16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-3-0-9

Влияние жизнестойкости на психологическую безопасность пожарных-спасателей
 

Aннотация

Введение. Профессиональная деятельность пожарного неотделима от психологических состояний, связанных с рисками и вызовами. Выполняя задачи по тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, пожарные действуют в команде. От их жизнестойкости, умения использовать адаптивные стратегии в трудных ситуациях, навыка конструктивного межличностного взаимодействия зависит сохранение ими психологической безопасности. Цель исследования – изучить жизнестойкость пожарных и ее вклад в обеспечение психологической безопасности. Материалы и методы. Использовались методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди, «Опросник чувства безопасности» (Ч. Конг и Л. Ан), портретный ценностный опросник (Ш. Шварц). В исследовании на базе ИПСА ГПС МЧС России приняли участие пожарные, обучающиеся в магистратуре по направлению «Пожарная безопасность». Методы математической обработки данных (дескриптивная статистика, ранговая корреляция Спирмена, регрессионный анализ) реализованы в пакете IBM SPSS Statistics 26. Результаты. Средние баллы жизнестойкости, личностной психологической безопасности пожарных оказались выше нормативных значений. Между психологической безопасностью и жизнестойкостью пожарных обнаружены значимые взаимосвязи, а вовлеченность как компонент жизнестойкости является предиктором психологической безопасности с доминированием ценностей заботы о людях и природе. Заключение. Готовность к риску, чувство уверенности и контроля у пожарных, их вовлеченность позволяют использовать адаптивные, жизнестойкие механизмы преодоления трудностей. Более высокое ощущение психологической безопасности у пожарных отражает их способность лучше справляться со стрессом, принимать обоснованные решения, эффективно работать в команде и сохранять свое психологическое благополучие в условиях повышенной опасности и ответственности. Вовлеченность в работу и приверженность ценностям профессии усиливают ощущение ими психологической безопасности в условиях командной работы и уверенности в контроле. Для руководителей пожарных и аварийно-спасательных организаций важно понимать психологические преимущества, основанные на жизнестойкости и ощущении психологической безопасности пожарных, и использовать практики их развития.


Введение (Introduction). В психологической науке отмечается повышение интереса и востребованности исследований психологической безопасности личности. Направления научного познания ориентированы на феномены психологического благополучия, предотвращение психологических угроз в профессиональной деятельности, обеспечение жизнестойкости и социально-психологической безопасности.

Указ Президента Российской Федерации в качестве национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года декларирует благополучие и безопасную среду для жизни людей [1].

Пожарные играют важную роль в обществе, предоставляя помощь и защиту в случае пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Они часто выступают в роли лиц, первыми реагирующих на бедствия, спасая жизни, имущество и окружающую среду. Пожарные участвуют в аварийно-спасательных операциях во время стихийных бедствий, оказывают помощь при авариях на дорогах, в ряде случаев − медицинскую помощь. Предотвращение чрезвычайных ситуаций через образовательные программы и инспекции также является важной частью помощи обществу.

Специалисты этой профессии обычно обладают сильным чувством ответственности и готовы рисковать своей жизнью, чтобы помогать другим. Их работа связана с физической выносливостью, мастерством в управлении различным оборудованием и, конечно, специальной подготовкой. Профессия пожарного, являясь рискогенной, требует психологической устойчивости к трудностям, способности принимать быстрые и правильные решения в экстренных ситуациях, готовности справляться с физическими и эмоциональными вызовами в работе.

Таким образом, профессия пожарного имеет глубокий социальный контекст и направлена на помощь и защиту общества от различных опасностей, а саму профессию пожарного-спасателя можно рассматривать как помогающую профессию, поскольку ее основная цель − защита и помощь обществу в сложных и опасных ситуациях.

Выполняя профессиональные задачи, пожарные испытывают не только значительные физические нагрузки, но и подвержены серьезным психологическим вызовам и рискам, что создает угрозу их психологической безопасности. Поэтому для успешной адаптации к негативным воздействиям профессиональной деятельности необходимо использовать психологические ресурсы личности, одним из которых является ее жизнестойкость.

