16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-3

Технологии развития проектной активности у студентов театральных вузов как ценностная профессиональная ориентация

Aннотация

Введение. Современная система высшего образования подвержена изменениям, особенно в области гуманитарных дисциплин. Это требует формирования в учебном процессе целого спектра определенных компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся для развития их профессиональной деятельности. В частности, повышается значимость формирования основ проектной методики при обучении студентов театральной направленности. При всей важности изучения методологических аспектов проектной деятельности, продвижение в сфере театрального образования идет медленно, зачастую реализуется интуитивно, без достаточной методологической проработки. Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологических оснований использования проектных методов в обучении студентов театральных вузов, способствующих их творческому развитию и профессиональной самореализации личности. Методология и методы: проектная методология; методы теоретического исследования, в рамки которого включен междисциплинарный анализ, метод сопоставительного исследования, метод проектирования, метод наблюдения и теоретического моделирования. Результаты. Представлен алгоритм модели театрально-творческой и художественной проектной деятельности; дается оценка понятию «проектная методика». Рассматриваются общие методические принципы развития активности у студентов театрального профиля. Уточняется взаимосвязь проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе. Анализируются компоненты проектной методики, позволяющей развивать коммуникативную, учебную и культурологическую компетенции студентов театральных вузов. Наблюдения в вузах театрального профиля показали, что преподавание творческих дисциплин и самостоятельная работа обучающихся по «проектной модели» приводит к положительным изменениям в составе, как коллективного, так и индивидуального познавательного опыта. Заключение. Проектные технологии можно рассматривать как дидактический метод формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов театрального профиля, необходимых для дальнейшего их трудоустройства, способных к поисковой практике, навыкам анализа, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.


Введение (Introduction). Современное образование в мире направлено на становление творчески активной и высоко подготовленной личности, нацеленной на формирование культурных и ценностных ориентаций. Большинство людей в обществе с ранних лет начинают познавать материальные ценности – денежные средства, обеспеченность, игнорируя культурные и духовные параметры личности. Некачественно выстроенный образовательный процесс становится одной из причин отсутствия у студентов духовно-нравственных позиций. Качество образования, предоставляемого студентам театральных вузов, требует постоянного совершенствования; данный факт определяет актуальность исследования.

Большое значение в вузе, особенно творческой направленности, имеет приобретение студентами не только теоретических знаний, но и становление их профессиональных компетенций и приобретение проектного опыта. По нашему мнению, выбор наиболее эффективных и рациональных технологий обучения напрямую связан с формированием необходимых навыков.

В настоящее время проектная деятельность признана инновационной и актуальной образовательной технологией, поскольку она гарантированно вовлекает обучающихся в разнообразные вариации творческой активности, а также способствует их внедрению в научный процесс; очевидно, что при этом расширяется самопознание личности и значительно возрастает качество профобразования (Ананьев, 2015). Иными словами, именно проектная деятельность интегрирует деятельность когнитивную через призму конкретной личности обучающегося. Метод проектирования, изначально возникший как научный метод, помогает раскрывать потенциал каждого обучающегося и создать уникальную развивающую методику приобретения профессиональных навыков (Александрова, 2000). Вместе с тем, применение проектных образовательных технологий может в значительной мере упростить и сделать более мобильным учебный процесс (Белкин, 2017).

