, ситуацию и личности ее участников. ЕСЕ, выделенные студентами и магистрантами, обучающимися по направлениям Психология составили от 9% до 41% объема текста ситуации, представленной для анализа. Исходя из этого размаха значений все пространство ЕСЕ было распределено на три уровня конденсации: высокий, где ЕСЕ составляет 9-19 % от общего объема текста ситуации (62 студента, 27,8%); средний – 20-30% (n=146, 65,5%) и низкий – 31-41% (n=15, 6,7%).
Студентами-юристами при анализе ситуаций было выделено пространство ЕСЕ с размахом в 11-59% общего объема текста задания. Эти данные были распределены на три уровня: высокий – 11-17% (n=33, 19,3%), 18-42% (n=117, 68,4%) и 11-17% (n=21, 12,3%).
Более высокий уровень конденсации смысла предполагает выделение меньшего количества слов и словосочетаний из теста ситуации, но эти слова и словосочетания более точно, концентрированно очерчивают основной смысл текста и позволяют точнее формулировать проблему пациента в рамках предложенной ситуации, описанной в его речи (для психологов) и более концентрированно выделять проблемные моменты в описании преступления или определять последовательность действий по его раскрытию (для юристов).
Такое распределение позволило определить для каждой группы уровень конденсации смысла, заключенный в ситуациях через количество тем.
Следует также отметить, что сравнительный анализ по названиям тем по критерию U-Манна Уитни позволил установить высокую согласованность между группами студентов-психологов (p=0,81) и студентов-юристов (p=0,77) с высоким и средним уровнем конденсации смысла, а для групп с низким уровнем были установлены значимые различия у студентов-психологов (с группой с высоким уровнем – p=0,31; средним – p=0,38) и для студентов-юристов (с высоким – p=0,39; средним – p=0,44).
- выполнение анализа текста на основе техники интерпретации значения (рис. 3) позволило оценить способности студентов по интерпретации ситуации, предложенной в задании 2. В процессе интерпретации студенты всех направлений после ряда «герменевтических кругов» (перечитывания) текста ситуации провели его толкование и представили свое понимание через несколько направлений (версий, вариантов) для возможных вопросов к пациенту у психологов или последующих действий сотрудников правоохранительных органов по ситуации, описанной в тексте. Следует отметить, что после выполнения задания во всех группах обучаемым был задан вопрос о том, сколько раз обучаемым пришлось перечитать задание и ответы позволили отметить интервал от 3 до 17 раз. Этот вопрос не был задачей исследования и на него ответили по желанию только 59 студентов-психологов (26,5%) и 29 студентов-юристов (16,9%). Количество возможных вопросов к пациенту у психологов было выделено от 7 до 11, а у юристов направления действий (возможные версии) в интервале от 4 до 11. Полученные данные использованы для распределения участников исследования и у психологов, и у юристов на три группы (рис. 3).
Для техники интерпретации значения, выступающей базовой в герменевтике, характерно обратное распределение групп по сравнению с техникой феноменологии, что предполагает определение высокого уровня интерпретации для группы студентов, выделивших наибольшее количество вопросов или разрабатываемых версий действий. Следует также заключить, что для каждого направления для студентов с высоким уровнем интерпретации, было выделено количество вопросов (для психологов)/версий (для юристов) и результаты показали, что психологи определили 191 вопрос для пациента (из которых исключили 27 вопросов (14,1%), не относящихся к проблеме) и юристы выделили 177 версий, из которых были исключены только 3 (1,7%), как не отвечающие теме задания.
Для оценки представленных интерпретаций (выдвинутых гипотез, определения предполагаемых вопросов) у будущих психологов-консультантов и направлений дальнейших действий будущих сотрудников правоохранительных органов (разрабатываемых версий) был введен критерий, включающий анализ названия интерпретаций и версий, определяющий глубину смыслов. В качестве индикаторов выступили новые слова и словосочетания, представленные в интерпретациях, названиях версий и их сравнение по
U-критерию Манна-Уитни (рис. 3). Это положение основано на том, что опредмечивание в речи определенной теме через новые слова и словосочетания является более высоким уровнем осознания, так как эти слова связаны с содержанием и задают новые смыслы (Кэхеле, Томэ, 2001), и не служат перефразированием, но расширяют пространство тем, связанных с базовой. Различия в уровнях интерпретации показали значительное дистанцирование группы с низким уровнем интерпретации, содержании версий от групп с высоким и средним уровнями (p=0,31 и p=0,44, соответственно у психологов; p=0,35 и p=0,47, у юристов).