Теоретическая основа (Theoretical basis). Основоположником изучения жизнестойкости («hardiness» − с англ. «выносливость, стойкость, закалка») как психологического феномена считается С. Мадди (Maddi, 2004). Он же определил компонентный состав жизнестойкости – вовлеченность, контроль и принятия риска и возможности ее развития (Maddi, 1998). В российском исследовательском поле концепцию жизнестойкости развили Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, адаптировавшие диагностический опросник С. Мадди «Hardiness Survey» (Леонтьев, 2006). Е.Н. Осин и Е.И. Рассказова предложили сокращенную версию теста жизнестойкости для применения ее в т.ч. в организационном контексте (Осин, 2013).

Признается, что жизнестойкость являясь личностной характеристикой обладает свойством динамичности, означающей, что ее можно развивать на протяжении всей жизни. Она способствует тому, чтобы внутренний потенциал обеспечивал саморегуляцию при решении профессиональных задач в трудных условиях. Е.А. Байер и Н.А. Григорян подчеркивают, что жизнестойкость формируется на протяжении всей жизни человека (Байер, 2018). Ее развитие способствует преодолению и профилактике профессионально-личностной дезадаптации (Наливайко, 2006) за счет совладания со своими негативными эмоциями и самоконтроля, развитию способности находить решение в стрессогенных жизненных ситуациях.

По мнению Д.А. Леонтьева жизнестойкость как личностная характеристика человека позволяет преодолевать заданные обстоятельства, прежде всего, в борьбе с самим собой (Леонтьев, 1992) и как свойство личности отвечает за успешное преодоление стрессогенных ситуаций (Леонтьев, 2011).

В исследованиях, посвященных пожарным (Conway, 2020), «жизнестойкость» как всеобъемлющее понятие возникла, когда пожарные обсуждали преодоление травматических событий, связанных с работой, и пожарные были признаны жизнестойкими (Blaney, 2015).

Р.Р. Галиев рассматривает жизнестойкость курсантов как «непрерывно развивающееся в соответствии с периодами социализации в военном вузе личностное качество, которое имеет в основе культурно обусловленную активность и включает компоненты вовлеченности в социальную ситуацию, контроля своих действий в процессе влияния на ситуацию и трансформации ее в менее стрессогенную, принятие риска как необходимости и источника жизненного опыта в субъективно сложных жизненных ситуациях» (Галиев, 2024).

С учетом специфики профессии жизнестойкость пожарного рассматривается нами как интегративная динамическая характеристика личности, обеспечивающая адаптивные стратегии поведения, позволяющие в условиях включенности в профессиональную деятельность быть устойчивым к рискам, способным использовать опыт совладания с ними как ресурс развития, преодолевать трудности для сохранения психологической безопасности в профессиональной деятельности.

Ч. Конг и Л. Ан, опираясь на теорию А. Маслоу, определили психологическую безопасность как предчувствие, которое может возникнуть из-за опасностей или рисков в психологии индивида, а также чувство его силы и бессилия при столкновении с реальными или прогнозируемыми опасностями, или рисками, в основном связанные с чувством уверенности. Неуверенность в свою очередь порождает беспокойство по поводу потенциального вреда или угрозы и может привести к трудным межличностным отношениям (Maslow, 1942; Cong, 2004). Это субъективное суждение о том, является ли окружение человека детерминированным и контролируемым, и состояние сознания, основанное на его или ее собственных личностных чертах. Выражением психологической безопасности в основном являются, таким образом, уверенность, контроль и предчувствие риска, которые испытывает человек. Люди с более высокой психологической безопасностью будут испытывать больше уверенности и свободы, в то время как люди с более низкой психологической безопасностью могут чувствовать себя отвергнутыми и изолированными, а также воспринимать внешний мир и других людей как угрожающих, ненадежных и неуправляемых, они более склонны к тревоге или страху и даже депрессии.

Для сохранения психологической безопасности сотрудников МЧС А.Е. Селиванов считает необходимым учитывать психологические причины (устойчивость, психические состояния, стрессоры и т.д.), оказывающие влияние на поведение, принятие решений, действия пожарных и, как результат, на эффективность выполняемых задач (Селиванов, 2024a).

