Модель цифровой личности в постнеклассической парадигме
Aннотация
Введение. Влияние глобализации и цифровизации на формирование личности в постнеклассической парадигме характеризуется множественностью и неопределенностью. Анализ научной литературы позволяет выделить ключевые критерии постнеклассических подходов к формированию личности: симуляционный характер, информационное наполнение и способность к многозадачности. Целью работы является исследование особенностей формирования личности в условиях цифрового пространства и глобализации, а также разработка логической модели личности, основанной на постулатах постнеклассической парадигмы. Методология и методы. В исследовании использован метод моделирования. Основываясь на постулатах постнеклассической парадигмы представлена «Логическая модель личности», основанная на сетевом принципе системности. Результаты. Модель включает шесть уровней организации психики: индивидные характеристики, средовой уровень, социальная ситуация жизнедеятельности, психологическая модель личностного конструкта, деятельность как механизм реализации личностных потенциалов и интегративный уровень. Цифровая личность рассматривается как расширение реальной личности в цифровой среде и как независимая цифровая модель, развиваемая искусственным интеллектом. Различные уровни цифровой личности включают идентификационные данные, коммуникативные способности, информационный контент, эмоциональные реакции и поведенческие модели. Формирование цифровой личности происходит через процессы выборочного самопредъявления, взаимодействия, адаптации к новым условиям и интеграции виртуального и реального «Я». Вывод. Понятия цифровая личность, цифровая идентичность и виртуальная личность можно рассматривать как синонимичные. Цифровая личность – это надстройка реальной личности, погруженной в цифровое пространство либо саморазвивающийся продукт, созданный искусственным интеллектом, имитирующий поведение реальной личности в цифровом пространстве. Можно выделить идентификационный, информационно-контентный, эмоционально-оценочный, поведенческий уровни цифровой личности. Механизмами формирования цифровой личности могут выступать селективное представление, интерактивность, адаптация, интеграция.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая личность, моделирование, постнеклассическая парадигма, искусственный интеллект
Введение (Introduction). Глобализация общества, вызванная его повсеместной цифровизацией и виртуализацией, не только оказывает влияние на привычную деятельность человека, но и меняет условия формирования личности за счет особенностей самого цифрового пространства. Активность личности, выступая механизмом взаимодействия личности с цифровой средой, приводит к ее погруженности в виртуальную среду и способствует формированию новых способов взаимодействия с социумом. В тоже время развитие цифрового общества приводит к изменению в понимании личности. Следует отметить, что имеющиеся способы немедицинской психотерапии, в случае активных интернет-пользователей, не всегда приносят желаемую эффективность, что заставляет ученых задуматься над различиями реальной и цифровой личностей.
Все чаще в научных работах появляются определения цифровая личность, виртуальная личность – личность, порожденная символами. И если в классической парадигме формирование личности протекает с развертыванием биологического, то в постнеклассической, личность – это набор совокупности символов и знаков. Символичная природа личности приводит нас к идее Ж. Бодрияра о симуляции и ее связи с гиперреальностью. В своей книге «Симулякры и симуляции» знаменитый французский философ отмечает, что симуляция представляет собой порождение моделей реального без оригинала и самой реальности. Симуляция сама по себе есть гиперреальность (Бодрияр, 2015).
Можно сказать, что постнеклассическая рациональность оперирует не только прототипами, но и симулякрами. Согласно теории Ж. Бодрияра можно выделить три порядка симулякров: естественные, продуктивные и симулякры, направленные на тотальный контроль. В нашем исследовании последняя группа симулякров имеет особое значение, поскольку они основаны не на реальном объекте, а являются копией n-ого порядка, что, в конечном счете и создает гиперреальность (Бодрияр, 2015). Личность в виртуальном пространстве с ее существующими или несуществующими в реальной жизни особенностями не что иное, как симулякр какого-либо порядка по отношению к уже имеющимся личностям. По сути, реальная личность, находясь в цифровом (виртуальном) пространстве создает некие надстройки себя самой, реплицируя и симулируя объекты гиперреальности, отодвигая саму реальность на второй план. По мнению ученого, грань между реальностью и симуляцией настолько тонка, что сама симуляция воспринимается за реальность (Бодрияр, 2015).