2-й этап результатов эмпирического исследования представлен в виде сравнительного анализа данных с использованием H-критерия Крускала-Уоллиса (табл. 1) и корреляционного анализа результатов выполнения контрольных заданий для представителей всех направлений.
Результаты сравнительного анализа показали, что различия между группами по каждой из техник выявлены, в основном, по содержательным критериям (50% критериев у психологов и 67% критериев у юристов). Наибольшие различия по технике последовательной конденсации смысла установлены по индикатору «вывод по заданию» у психологов (p=0,019) с наибольшей выраженностью у магистрантов и у юристов (p=0,022) с большим проявлением у обучаемых на государственно-правовом профиле. По технике интерпретации значения по индикатору «значимость результатов исследования» у психологов (p=0,037) с выраженностью у магистрантов и у юристов (p=0,021) с выраженностью на государственно-правовом профиле.
Среди студентов доминирующие позиции по показателям качественного анализа занимают психологи бакалавриата (70% показателей), а у юристов студенты профиля «государственно-правовой» (70%) и «правозащитная деятельность с интенсивным изучением иностранного языка» (50%).
Далее был проведен корреляционный анализ данных по индикаторам двух техник (рис. 4), направленный на определение согласованных изменений между унифицированными показателями их выполнения.
Корреляционный анализ позволил установить для группы обучаемых по направлениям психологии структуру значимых взаимосвязей из 9 связей (36% возможных связей). Наиболее нагруженными компонентами в структуре выступают «задачи исследования» техники последовательной компенсации смысла со всеми показателями техники интерпретации значений: «алгоритм техники» (p=0,044), «вывод по заданию» (p=0,021), «задачи исследования» (p=0,026), «логика изложения материала» (p=0,023), «значимость результатов исследования» (p=0,039). Для техники герменевтики все компоненты имеют хотя бы одну взаимосвязь с компонентами техники феноменологии, а такие компоненты как «вывод по заданию», «задачи исследования», «логика изложения материала», «значимость результатов исследования» имеют по 2 значимые взаимосвязи.
В группе студентов-юристов установлена структура связей между показателями качественного анализа, реализованного в техниках, включающая 6 связей (24 % возможных связей). Наиболее нагруженным в структуре выступает компонент «задачи исследования» техники феноменологии, имевший значимые связи с показателями «вывод по заданию» (p=0,024), «задачи исследования» (p=0,031), «логика изложения материала» (p=0,017), «значимость результатов исследования» (p=0,044) техники герменевтики. Для техники герменевтики показательны взаимосвязи «значимости результатов исследования» с компонентами техники феноменологии: «вывод по заданию» (p=0,039), «задачи исследования» (p=0,045), «значимость результатов исследования» (p=0,028).
Результаты опроса студентов позволили установить, что качественный анализ привлек внимание обучаемых по разным направлениям к проблемам работы с текстовой информацией и они получили первый опыт проведения качественных исследований. Трудности при реализации технических приемов герменевтики подтвердили предположения авторов о том, что интерпретация текста выступает сложной, но важной техникой для развития критического мышления, формирования навыков толкования смыслов и формулирования вопросов к тестовой информации (Бусыгина, 2009; Квале, 2003; 9).
При реализации задания 1 (раздел феноменология) студенты-психологи и студенты-юристы испытали первые проблемы при выделении ЕСЕ в тексте, что является естественным для качественного анализа, но то, что с этим наиболее полно справилось 22,0% (n=49; психологи) и 19,3% (n=33; юристы) участников исследования говорит о том, что они более готовы к переживанию напряжения при отказе от части текста и выделению именно авторского взгляда на проблему, представленную в разбираемом материале. Это качество характеризует способность к абстрагированию и контролю симптоматического прочтения текста, связанную с внутренними психическими процессами исследователя и возникновением неверного понимания или фантазий (Квале, 2003; 9). Согласованность показателей групп с высоким и средним уровнем конденсации смысла позволяет говорить о перспективах овладения техникой последовательной конденсации смысла, а в отношении обучающихся с низким уровнем запланирована работа по подготовке условий для подобной работы на других дисциплинах направлений подготовки.