Изучая профессиональное выгорание среди пожарных, С. Ким с соавт. подчеркивают важность повышения их жизнестойкости, а вместе с ней и усиления социальной поддержки и эмоционально-ориентированного совладания (Kim, 2024).

На необходимость обучения пожарных сохранению и развитию жизнестойкости в сотрудничестве с другими специалистами (клиницистами, практиками в области психического здоровья, пожарными, экспертами-педагогами) указывают Л. Блейни с соавт., предлагая различные форматы обучения: семинары, тренинги, использование визуальных средств (плакатов о жизнестойкости, здоровье и благополучии, визуальных подсказок в местах общего пользования и др.), гибридных или онлайн-методов обучения  и даже видеоигр (Blaney, 2023).

В связи с этим для пожарных, которые в силу профессии обеспечивают безопасность других людей и общества в чрезвычайных ситуациях, необходимо изучать психологические ресурсы, которые позволили бы им самим сохранять свою психологическую безопасность.

Цель исследования: изучить жизнестойкость пожарных и ее вклад в обеспечение их психологической безопасности.

Материалы и методы исследования (Materials and methods). Выборку составили 84 человека, состоящих на службе в подразделениях ГПС МЧС России, обучающихся заочно в магистратуре по направлению «Пожарная безопасность»; 90,5% − мужского, 9,5% − женского пола, среди которых были 62 пожарных, 7 старших инструкторов по вождению пожарной машины, 6 начальников караула, 3 инспектора, 3 инженера, 2 командира отделения, врач. Возраст участников исследования составил от 21 до 51 года (M=28,9, SD=6,25), стаж работы по специальности от 1 до 24 лет (M=6,15, SD=5). После согласия на участие в исследовании участникам были предоставлены анкеты. Участие было добровольным, и участников заверили, что их личность не будет открыта.

Были собраны социально-демографические данные о поле, возрасте, стаже профессиональной деятельности, месте службы, должности.

Психологическая безопасность изучалась с помощью опросника чувства безопасности (Security Questionnaire – SQ) (Ч. Конг и Л. Ан, русскоязычная версия П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой), включающего два измерения: межличностную безопасность и уверенность в контроле (Cong, 2004; Кисляков, 2023). Жизнестойкость пожарных изучалась с использованием теста жизнестойкости (сокращенная версия) (Hardiness Survey) (С. Мадди, русскоязычная версия Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова (Осин, 2013). Для изучения ценностных ориентаций использовался портретный ценностный опросник (Portrait Values Questionnaire – PVQ-21) (Ш. Шварц, русскоязычная версия Е. Давыдова с соавт.), прогнозирующий влияние доминирующих социальных ценностей личности на поведение и принятие решений через ценности «безопасности», «конформизма», «традиции», «заботы», «самостоятельности», «риска», «новизны», «гедонизма», «самоутверждения» (Davidov, 2008). Для оценивания переменных использовалась шкала Ликерта.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обзор психологической литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы (тестирование). Методы математической обработки данных: дескриптивная статистика, ранговая корреляция Спирмена, факторный, регрессионный анализ. Методы математической статистики реализованы в пакете IBM SPSS 26.

В исследовании проверялось предположение о том, что на психологическую безопасность пожарных-спасателей оказывает влияние их жизнестойкость. Проверялось также предположение о том, что просоциальные ценности пожарных взаимосвязаны с ощущением ими психологической безопасности.

Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Результаты диагностики жизнестойкости, ценностных ориентаций, чувства безопасности представлены в табл. 1.

Дескриптивный анализ позволил установить, что средние баллы жизнестойкости и ее компонентов в общей выборке пожарных оказались выше среднего (рис. 1). Расчет критерия Колмогорова-Смирнова показал, что распределение жизнестойкости отличается от нормального (p<0,0001), поэтому будут использованы непараметрические методы анализа.

На рис. 2 представлено процентное распределение по уровням жизнестойкости (были использованы нормативные значения уровней, установленные Е.Н. Осиным (Осин, 2013)).