В пользу этой мысли свидетельствуют выводы, сделанные физиком М. Вопсоном. Ученый предполагает и даже приводит доказательства того, что наша Вселенная – это симуляция высокого порядка. И, по сути, мы живем в мире, представленном знаками. Исследователь отмечает, что гиперррельность, являясь искусственной средой, разрушает реальность истинную (Vopson, 2019). Таким образом, цифровая личность пользователя – это всегда симулякр n-ого порядка, который может быть создан без участия оригинала.
В других исследованиях, цифровая личность – синтетическое образование, позволяющее имитировать процесс сознательной деятельности человека, в том числе, коммуникативной (Канакова, 2014; Солдаткина, 2019; Сенченко, 2016; Соколова, 2013; Фленина, 2015; Чудова, 2002; Палкова, 2012; Пашков, 2016). Исследователи выделяют два класса цифровых личностей: абстрактная и ассоциированная. По сути, к абстрактным личностям относятся созданные нейросетью. Ученые обращают внимание на структурные элементы цифровой личности: искусственный интеллект, цифровая модель, среда для интерпретации (Белинская, Гавриченко, 2018; Баева, 2015; Gabarnet, Feixas, Montesano, 2021). В то время как ассоциированные личности могут быть созданы личностью реальной. В работах Г.У. Солдатовой отмечено, что цифровая личность – это процесс и результат постоянной оцифровки человека (Солдатова, 2019).
В исследованиях Л.Н. Соловьевой речь идет о цифровой идентичности. Под цифровой идентичностью, автор понимает синтез «Я-виртуального», отражающегося в цифровой среде, и «Я-реального». Более того, исследовательница обращает внимание на то, что цифровая идентичность может выступать механизмом адаптации к гиперреальности (Соловьева, 2020).
Формирование цифровой личности начинается с момента первого контакта индивида с цифровым пространством и продолжается на протяжении всей его жизни в интернете. Этот процесс включает:
селективное представление, здесь пользователи отбирают информацию о себе для публикации в интернете, стремясь создать определенный образ;
интерактивность – активное взаимодействие с другими пользователями и системами, обмен мнениями и эмоциями;
адаптацию – постепенное изменение онлайн-поведения в ответ на обратную связь от виртуальной среды и технологические изменения;
интеграцию – слияние реальной и виртуальной личности, когда цифровое пространство становится неотъемлемой частью жизни человека.
Формирование цифровой и виртуальной личности и идентичности является предметом многочисленных исследований в области киберпсихологии и смежных дисциплин. Различные ученые выделяют множество факторов, которые оказывают влияние на процесс формирования этих идентичностей; обсуждается, как управление онлайн-идентичностью, дезингибирование, коммуникация через текст и изображения, интимность и недопонимание в онлайн-отношениях, противоречивые отношения к социальным медиа, зависимость, девиантное поведение, виртуальная реальность, перегрузка медиа и искусственный интеллект влияют на психологическое благополучие и формирование идентичности в цифровую эпоху (Suler, 2004, 2015; Huang, Kumar, Hu, 2021; Hällgren, Björk, 2022; Gabarnet, Feixas, Montesano, 2023).
В современных исследованиях анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование цифровой личности, в том числе: средовые, личностные, психофизиологические (Жихарева, 2022; Зекерьяев, 2019; Лучинкина, 2021, 2022; Лучинкина, 2022; Расина, 2021; Римский, 2009; Юдеева, 2022). В исследованиях А.И. Лучинкиной и А.С. Андреева в качестве механизма формирования цифровой личности рассматривается интернет-активность. Авторы представляют ее цифровым аналогом темперамента (Лучинкина, 2021).
В работах Л.Б. Шнейдер предложено рассматривать цифровую идентичность через переживание своей идентичности, отношения к цифровым технологиям и ценностное отношение к людям и цифровой среде. Исследовательница указывает на возможное проявление новых смыслов деятельности. В качестве составляющих цифровой идентичности ученая предлагает: субъектную, диалогическую, гипертекстовую, технологически-цифровую. В работе выделены уровни идентичности: гиперидентичность, оптимальная цифровая идентичность, пониженный уровень цифровой идентичности. Следует отметить, что цифровая идентичность и цифровая личность не являются антагонистами (Шнейдер, Сыманюк, 2017).
Таким образом, проведенный краткий обзор показал, что понятия цифровая личность, цифровая идентичность и виртуальная личность можно рассматривать как синонимичные.
