16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-1-0-5

Совершенствование процесса воспитания курсантов МВД России за счет внедрения педагогических идей А.А. Кадочникова

Aннотация

Введение. В ситуации возвращения внимания к вопросам воспитания, в том числе в практике ведомственных организаций, актуальным остается поиск педагогических ресурсов и практик повышения его результативности. Это в полной мере характерно и для образовательных организаций МВД России. По мнению автора, продуктивным в этом направлении видится обращение к педагогическим идеям А.А. Кадочникова, которые посредством научного анализа были представлены в виде оригинальной авторской педагогической концепции. Цель: обосновать структурно-содержательные аспекты и потенциал педагогической концепции А.А. Кадочникова как организационно-педагогической основы для повышения качества результатов процесса воспитания курсантов МВД России. Методология и методы. Методологию исследования определили социокультурный, аксиологический и системный подходы к воспитанию. Использовались методы педагогического моделирования, абстрагирования и систематизации. В числе респондентов были курсанты научно-практической группы (N=30) Воронежского института МВД России. Результаты. По мнению ряда авторов, один из возможных вариантов интенсификации воспитательных влияний может быть связан с анализом возможностей внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций МВД России положений, идей и форм работы авторской педагогической концепции А.А. Кадочникова. Выводы. Направленность процесса воспитания курсантов МВД России на концептуальные положения А.А. Кадочникова, основанные на принципах целостного педагогического процесса и триединства сил, позволяет формировать, развивать и совершенствовать широкий спектр практических навыков, умений, алгоритмов и способов обеспечения личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач курсантов образовательных организаций МВД России, продуктивно осваивать различные роли (феномена, мифа, теоретика, философа, практика и творца (в терминологии А.А. Кадочникова)).


Введение (Introduction). В современных условиях, когда со стороны государства и общества к сотруднику органов внутренних дел предъявляются высокие требования к общей культуре, нравственности и профессионализму, все чаще на первый план выходят вопросы духовно-нравственного воспитания Человека и профессионала (Белозерцев, Махинин, 2024). Создание условий, в том числе собственно педагогических, способствующих повышению результативности духовно-нравственного воспитания курсантов МВД России, «… в конечном итоге, направлено на укрепление авторитета органов внутренних дел в современном российском обществе, доверия граждан, что само по себе является хорошей платформой для успешного выполнения поставленных государством и обществом перед полицией задач» (Михайликов, Михайликова, 2021: 54).

Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется в ведомственных образовательных организациях МВД России, в число которых входят образовательные учреждения высшего образования (высшие учебные заведения), образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и общеобразовательные учреждения. К категории обучающихся образовательных организаций МВД России относятся курсанты, слушатели, кадеты. При этом курсанты обучаются в образовательных учреждениях высшего образования МВД России.

Процесс воспитания курсантов образовательных организаций МВД России имеет специфику, заключающуюся в совмещении в ведомственном вузе учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности, директивной системе управления в учебных взводах, «закрытости» образовательных организаций и др. (Ерошенков, 2019; Нефедьева, 2021), что существенно различает процесс обучения в ведомственных и гражданских образовательных организациях, и, как следствие, затрудняет процесс переноса методических разработок и педагогического опыта, накопленного в гражданских вузах, так как они часто бывают не применимы в ведомственных образовательных учреждениях МВД России без дополнительного изучения и аналитики.

