Duolingo: эффективное приложение для изучения русского языка
Aннотация
Введение. Сегодня все больше людей в мире используют мобильные приложения для образования. Современная методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в связи сокращением аудиторных часов, выделенных на обучение иностранным языкам в вузе, а также неравномерностью уровня знаний у обучающихся, разрабатывает направление по внедрению электронных образовательных ресурсов в образовательную практику как инструмента реального общения в формате современного поликультурного образования. В качестве одного из ресурсов интенсификации обучения РКИ используется компьютерная платформа Duolingo. В настоящее время Duolingo является удобным и доступным способом изучения языков, но пока недостаточно исследований о его использовании. Цель исследования – выявление влияния приложения Duolingo на развитие коммуникативной компетенции при изучении русского языка как иностранного. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты подготовительного факультета Белгородского национального исследовательского государственного университета в количестве 18 человек. Методы включали опрос участников, с целью оценки опыта использования Duolingo для изучения русского языка. Внимание уделялось тому, как приложение организует учебные занятия и насколько эффективно оно поддерживает учебный процесс через повторение, игры и персонализированную обратную связь. Результаты показали, что Duolingo особенно хорошо развивает словарный запас и навыки аудирования. Однако участники исследования отметили, что приложение нуждается в более понятных объяснениях грамматики и более сложных заданиях на чтение. Приложение лучше всего подходит для начинающих и обучающихся среднего уровня, так как их мотивирует игровой формат. Для продвинутых студентов могут потребоваться дополнительные ресурсы для достижения беглости. Вывод. Исследование подчеркивает, что студенты ценят гибкость Duolingo, поскольку это позволяет учиться в любое время и в удобном темпе. Быстрая обратная связь и система наград помогают оставаться на правильном пути, делая изучение языка доступным и интересным.
Ключевые слова: технологические инструменты, русский язык как иностранный (РКИ), грамматика, коммуникативная компетенция, языковые навыки, мобильные приложения, duolingo, приложение для изучения языка
Введение (Introduction). За последние два года мобильные технологии активно вошли в образование, особенно в обучение русскому языку как иностранному. Это исследование важно, потому что оно помогает решить одну из главных задач преподавания иностранных языков. Исследователи (например, Н.В. Косачевская) «выделяют множество плюсов мобильных приложений для изучения русского языка: это и визуальные подсказки, и возможность записи и распознавания речи, и быстрый доступ к информации» (Косачевская, 2023: 420), а также «удобство непрерывного обучения» (Левина, Андреев, Хафизова, 2016: 332). В этом отношении, как отмечают A, Khabibi (2020), P. Permatasari и др (2021) и M. Shortt (2021), «технологические инструменты и приложения играют важную роль в успехе в учебе, карьере и межкультурной коммуникации» (Khabibi, 2020; Permatasari и др., 2021). Образование меняется, чтобы соответствовать нуждам современных студентов, и технологии становятся мощным помощником в изучении языков (Аббас & Самосенкова, 2024: 2). Среди множества приложений для изучения языков «Duolingo» выделяется как популярный, доступный и увлекательный вариант для сегодняшних студентов.
Появление цифровых инструментов изменило методы обучения в преподавании иностранных языков. Эти изменения приносят как новые возможности, так и вызовы при использовании. Благодаря технологическому развитию мобильное обучение, как отмечается в исследовании Н.В. Косачевской, «осуществляется через различные программы или приложения, установленные на мобильные устройства. Существует множество различных приложений для изучения языков, и примером такого приложения является Duolingo, которое имеет интерфейс, напоминающий игру, и предлагает разные задания для изучения иностранных языков. В приложении указано, что оно было запущено в октябре 2011 года и доступно на разных операционных системах, включая Android и iOS» (Косачевская, 2023: 421;). С помощью Duolingo пользователи могут изучать такие языки, как русский, английский, китайский, французский, арабский, итальянский и другие.