Проблема заключается в выявлении механизмов формирования личности в виртуальном пространстве и определении ее уровней, что может способствовать построению консультативной и терапевтической работы с современным интернет-пользователем в случае необходимости, а также позволит обеспечить психологическое сопровождение нормативному развитию личности.
Цель исследования: изучить особенности формирования личности в условиях цифрового пространства и глобализации, разработать логическую модель личности, основанную на постулатах постнеклассической парадигмы.
Методология и методы (Methodology and methods). В настоящем исследовании мы в большей степени опирались на использование метода моделирования в исследовании личности. Отметим, что в постнеклассичекий период получили широкое развитие исследовательские методы и способы интерпретации представления новых научных данных. Например, для облегчения изучения различных аспектов психологических процессов, явлений и систем был введен в психологию метод моделирования. Этот метод позволяет создавать абстрактные модели, которые помогают ученым лучше понять и объяснить сложные психологические явления, а также предсказывать результаты различных психологических экспериментов. Моделирование также позволяет проверят гипотезы и разрабатывать новые теории, основываясь на формализованных моделях психических процессов.
Так, нейролингвистический подход ввел в психологический обиход метод логического моделирования, в основе которого лежат труды Г. Бейтсона (Бейтсон, 2005). Основой исследований Г. Бейтсона была, в частности, теория логических типов Б. Рассела и А. Уайтхеда об иерархичности высказываний в логике (Бейтсон, 2005; Рассел, 2006; Whitehead, 1997). Согласно данной теории, каждая логическая функция может иметь в качестве своих аргументов только те элементы, которые предшествуют ей в иерархии, то есть оперировать на определенном уровне обобщения можно только понятиями низшего уровня обобщения, потому что разные логические типы – это разные уровни в человеческом мышлении. Мы обобщаем информацию, а соответственно «понимаем кое-что», лишь тогда, когда можем оперировать «однородными» предметами.
Р. Дилтс пишет: «с психологической точки зрения можно говорить о пяти основных уровнях: первым – базовым уровнем является наше внешнее (наши внешние сдерживающие факторы). Второй уровень – мы взаимодействуем с внешним окружением посредством нашего поведения. На третьем уровне наше поведение определяется нашей моделью мира и нашими стратегиями, которые определяют наши способности. Четвертый уровень – способности организованы с помощью систем убеждений. Пятый уровень – сами убеждения организованы через идентичность» (Дилтс, 1997). Далее автор вводит еще один, высший уровень – духовный, или уровень «трансмиссии», который в дальнейшем стал называться просто «миссия» (Дилтс, 1997).
Изменения, происходящие на более высоких уровнях иерархии – не всегда приводят к изменениям на более низких уровнях и так же изменения на более низких уровнях структуры – не всегда приводят к изменениям на более высоких уровнях.
Практические преимущества использования моделирования в исследовании личности – это возможность использования данной модели, как для анализа, так и для конструирования связных контекстов, наглядность и удобство в управлении смыслами за счет иерархизации, понятность порядка запроса, избегание смысловых манипуляций за счет исчерпываемой системы и т.п.
Научные результаты и дискуссия (Research results and Discussion). Процесс формирования логической модели личности лежит в плоскости когнитивной психологии. Механизм описывается в терминах процессов, через которые индивиды приобретают, интегрируют и адаптируются к информации, опыту и социальным, культурным ожиданиям. К ним можно отнести интернализацию, интериоризацию, идентификацию, социализацию, ассимиляцию, аккомодацию и др.
Главный механизм, который объединяет все эти процессы – это способность человека и других живых существ к адаптации в окружающей среде. Все перечисленные процессы являются различными аспектами этой адаптации. Таким образом, ведущей функцией логической модели личности является адаптация личности к изменяющимся условиям среды. Представленная модель носит междисциплинарные связи. Интегрируя постулаты модели «логических уровней», когнитивного, гуманистического, социокультурного, экологического, культурно-исторического, деятельностного, нейролингвистического, нейропсихологического подходов и основанная на герменевтическом стиле мышления, подчеркивается важность контекста, языка и символики в понимании человеческого поведения, мышления и эмоций. Заложенная в модели идея интегративности и герменевтики позволяет применить ее к рассмотрению личности в цифровой среде.
Опираясь на постулаты постнеклассической парадигмы, представим «Логическую модель личности». Данная модель представлена через сетевой принцип организации знания (принцип системности).