При выполнении анализа текста по технике интерпретации значения студенты столкнулись с проблемой воспроизводства собственного понимания информации через представление дальнейших действий сотрудников правоохранительных органов или разрабатываемых ими версий. Воспроизводство серии возможных вопросов по материалу случая (у психологов) и разрабатываемых версий (у юристов) задало пространство разноуровневых смыслов, показывающее способность студентов использовать положение 1-го канона герменевтики: о важности не только самой интерпретации информации, но и правильного вхождения в текст для его трактования. Именно это обеспечивает валидное прояснение тем и «кружение» в тексте, необходимое для распознания его смыслов. Достаточно широкое пространство смыслов позволило выделить группу обучаемых с высоким уровнем интерпретации у студентов-психологов (n=34, 15,2%) и у студентов-юристов (n=17, 9,9%), которая, соблюдая каноны герменевтики, успешно выполнила задание, проявив высокий уровень понимания между частями и целым или, как отмечает Х. Кэхеле, пониманием между субъективным и объективным. На этом основании следует отметить, что при развитии таких навыков у студентов стоит работать не только с распознанием самих смыслов, заложенных в тексте, но и с пониманием значения данного текста в рамках психологической и юридической практики.
Сравнительный анализ по профилям и уровням подготовки. Среди студентов-психологов различия по уровням подготовки наблюдаются по 50% индикаторов, а у студентов-юристов, профильные различия между группами установлены по 67% по техникам феноменологии и герменевтики. Этот факт позволяет предположить, что содержательные характеристики учебного плана по уровням и профилям вносят свой вклад в развитие навыков качественного анализа текстовой информации. Одним из фрагментов указывающим на это выступает изучение философии перед освоением методологии качественного анализа студентами бакалаврами (у психологов) и профилей «государственно-правовой» и «правозащитная деятельность с интенсивным изучением иностранного языка» (у юристов), которые показали высокие значения по 70% и 50% индикаторов техник. Следует отметить и то, что значимые различия (см. табл. 3) установлены по феноменологии и герменевтике по таким индикаторам как «вывод по заданию» и «значимость результатов исследования», что подчеркивает дифференцирующее свойство этих индикаторов по воспроизводству знаний обучающихся через формулирование выводов качественного исследования и оценку значимости ее результатов через представление авторской позиции исследователя.
Различия, установленные по индикатору «задачи исследования» (p=0,044) в технике феноменологии выступают особенностью студентов-юристов. Это показывает, что формулирование задач феноменологического исследования вызывает сложности, детерминированные способностью студентов к выделению и обоснованию границ, позволяющих в рамках феноменологической редукции описать вынесение за скобки обыденного и научного знания (Квале, 2003; Кэхеле, Томэ, 2001), чтобы распознать в тексте непредвзятое описание сущности проблемы. У студентов-психологов и студентов-юристов установлены сходные различия по «выводам по заданию» и «значимости результатов», что предполагает существенные различия по обобщению результатов исследования и установлении закономерности, полученных результатов. Таким образом, выполнение задания по технике феноменологии стимулирует обучающихся к развитию критического анализа собственных предпосылок и способности выдерживать возникающие сомнения как естественный продукт научного исследования качественных данных.
Важны и различия, установленные по индикатору «логика изложения материала» (p=0,039, у психологов; p=0,035, у юристов) по технике раздела по герменевтике, определяемые возможностями участников исследования к реализации герменевтического круга и применению канонов герменевтики (Квале, 2003) при анализе текста. Это требует устойчивого углубления при понимании смысла текста, развивающегося от первичного восприятия целого к интерпретации частей текста. Такая работа предполагает получение навыков в постижении скрытых смыслов, не различаемых в начале соприкосновения с текстом, и формирует выдержку и психологическую готовность к работе с текстами разной направленности в психологической и юридической практике.
Установленные различия в выполнении техник феноменологии и герменевтики показали, что проблемные моменты их выполнения студентами проявились в узловых частях техник, что косвенно подтверждает синхронию содержания программы дисциплины, логику ее изложения и ее развивающих элементов в профессиональном становлении будущих психологов и юристов. Отсутствие различий в выполнении алгоритма по обоим техникам указывает на то, что этот компонент является универсальным и осваивается устойчиво всеми группами студентов по всем направлениям и уровням подготовки.
Построение программы дисциплины, включающей феноменологические и герменевтические разделы, предполагало логическую согласованность в переходе от умения в выстраивании психологических границ по включению и исключению определенной информации (механизм феноменологической редукции) к погружению в пространство смыслов разного уровня (механизм герменевтического круга). Эта связь была исследована с использованием корреляционного анализа, который был ориентирован на три момента: установление значимых связей между элементами техник, обнаружение структуры этих взаимосвязей и выделение в ней самых нагруженных элементов, которые являются ключевыми в системе связей техник феноменологии и герменевтики.
