Педагогические условия формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Aннотация
Введение. Для поиска наиболее эффективных педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимым является предварительное исследование существующей ситуации на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Цель работы: анализ существующих педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Материалы и методы. Проведена оценка результатов опроса 45 педагогов ДОУ с помощью авторской анкеты. Экспериментальной базой исследования выступили ДОУ: Центр детского раннего развития «DENIMAL», МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», расположенные в разных регионах РФ. Результаты. Установлено, что возможность ребенка оценить свои действия и свое поведение в наименьшей степени реализуется при организации таких видов деятельности детей в ДОУ, как познавательно-исследовательская (2,1 баллов) и музыкальная (2,2 баллов). Педагогическое условие в формате возможности свободы выбора, принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, творческий подход в наименьшей степени реализуется при организации и осуществлении таких видов деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора (3,4 баллов) и в музыкальной деятельности (3,2 баллов). Педагогическое условие в виде индивидуального реагирования педагога на поведение детей с недостаточно адекватной самооценкой, а также действия для преодоления низкой или завышенной самооценки детей реализовано на низком уровне во всех анализируемых ДОУ. Индивидуальная работа с родителями в случаях, когда ребенок демонстрирует недостаточно адекватную самооценку, во всех анализируемых ДОУ проводится редко и бессистемно. Заключение. Получены данные об особенностях, общих тенденциях реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ разных регионов. Необходима оптимизация педагогических условий и методов формирования адекватной самооценки у детей в анализируемых ДОУ.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, самооценка, адекватная самооценка, педагогические условия, формирование самооценки, дошкольное образовательное учреждение
Введение (Introduction). Первые годы жизни ребенка – важный этап в развитии его личности. Особое место в период детства занимает старший дошкольный возраст. В этот период начинается процесс формирования у ребенка его самооценки. Проблеме самооценки посвящены работы многих педагогов и психологов (Божович, 2019; Выготский, 2000 и др.). Авторы отмечают, что развитие личности ребенка напрямую зависит от того, насколько правильно сформирована его самооценка. Внешние воздействия со стороны семьи, окружения и общества могут оказывать значительное влияние на формирование самооценки у детей, что может привести как к неуверенности в себе, так и к психологическим проблемам. Кроме того, формирование и укрепление самооценки у ребенка происходит через его личный опыт и анализ своих достижений (Грачева, 2019).
Образовательная среда ДОУ должна включать специально организованные условия для формирования личности ребенка, а также предоставляет возможности для его всестороннего развития (Загуменная, 2013). Для успешного развития дошкольников важна грамотно выстроенная педагогическая система, отвечающая требованиям ФГОС ДО (Миннуллина, 2023). Эта система должна обеспечивать внутренний комфорт ребенка, сохранять его чувство защищенности и доверия к окружающему миру. Исследованиями формирования индивидуальности ребенка в детских образовательных учреждениях занимались различные ученые (Евтушенко, 2023; Миннуллина, 2023; Чербашева, 2016 и др.).
Следует отметить, что только в единичных публикациях рассматривается вопрос о том, как педагогические условия в дошкольных учреждениях влияют на самооценку детей старшего возраста. Только в одном исследовании последних 10 лет, проведенном авторами Н.С. Чербашевой и Т.В. Першиной, отмечается, что педагогический компонент образовательной среды влияет на самооценку детей старшего дошкольного возраста (Чербашева, Першина, 2016). Таким образом, проблема формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в педагогических условиях, созданных в современном ДОУ, исследована недостаточно и требует дальнейших более глубоких научных разработок.
Актуальность поставленной проблемы, ее научное и практическое значение, при недостаточной разработанности в современной практике дошкольного образования обусловили выбор направления настоящего исследования.
Цель работы анализ существующих педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы (Methodology and methods). Исследование актуальной ситуации влияния образовательной среды ДОУ на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе таких дошкольных образовательных учреждений, как: Центр детского раннего развития «DENIMAL» (г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край), МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 188» (г. Воронеж), МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» (Корсаковский городской округ, Сахалинская область). Базы исследования были выбраны в разных регионах для достоверности информации, объективности и с целью отсутствия привязки результатов исследования к одному региону, а отражали состояние проблемы в рамках страны. Кроме того, за последние годы огромный спрос в оказании образовательных услуг имеют не только ДОУ, но и центры детского развития.