В исследуемой выборке большинство пожарных демонстрируют высокий уровень жизнестойкости (59,5%), 36,9% – средний, 3,6% характеризуются низкими значениями жизнестойкости. Можно предположить, что такое распределение обусловлено спецификой профессии, связанной с высокой готовностью к риску, контролем и отработанным алгоритмом действий пожарных в условиях чрезвычайных ситуаций.

Расчет критерия Колмогорова-Смирнова показал, что распределение также отличается от нормального (p<0,0001). В целом для пожарных характерны высокие значения ощущения психологической безопасности. В исследуемой выборке 7,1% испытуемых характеризуются низкими значениями чувства безопасности (от 16 до 37 баллов), 7,2 % – средними (от 37 до 58 баллов) и 83,7% – высокими (от 58 до 80 баллов).

Полученное распределение подтверждает выводы Р. де ла Вега c соавт., выявившими высокий уровень жизнестойкости пожарных (de la Vega, 2013), С.М. Момбей-оол и С.М. Норбу, обнаруживших, что уровень жизнестойкости военнослужащих гораздо выше, чем у гражданских лиц (Момбей-оол, 2019), а также результаты Е.А. Верменич и Л.Р. Правдина, выяснивших, что у военнослужащих срочной службы она выше, чем у военнослужащих по контракту (Верменич, 2017).

Кроме того, данные, полученные нами на выборке медицинских и социальных работников, в своей деятельности, оказывающие помощь другим людям, также подтверждают средний и чуть выше среднего уровень психологической безопасности и её компонентов, отражая просоциальный профессиональный аспект (Кисляков, 2024; Шмелева, 2024).

Пожарные, высоко оценивающие ощущение психологической безопасности, могут эффективнее выполнять свои задачи в трудных ситуациях. Будучи уверенными в контроле над ситуацией, они могут лучше справляться с стрессом и давлением, что важно для выполнения рискованной работы и принятия решений в экстремальных условиях. Это чувство может помочь им предотвратить или справиться с последствиями посттравматического стрессового расстройства, сохранить уверенность в своих способностях и контроль за принятием более обоснованных решений в условиях риска. Когда пожарные чувствуют себя психологически безопасно, это способствует лучшему взаимодействию внутри команды, повышая эффективность командной работы в сложных ситуациях.

Высокий уровень ощущения психологической безопасности у пожарных может способствовать их общему психологическому и эмоциональному благополучию, что важно для сохранения здоровья и работоспособности на длительный срок.

На рис. 3 представлено распределение значений по шкалам методики «Портретный ценностный опросник». Расчет критерия Колмогорова-Смирнова показал, что распределение по шкалам отличается от нормального. Расчет критерия Фридмана позволил установить, что ценности в исследуемой выборке имеют статистически значимые различия (χ2=50,945; р<0,001). Из представленных результатов следует, что доминирующими являются ценности заботы о людях и природе.

С целью выявления взаимосвязи между исследуемыми переменными был определен коэффициента корреляции Спирмена (т.к. распределение по шкалам методик отличалось от нормального). В табл.2 представлены значимые корреляционные связи между пунктами Портретного ценностного опросника Ш. Шварца, опросников чувства безопасности и жизнестойкости.

Анализ значимых корреляций позволяет сделать выводы о том, что жизнестойкость пожарных по показателям вовлеченности (удовлетворения от повседневной профессиональной деятельности, чувства включенности в нее), готовности к риску, развития через активное усвоение знаний из опыта, а также способность влиять на происходящее (контроль), связаны с ценностями самостоятельности, риска-новизны и заботы.

Профессия пожарного требует от него высокой жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях, при необходимости быстрого принятия решений и действий без промедления. Это означает, что высокий уровень жизнестойкости у пожарных может способствовать проявлению ими самостоятельности в сложных ситуациях.

Пожарные с более высоким уровнем жизнестойкости выше оценивают фактор риска-новизны. Обладая большей уверенностью, способностью лучше справляться со стрессом и адаптироваться к новым ситуациям, они более эффективно оценивают риски и принимают решения в условиях неопределенности, т.е. более склонны к тому, чтобы брать на себя больший риск в поисках новых способов разрешения экстремальных ситуаций.