Проблема включения метода проектных технологий в учебный процесс может быть эффективно применена с изучением иностранных языков, позволяющим ориентироваться в зарубежных источниках, профессиональной театроведческой литературе, просматривать и анализировать зарубежные спектакли. Метод проектов помогает в реализации наиболее существенной и сложной для театральной методики задачи – создание необходимой среды, в которой откроется возможность применения полученных знаний на практике (Зайцев, 2013). Проектный метод играет ключевую роль в решении первостепенной комплексной проблемы, с которой сталкиваются преподаватели театрального искусства, – конструированием особой среды, после погружения в которую студенты актерских, режиссерских и сценографических направлений смогут применять полученные знания в контексте реальных ситуаций, требующих освоения новой информации в рамках междисциплинарного подхода. Проект – это не только техническое задание, которое имеет определенные сроки и условия, это модель самостоятельной работы студента, которая обдумана, спланирована и реализована на практике. Проект представляет собой не просто строгое техническое задание, вписанное в четкие временные рамки – он является моделью независимой продуманной деятельности, чей результат воплощен в жизнь. В первую очередь, проект зиждется на вербальной коммуникации, которая обусловлена эмоционально-интеллектуальным отношением участников данного коммуникативного процесса. Немаловажно также, что в рамках проекта совокупно реализуются разнообразные научно-теоретические и исследовательские компоненты, что гарантированно приводит к достижению поставленной цели (Богоявленская, 2015). С практической точки зрения вышеупомянутый метод способствует значительному расширению когнитивных, аналитических и, что первостепенно важно именно для студентов творческих специальностей, креативных компетенций (Богус, 2018).

Для современного преподавателя применение проектной технологии обучения является достаточно привлекательным способом, который можно противопоставить вербальным формам передачи информации, пассивным способам передачи собственных знаний из поколения в поколение, приобрести новые навыки для самого себя, адаптированные к реальной жизни. Инновационность проектной работы заключается в том, что ее сутью является не только познание, но и изменение окружающей действительности. Это, в свою очередь, предполагает упор на особые технологии – с возможностью интеграции, стандартизации и модернизации (Гнатышина, 2016).

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена значимостью формирования основ проектной методики при обучении студентов театральной направленности. При всей важности изучения методологических аспектов проектной деятельности, продвижение в сфере театрального образования идет медленно, зачастую реализуются интуитивно, без достаточной методологической проработки.

Цель исследования состоит в рассмотрении различных аспектов использования проектных методов в обучении студентов театральных вузов, способствующих их творческому развитию и профессиональной самореализации личности.

Методология и методы (Methodology and methods). При работе над статьей использовались проектная методология; методы теоретического исследования, в рамки которого включен междисциплинарный анализ, метод сопоставительного исследования, метод проектирования, метод наблюдения и теоретического моделирования.

Источниковедческую базу составили специализированные театральные библиотеки: Союза театральных деятелей РФ, Российская библиотека искусств; сетевые информационные ресурсы и платформы: Academia.edu, Google Scholar, Elibrary, ERIH PLUS; а также собственные разработанные авторские программы для театральных и хореографических профилей уровня бакалавриата и магистратуры: «Проектные технологии в искусстве», «Сценографические концепции в театральном искусстве», «История театра», «Постановочная работа хореографа», «Работа балетмейстера с художником» и др.

Интеграция научных знаний, основанная на сближении предметных областей искусствоведения, культурологи и педагогики, воздействует сегодня на сферу формирования учебных вузовских программ и их циклов, предполагающих освоение проектных подходов. Наблюдения в вузах театрального профиля городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми показали сходную картину диагностики с целью выявления исходного уровня сформированности познавательного интереса к проектам у будущих педагогов – хореографов и режиссеров. Диагностика и наблюдение проводились в реальном процессе обучения, когда можно проследить всю творческую активность студентов в их учебной работе. Студенты и магистранты, имеющие высокие показатели и уровень сформированности познавательных интересов, проявляют большую творческую активность в планировании концептуальных идей и их реализации на практических занятиях и находят оригинальные решения. Обучаемые со средним и ниже среднего уровнем более предпочитают просто участвовать в проектах, не стремясь к лидерству и презентации полученных результатов. При этом преподавание творческих дисциплин и самостоятельная работа обучающихся на всех уровнях по «проектной модели» приводит к положительным изменениям в составе как коллективного, так и индивидуального познавательного опыта.

Теоретическая основа (The theoretical basis). В настоящее время накоплен теоретический и эмпирический материал, позволяющий представить метод проектов в школьном и вузовском образовании: А.В. Долматов (2022), В.Х. Килпатрик (1928), Д.Н. Корнеев (2016), В.В. Пак (2016), Н.Ю. Пахомова, (2003). В ряде работ метод проектирования рассматривается в контексте психологии, нравственного воспитания, интеллектуального развития личности, как процесс общей образовательной технологии: Б.Г. Ананьев (2013), Е.С. Александрова (2000), А.С. Белкин (2017), М.Б. Богус (2018), В.В. Гузеев (2000). Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей становится объектом внимания у Е.И. Григорьева, Л.Н. Максимова (2021), у С.Г. Шлеюк (2024) и В.А Ясвина (2020).