В качестве педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ были определены:
- организация основных видов деятельности ребенка (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная) с учетом предоставления ребенку в рамках деятельности возможности для осуществления оценки своих действий и поведения, результатов деятельности, соотнесения этих результатов с поведением и результатами деятельности других дошкольников, получения оценочного суждения от других детей и взрослых;
- предоставление ребенку свободы выбора, возможности принять самостоятельное решение, проявить инициативу, творческий подход в разных видах деятельности;
- создание благоприятной, комфортной атмосферы, свободы в выборе атрибутов и игрушек;
- практика индивидуального реагирования на поведение ребенка с недостаточно адекватной (завышенной и заниженной) самооценкой, действия со стороны педагога для преодоления низкой или завышенной самооценки дошкольника;
- создание условий по информированию родителей о проблемах с самооценкой ребенка и по проведению мероприятий, нацеленных на формирование адекватной самооценки у дошкольника на основе сотрудничества с педагогом ДОУ;
- создание условий для педагогов по повышению профессиональной компетентности в области проблемы самооценки дошкольников и ее адекватного формирования (повышение квалификации, тренинги, мастер-классы, лекции, семинары, на базе ДОУ).
Перечисленные педагогические условия были включены в авторскую анкету из 25 пунктов. Каждый пункт анкеты – это описание отдельно взятого педагогического условия.
Педагогам, принимавшим участие в анкетировании, была предложена оценка степени внедрения, реализации каждого из педагогических условий на базе ДОУ, где они непосредственно осуществляют свою педагогическую деятельность. Оценка проводилась в диапазоне от 5 баллов (условие полностью реализуется в ДОУ) до 1 балла (условие совсем не реализуется в ДОУ).
Всего в исследовании учитывались результаты анкетирования 45 педагогов, анализируемых ДОУ.
Оценка ответов проведена с учетом долевого соотношения и среднего показателя внутри отдельных групп педагогов. Кроме того, было проведено сравнение полученных данных между ДОУ. Статистическая обработка полученных данных проводилась в программе SPSS с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Оценка полученных результатов анкетирования показала вариативность в степени реализации анализируемых педагогических условий во время организации и проведения разных видов деятельности детей в группе ДОУ. Первое педагогическое условие формирования адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста в формате возможности в разных видах деятельности оценки детьми своих действий и своего поведения выявлено при организации и реализации таких видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, как игровая (2,8 балла) и коммуникативная (2,7 балла) (рис. 1).
В недостаточной степени это педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей в ДОУ, как познавательно-исследовательская (2,1 баллов) и музыкальная (2,2 баллов).
Необходимо обратить внимание на выявленные отличия в степени реализации анализируемых педагогических условий формирования самооценки у дошкольников в ДОУ разных регионов страны. Так, например, в Центре «DENIMAL» (г. Славянск-на-Кубани) при анкетировании 9 педагогов более высокий показатель реализации педагогического условия формирования адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста в формате возможности в разных видах деятельности оценки детьми своих действий и своего поведения выявлен при организации и реализации таких видов деятельности ребенка, как коммуникативная (3,3 балла) и игровая (2,7 баллов).
В недостаточной степени в ДОУ это педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей, как познавательно-исследовательская (1,8 баллов) и музыкальная (1,8 баллов) (рис. 2).
В МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 188» (г. Воронеж) при анкетировании 16 педагогов более высокий показатель реализации педагогического условия формирования адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста в рассматриваемой формате выявлен при организации и реализации игровой (2,6 баллов), коммуникативной деятельности, а также во время самообслуживания и элементарного бытового труда (по 2,4 балла). В наименьшей степени в этом ДОУ данное педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей, как музыкальная и восприятие художественной литературы и фольклора (по 2 балла).
В МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» (Корсаковский городской округ, Сахалинская область) при анкетировании 20 педагогов более высокий показатель реализации этого педагогического условия выявлен при организации и реализации игровой (2,9 баллов), изобразительной (3,1 балла) деятельности, а также во время восприятия художественной литературы и фольклора (2,9 баллов). В наименьшей степени в ДОУ это педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей, как познавательно-исследовательская и двигательная (по 2,2 балла).