Следует особо отметить, что совмещение курсантами образовательных организаций МВД России учебной и профессионально-служебной деятельности актуализирует потребность в сформированности у курсантов России не только собственно профессиональных компетенций, но и соответствующих личностных и профессионально важных качеств уже на этапе обучения в ведомственном вузе. А отмечаемая выше «закрытость» таких образовательных организаций предопределяет продолжительное нахождение курсантов на его территории, что обуславливает наполнение образовательной среды вуза большим количеством специфических как учебных, так и внеучебных мероприятий (воспитательных, профессионально-служебных, психологических и др.). Проблема заключается в том, что перечисленные такие мероприятия в учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности организуются различными службами и подразделениями образовательного учреждения (воспитательной, психологической, курсовыми командирами, кафедрами), деятельность которых в недостаточной степени взаимосогласована. Так, до настоящего времени нет точного определения роли и степени значимости комплекса внеучебных мероприятий в формировании у курсантов вполне конкретных компетенций и развитии личностных и профессионально важных качеств, что существенно снижает результативность учебно-воспитательного процесса и духовно-нравственного воспитания в целом. На наш взгляд, решение проблемы духовно-нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России лежит не только в педагогической сфере, но и в сфере социокультурной, а значит, имеющей онтологическую связь со всей целостностью национального бытия России. Это вполне укладывается в современные правовые реалии, поскольку «духовно-нравственное воспитание рассматривается как совокупность скоординированных мер, реализуемых органами публичной власти и иными субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, по формированию у молодых граждан мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в целях решения задач по их защите, сохранению и укреплению в молодежной среде, формированию у молодежи высоких нравственных качеств, уважения к историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации»[1].

По этой причине сегодня ученые и практики озабочены поиском средств и практик повышения результативности процесса воспитания курсантов образовательных организаций МВД России с учетом современного социокультурного дискурса, требований к сотрудникам органов внутренних дел и специфики их деятельности, характером решаемых задач и имиджем в российском обществе. По нашему мнению, своевременным и продуктивным видится обращение к идеям основателя системы рукопашного боя и личной техники безопасности человека – современной «Науки Побеждать» – Алексея Алексеевича Кадочникова.

Цель статьи: обосновать структурно-содержательные аспекты и потенциал педагогической концепции А.А. Кадочникова как организационно-педагогической основы для повышения качества результатов процесса воспитания курсантов МВД России.

Методология и методы (Methodology and methods). Для достижения поставленной цели на основе социокультурного, аксиологического и системного подходов к воспитанию были определены сущностные и структурные аспекты авторской педагогической концепции А.А. Кадочникова. Для визуализации и структурирования рассматриваемой концепции использовались методы педагогического моделирования, абстрагирования и систематизации.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В ситуации, отмечаемой выше специфики и особенностей организации процесса воспитания курсантов образовательных организаций МВД России как следствие актуальной научной и методической задачей сегодня является необходимость поиска результативных подходов и собственно воспитательных практик (методов средств, приемов и пр.) их воспитания, в том числе духовно-нравственного воспитания. Одним из вариантов решения данной проблемы видится в обращении к феномену авторских концепций[2] воспитания (которые, чаще всего, возникают на базе авторских школ, отличающихся совокупностью уникальных характеристик), которые могут быть структурированы следующими разделами по отношению к рассматриваемой оригинальной педагогической концепции А.А. Кадочникова (рис.).

 

Дадим некоторые принципиальные пояснения к рис. В педагогической концепции А.А. Кадочникова мир рассматривается как единство времени и пространства, в котором происходят все физические явления, а жизнь проявляется через комплексное функционирование организмов в условиях, определяемых взаимодействием духовных, физических и интеллектуальных сила. Человек, будучи психо-биомеханической системой и высшей формой жизни на Земле, выступает субъектом общественно-исторической деятельности и культуры, проявляясь в различных ролях: феномена, мифа, теоретика, философа, практика и творца с собственным искусством, религией, психологией и педагогикой (Кадочников, 2002: 352).

Обращаем принципиальное внимание на то, что структурированная подобным образом педагогическая концепция Алексея Алексеевича гораздо шире, чем просто обучение рукопашному бою.