Уровневая организация психики предполагает, что каждый уровень – представляет собой множество однородных объектов для психики.
Первый уровень логической модели личности содержит конструкт индивидных характеристик. Этот уровень включает в себя генетические особенности, темперамент, личностные черты и первичные психологические механизмы. Важно подчеркнуть, что современные исследования в области психогенетики и биопсихологии представляют доказательства влияния генетических факторов на формирование личности, как показано в работах Р. Полмина и других ученых (Plomin, DeFries, McClearn, McGuffin, 2008).
Второй уровень – средовой (другие) содержит и объединяет в нашей психике предметы, места, людей – как объекты в пространстве и времени вокруг каждого из нас. Описывает влияние физической, социальной, виртуальной среды на личность. В монографии У. Бронфенбреннера «Два мира детства: дети США и СССР» показаны различия у детей, в зависимости от среды их развития (Бронфенбреннер, 1976).
Третий уровень – контекст социальной жизнедеятельности, поскольку именно посредством действий предметы окружения становятся нам доступными в нашем субъективном опыте. Здесь акцентируется внимание на контексте среды и ее влиянии на личностное развитие. Работы А. Бандуры о социальном обучении и самоэффективности могут служить примерами влияния социальных ситуаций на формирование и изменение личностных характеристик (Бандура, Уолтерс, 2000).
Четвертый уровень – психологическая модель личностного конструкта. Объединяет внутренние психологические структуры и процессы. Содержит характеристики «Я» в совокупности компонентов: эмоциональный, волевой, когнитивный, мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой. Здесь наши способности обобщаются всего лишь как инструменты и средства проявления чего-то важного и значимого. В конце концов, мы легко приобретаем навыки только тогда, когда считаем это важным или интересуемся этим «чем-то» искренне, по-настоящему.
Пятый уровень – деятельностный уровень. Здесь акцент на деятельности как механизме реализации личностных потенциалов. Посредством когнитивной переработки обобщаются действия, образуя устойчивый поведенческий комплекс, поведенческие и эмоциональные реакции, стиль поведения, адаптивные и дезадаптивные паттерны поведения. Отдельные элементы поведения предыдущего уровня становятся систематическими, автоматизированными действиями. Здесь актуальны исследования М. Чиксентмихайи о состоянии полного единения с деятельностью и ситуацией (Чиксентмихайи, 2013).
Шестой уровень – интегративный уровень личности. Отражает синтез и интеграцию всех предыдущих уровней. Это совокупность предыдущих логических уровней, здесь мы осознаем себя как целостность, которая может предстать в виде определенного завершенного образа и дать ответ на вопрос: кто я? Концепция нарративной идентичности Д. Макадамса, позволяющая личности сконструировать собственную жизненную историю, может служить важным инструментом для понимания этого уровня (McAdams, 1988).
Компоненты и уровни личности взаимосвязаны по принципу сети с обратными связями. Индивидные характеристики и модель среды как объективные логические уровни являются исходными векторами развития, а при сочетании с последующими субъективными логическими уровнями личности и их составляющими, получают образ на выходе – индивидуальную логическую модель личности.
Цифровая интернет-среда оказывает значительное влияние на формирование виртуальной личности через доступ к информации, возможности самовыражения и социального взаимодействия. Искусственный интеллект, алгоритмы рекомендаций влияют на формирование предпочтений, мнений и даже эмоционального состояния пользователя (Saveliev, Zhurenkov, Poikin, Berkutova, 2021).
Реальное пространство влияет на виртуальную личность через ценности, убеждения, социальный статус и образовательный уровень пользователя (Huang, Kumar, Hu, 2021). Одновременно виртуальная личность может влиять на реальное поведение и самоидентификацию индивида, данное обстоятельство демонстрируют исследования в области социальной психологии и киберпсихологии. Работы таких ученых как Дж. Сьюливан и его теория «Online Disinhibition Effect», исследования Ш. Туркле о влиянии интернета на самоидентификацию, а также исследования влияния социальных сетей на личностное развитие подтверждают сложность и многогранность процесса формирования цифровой личности (Аристархова, Текл, 1995; Turkle, 2011; Suler, 2004, 2015).