В результате проведенного сравнительного анализа между показателями реализации рассматриваемого педагогического условия в ДОУ с применением метода математической статистики (U-критерию Манна-Уитни) были получены значимые различия между такими показателями, как:
- коммуникативная деятельность детей (в Центре «DENIMAL» и МБДОУ «№ 188», Uэмп = 21,0, р≤0,01; в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 42,0, р≤0,01);
- деятельность детей по восприятию художественной литературы и фольклора (в Центре «DENIMAL» и МБДОУ «№ 188», Uэмп = 36,0, р≤0,01; в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 59,0, р≤0,01);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд детей (в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 38,0, р≤0,01).
- конструирование (в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 62,0, р≤0,01);
- коммуникативная деятельность детей (в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 38,0, р≤0,01; в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 44,0, р≤0,01);
- музыкальная деятельность детей (в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 48,5, р≤0,05).
Таким образом, на базе МАДОУ «№ 30» при организации деятельности детей по конструированию из разного материала, изобразительной и музыкальной деятельности, по восприятию художественной литературы и фольклора, а также во время самообслуживания и элементарном бытовом труде детей им предоставляется больше возможностей для оценки собственных действий, своего поведения в этой деятельности и т.д., чем в других анализируемых в рамках исследования ДОУ. Тогда как на базе Центра детского раннего развития «DENIMAL» в сравнении с другими анализируемыми в рамках исследования ДОУ больше возможностей для оценки собственных действий, своего поведения в этой деятельности и т.д. предоставляется при организации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предоставление дошкольникам свободы выбора, возможности принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, творческий подход в разных видах деятельности и в режимные моменты в анализируемых ДОУ так же имеет вариативность и реализуются в достаточно разной степени при организации анализируемых видов деятельности детей (рис. 3)
Педагогическое условие формирования адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста в формате возможности свободы выбора, возможности принять самостоятельное решение выявлен при организации и реализации самообслуживания и элементарного бытового труда (4,1 балла), коммуникативной и двигательной деятельности (по 4 балла). В наименьшей степени это педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей в ДОУ, как восприятие художественной литературы и фольклора (3,4 баллов) и музыкальная (3,2 баллов).
При этом были выявлены отличия в анализируемом показателе между ДОУ, расположенными в разных регионах страны (рис. 4).
В Центре «DENIMAL» (г. Славянск-на-Кубани) более высокий показатель реализации педагогического условия формирования адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста в формате возможности проявлять самостоятельность, инициативность, свободу выбора, выявлен при организации и реализации таких видов деятельности ребенка, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (4,1 балла), коммуникативная (4,1 балла) и двигательная деятельность (4,2 балла). В наименьшей степени на базе этого ДОУ анализируемое педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей, как конструирование (2,8 баллов) и музыкальная (2,4 балла).
В МБДОУ «№ 188» (г. Воронеж) более высокий показатель реализации этого педагогического условия выявлен во время самообслуживания и элементарного бытового труда (4 балла), а также при организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности (4,1 баллов). В наименьшей степени в этом ДОУ данное педагогическое условие реализуется при организации и реализации таких видов деятельности детей, как музыкальная (2,6 баллов) и восприятие художественной литературы и фольклора (2,8 баллов).
В МАДОУ «№ 30» (Сахалинская обл.) более высокий показатель реализации этого педагогического условия выявлен при организации и реализации изобразительной деятельности (4,2 балла). В наименьшей степени в ДОУ это педагогическое условие реализуется при организации и реализации игровой деятельности детей (3,7 баллов).
В результате проведенного сравнительного анализа между показателями реализации рассматриваемого педагогического условия в разных ДОУ были получены значимые различия между такими показателями, как:
- познавательная деятельность детей (в Центре «DENIMAL» и МБДОУ «№ 188», Uэмп = 38,0, р≤0,05);
- восприятие художественной литературы и фольклора (в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 38,0, р≤0,01; в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 30,0, р≤0,01);
- конструирование (в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 43,5, р≤0,01; в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 18,0, р≤0,01);
- изобразительная деятельность (в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 73,0, р≤0,01);
- музыкальная деятельность (в МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 21,0, р≤0,01; в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30», Uэмп = 6,0, р≤0,01).