Чем выше уровень жизнестойкости у пожарных, тем более значимым для них может быть понимание ценности заботы о других людях и природе. Лучше справляясь со стрессовыми ситуациями и трудностями, они способны проявлять большую внимательность и заботу по отношению к окружающим. Ценность заботы становится важной составляющей их профессиональной деятельности. Поддержка и забота о людях и коллегах, пострадавших во время пожара, которые нуждаются в помощи, могут стать для таких пожарных источником удовлетворения и чувства выполненного долга.

Этот результат уточняет позитивное значение просоциальной мотивации в служебной деятельности, на важность которой указывают К. Флинчбо с соавт. Просоциальные психологические ресурсы пожарных обеспечивают им эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации и слаженную работу (Flinchbaugh, 2024).

Выявлена взаимосвязь между всеми пунктами шкал жизнестойкости и личностной психологической безопасности, что подтверждает выявленную на других профессиональных выборках закономерность, указывающую на то, что жизнестойкость выступает предиктором психологической безопасности личности (Шмелева, 2022), что дополняет результаты исследований А.Е. Селиванова относящим к критериям психологической безопасности сотрудников МЧС потребность в ней (Селиванов, 2024b).

Взаимосвязь между межличностной безопасностью и ценностью самостоятельности пожарных (r=0,294, p<0,001) заключается в том, что хорошие коммуникационные навыки, умение слушать и понимать друг друга помогают выстраивать доверие в коллективе. Это, в свою очередь, способствует более эффективному функционированию команды даже в условиях, когда требуется принимать решения быстро и действовать автономно. Межличностная безопасность создает основу, на которой строится способность к самостоятельному действию в сложных и чрезвычайных ситуациях.

Связь между межличностной безопасностью (доверием и уважением) и ценностью гедонизма (отдыха, восстановления, комфорта) у пожарных (r=0,219, p<0,05) выражается в том, что хорошие межличностные отношения способствуют формированию поддерживающей среды, где пожарные чувствуют себя комфортно и могут открыто общаться друг с другом. Баланс между профессиональными и эмоциональными потребностями у пожарных проявляется в том, ценности гедонизма являются важными при получении удовлетворения от работы, в то время как межличностная безопасность помогает им чувствовать поддержку и защиту в команде во время службы. Связь между ценностями гедонизма и межличностной безопасностью может способствовать укреплению командного духа, эффективному взаимодействию и повышению общей производительности и благополучия в команде.

Проведенный регрессионный анализ с зависимой переменной «чувство безопасности» у пожарных позволил обнаружить его психологические предикторы:

ЧБ = 27,32+0,366*В (R2=0,134, F = 11,411, p<0,001),

где ЧБ – чувство психологической безопасности, В – вовлеченность.

Оказалось, что на чувство психологической безопасности пожарного оказывает влияние компонент «Вовлеченность» общей жизнестойкости (удовлетворение от повседневной профессиональной деятельности, чувство включенности в нее). В контексте профессии пожарного вовлеченность может быть рассмотрена как степень эмоциональной и психологической привязанности и участия в работе. У пожарных вовлеченность в работу может повышать их чувство значимости, принадлежности и ценности своего труда. Высокая вовлеченность пожарных в работу может способствовать формированию более тесной командной связи и взаимопонимания. Это создает эмоциональную поддержку и чувство безопасности в пожарной команде, поскольку они знают, что могут полагаться друг на друга в стрессовых ситуациях. Высокий уровень вовлеченности обычно сочетается с более высоким уровнем доверия и сотрудничества внутри команды, что также способствует ощущению безопасности. Жизнестойкие пожарные обладают большей адаптивностью, терпимостью к неопределенности и способностью принимать решения в экстренных ситуациях.

Полученный результат подтверждает выводы Б. Эллиса, С. Пантера-Брика, рассматривающих жизнестойкость как врожденный адаптивный процесс, который является динамичным и контекстуальным (Ellis, 2015; Panter-Brick, 2014), а также уточняет актуальность адаптивной модели жизнестойкости для пожарных, которые постоянно сталкиваются со стрессом на работе (Haslam, 2003).