В системе воспитания курсантов МВД России полицейский рукопашный бой выступает не как самоцель, а как один из элементов, формирующих навыки личной безопасности. Основываясь на целостном взгляде на мир и человека как его части, а также на глубоком понимании физики, биомеханики, анатомии, физиологии и психологии, применение идей А.А. Кадочников на практике обеспечивает достижение максимальной эффективности в любой двигательной задаче при минимальных энергозатратах. Это полностью соответствует современным требованиям к профессиональной подготовке сотрудников ОВД, нормам действующего законодательства, регламентирующего деятельность сотрудников ОВД и выполнение ими своих оперативно-служебных задач. Алексей Алексеевич очень четко описал видовое деление рукопашного боя относительно сферы его изучения и применения на практике: армейский, полицейский, спортивный. Все они имеют свои цели, задачи и область контроля (ограничения). В настоящей статье мы будем обращаться к аспектам, связанным с полицейским видом рукопашного боя, который обладает потенциалом для совершенствования духовно-нравственной составляющей воспитания курсантов.

Также важно зафиксировать, что концепция А.А. Кадочникова основана на давних и устоявшихся принципах чести и доблести российского офицерства.

Педагогическая концепция Алексея Алексеевича была апробирована в научно-практической группе курсантов 2-4 курсов Воронежского института МВД России. При этом в структуре учебного плана теоретические и практические постулаты авторской концепции А.А. Кадочникова гармонично дополняют содержание следующих учебных дисциплин: тактико-специальная подготовка, личная безопасность сотрудников ОВД, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в условиях специальных правовых режимов, начальная профессиональная подготовка, начальная профессиональная подготовка и по программе профессионального обучения Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях.

На первоначальном этапе комплексного эксперимента (январь – май 2022 г.) нами осуществлялся поэтапный отбор курсантов для зачисления в научно-практическую группу кафедры тактико-специальной подготовки Сформированы две группы курсантов равных по численности и базовому входному уровню морально-психологической устойчивости, физической подготовке и среднему показателю успеваемости. В период с сентября 2022 года по июнь 2023 года группа курсантов «Вымпел» занималась согласно штатному расписанию, сформированному на основе действующих рабочих программ и образовательных стандартов. Группа «Альфа» проходила также обучение в рамках образовательного процесса, реализуемого в стенах Воронежского института МВД России, но в часы самоподготовки направлялась на кафедру тактико-специальной подготовки для углубленного изучения специальной тактики, тактической медицины, совершенствования своего уровня морально-психологической устойчивости в соответствии с идеями
А.А. Кадочникова, нашедших свое отражение в плане работы научно-практической группы кафедры тактико-специальной подготовки (табл.).

Важным представляется также, что содержательно-смысловое наполнение авторской педагогической концепции А.А. Кадочникова образовано следующими составляющими:

  • духовными постулатами;
  • положения концепции управления ресурсами человека;
  • базовые законы механики.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Алексей Алексеевич Кадочников подчеркивает, что духовность, основанная на православной вере, является фундаментальной основой для воспитания и формирования русского офицера. Он считает, что роль духовного начала нельзя недооценивать, и духовная подготовка должна быть в центре внимания при воспитании курсантов, хотя на начальном этапе обучения это может быть не так заметно. Кроме того, у А.А. Кадочникова присутствуют понятия, как «Воля», «Дух», «Сила» как проявление Воли, а также способы её реализации, которые играют ключевую роль в его педагогической практике.

Во-вторых, в отличие от многих систем подготовки сотрудников ОВД, которые часто ориентированы на физически идеального человека, А.А. Кадочников понимает, что сотрудники не всегда находятся в оптимальной форме. На их состояние влияют множество факторов: усталость, болезни, травмы, стресс, климат и т.д. В условиях боевых действий, когда эти факторы действуют одновременно, сотрудник может оказаться неспособным к выполнению физически сложных действий. Пример – борцы, быстро теряющие силы. В реальной оперативной обстановке такие ситуации могут привести к серьезным последствиям. Особенно сложно, когда противник сильнее, быстрее или когда противников несколько. Таким образом, существует настоятельная необходимость разработки специальной системы подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, главными задачами которой должны стать минимизация силового воздействия со стороны заведомо более сильного противника и достижение максимальных результатов своих действий при минимально возможных затратах энергии.