Duolingo стало популярным благодаря простоте использования, игровым элементам и адаптивным системам обучения. Внедрение технологий в процесс изучения языков значительно преобразило образование, особенно для современных студентов. В работах О.А. Терских и О.А. Зайцевой (2024), М.В. Аксенова, Д.В. Шепетовского (2014) и S. Amin (2021) и S. Leven (2019) изучалась эффективность использования технологических инструментов, таких как Duolingo, для освоения русского языка. Их исследования предоставили ценные данные о преимуществах этого приложения (Терских и Зайцева, 2024: 133; Irzavati, 2023, 331). В рамках исследования N. Hadina, и др (2023:148) и M. Stevani, (2024:24) выяснилось, что главные преимущества Duolingo – это доступность и гибкость. Кроме того, при использовании Duolingo развиваются основные языковые навыки: увеличение словарного запаса, изучение грамматики и распознавание речи на слух. Ученики могут использовать его в любое время, в любом месте и в удобном для них темпе. Это особенно полезно для занятых студентов, предлагая персонализированный опыт изучения языка. Игровой дизайн приложения мотивирует пользователей с помощью интерактивных заданий, отслеживать свой прогресс и получение наград. Эти элементы создают чувство успеха, делают изучение языка более интересным. Duolingo эффективно помогает развивать словарный запас, т.к. задания и метод повторения через интервалы помогают запоминать слова и вовремя их вспоминать, что важно для достижения беглости в процессе говорения (Надха и др, 2020: 237: Тимошина, 2020). Хотя Duolingo в основном фокусируется на чтении и письме, в нем также есть упражнения для развития речи с использованием технологии распознавания голоса. Это помогает ученикам улучшать произношение и устную речь, используя моментальную обратную связь, сообщающую об ошибках и облегчая развитие навыков говорения. H. Jiang и др, (2022) и K. Fadhila (2022) и Kumari, S. (2024) Duolingo дополняет традиционное обучение, предоставляя ученикам больше возможностей для практики.
Гибкость Duolingo позволяет студентам заниматься на разных устройствах, как в аудитории, так и вне ее, что упрощает регулярную практику. Приложение также поощряет совместное обучение, где учащиеся могут работать вместе, делиться идеями и поддерживать друг друга. Это создаёт дружелюбную и активную учебную атмосферу, способствующую культурному обмену и взаимодействию между сверстниками.
М.В. Терских и О.А. Зайцева описали несколько популярных видов упражнений в Duolingo, которые помогают изучать русский язык (Терских, Зайцева, 2024: 133-134).
1. Упражнения на соответствие:
соедините картинку с правильным русским словом (доступно в текстовом и аудио формате);
соедините английские слова с их переводами на русский.
2. Перевод фраз:
-переводите русские фразы на английский, расставляя предложенные английские слова в правильном порядке;
слушайте аудиофрагменты и переводите услышанное на русский (доступны медленная и быстрая скорость).
3. Задания на дополнение:
завершайте русские предложения, выбирая правильную форму слова;
вставляйте пропущенные слова, чтобы попрактиковаться в грамматике и расширить словарный запас.
4. Вопросы с выбором ответа:
выберите правильный ответ из списка, чтобы проверить свои знания и понимание.
5. Перевод полных предложений:
переводите целые предложения с русского на английский и наоборот, чтобы лучше понять структуру обоих языков.
6. Практика письма:
некоторых заданиях нужно писать на русском, что помогает освоить кириллицу (хотя возможности для практики набора текста в Duolingo ограничены).
7. Упражнения на говорение и произношение:
повторяйте русские фразы с помощью распознавания речи в приложении и сразу получайте обратную связь по своему произношению;
выполняйте задания на говорение, чтобы улучшать устную речь.
8. Контрольные точки и отслеживание прогресса:
проходите контрольные точки, чтобы пропустить уровни, если уже владеете материалом;
отслеживайте свой прогресс с помощью серий занятий и получайте награды, чтобы сохранять мотивацию заниматься каждый день.
Эти упражнения делают обучение более увлекательным благодаря повторениям, интерактивным элементам и вызовам. Однако для более глубокого изучения русской грамматики и усиленной практики письма могут понадобиться дополнительные инструменты. Ниже представлены некоторые изображения из приложения Duolingo.