Выявленные качества могут повышать чувство психологической безопасности, поскольку пожарные чувствуют уверенность в том, что смогут справиться с различными вызовами. Поэтому вовлеченность пожарных в их профессиональную деятельность может стимулировать у них чувство безопасности через укрепление командного духа, эмоциональную поддержку, доверие к коллегам и их способность к адаптации и принятию решений в сложных ситуациях.

Заключение (Сonclusions). Проведенное исследование позволяет уточнить понимание психологической безопасности и роли жизнестойкости в ней у пожарных - специалистов профессий рискогенного типа, деятельность которых сопряжена с оказанием помощи другим людям. Социальный контекст профессии пожарного-спасателя в силу направленности на защиту и помощь обществу в сложных и опасных ситуациях позволяет рассматривать ее помогающий профиль.

Являясь интегративной динамической характеристикой личности, обеспечивающей адаптивные стратегии поведения, позволяющей в условиях включенности в профессиональную деятельность быть устойчивым к рискам, способным использовать ресурсы для развития, преодолевать трудности для сохранения психологической безопасности в профессиональной деятельности, жизнестойкость пожарного более высока, чем у представителей других профессий. Выявлено, что именно вовлеченность как компонент жизнестойкости пожарного, влияет на ощущение им психологической безопасности, а готовность к риску и контроль, являясь неотъемлемыми атрибутами профессии, взаимосвязаны с со способностью сохранять психологическую устойчивость в трудных ситуациях.

Высокая готовность к риску, чувство уверенности и контроля пожарных, их вовлеченность в условиях чрезвычайных ситуаций позволяют им использовать адаптивные, жизнестойкие механизмы преодоления трудностей. Более высокое ощущение психологической безопасности у пожарных отражает их способность лучше справляться со стрессом, принимать обоснованные решения, эффективно работать в команде и сохранять свое психологическое благополучие в условиях повышенной опасности и ответственности. Вовлеченность в работу и приверженность ценностям профессии усиливают ощущение ими психологической безопасности в условиях командной работы и уверенности в контроле.

Важные связи между вовлеченностью, готовностью к риску, способностью влиять на происходящее (контроль) и ценностями самостоятельности, риска-новизны и заботы о людях и природе отражают их моральные ориентиры, и как, следствие, помогают создать профессиональную и эффективную команду, готовую к сложным вызовам.

Жизнестойкость пожарных по С. Мадди может быть поддерживаема различными психологическими механизмами: убеждениями, мотивацией к совладанию, психофизиологической реакцией, ответственностью и заботой о здоровье, социальной поддержкой. Наше исследование позволяет в качестве психологических механизмов рассматривать также доверие, эмпатию и сотрудничество, способствующие сохранению психологической безопасности пожарных и дополняющие тип их профессии социономическим контекстом.

Результаты исследования подтверждают вывод Л. Блейни с соавт. о целесообразности обучения пожарных жизнестойкости, которую в силу ее динамичности возможно развивать, и могут иметь значение для руководителей пожарных и аварийно-спасательных организаций в отношении психологических преимуществ у пожарных, если они основываются на высокой жизнестойкости и ощущении психологической безопасности.

К ограничениям результатов следует отнести то, что исследование проводилось на неслучайной выборке небольшого объема с использованием только самоотчетов. В качестве перспективы исследования следует отметить необходимость расширения объема выборки и расширения психодиагностических методик.

 

[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 15.06.2024).

Список литературы

Байер Е.А., Григорян Н.А. Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической системы // Развитие личности. 2018. № 4. С. 86-99.

Верменич Е.А., Правдина Л.Р. Психологическая адаптация и устойчивость к стрессовым расстройствам военнослужащих по призыву и на контрактной службе // Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля. Теория и практика: Сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25-26 октября 2017 года. Ростов-на-Дону: Кредо. 2017. С. 47-54.