Иначе говоря, речь идет не просто о жизнеспособной, но, в первую очередь, об энергосберегающей концепции подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Наиболее рациональные и целесообразные способы физического воздействия на правонарушителя, а также тактические и специальные психологические приемы, способствующие эффективности их применения и сбережению энергозатрат, и образуют авторскую концепцию подготовки курсантов, как составную часть тактико-специальной подготовки, в частности, и профессиональной в широком смысле этого слова.

Алексей Алексеевич большое внимание уделяет и психологической подготовке, и подготовленности обучающихся. Психологическая подготовленность представляет собой результат процесса формирования у сотрудников устойчивости к психологическим стрессам, который включает развитие психических качеств, способствующих повышению их способности успешно выполнять служебные и оперативные задачи. Это особенно важно в условиях напряженных и опасных ситуаций, характерных для современных вооруженных конфликтов, при этом действия должны соответствовать личным убеждениям и моральным принципам. Это проявляется «в ответственности каждого сотрудника за свои действия, в высоком уровне профессионализма и слаженной работе, охватывающей технику, тактику, физическую и психологическую подготовку… Психологическая готовность к действиям в современных условиях определяется также как психическое состояние, которое формируется под влиянием конкретной цели предстоящей оперативной задачи. Для ее достижения требуется четкая мотивация, направленная на выполнение важных служебных целей, при этом личные интересы курсантов отходят на второй план. Также важна грамотная координация всех этих элементов, особенно волевой подготовки, для достижения поставленных целей» (Ульянина, 2019: 32).

Результаты психологической подготовки особенно заметны при задержании правонарушителей. Курсанты с хорошей подготовкой способны быстро и точно оценивать обстановку, рассчитывать время и дистанцию, а также мгновенно применять приемы нападения и защиты, проявляя высокую концентрацию и реакцию.

В рамках идей Алексея Алексеевича психологическая подготовка курсантов направлена на развитие волевых качеств и оперативно-служебного мышления. Самовоспитание силы воли является ключевым мотивом, а формирование целеустремленности, как в личных, так и в коллективных интересах, – одной из основных задач.

Психологическая подготовка курсантов в соответствии с положениями педагогической концепции А.А. Кадочникова включает четыре этапа:

  1. подготовка в процессе обучения;
  2. подготовка к выполнению оперативно-служебных задач;
  3. психологическое воздействие и саморегуляция эмоций во время выполнения задач;
  4. психологическое воздействие после завершения задач.

Эта подготовка должна быть интенсивной и сложной, чтобы укрепить уверенность курсантов в своих силах и владении оружием. Для этого необходимы условия, максимально приближенные к реальности: учебные занятия в неблагоприятных условиях, моделирование «противоправных действий, действия в опасных ситуациях, неопределенность обстановки, быстрота действий на сложной местности, противостояние нескольким нарушителям, бесшумные действия, ночные задержания, стрессовые факторы (громкие звуки, запахи, грязь), воздействие взрывов и грохота, интенсивные марш-броски, давление со стороны командования» (Кадочников, Ингерлейб, 2003).

Ситуации, вызывающие подавленность, напрямую влияют на проявление воли, т.е. на способность осознанно контролировать свои действия. Психологическая подготовка, как неотъемлемая часть освоения технических и тактических навыков, способствует формированию общественно значимых мотивов курсантов, связанных с будущей работой, а также развитию устойчивости к сильным нервным, психическим и физическим нагрузкам.

Работа в этом направлении позволяет сотрудникам эффективно продвигаться в овладении такими важными параметрами, как «чувство дистанции» и «чувство времени», формируя ключевое профессиональное качество – «чувство оперативно-служебной задачи». Это обеспечивает психологическую устойчивость и позволяет активно действовать в различных ситуациях, успешно противостоя правонарушителям.

Содержательно-смысловое наполнение концепции образовано:

  • направленностью на личность курсанта.
  • необходимостью сознательного контроля над своими психическими процессами;
  • собственно методикой и техникой рукопашного боя.