Анализ литературы показал, что цифровая личность – это комплексное понятие, отражающее цифровое проявление индивида и интернет-пространстве. Цифровая личность представляет собой совокупность информации, оставляемой человеком в виртуальной среде, включая данные о прошлом, настоящем, увлечениях, интересах, а также социальные взаимодействия и действия в сети (Hällgren, Björk, 2023). Формирование цифровой личности становится результатом активности индивида в цифровом пространстве и взаимодействия с искусственным интеллектом и другими пользователями и может быть представлено следующим образом:
Графически основные компоненты и уровни цифровой личности представлены на рис. 2 и включают:
- Идентификационный уровень, включает в себя базовую информацию о личности, такие как имя, возраст, пол, образование. Этот уровень формируется пользователем при регистрации на сайтах, в социальных сетях и других сервисах.
- Коммуникативный уровень, отражает способность индивида к общению в интернете, стиль общения, предпочтения в выборе коммуникационных платформ.
- Информационно-контентный уровень, включает информацию, которую пользователь генерирует и распространяет в сети, например, посты в социальных сетях, блоги, комментарии.
- Поведенческий уровень, включает в себя паттерны поведения пользователя в интернете, его активность, предпочтения, привычки и интересы.
- Эмоционально-оценочный уровень, связан с выражением эмоций, отношения к событиям и объектам интернет-пространства.
В целом, цифровая личность является динамичной и многогранной структурой, формирующейся под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, играющей значительную роль в современном обществе.
Заключение (Сonclusions). Глобализация и цифровизация общества изменяют условия формирования личности, погружая ее в цифровую среду и создавая новые условия и способы взаимодействия с социумом. Постнеклассическая личность характеризуется множественностью и неопределенностью, может быть, как симулякром, так и оригиналом, и даже искусственно созданной программой. Это вызывает необходимость исследования механизмов формирования личности в различных пространствах.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить основные критерии постнеклассических подходов к формированию цифровой личности: симуляционный характер, представленность информационным контентом, многозадачность. Эти критерии лежат в основе моделирования личности независимо от того, является ли она оригиналом или симулякром n-ого порядка.
Метод моделирования в психологии имеет множество преимуществ. Он помогает упрощать и визуализировать сложные психологические процессы, делая их более понятными и доступными для анализа. Моделирование позволяет изучать взаимодействие между различными компонентами психики и внешними факторами, выявляя закономерности и взаимосвязи. Основываясь на постулатах постнеклассической парадигмы, представленная «Логическая модель личности» основана на сетевом принципе системности и включает шесть уровней организации психики: индивидные характеристики, средовой уровень, социальная ситуация жизнедеятельности, психологическая модель личностного конструкта, деятельность как механизм реализации личностных потенциалов и интегративный уровень.
Понятия цифровая личность, цифровая идентичность и виртуальная личность можно рассматривать как синонимичные. Цифровая личность – это надстройка реальной личности, погруженной в цифровое пространство либо саморазвивающийся продукт, созданный искусственным интеллектом, имитирующий поведение реальной личности в цифровом пространстве.
Можно выделить идентификационный, информационно-контентный, эмоционально-оценочный, поведенческий уровни цифровой личности. Механизмами формирования цифровой личности могут выступать селективное представление, интерактивность, адаптация, интеграция.
Список литературы
Аристархова И.Л., Текл Ш. Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернета // Социологический журнал. 1995. №3-4. 347 с.
Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. C. 75-83.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 508 с.
Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии раз ума: избранные статьи по психиатрии. М.: КомКнига. 2005. 248 с.
Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. № 60. C.12-32. DOI: 0.54359/ps.v11i60.269/
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ». 2015. 238 с.
Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: 1976. 167 с.
Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Независимая фирма «Класс». 1997. 384 c.
Кибербуллинг как форма девиантного поведения личности в интернет-пространстве / Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Лучинкина А.И. // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. №4. C. 115-126. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-9.
Зекерьяев Р.И. Психологические особенности виртуальной личности пользователя и ее типы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. №1. 2019. С. 31-37.
Канакова А.Е. Человек есть цифровая личность, или у человека есть цифровая личность? // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. № 1. С. 126-135. DOI: 10.21603/2542-1840-2024-8-1-126-135.
Лучинкина А.И., Андреев А.С., Коршак А.А. Интегральная индивидуальность в контексте постнеклассической парадигмы: психодинамический аспект // Человеческий капитал. 2024. № 1. С. 174-180. DOI: 10.25629/HC.2024.01.18.
Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Андреев А.С. Гендерные особенности медиапотребления современной молодежи // Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 114-121.
Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодёжи / Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Юдеева Т.В., Зекерьяев Р.И., Давидюк Н.М. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 21-35. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-21-35.
Лучинкина А.И., Руденко Е.С. Особенности коммуникативного поведения личности подростков с разными уровнями суицидальных рисков при смене реальности // Российский психологический журнал. 2022. № 2. С. 118-128. DOI:10.21702/rpj.2022.2.9.
Лучинкина И.С. Психологические особенности цифрового поведения личности // Вестник ЮУрГГПУ. 2022. №6. С. 306-320. DOI:10.25588/1575.2022.74.53.015.
Погорелов Д.Н., Солдатова Е.Л. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. № 5. С. 105-124. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-105-124.
Палкова А.В. «Multimedium» Интернет в контексте развития средств массовой информации и коммуникации // Вестник Тверского государственного университета. 2012. № 10. С. 110-118.
Пашков А.Г. Личность в условиях информационной цивилизации: куда ведут человека электронные «гаджеты» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. С. 7-10. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-45-51.
Расина Э.О. Психологические характеристики виртуального образа личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 6. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-kharakteristiki-virtualnogo-obraza-lichnosti.html (дата обращения: 06.12.2024).
Рассел Б. Математическая логика, основанная на теории типов // Логика, онтология, язык. 2006. С. 16-62.
Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие // Вестник общественного мнения. 2009. № 1. С. 86-96.
Сенченко Н.А. Виртуальная личность в социокультурном интернет-пространстве // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 128-140.
Соколова Д.М. Основные тенденции виртуализации социального в информационную эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. №2. С. 61-65.
Солдаткина О.Л. Цифровое право: особенности цифровой среды и субъекты // Государство и право. 2019. № 12. С. 113-123. DOI: 10.36511/2078-5356-2021-2-131-135.
Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. № 3. С. 71-80. DOI:10.17759/sps.2018090308.
Соловьева Л.Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности // Общество: философия, история, культура. 2020. №12. С. 53-56.
Фленина Т.А. Сетевая идентичность в самосознании российской молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 76-79.
Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн. 2013. 420 с.
Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 113-118.
Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. № 52. С. 7. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392.
Эмоциональное реагирование личности на смену реальности / Лучинкина А.И., Лучинкина И.С., Сичкориз Н.В., Умерова А.И.К. // Человеческий капитал. 2021. № 7. С. 150-158. DOI: 10.25629/HC.2021.07.18
Юдеева Т.В. Мотивация деструктивного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №2. С. 178-182. DOI: 10.23670/IRJ.2022.116.2.066.
John C.D., Gerald E.M., Peter M. Behavioral Genetics (5th edition) Robert Plomin. New York: Worth Publishers. 2008. 505 с.
Ethics of Artificial Intelligence and Post-non-classical Scientific Rationality / Anton M.S., Denis A.Z., Artyom E.P., Tatiana A.B. // IFAC-Papers OnLine. 2021. №13. С. 397-401. DOI: 10.1016/j.ifacol.2021.10.480.
Gabarnet A., Feixas G., Montesano A. What Is the Psychological Role of the Virtual Self in Online Worlds? A Scoping Review // Research Gate. 2023. № 7. 109. DOI: 10.3390/mti7120109.
Hällgren C., Björk A. “Young people's identities in digital worlds” // International Journal of Information and Learning Technology. 2023. №. 1. С. 49-61.
Huang J., Kumar S., Hu C.A. Literature Review of Online Identity Reconstruction. Front // Psychol. 2021. № 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.696552.
McAdams D.P. Biography, narrative, and lives: An introduction // Psychobiography and life narratives: A special issue of the Journal of Personality. 1988. С. 1-18. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1988.tb00460.x.
Suler J. The Online Disinhibition Effect // Pubmed. 2004. № 7. С. 321-326. DOI: 10.1089/1094931041291295.
Suler J. Psychology of the Digital Age Humans Become Electric. Cambridge University Press. 2015. 250.
Vopson M.M. The mass-energy-information equivalence principle // AIP Advances. 2019. №9. DOI: 10.1063/1.5123794.
Turkle S. Alone together: Why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books, 2011. 379 с.
Whitehead A.N., Russell B. Principia mathematica. Cambridge. 1997. 508 с.