Галиев Р.Р. Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы жизнестойкости курсантов на этапе социализации в военном вузе: автореф. дис … канд. психол. наук. Саратов. 2024. 26 с.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Пилотажная оценка русскоязычной версии опросника чувства безопасности на выборке студентов социономического профиля // Вопросы психологии. 2023. №6. С.122-135.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Константинова Н.П., Шимановская Я.В. Анализ профессиональной жизнестойкости социальных работников // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. №. 3. С. 39-48. https://doi.org/10.54348/SciS.2024.3.8.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл. 1992. 17 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл. 2006. 63 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл. 2011. 680 с.

Момбей-оол С.М., Норбу С.М. Своеобразие жизнестойкости военнослужащих по контракту // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2019. № 4 (43). С. 16-28

Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Челябинск. 2006. 32 с.

Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия №14. Психология. 2013. №2. С. 147-165.

Селиванов А.Е. Влияние депривации на психологическую безопасность пожарных: результаты предварительного исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024a. Т.10. №2. С. 104-117. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-2-0-9.

Селиванов А.Е. Критерии психологической безопасности сотрудников МЧС России: субъективное благополучие, потребность в безопасности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024b. Т.10. №1. С. 119-133. DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-9.

Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Карасева Т.В., Прияткин Д.А. Профессиональная жизнестойкость и психологическая безопасность медицинских работников // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2024. Т. 16. №2, С. 450-480. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-6649-2024-16-2-1079.

Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 9. С. 143-173. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173.

Blaney L., Brunsden V. Resilience and health promotion in high risk professions: A pilot study of firefighters in Canada and the United Kingdom // The International Journal of Interdisciplinary Organizational Studies. 2015. 10 (2). Pp. 23-32.

Blaney L., Spriggs G., Lumley J., Agyekum E., Slonowsky D., Macdonald A. Ignite your strengths - Resilience education for firefighters // Crisis, Stress, and Human Resilience: An International Journal. 2023. 5 (2). Pp. 35–56.

Cong Z., An L. Developing of security questionnaire and its reliability and validity // Chinese Mental Health Journal. 2004. Vol. 18. Pp. 97-99.

Conway R., Waring S. Facilitators and barriers to developing firefighter resilience. Disaster Prevention and Management: An International Journal. 2020. 30(3). Pp. 327-339. DOI: https://doi.org/10.1108/DPM-06-2018-0186.

Davidov E., Schmidt P., Schwartz Sh. Bringing Values Back in the Adequacy of the European Social Survey to Measure Values in 20 Countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. №3. Рp. 420-445.

de la Vega R., Ruiz R., Gómez J., Rivera O. Hardiness in Professional Spanish Firefighters // Perceptual and Motor Skills. 2013. 117(2). Pp. 608-614. https://doi.org/10.2466/15.PMS.117x19z4.

Flinchbaugh C., Miles J., Javadizadeh B., Liang Y., Smith W. L. Examining firefighter and police officers’ trust and service quality: What resources matter? // Journal of Management & Organization. 2024. Pp. 1-23. DOI: 10.1017/jmo.2023.69.

Haslam C., Mallon K. A preliminary investigation of posttraumatic stress symptoms among firefighters // Work and Stress. 2003. №17. Pp. 277-285.

Kim S., Kim R. The Impact of Resilience and Traumatic Stress Coping on Burnout among Firefighters // Korean Association for Learner-Centered Curriculum and Instruction. 2020. 24(13). Pp. 863-873 DOI: 10.22251/jlcci.2024.24.13.863.

Maddi S. Hardiness: An operationalization of existential courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. 44 (3). Pp. 279–298. DOI:10.1177/0022167804266101.

Maddi S. Dispositional hardiness in health and effectiveness. In: H.S. Friedman (Ed), Encyclopedia of Mental Health. 1998. Pp. 323-335. San Diego, CA: Academic Press.

Maslow A. H. The dynamics of psychological security-insecurity // J. Personal. 1942. №10. Pp. 331-344. DOI: 10.1111/j.1467-6494. 1942.tb01911.x.

Panter-Brick C. Health, risk, and resilience: Interdisciplinary concepts and applications // Annual Review of Psychology. 2014. №43. Pp.431-448. https://doi.org/10.1146/annurev-anthro 102313-025944.