Многие заинтересованные лица считают Duolingo удобным и доступным инструментом для изучения иностранных языков, но исследований о том, насколько оно «помогает в освоении русского языка, пока не хватает. По мере роста числа пользователей становится все более актуально понять, какое влияние это приложение оказывает на обучение, чтобы преподаватели могли использовать его максимально эффективно» (Левина, Андреев, Хафизова, 2016: 333). Поэтому цель этого исследования – выяснить, как Duolingo помогает развивать коммуникативные навыки при изучении русского языка как иностранного.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). В этой статье используются несколько ключевых методов, чтобы понять, насколько эффективно Duolingo в обучении русской грамматике. Во-первых, рассматриваются предыдущие исследования на тему изучения языков, с акцентом на то, насколько приложение помогает учащимся, особенно носителям английского языка, освоить правила русской грамматики. В этом исследовании приняли участие 18 студентов из Белгородского государственного университета. Также анализируется структура уроков Duolingo: как планируются задания, какие виды упражнений предлагаются, и как повторение, игровые элементы и персонализированное обучение помогают поддерживать интерес учеников.
Во-вторых, для получения более точного представления об эффективности приложения, авторы провели опрос среди студентов, изучающих русский язык через Duolingo, чтобы узнать, насколько полезным они считают его для развития языковых навыков. Такой комбинированный подход даёт полезное понимание текущей учебной ситуации и подчёркивает, как именно Duolingo поддерживает практику изучения русского языка.
Научные результаты и дискуссия (Research results and Discussion). Ниже представлены результаты опроса, проведённого для оценки того, насколько эффективно Duolingo помогает в изучении русского языка иностранным студентам. Графики ниже (рис. 2-3) показывают мнения пользователей, давая нам чёткое представление о том, в чём Duolingo успешно, а в чём ещё можно улучшиться.
Как показано на рис. 2, Duolingo отлично помогает студентам расширять словарный запас и улучшать навыки аудирования — все участники опроса отметили прогресс в этих областях. Навыки говорения также улучшились у большинства пользователей (94,40%), хотя немного меньше учащихся почувствовали улучшение в произношении и грамматике (88,90%). Это говорит о том, что Duolingo помогает пользователям чувствовать себя увереннее в базовых навыках, но для полного освоения этих навыков может потребоваться дополнительная практика.
Чтение оказалось самой слабой областью − только 44,40% участников заметили прогресс, что может указывать на то, что чтение не является основным фокусом приложения. В целом, Duolingo хорошо развивает основные коммуникативные компетенции, но для углублённого изучения грамматики, произношения и чтения пользователям могут понадобиться другие ресурсы.
Отметим, как пользователи оценивают упражнения Duolingo для изучения русской грамматики. Большинство участников (83,3%) считают, что упражнения «достаточно эффективны», то есть они помогают, но, возможно, не идеально. Меньшая часть (16,7%) отметила их как «очень эффективные», что говорит о том, что эти пользователи получили отличный опыт с уроками грамматики. Интересно, что никто не выбрал нейтральные или отрицательные варианты, что означает, что все считают упражнения в какой-то степени полезными. В целом, это показывает, что Duolingo хорошо справляется с обучением грамматике, но ещё есть возможности для улучшения, чтобы сделать упражнения ещё более эффективными для всех пользователей.
На рис. 3 показано, какие области, по мнению пользователей, Duolingo могло бы улучшить. Все участники (100%) согласны с тем, что объяснения грамматики нуждаются в улучшении — многие считают, что приложение недостаточно хорошо объясняет правила. Около 61,1% считают, что Duolingo следует добавить больше практики с длинными текстами, показывая, что пользователи хотят более сложных заданий по чтению, а не только коротких предложений. Кроме того, 38,9% отметили, что поддержка набора текста на кириллице могла бы быть лучше, что указывает на трудности с вводом русских слов у некоторых учеников. Интересно, что никто не отметил необходимость улучшения обратной связи по произношению или навыков общения, что говорит о том, что пользователи в целом довольны этими функциями. В целом, основным запросом остаются более понятные объяснения грамматики, за ними следуют более сложные задания по чтению и лучшая поддержка набора текста на русском языке.