Раздел театральной педагогики, сформировавшийся в педагогической науке на основе деятельности трудов известных деятелей театра П.М. Ершова (2009), B.Э. Мейерхольда (2001), К.С. Станиславского (1989), М.А. Чехова (2011) содержит принципы работы режиссера с актером и художником, раскрывает принципы работы над ролью и развивает психофизические параметры, необходимые для любого представителя данных профессий: концентрация, креативность, коммуникация, а также мышечная свобода и эмоциональная память. В разработанных ими тренингах опосредованно уже заложена система проектной режиссуры, в результате чего они способствуют интеграции профессиональных методов, приемов и принципов построения спектакля в структуру образования. Тем не менее, в современной театральной педагогике отсутствуют исследования, позволяющие комплексно рассмотреть вопросы использования проектных методов студентами театральных вузов, развивающих новые компетенции в соответствии с требованиями современных Стандартов образования.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Применение различных технологий развития проектной активности у студентов позволяет сформировать их ценностные ориентации в дальнейшей профессиональной деятельности. На основе теоретических положений, изложенных Дж. Дьюи, ценностные ориентации формируются из лично созданных каждым человеком нравственных идеалов и аксиом, которые связаны с личными поступками и решениями. То есть для каждого человека в собственной голове важно спланировать, чем он будет руководствоваться в дальнейшей жизни. Ведь картина мира для каждого человека всегда имеет свое значение (Дьюи, 2000).

Ценностно-ориентационная деятельность человека театра причастна к деятельности внутри социума. Для полноценной творческой деятельности человек должен жить в мире и понимать его сущность. Для того, чтобы человеку смоделировать свободу собственного выбора, ему необходимо понимать ценности поведения. Именно во время процесса обучения проектной активности у студентов при правильном подходе складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания. Эти знания помогают сформировать у студентов собственное мнение о том, какие поступки можно и какие нельзя совершать, ориентируясь в современном времени и пространстве. Использование метода проектов во время обучения связано с объединением духовного и разумного в целом. (Зайцев, 2013; 2014).

Полноценное развитие интеллекта и ценностных ориентаций студентов во время процесса обучения проектной активности проходит в нескольких разносторонних аспектах: грамотность речи как средства мышления и выстраивания нужной коммуникации; дизайн-мышление для реализации творческого задания; умение планировать и анализировать ситуации, выделение отдельных элементов и этапов проектной работы, навыки экспериментирования, сфокусированность на результат, независимое развитие в интеллектуальном процессе подготовительной и исполнительной фаз. В итоге результат затем соотносится с условиями и поставленной проблемой (Полат, 2005).

Основными направлениями развития проектной активности у студентов театральных вузов как коммуникативной сферы, основанной на концептуальном выражении творческой позиции и диалоге с режиссером и зрителем можно считать:

формирование представлений о ценностной картине мира;

организация мировосприятия, основанного на единстве рационально-научного и художественно-образного познания;

развитие коммуникационных способностей и адекватного взаимодействия с коллегами;

презентация собственной личности.

Построение проектной методики в обучении позволяет сформировать профессиональную мотивацию студента на дальнейшую деятельность и успех в ней. Любая профессиональная деятельность приносит желаемые плоды при наличии соответствующих индивидуальных качеств, таких как мотивация и умственные способности; немаловажную роль играют и ситуационные факторы.

Здесь следует подробнее остановиться на понятии мотивации – это интеллектуальные и профессиональные потребности и компетенции, от совокупности которых зависит успешная будущая деятельность обучающихся. Знакомство студентов театрального вуза с осуществленными культурными проектами дает ценное познание социогуманитарной реальности, отражая культурно-исторические особенности динамики инновационных процессов, происходящих в мире; оно также способно увлечь студентов их профессией и выработать у них сознательность. Следует подчеркнуть, что личностные характеристики будущего профессионала во многом определяют такую внутреннюю мотивированность. При ее наличии будущий профессионал в театральной сфере грамотно выстраивает свою активность для достижения успеха (Пахомова, 2003).