Сравнительный анализпо структуре корреляционных связей показал, что структура значимых связей между компонентами техник у студентов-психологов и студентов-юристов достаточно отличается. Структура корреляционных связей у психологов более чувствительная (36% значимых связей, в которые включены 90% исследуемых показателей), так как большинство компонентов имеют значимые взаимосвязи. Возможно, это результат определенной концентрированной деятельности обучаемых по анализу текстов в пределах границ качественной методологии. Это связано также с ориентацией содержания предшествующих дисциплин и теоретических конструктов данной дисциплины на распознание смыслов в речи, которые выступают постоянным предметом исследования в консультативной практике и играют важную роль при интерпретации речи пациентов.
Структура значимых связей показателей методик у юристов более облегченная (включает 24% связей, объединяющих 70% показателей) и это может быть связано с достаточно самостоятельным научным содержания дисциплины и ее разделов. Следует также заметить, что у юристов такая дисциплина преподается только три года.
При выделении нагруженных компонентов структуры связей у психологов следует отметить «задачи исследования» в технике последовательной конденсации смысла, что предполагает ключевую роль этого элемента на определение линий анализа текстовой информации для студентов.
В структуре связей студентов-юристов ключевую роль также играет компонент «задачи исследования» техники феноменологии, демонстрирующий согласованное изменение 80% показателей техники герменевтики. Не усиливая эту зависимость до уровня причинно-следственных линий, мы лишь отмечаем ключевое значение формулирования задач работы как ориентиров в построении и проведении качественного исследования для разных направлений подготовки. Опираясь на положения С. Квале, возможно и распознание доминирования связей как «прочтения с точки зрения последствий» (Квале, 2003), основанного на знаниях обучаемых о том, что дальнейшее изучение может быть реализовано обоснованным образом, т.е. освоенным и присвоенным ими в рамках алгоритма анализа текста.
В структуре связей компонентов техники интерпретации значений у психологов нагрузка распределена достаточно равномерно и это предполагает, что выполнение алгоритма техники герменевтики тесно связано с пониманием задач по проведению исследований на этапе освоения техник феноменологии. Такими образом, детальная постановка задач исследования и изучение алгоритма техник первого раздела (феноменологии) формирует представление и образ качественного исследования текстовой информации. Согласно плану подготовки психологов, эти навыки применяют будущие психологи-консультанты при анализе текстовой информации в последующем при анализе случаев психоаналитической практики с использованием техники интерпретации (результаты в статье не представлены).
Самым нагруженным узлом техники герменевтики у студентов-юристов выступил компонент «значимость результатов исследования» техники герменевтики, показавший положительные связи с 60% компонентов техники феноменологии. Эти связи позволяют сделать вывод о взаимном влиянии ранее изученного алгоритма на значимость результатов, полученных по технике интерпретации значения, с включением в описание отголосков собственного опыта качественных исследований, приобретенного на занятиях.
В завершение, следует отметить, что результаты качественного исследования, а тем более интерпретация текста, в научных дискуссиях всегда вызывает жаркие споры, основанные на соотношении объективности и субъективности. Полученные навыки в определении значимости результатов качественного анализа вооружают будущих психологов и юристов умением аргументированно отстаивать свою позицию, не скатываясь к реализации статусных возможностей или формальному проигрыванию различных ролей в научных дискуссиях и профессиональной деятельности.
Заключение (Сonclusions). Целью исследования выступило изучение практических навыков студентов по освоению методологии качественного анализа и применению техник феноменологии и герменевтики при анализе текста в рамках учебного процесса. Результаты эмпирического исследования показывают, что реализация программы изучения качественного анализа текста в рамках подготовки специалистов в области консультативной психологии и юридической практики позволяет приобрести необходимые знания и развивает готовность к успешному выполнению практических заданий по анализу профессиональной психологической и юридической информации. Освоение теории и техник феноменологии и герменевтики готовит студентов к решению профессиональных задач и согласуется с основными направлениями анализа информации по направлениям и профилям обучения.
Практическая значимость исследования определяется выполнением его цели и формированием способностей к качественному анализу текстовой информации, развитием критического мышления обучаемых и необходимостью реализации программы в процессе подготовки будущих психологов и юристов. Вместе с тем, требуется детальное изучение полученных данных для выделения веса компонентов программы в установленных зависимостях.