Таким образом, можно сказать, что на основе этих результатов Duolingo является полезным инструментом для изучения русского языка как иностранного, особенно для развития словарного запаса и улучшения навыков аудирования. Пользователи считают приложение эффективным для изучения русского и чувствуют себя увереннее в устной речи, хотя есть пространство для улучшения объяснений грамматики и поддержки произношения. Несмотря на то, что приложение предоставляет хорошие упражнения по грамматике, многим хотелось бы более чётких и понятных объяснений. Также есть запрос на увеличение заданий с длинными текстами и улучшение поддержки кириллического ввода.
На основании данного исследования можно сказать, что Duolingo эффективно развивает базовые языковые навыки, особенно словарный запас и навыки аудирования. Большинство участников отметили улучшения именно в этих аспектах. Эти выводы согласуются с работой М.В. Терских и О.А. Зайцевой (2024), где отмечалось, что мобильные приложения делают процесс обучения более интересным и эффективным. Еще одним важным выводом исследования является то, что, хотя Duolingo эффективно мотивирует учащихся и делает языковую практику увлекательной, ему не хватает ресурсов, необходимых для развития грамматики и навыков чтения. Это соответствует выводам H. Jiang и др. (2022), которые также отметили подобные проблемы с Duolingo для других языков. В этом аспекте наше исследование идет дальше, предлагая, например, включить больше упражнений по чтению и улучшить объяснения грамматики. Это показывает, что Duolingo хорошо подходит для учащихся начального и среднего уровней, но для продвинутых студентов могут потребоваться дополнительные материалы для дополнения процесса обучения.
В сравнении с более ранними исследованиями данное исследование также подтверждает выводы N. Hadina, и др. (2023) о геймифицированных функциях и адаптивной обратной связи, которые приложение предоставляет для вовлечения учащихся. Эти функции также проявились в нашем исследовании, и участники сочли их полезными, так как они способствовали более частой и приятной практике. Однако, вслед за трудами Н.В. Косачевской, «исследуя, как эти преимущества можно применить к изучению русского языка» (Косачевская, 2023: 422), наше исследование, дополняет полученные ранее выводы. В частности, «оно демонстрирует, как Duolingo может быть интегрирован в процесс освоения русского языка» (Косачевская, 2023: 423) и какие улучшения необходимы для раскрытия его полного потенциала.
Заключение (Сonclusions). Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, как изучение русского языка с помощью приложения Duolingo может улучшить навыки общения у студентов, изучающих русский как иностранный. Исходя из всего сказанного, проанализированного и замеченного, можно утверждать, что Duolingo является совершенствующейся программой, основным преимуществом которой является бесплатность и простота использования. Duolingo можно загрузить на любое мобильное устройство, планшет или с той же легкостью приступить к его Web варианту. Все эти версии программы можно использовать без каких-либо денежных затрат, и каждая из них содержит базисный набор навыков и упражнений, которые составляют ядро Duolingo. Приложение Duolingo делает обучение языку увлекательным и интересным. Duolingo может быть полезным инструментом для изучения русского языка, но лучше всего оно работает в определённых условиях. Приложение особенно полезно для начинающих и хорошо подходит для практики и повторения уже изученного материала, но не для введения нового. Оно отлично справляется с развитием словарного запаса, произношения и грамматики начального и среднего уровня, но не так эффективно для продвинутых учеников и сложной грамматики. Кроме того, приложение мало способствует развитию навыков чтения и письма, так как в нём не хватает длинных текстов и заданий на свободное письмо. Использование Duolingo делает изучение языка более приятным и эффективным. Увлекательные упражнения, отслеживание прогресса и адаптивная система помогают удерживать интерес и мотивацию. Приложение поддерживает самостоятельное обучение, давая ученикам возможность управлять своим прогрессом и побуждая к регулярной практике. С помощью Duolingo ученики могут развивать важные навыки и совершенствовать владение языком в своём темпе, получая удовольствие от процесса.