Это в целом, на наш взгляд, представляет собой уникальный подход, отличающийся от других систем (например, М.П. Щетинина, А.Л. Лаврова, В.В. Старова и др.) и стилей, ибо позволяет в кратчайшее время достигать следующих задач:

  • достижение профессионального мастерства, воспринимаемого как естественный результат обучения.
  • интеграции профессиональных навыков с индивидуальными особенностями курсанта, обеспечивая целостность его профессиональной подготовки;
  • реализации личных целей и мотивов курсантов с использованием доступных методик.

Для достижения указанных позиций в процессе подготовки курсантов образовательных организаций МВД России применяется широкий комплекс средств и методов: учебные упражнения, противодействие выполнению действий, а также создание помех для деятельности зрительных и тактильных анализаторов. Освоение разнообразных оперативно-служебных ситуаций способствует выбору эффективных средств и методов противодействия различным правонарушителям, формируя фундамент для успешного выполнения задач и позволяя разнообразить действия сотрудников в различных практических ситуациях.

Выбор конкретных методов обучения определяется множеством факторов, включая поставленные цели, учебную программу, состав обучаемых и их уровень, продолжительность занятий, доступность учебных материалов, а также квалификацию преподавательского состава.

В рамках концепции Алексея Алексеевича подготовка сотрудников включает использование различных служебно-боевых средств: от оружия до приемов рукопашного боя и других действий. Основным инструментом для развития технической, тактической и психологической готовности являются условно-боевые упражнения, проводимые в парах или группах. Эти упражнения делятся на два типа: обусловленные и полуобусловленные. Обусловленные упражнения предполагают заранее согласованные действия участников, что позволяет отработать простые элементы (атаку, защиту, приемы) в парном или групповом формате. Полуобусловленные упражнения отличаются большей неопределенностью, когда, например, нападающий сам выбирает момент и способ атаки, а защищающийся должен адаптироваться к ситуации и эффективно противостоять. Оба типа упражнений могут проводиться с оружием или без него, используя поточный или круговой методы.

При использовании поточного метода обучения курсант отражает атаки нападающих, которые действуют поодиночке, «с одной стороны, или сам нападает на «правонарушителей», последовательно переходя от одного к другому. Круговой метод предполагает размещение курсанта в центре круга, а нападающих – по его периметру, которые по команде поочередно атакуют обороняющегося с разных сторон. По мере роста мастерства увеличивается число атакующих одновременно. Эти методы развивают у курсантов навыки эффективного взаимодействия с разными противниками. Чтобы избежать привыкания к работе только с одним партнером» (Кадочников, Ингерлейб, 2003), полезно также закрывать глаза основному обучаемому для развития пространственной ориентации.

Поточные и круговые методы применяются как в основной, так и в завершающей части занятий. Занятия проводятся на жестких поверхностях без смягчающих покрытий, чтобы создать условия, близкие к реальным. Для начального этапа занятий место должно быть лишено внешних раздражителей: посторонних людей, шума, переменного света, необычных объектов, сильных физических полей и радиоактивности. Занятия на открытом воздухе должны избегать дождя и грозы, открытых водоемов и мест с повышенной радиоактивностью. С повышением уровня подготовки ограничения постепенно снимаются, добавляются специальные эффекты, и включаются полосы препятствий.

Заключение (Conclusions). Как отмечается в «Основах государственной культурной политики»3, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, научной обоснованности предпринимаемых преобразований, приоритетного развития социальных и гуманитарных наук, тесного взаимодействия государства и общества. Рассматриваемая нами авторская педагогическая концепция А.А. Кадочникова полностью соответствует вышеизложенным требованиям, основываясь на целостном подходе и принципе триединства сил она позволяет формировать, развивать и совершенствовать широкий спектр практических навыков, умений, алгоритмов и способов обеспечения личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач:

  • повышение психологической и физической устойчивости обучающихся института к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, развитие уровня тонких восприятий, использование резервных возможностей организма;
  • развитие творческих способностей, ловкости, находчивости, способности принятия нестандартных решений.
  • совершенствование духовно-нравственного, физического и интеллектуального воспитания обучающихся;
  • формирование гармоничной и всесторонне развитой личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
  • развитие творческой и научной инициативы, активного интереса обучающихся к истории прикладного русского рукопашного боя, к истории Отечества, повышение общего уровня культуры.