Метод проектного обучения используется в преподавании различных специальных и искусствоведческих курсов: актерское мастерство, сценическая пластика, танец, история театра, постановочная режиссура и других творческих специальных дисциплин, изучаемых в театральном вузе. Так, можно предложить эффективный способ для вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую проектную деятельность – знакомство их с историей национального театра, анализа театра как синтетического искусства, в котором присутствует органичное содружество литературы, живописи, архитектуры, музыки и пластики; все это направлено на создание сценического образа и достоверное раскрытие персонажа. Студенты таких специальностей, как «Режиссура», «Актер театра» или «Художник-постановщик», могут в процессе освоения дисциплины «История театра» собирать личное «Портфолио», которое будет включать в себя выполненные ими творческие задания – не просто реферирующие некие данные, но и подразумевающие креативный подход и содержащие элемент неожиданности, что гарантирует яркую индивидуальность каждого исполненного проекта. В итоге это приводит к использованию теоретических познаний в собственных проектах.

Проектная активность может сформировать нижеследующие способы профессиональной деятельности, значимой для театральной режиссуры:

умение поставить творческую цель и разработать тактику ее наилучшей реализации;

умение изыскивать нужные данные и оперировать ими;

способность к оформлению необходимой документации;

умение привести полученные знания к единообразию в их представлении.

Молодежь как особый феномен современного мира требует пристального внимания не только по причине возрастания степени свободы, изменения в связи с этим системы педагогического воздействия, но и по причине «ужесточения» массовой культуры, ее крайне негативного воздействия на молодое поколение (Colliver, 2000). Массовая культура в ее современном формате, связанном с информатизацией, серьезно меняет некие психологические структуры сознания молодых, что проявляется в повышенной агрессивности, малом уровне развития произвольного внимания, памяти, определенной «стертости» эмоций и т. д. Мы имеем дело с беспрецедентным влиянием массовой культуры в разных форматах, по разным каналам. Это вызвано не только низким культурным уровнем многих наших современников, психологией общества потребления, активностью индустрии, пытающейся извлечь максимальную выгоду в процессе создания и реализации продуктов массовой культуры, но и неполным пониманием сущности социокультурных процессов на современном этапе со стороны тех, кто хочет разобраться в ситуации, готов к усилиям. Информатизация, кратно увеличивающая объем информации, скорость ее распространения, предлагает в основном «хаотично-негативную» информацию, противостоять которой информация позитивного характера не успевает (Knoll, 2009). Положительную роль в этом вопросе приобретает театральная деятельность, которая испокон веков интересовала многих молодых людей.

Театральное искусство уходит корнями в Античность, однако оно не только не утратило своей привлекательности для, казалось бы, искушенного современного зрителя, но даже стало едва ли не самым популярным видов массовой культуры
в 21-м веке. Зрелищность жанра наряду с литературой выдвигает его к любимым видам зрительского внимания. Широкий диапазон репертуара, многообразие режиссерских направлений, взаимодействие с аудиторией и отражение режиссерского видения самых широких тематических интерпретаций жизни человека оказывается близким к самой жизни (Jessup, 2005). Обучение в театральных вузах, в первую очередь, обращено на выразительно-изобразительные средства актерской профессии, в которой театр есть фокус внимания не только в контексте жизни социума или политики, но и «иммерсии» в личность автора, в его мироощущение (Helle, Tynjälä, Olkinuora, 2006; Knoll, 2012) Заинтересованность в учебном процессе, которую развивает проектная методика, может помочь в решении данной проблемы, так же и в культурном развитии личности в целом.

Формированию проектной активности у студентов театральных вузов способствуют серьезные изменения в мировой и отечественной театральной образовательной среде, как в отношении технических возможностей авторского исполнительства, так и увеличения количества сценических площадок для демонстрации своего мастерства, так и возможностей зрителя оценивать и давать собственный комментарий и анализ к авторскому творчеству (Martin, 2007).