Таким образом, в ДОУ г. Воронежа в большей мере при организации с детьми познавательной деятельности им предоставляется больше свободы выбора, больше возможности принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, проявить творческий подход. Тогда как в ДОУ г. Сахалина, в сравнении с другими анализируемыми ДОУ, больше возможности свободы выбора, принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, творческий подход дошкольникам дается при организации и реализации с воспитанниками деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора, конструирования, во время изобразительной и музыкальной деятельности.
Отдельно изучалась реализация педагогических условий по предоставлению дошкольникам в группе свободы выбора и комфортной психологической атмосферы. Результаты показывают реализацию в большей степени такого условия, как создание в группе атмосфера гуманного, доброжелательного, некритичного, толерантного отношения к детям (4,7 баллов) (рис. 5). Свободный выбор материалов и атрибутов для участников совместной деятельности оценивается опрошенными педагогами на уровне 4,2 баллов, тогда как в наименьшей степени реализуется, по мнению педагогов, свободный выбор детьми своей деятельности (4 балла).
Что касается сравнения по показателю создания в группе условий для свободного, самостоятельного выбора детьми деятельности, то данный показатель имел практически одинаковое среднее значение во всех ДОУ (рис. 6): по 4,7 баллов в Центре «DENIMAL» и МАДОУ «№ 30» и 4,6 баллов в МБДОУ «№ 188».
По условию предусмотренности в группе свободного выбора материалов и атрибутов для участников совместной деятельности несколько луче положение в МАДОУ «№ 30» (4,3 балла), однако это преимущество по сравнению с другим ДОУ статистически не значимо (р≥0,05). В Центре «DENIMAL» этот показатель составил 3,8 баллов, в МБДОУ «№ 188» − 4,2 балла (рис. 6).
По условию свободного выбора деятельности детьми самый высокий показатель был выявлен в Центре «DENIMAL» (4,2 балла), но он не имел статистически значимых отличий в сравнении с другими ДОУ (р≥0,05). В МАДОУ «№ 30» и МБДОУ «№ 188» этот показатель составил по 3,9 баллов.
Анализ показателей реализации условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, которые касаются самих педагогов показал его низкое среднее значение во всех анализируемых ДОУ (рис. 7).
Так, в большей степени в ДОУ реализуется педагогическое условие в виде индивидуального реагирования педагога на поведение детей с недостаточно адекватной (завышенной и заниженной) самооценкой, а также действия для преодоления низкой или завышенной самооценки детей – 1,3-2 балла. Таким образом, можно сказать, что это условие реализуется в рассматриваемых ДОУ на недостаточном уровне (статистически значимых различий между анализируемыми ДОУ по этому педагогическому условию мы не выявили, р≥0,05). Мероприятия по повышению компетентности педагогов так же показали низкий уровень их реализации – от 1,9 до 2 баллов в зависимости от ДОУ. В данном случае можно говорить о том, что во всех ДОУ слабо реализуется педагогическое условие в виде организации и проведения мероприятий по повышению компетентности педагогов в области проблемы самооценки дошкольников и ее адекватного формирования.
Особое внимание при анкетировании педагогов было уделено изучению педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, связанных с привлечением родителей к этому процессу в рамках педагогического процесса. Согласно полученным данным, индивидуальная работа с родителями в случаях, когда ребенок демонстрирует недостаточно адекватную самооценку, во всех анализируемых ДОУ проводится редко и бессистемно – оценка педагогами реализации этого условия было на уровне от 2 до 3 баллов в зависимости от ДОУ. Различия по степени реализации данного педагогического условия между ДОУ были статистически не значимы (р≥0,05) (рис. 8).
На низком и недостаточном уровне в ДОУ реализуется и такое педагогическое условие как системная совместная деятельность родителей и сотрудников ДОУ, направленная на формирование адекватной самооценки детей – оценка педагогами реализации этого условия было на уровне от 1,8 до 2 баллов в зависимости от ДОУ. Различия по степени реализации данного педагогического условия между ДОУ были так же статистически не значимы (р≥0,05).