Список литературы
Аббас З.М., Самосенкова Т.В. Мини-технологии, большое влияние: как нано-обучение революционизирует новую эру изучения русской грамматики // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 7 (145). С. 1-7. DOI: https: // doi.org/10.60797/IRJ.2024.145.32.
Аксенова Н.В., Шепетовский Д.В. Опыт использования сайта DUOLINGO.COM в обучении английскому языку студентов технического вуза // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 484-486.
Косачевская Н.В. Интеграция приложения Duolingo в процесс изучения русского языка как иностранного // В сборнике: Язык и культура: взгляд молодых: Материалы V Международной научно-практической конференции, Москва, 24-25 мая 2022 года. 2023. С. 420-424.
Левина Г.М., Андреев С.И., Хафизова Д.А. Мобильные приложения как средство интенсификации обучения русского языка как иностранного // В сборнике: Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: Материалы Первой международной конференции, Москва, 14-16 апреля 2016. С. 330-336.
Надха С.Э., Маслова А.М., Кузьмина Е.О. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 1. С. 335-340. DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.
Терских М.В., Зайцева О.А. Дидактический потенциал мобильных приложений в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 129-142. DOI: https: // doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-129-142.
Тимошина Д.П. Мобильные технологии в преподавании иностранных языков: предложение, практика и перспективы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. № 195. С. 230-236.
Amin S. Gamification of duolingo in rising student’s english language learning motivation // Lingua Scientia Jurnal Bahasa. 2021. № 13(2).
C. 191-213. https://doi.org/10.21274/ls.2021.13.2.191-213.
Fadhila K. Students’ perception on the use of duolingo application in learning english during covid-19 // Vision. 2022. 18(2). 96. https://doi.org/10.30829/vis.v18i2.1445.
Hadina N., Sari, M.K. & Yoni E. Student’s perception of using Duolingo as an English learning application // Journal of Educational Management and Strategy. 2023. 2(2). C. 146-154. https://10.57255/jemast.v2i2.291.
Irzavati I. The Integration of Duolingo Into EFL Learning // Esteem Journal of English Education Study Programme. 2023. Т. 6. № 2.
С. 328-337. DOI: https: // doi.org/10.31851/esteem.v6i2.12317.
Jiang H., Rollinson J., Plonsky L., Gustafson E., Payak B. Evaluating the reading and listening outcomes of beginning‐level Duolingo courses // Foreign Language Annals. 2022. 55(1). C. 1-29. https://doi.org/10.1111/flan.12600.
Khabibi A. Duolingo as an educational language tool to enhance EFL students’ motivation in writing // British, Jurnal Bahasa Dan Sastra Inggris. 2020. 9(1). 13. https://doi.org/10.31314/british.9.1.13-26.2020.
Kumari S. Enhancing English Language Skills Through Duolingo for 21st Century Students // International scientific and practical conference. 2024. C. 675-679. DOI: https: // doi.org/10.5281/zenodo.10820434.
Leven S., Crowther D., Isbell D. R., Kim K. M., Maloney J., Miller Z. F., Raval H. Mobile-assisted language learning: A Duolingo case study // ReCALL. 2019. 31(3). C. 293-311. doi: 10.1017/S0958344019000065.
Permatasari P., Sudirman A., Munawaroh T. The effect of using Duolingo application towards students’ vocabulary mastery at the eighth grade of SMPN 2 Banjarsari Lebak-Banten // Journal of English Language Learning (JELL). 2021. 6(2). C. 142-148.
Shortt M., Tilak S., Kuznetsova I., Martens B., & Akinkuolie B. Gamification in mobile-assisted language learning: a systematic review of Duolingo literature from public release of 2012 to early 2020 // Computer Assisted Language Learning. 2021. 36(3). C. 517-554. https: // doi.org/10.1080/09588221.2021.1933540.
Stevani M. Optimizing Duolingo application usage to improve language skills among university students // Jurnal Sipakatau: Inovasi Pengabdian Masyarakat. 2024. 1(2). C. 23-29. https://doi.org/10.61220/sipakatau.