В процессе обучения в театральном вузе студенты учатся не только образовательным технологиям, но и творческой активности. С точки зрения современного медиабизнеса, театральная сфера сегодня – это своеобразная система рассмотрения мировых проблем при помощи «трансляции» на аудиторию некой символичности, интерпретации культурных кодов. Изображение на сцене общественных стереотипов есть не просто спекуляция на тему тех или иных идей и ценностей – оно становится совершенно новым средством медиакоммуникации (Pecore, 2015).

На данный момент проектная деятельность, используемая в образовании, укрепила свои позиции как инновационный проектно-креативный подход, значительно повышающий качество образовательных услуг. Факторы положительного влияния здесь таковы:

система театрального обучения в вузах, как и прежде, зиждется на традиционных образовательных подходах;

современные информационные технологии интегрируются в образовательный процесс для последующего их использования, как в организации сценического пространства, так и непосредственно в постановке представления;

ориентированность в обучении на практические аспекты и междисциплинарность;

сфокусированность на групповых видах деятельности с учетом личностных особенностей ее участников;

ориентированность на развитие креативных компетенций обучающихся;

организация различных мероприятий, направленных на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава театрального вуза (Morawski, 2017; Шевцова, Попова, 2021).

На рисунке показан практико-ориентированный технологический процесс проектной деятельности студентов профессионального обучения.

Приведем алгоритм применения различных проектных методов, которые можно использовать в обучающем процессе студентов театрального профиля;

создание театральной постановки на основе или по мотивам произведений изобразительного искусства;

разработка персонажных образов будущего спектакля, включая их костюмную интерпретацию;

композиционные поиски индивидуального постановочного решения;

обоснование собственного свето-цветового состояния спектакля;

аналитическая презентация собственной режиссуры в постановке в формате презентации.

Предлагаемые проектные задачи подразумевают, что студент режиссерской специальности отвечает за творческое видение, руководит кастингом, контролирует постановку и организует репетиционный процесс. Соответственно, начинающему режиссеру необходимы сокурсники, которые станут именно теми исполнителями ролей, художниками, композиторами, специалистами по хореографии и пластике, кто поможет ему наиболее точно реализовать творческую идею. В этом случае действует принцип чередования обязанностей: любой из обучающихся-участников вышеописанной схемы сможет выступать в качестве режиссера, актера, сценографа и т.д., что позволит каждому студенту продемонстрировать свои теоретические знания и практические навыки в рамках изучаемой профессии, а также раскрыть свой творческий потенциал и фантазию. Любой из предложенных параметров (показ эскизных вариантов костюмов, композиционные экспликации на планшете сцены, постановка света на сценической площадке и др.) является своеобразным мини-спектаклем. В выполнении проектных заданий помогут наработанные творческие сценические навыки: речь, пластика, двигательная мобильность, сценическая свобода, командное взаимодействие. При этом в работе над спектаклем можно использовать как групповые, так и индивидуальные формы организации; таким образом, вышеупомянутые навыки будут выступать как личными, так и коллективными достижениями и гарантируют успешную профессиональную активность впоследствии.

Основным преимуществом использования в современной театральной профессии является использование информационно-коммуникативных технологий и формирование навыков коммуникативной компетенции студентов, путем их взаимодействия через сеть Интернет, а также путем использования различных учебных онлайн-платформ и материалов. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии создают благоприятную среду для самостоятельной подготовки студентов, для их заинтересованности в сути учебного процесса (Macdonald, Twining, 2002).

В создании театрального проекта используются такие цифровые и мультимедийные технологии, как:

  • текстовая и аудиовизуальная подача материала;
  • электронные словари широкого и узкого профиля (переводные, толковые, справочные, терминологические
    и интерактивные);
  • компьютерное оборудование
    и программное обеспечение Microsoft;
  • специализированные обучающие ресурсы мировой сети;

Вышеназванные технологии являются существенным подспорьем при организации учебной деятельности, способствующей формированию у студентов креативных компетенций; к таким видам деятельности относится, к примеру, комбинированное обучение, сочетающее аудиторные и самостоятельные занятия. Благодаря освоению информации с помощью инструментов визуализации теоретические аспекты и практические работы для студентов приобретают образность, динамику, сам материал становится более интересным, а варианты различных заданий способствуют развитию деятельностного компонента.