Согласно результатам анализа данных анкетирования педагогов ДОУ, нами был рассчитан и оценен интегральный показатель общей степени реализации всех рассматриваемых педагогических условий в ДОУ разных регионов (рис. 9).
Так, было установлено, что самый высокий интегральный показатель реализации всех рассматриваемых педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста (3,24 балла) был выявлен на базе МАДОУ «№ 30» (Сахалинская область), тогда как на базе МБДОУ «№ 188» (г. Воронеж) рассматриваемый интегральный показатель анализируемых педагогических условий был самым низким (2,86 баллов). Несколько выше интегральный показатель был получен по Центру детского раннего развития «DENIMAL» (г. Славянск-на-Кубани) (2,9 баллов).
При этом были получены статистически значимые различия между Центром детского раннего развития «DENIMAL» и МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» (Uэмп = 2,0, р≤0,01), а также между МАДОУ «№ 30 «Кораблик» и МБДОУ «№ 188» (Uэмп = 7,5, р≤0,01).
При формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогические условия в разных ДОУ реализуются по-разному и имеют вариативный показатель реализации в разных видах деятельности. Важным условием является проектирование предметно-пространственной развивающей среды. Наличие разнообразных материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает эмоциональное благополучие детей, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Необходимо создание ситуации успеха. Даже незначительные успехи детей играют большую роль в формировании адекватной самооценки. Игровая деятельность способствует всестороннему развитию дошкольников, в том числе формированию адекватной самооценки. В общении со сверстниками развивается способность оценивать другого человека, что стимулирует появление чувства собственного достоинства. Необходима совместная работа педагога и родителей (Евтушенко и соавт., 2023; Попова, Маркина, 2020 и др.).
Стоит уточнить и особо подчеркнуть, что педагогическое условие в виде возможности свободы выбора, принятия самостоятельного решения, проявления своей инициативы, творческого подхода в разных видах деятельности в условиях ДОУ, согласно результатам анкетирования педагогов, реализуется в большей степени, чем педагогическое условие в виде организации основных видов деятельности старших школьников с учетом предоставления возможности осуществления оценки своих действий, своего поведения, результатов своей деятельности, соотнесения их с поведением и результатами деятельности других детей, получения оценки других детей и взрослых. Иными словами, в практике данных ДОУ наблюдается тенденция к более полной реализации педагогического условия, базирующегося на свободе выбора для детей, на проявлении детьми инициативы, креативности, чем к реализации педагогического условия, базирующегося на оценке детьми своей деятельности и ее результатов через соотнесение с результатами деятельности других детей, взрослых. При этом выявлена неравномерность реализации данных педагогических условий при организации отдельных видов деятельности детей в дошкольных учреждениях. Кроме того, отмечен низкий уровень реализации педагогических условий по созданию в группе свободного, самостоятельного выбора детьми деятельности, предусмотренности в группе свободного выбора материалов и атрибутов для участников совместной деятельности. На недостаточном уровне реализуется условие индивидуального реагирования педагогов на поведение детей с недостаточно адекватной самооценкой, действия педагогов для преодоления низкой или завышенной самооценки детей. Во всех анализируемых ДОУ слабо и бессистемно реализуется педагогическое условие в виде организации и проведения мероприятий по повышению компетентности педагогов в области проблемы самооценки дошкольников и ее адекватного формирования. Так же на недостаточном уровне реализуется условие в виде индивидуальной работы с родителями в случаях, когда ребенок демонстрирует недостаточно адекватную самооценку. Практически не реализуется системная совместная деятельность родителей и сотрудников ДОУ, направленная на формирование адекватной самооценки детей. Полученные данные подтверждают выводы ряда более ранних исследований (Грачева, 2019; Евтушенко и соавт., 2023; Попова, Маркина, 2020 и др.) о том, что проблема формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ не теряет своей актуальности в современных условиях, поскольку очень часто реализация педагогических условий осуществляется на недостаточном для адекватного формирования самооценки уровне.