Специальная направленность подготовки курсантов в рамках апробации положений педагогической концепции А.А. Кадочникова позволяет обеспечить выход на реализацию в образовательном процессе образовательных организаций МВД России:

  • оптимальных тактически верных двигательных навыков, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач и во внеслужебное время;
  • построения системы движений в экстремальных ситуациях, а также специальных психологических качеств, основанных на использовании ресурсов подсознания;
  • построения четкого алгоритма тактико-специальных действий вне зависимости от общих условий выполнения повседневных служебных обязанностей, отсутствие механического заучивания.

Предлагаемая нами для внедрения в процесс воспитания курсантов образовательных организаций МВД России авторская педагогическая концепция
А.А. Кадочникова проста и доступна в освоении, открывает простор для педагогического творчества и самосовершенствования как курсантов, так и их наставников, позволяет обучающимся, освоив основные принципы и особенности методики, продолжать занятия самостоятельно, повышая свои духовные силы и физические возможности.

 

[1] Федеральный закон от 28.12.2024 г. № 550-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/51552 (дата обращения: 27.02.2025).

[2] Термин «концепция» означает «систему взаимосвязанных и вытекающих один из других взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающую идею какой-либо теории, главную мысль, общий замысел» (цит. по: Современный словарь по педагогике. Сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. С. 568).

[3] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 27.02.2025).

Список литературы

Гейжан Н.Ф. Субъективные предпосылки духовно-нравственного развития курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4. С. 175-183.
Белозерцев Е.П., Бунеева Е.В., Горбачева С.С., Заварзина Л.Э. Духовно-нравственное становление Человека. Воронеж: АО «Воронежская областная типография». 2024. 440 с.
Белозерцев Е.П. Феномен духовно-нравственного становления человека в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 6. С. 79-84.
Ерошенков Н.В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов: изучение эффективности процесса в вузах МВД России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 37-51.
Кадочников А.А., Ингерлейб М.Б. Специальный армейский рукопашный бой: система А. Кадочникова. Ростов-н/Д: Феникс. 2003. 351 с.
Дудкина Е.И., Махинин А.Н., Филкова А.П. Воспитание гражданского самосознания в образовательных организациях силовых ведомств // Глобальный научный потенциал. 2022. № 12. С. 180-183.
Михайликов В.Л., Михайликова В.Л. Индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел: понятие, основные направления реализации и проблемы осуществления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 2.
С. 54-60.
Мягков А.В. Итоги учебной работы Барнаульского юридического института МВД России за 2021/2022 учебный год, задачи на 2022/2023 учебный год // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2022. № 38. С. 7-22.
Нефедьева В.Е. Комплексный подход к нравственному воспитанию курсантов образовательных организаций МВД России: Aвтореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2021. 26 с.
Никифоров, М. Ю. Основные направления психологической подготовки оперативных сотрудников ОВД к рукопашному бою // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8. С. 25-29.
Ульянина О.А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки со-сотрудников органов внутренних дел // Психологическая наука и образование. 2019. № 6. С. 28-37.
De Schrijver A., Maesschalck J. The development of moral reasoning skills in police recruits // Policing: An international journal of police strategies and management. 2015. № 38. Р. 102-116.
Festinger L. Theory of cognitive dissonance. N.Y.: Stanford University Press, 1957. 312 p.
Sunshine J., Tyler T. Moral solidarity, identification with the community, and the importance of procedural justice: the police as prototypical representatives of a group's moral values // Social psychology quarterly. 2017. № 2. Р. 26-34.
Wray-Lake L., De Haan C., Shubert J., Ryan R. Examining links from civic engagement to daily well-being from a self-determination theory perspective // Journal of Positive Psychology. 2017. № 14. Р. 2-12.