Проведенное исследование в сопоставлении с имеющимися по проектным технологиям работами, таких авторов, как: Я.Е. Рупасова (2021), анализирующая междисциплинарную проектную деятельность как технологию подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности; Е.С. Александрова (2000), рассматривающая педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса; М.Б. Богус (2018), обращающийся к вопросам влияния ценностных ориентаций на интеллектуальное развитие личности; В.В. Гузеев (2000), занимающийся анализом планирования результатов образования; Н.Ю. Пахомова (2003), описывающая метод учебного проекта в образовательном учреждении и др., раскрывающие все положения вне контекста к сценической практике, позволило нам подойти к  нижеследующим результатам:

  • формулированию понятия методов театрального проектирования, которые нацелены на формирование креативных компетенций обучающихся;
  • теоретическому и методологическому обоснованию использования проектирования в освоении профильных дисциплин театральной направленности;
  • обоснованию эффективности проектного метода в достижении творческой самореализации студентов в будущем;
  • представлению проектных технологий как самостоятельного явления в сценической практике, которые были применены в театральных вузах, что подкреплено примерами.

Таким образом, мы видим, что посредством проектных технологий в стенах вуза можно создать подобие малого театрального коллектива, построенного по студийному принципу, при помощи которого возможно:

  • содействовать выработке творческой готовности студентов к решению сценических задач как важнейшего инновационного инструмента;
  • создавать родственную микросреду, подобную театральной лаборатории, насыщать ее духовными воздействиями, исходящими в первую очередь от руководителя проекта;
  • распространять сформированную творческую готовность на профессиональную деятельность студента как будущего специалиста, содействуя его личностному преображению.

Заключение (Conclusion). Итак, цель исследования, направленная на выявление аспектов использования проектных методов в обучении студентов театральных вузов, способствующих их творческому развитию и профессиональной самореализации личности, достигнута. Результаты исследования можно представить следующими выводами:

  • работа над различными проектами открывает перед студентами новые горизонты познания и активности и дарит свежий взгляд на актуальную реальность, что способствует грамотному анализу поступающих данных и освоению новых техник в обучении, у студентов формируются собственные профессиональные навыки, что позволяет всесторонне развивать их интеллект;
  • совокупность традиционных учебных подходов и инновационных проектных видов деятельности в организации учебного процесса в театральном Вузе приводит к повышению академического уровня и вовлеченности обучающихся, занятых преимущественно творчеством в научную деятельность;
  • выполнение упражнений в рамках проекта, имеющие различный уровень сложности и использование ИКТ, помогают развивать навыки коммуникативной компетенции, а также учиться применению профессиональных навыков на всех этапах его осуществления;
  • становление каждого актера и режиссера, начинающееся с процесса обучения, во время которого студентам предлагаются интерактивные учебные материалы, направленные на изучение сути профессиональной работы в формате проектов, сегодня способствуют подготовке востребованных кадров в сфере управленческой культуры;
  • креативность и продуктивность самих преподавателей, способных организовать и обосновать проектную задачу в сфере театрального искусства и необходимым образом контролировать процесс ее выполнения, направляя обучающихся на правильный путь, являются именно теми факторами, которые способны удовлетворить потребности общества в активной саморазвивающейся личности.

Таким образом, проектные технологии можно рассматривать как положительный метод, как ценностная профессиональная ориентация формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов театрального профиля, необходимых для дальнейшего их трудоустройства, способных к поисковой практике, навыкам анализа, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

Перспективы дальнейших исследований могут опираться на материалы статьи и предлагаемые в ней технологии могут выступить в качестве последующих разработок творческих спецкурсов и факультативных программ для подготовки специалистов театральной профессии, способствующих эффективному формированию у обучающихся соответствующих художественных компетенций и наиболее полному раскрытию их креативного потенциала.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». 2015. 432 с.

Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2000. 220 с.

Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение. 2017. 112 с.

Богус М.Б. Влияние ценностных ориентаций на интеллектуальное развитие личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ. Вып. 5. 2018. С. 47-53.

Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 2015. № 5. С. 49-58.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование. 2000. 206 с.

Дьюи, Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика пресс. 2000. 384 с.

Долматов А.В., Долматова Л.А. Креативные и проектные технологии в образовании. М.: КноРус. 2022. 326 с.

Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: Искусство понимания себя и других. Логика общения в жизни и на сцене. Психофизическая природа искусства действий / отв. ред. В.М. Букатов. М.: Дубна: Феникс+, 2009. 712 с.

Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1. Челябинск. 2014. 424 с.

Зайцев В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования: учеб. пособие. Челябинск, 2013. 196 с.

Гнатышина Е.А. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Челябинск: Цицеро. 2016. 210 с.

Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С.141-148

Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л.: Госиздат. 1928. 115 с.

Корнетов Г.Б. К 155-летию со дня рождения Джона Дьюи (1859-1952) // Историко-педагогический журнал. 2014. № 4. С. 33-53.

Корнеев Д.Н. Проектирование и диффузия педагогических инноваций как методическая проблема современного непрерывного профессионального образования // Методика профессионального образования: от теории к практике: сб. статей по итогам Всероссийской олимпиады по методике профессионального обучения. Челябинск: Цицеро. 2016. С. 60-69.

Мейерхольд В. Лекции: 1918-1919 / Сост. О.М. Фельдмана. М.: ОГИ. 2001. 280 с.

Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. С. 68-75.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учеб. пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ. 2003. 110 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия. 2005. 272 с.

Рупасова Я.Е. Междисциплинарная проектная деятельность как технология подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 321-325.

Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство. 1989. Т. 2. Работа актёра над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика // Ред. и авт. вступ. ст. А.М. Смелянский. Коммент. Г.В. Кристи и В.В. Дыбовского. 511 с.

Чехов М.А. Уроки профессионального актёра: На основе записей уроков, собранных и составленных Л.Х. Дюпре / Под ред. Д.Х. Дюпре; пер. с англ. М.И. Кривошеева. М.: ГИТИС. 2011. 165 с.

Шевцова М.М., Попова О.В. Исследовательские проектные компетенции студентов: особенности формирования в учебной и внеучебной деятельности // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 6А. С. 357-370.

Шлеюк С.Г. Особенности художественно-проектного метода преподавания дисциплины «Рисунок и проектная графика» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2024. № 2 (242). С.51-60.

Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6).  С. 74-93.

Colliver J. A. Effectiveness of Problem-based Learning Curricula: Research and Theory // Academic Medicine. 2000. 75(3). Pp. 259-266.

Jessup E., Sumner, T. Design-Based Learning and the Participation of Women in IT Frontiers // A Journal of Women Studies. 2005. 26(1).
 Pp. 141-147.

Helle L., Tynjälä P., Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education Theory, Practice and Rubber Sling Shots // Higher Education. 2006. 51(2.) Pp. 287-314.

Knoll M. «I Had Made a Mistake»: William H. Kilpatrick and the Project Method // Teachers College Record. 2012. 114(2). Pp. 1-45.

Knoll M. From Kidd to Dewey: the origin and meaning of «social efficiency» // Journal of Curriculum Studies. 2009. 41(3). Pp. 361-391.

Pecore J.L. From Kilpatrick’s Project Method to Project-Based Learning // International Handbook of Progressive Education. 2015. Pp. 155-171.

Martin T., Rivale S.D., Diller K.R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007. 35(8). Pp. 1312-1323.

Morawski C.M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. 12(3).
Pp. 555-564.

Macdonald J. Twining P. Assessing activity-based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. 33(5). Pp. 603-618.

Milton S. Pluralism and Diversity in American Higher Education // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1972. URL: http://ann. sagepub.com (дата обращения: 15.08.2024).

Wilson, T., John, M. Research and Investigations in Adult Education // Adult Education Quarterly. 1966. URL: https: // journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/074171366601600402 (дата обращения: 15.08.2024).