Заключение (Conclusions). Проведенный анализ существующих педагогических условий формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью анкетирования педагогов ДОУ в Центре детского раннего развития «DENIMAL», МБДОУ «№ 188» и МАДОУ «№ 30», выявил, что возможность ребенка оценить свои действия и свое поведение в наименьшей степени реализуется при организации таких видов деятельности детей в ДОУ, как познавательно-исследовательская и музыкальная.
Педагогическое условие в формате возможности свободы выбора, принять самостоятельное решение, проявить свою инициативу, творческий подход в наименьшей степени реализуется при организации и осуществлении таких видов деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора и в музыкальной деятельности.
Педагогическое условие в виде индивидуального реагирования педагога на поведение детей с недостаточно адекватной самооценкой, а также действия для преодоления низкой или завышенной самооценки детей реализовано на низком уровне во всех анализируемых ДОУ.
Индивидуальная работа с родителями в случаях, когда ребенок демонстрирует недостаточно адекватную самооценку, во всех анализируемых ДОУ проводится редко и бессистемно.
Согласно полученным результатам исследования педагогическая поддержка формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в анализируемых ДОУ реализуется на недостаточном уровне. Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания и проведения коррекционных мероприятий в рамках программы по совершенствованию педагогических условий обучения и методов формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Весь образовательный процесс дошкольной организации должен быть построен так, чтобы стимулировать формирование адекватной самооценки у старших дошкольников в педагогически организованной среде на основе представленных педагогических условий.
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2019. 398 с.
Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс. 2000. 1006 с.
Грачева А.В. Психологические особенности самооценки дошкольников // Научный альманах. 2019 № 11-2(61). С. 211-214.
Загуменная Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников Издательство: Учитель. 2013. 231 с.
Изучение условий формирования самооценки детей дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко, И. Ю. Иванова,
М. Н. Терещенко, Е. Н. Бехтерева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 2(43). С. 134-139. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_02_28
Кочеткова Т.Н. Самооценка дошкольника как индикатор благополучия семейных отношений // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 94-101.
Миннуллина Р.Ф., Нуриева А.Р., Сунгатуллина А.Ф. проблемы социально-личностного развития дошкольников в условиях детского сада / // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 252-254.
Попова Т.И., Маркина О.В. Будущим педагогам о сущности самооценки дошкольников // Наука и Образование (Электронный журнал). 2020. Т. 3. № 3. https://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2261/2260.
Сорокина Е.В. Понятие семейного воспитания, детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 2. С. 61-68.
Фомина О.С. Психологические особенности образа Я // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 497-500.
Чербашева Н.С., Першина Т.В. Влияние образовательной среды ДОУ на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 12-4. С. 124-128.
Ibrahim N.K., Al Ghurairy S.J. Building and Measuring Impression Management for Kindergarten Teachers // International Journal of Health Sciences, 2022. №6. Р. 6284-6293. DOI: 10.53730/iyhs.v6nS5.10360.
Khaleque A. Perceived Parental Hostility and Aggression, and Children’s Psychological Maladjustment, and Negative Personality Dispositions: A Meta-Analysis // Journal of Child and Family Studies. 2017. №26. Р. 977-988. DOI: 10.1007/s10826-016-0637-9.
Orth U. The Family Environment in Early Childhood Has a Long-Term Effect on Self-Esteem: A Longitudinal Study from Birth to Age 27 Years // Journal of Personality and Social Psychology 2018. №114. Р. 637-655. DOI: 10.1037/pspp0000143.
Doi S., Fujiwara T., Isumi A., Ochi M. Pathway of the Association between Child Poverty and Low Self-Esteem: Results from a Population-Based Study of Adolescents in Yapan // Frontiers in Psychology. 2019. №10. Р. 937-941. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00937.
Usyk D. Development features of self-esteem in children of older preschool age. In: Învățământul superior: tradiţii, valori, perspective, Ed. 2, 1-2 octombrie 2022, Chişinău. Chişinău: CEP UPS “I. Creangă”. 2022. Vol. 2. Р. 250-254.
Yusupova N., Abduramanova D.V. Self-esteem formation in preschool children // Academic Research in Educational Sciences. 2022. №3(4). Pp. 68-72. DOI: 10.24412/2181-1385-2022-4-68-72.