Перспективами исследования выступает анализ применения других техник феноменологии и герменевтики, а также лонгитюдный вариант реализации программы для оценки информационных следов знаний качественного анализа текста и изучения их в последующем обучении, а также применении студентами, магистрантами при разработке выпускных квалификационных работ.
Теоретическое основание и схема исследования могут выступать вариантом изучения взаимосвязи содержания подготовки специалистов в области психологической и юридической практики и исследования специфики направлений их профессиональной деятельности.
Благодарности
Авторы выражают благодарность Ректору Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Международный университет психолого-педагогических инноваций» кандидату педагогических наук Борисовой Виктории Валерьевне за организацию и профессиональную поддержку исследования.
Список литературы
Бусыгина Н.П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 52-76.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
Жмурин И.Е. Особенности подготовки психологов-консультантов в государственном вузе // В сборнике: Психическое здоровье и образование. Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018. С. 51-53.
Жмурин И.Е. Проблемы распознания причинно-следственных связей в психоаналитическом консультировании и психотерапии // В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко дню психолога). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с применением технологий дистанционного онлайн-участия. Отв. редактор А.С. Поляков. Москва, 2021. С. 72-77.
Жмурин И.Е., Корнейчик И.В. Качественное тематическое исследование динамики уровня тревожности пациента в отношениях с родными и близкими: анализ единичного случая психоаналитического консультирования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. № 4. С. 127-146. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-10 (дата обращения: 22.03.2024).
Захарова И.В. Психология делового общения [Электронный ресурс]: практикум для СПО. Саратов: Ай Пи Ар Медиа; Профобразование. 2019. 130 с.
Зуева Ю.А. Профессия юриста в правовой системе современного российского общества // Юристъ-Правоведъ. 2006. №4 (19). С. 20-24.
Камышанский В.П. О юридическом образовании и профессии юриста в России // Власть Закона. № 2. 2010. С. 16-26.
Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 с.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Обнинский городской психологический центр «Детство». Обнинск: изд-во «Принтер». 1993. 57 с.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб: «Социально-психологический центр». 2006. 322 с.
Кэхеле Х., Томэ Г. Современный психоанализ: исследования: Пер. с нем. / Общ. ред. А.В. Казанской. СПб.: Изд-во «ВЕИП». 2001. 304 с.
Лагуткина Н.Б. Организация учебного процесса, ориентированного на эффективное освоение профессии юриста // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 24. С. 86-90.
Пашковская И.Н. Психология делового общения: учебное пособие / И.Н. Пашковская, Т.С. Харитонова, Ю.М. Якимов. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2019. 114 с.
Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС. 2001. 256 с.
Улановский A.M. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27-37.
Hope L., Anakwah N., Antfolk J., Brubacher S.P., Flowe H., Gabbert F., Giebels E, Kanja W., Korkman J., Kyo A., Naka M., Otgaar H., Powell M.B., Selim H., Skrifvars J., Sorkpah I.K., Sowatey E.A., Steele L.C., Wells S. Urgent issues and prospects at the intersection of culture, memory, and witness interviews: Exploring the challenges for research and practice // Legal and Criminological Psychology, 2022. 27, 1-31. https://doi.org/10.1111/lcrp.12202 (дата обращения: 22.03.2024).
Köhnken G. Statement Validity Analysis and the “detection of the truth”. In P. Granhag & L. Strömwall (Eds.), The Detection of Deception in Forensic Contexts. 2004. pp. 41-63. Cambridge: Cambridge University Press. doi:10.1017/CBO9780511490071.003 (дата обращения: 22.03.2024).
Lee Z., Klaver J.R., Hart S.D. Psychopathy and verbal indicators of deception in offenders // Psychology, Crime & Law, 2008. 14: 1, 73-84. DOI: 10.1080/10683160701423738 (дата обращения: 22.03.2024).
Novo M., Seyao D. Judicial judgement-making and legal criteria of testimonial credibility // European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 2010. 2, pp. 91-115 (дата обращения: 22.03.2024).
Sarwar F., Allwood C.M., Innes-Ker Å. Effects of different types of forensic information on eyewitness’ memory and confidence accuracy // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2014. Vol. 6. Num. 1. pp. 17-27. https://doi.org/10.5093/ejpalc2014a3 (дата обращения: 22.03.2024).