Содержание, структура и компоненты профессиональной компетентности специалиста сферы туризма
Aннотация
Введение. Обеспечение условий и формирование профессиональной компетентности специалистов сферы туризма является актуальной ключевой задачей реализации профильных образовательных программ в университетах. Целью исследования является выявление специфики, определение содержания, структуры и ключевых факторов формирования профессиональной компетентности специалиста сферы туризма в университете. Материалы и методы: использованы публикации по тематике исследования в научных журналах и на профессиональных форумах, нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере туризма, федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, собственный практический опыт педагогической и туристской деятельности; общенаучные, общелогические методы, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, интеграция, обобщение, что позволило комплексно и полно исследовать проблему. Гипотеза: ориентация на современные и перспективные потребности и запросы работодателей в сфере туризма; способность будущих специалистов эффективно выполнять трудовые функции, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и использовать передовые технологии туристской деятельности должны стать определяющими факторами в процессе их обучения в университете. Результаты: Обосновано, что ядром формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туризма является практическая подготовка, которой необходимо уделять особое внимание. Новизна исследования: предложен авторский вариант определения, уточняющий содержание понятия профессиональная компетентность специалиста сферы туризма и модель ее структуры; охарактеризованы профессионально-личностный, профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, практико-рефлексивный компоненты. Вывод: обоснованная структура профессиональной компетентности специалиста сферы туризма может быть использована как основа ее формирования в процессе реализации программ их подготовки в университете.
Ключевые слова: профессиональное образование, специалист сферы туризма, профессиональная компетентность, практико-ориентированный подход, структура профессиональной компетентности, компоненты профессиональной компетентности
Введение (Introduction). Одной из приоритетных сфер развития Российской экономики в сложных экономических и политических условиях является сфера туристских услуг. В Постановлении Правительства РФ №2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»[1] обозначена важность решения задачи обеспечения кадрами туристской индустрии и активного вовлечения представителей бизнеса в формирование образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров для предприятий туристской индустрии. Интенсивное развитие технологий и форм ведения туристской деятельности в процессе становления отечественного рынка туристских услуг и трансформации отношений влекут необходимость непрерывной адаптации к новым условиям осуществления профессиональной деятельности современных специалистов – выпускников университетов. Специфика организационной, производственной деятельности в сфере туристских услуг проявляется в постоянном обновлении задач, решение которых требует не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и способности к профессиональному развитию в глобальном процессе интеллектуализации труда и повышения технологичности деятельности в сфере туризма. Важно актуализировать личностную составляющую в диаде знания-действия.
Ориентир профессиональной подготовки специалистов определяет педагогика высшего образования. Его фокусом является компетентность, которая и позволяет выпускникам университетов стать востребованными на рынке труда. Актуальность задачи формирования профессиональной компетентности специалистов сферы туризма следует из целей, идей и положений, определенных:
в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р[2];
в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, который описывает реализацию этих целей, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р[3];
в федеральном проекте «Совершенствование управления в сфере туризма», утвержденном постановлением правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма»;
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащем Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма, который определен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 №220н[4];
в профессиональном стандарте 04.005 Экскурсовод (гид), утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4.12.2021, № 913н[5];
в профессиональном стандарте 33.023 Инструктор-проводник, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2021, № 914н[6], а также в ФГОС ВО − бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм[7] (далее ФГОС 43.03.02) и ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 43.04.02 Туризм[8] (далее ФГОС 43.04.02).
Требования к профессиональной подготовке специалистов сферы туризма обозначены в актуализированных стандартах третьего поколения: ФГОС 43.03.02 и ФГОС 43.04.02, регламентирующих концепцию компетентностного подхода.
Акцентирование внимания и усилий государства на развитии внутреннего туризма в стране и активизации туристской деятельности, а вместе с тем и целого ряда смежных сфер деятельности, входящих в состав туристской индустрии, указывает на растущую востребованность специалистов с профильным туристским образованием, важность компетентного решения задач организации туристской деятельности и развития туризма. Эти факторы определяют необходимость формирования профессиональной компетентности обучающихся в университете по программам бакалавриата и магистратуры по профильным направлениям подготовки.
В связи с тем, что сегодня представители организаций, осуществляющих туристскую деятельность, отмечают существенный разрыв между результатом процесса приобретения профессионального образования в вузе и способностью выпускников осуществлять профессиональную деятельность в сфере туризма[9], особую актуальность приобрела проблема качества профессиональной подготовки специалистов сферы туризма в университете, анализа структуры профессиональной компетентности и ключевых факторов ее формирования.
Таким образом, обоснованно, что критерием качества и приоритетной задачей подготовки специалистов сферы туризма в университете должна стать их профессиональная компетентность. Система подготовки должна быть ориентирована на современные и прогнозные потребности рынка труда и соответственно обновленную модель профессиональной компетентности специалиста сферы туризма. Именно компетентностный подход позволит обеспечить соответствие результатов образования потребностям рынка труда, что и составляет его значимость; а его идея должна быть ориентирована на заказ работодателей на содержание и результат образования.
При этом результат образования зачастую ассоциируют со способностью выпускника эффективно действовать в проблемных ситуациях и новых условиях. Представленные факты свидетельствуют о противоречии между ростом востребованности в сфере туризма специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и ограниченными возможностями ее формирования в университете при апробировании традиционных технологий, зачастую не сфокусированных на применении практико-ориентированного подхода. Особую актуальность приобрела необходимость уточнения содержания понятия профессиональной компетентности специалиста сферы туризма и разработки ее структуры,
Целью исследования является выявление специфики, определение содержания, структуры и ключевых факторов формирования профессиональной компетентности специалиста сферы туризма в университете для повышения качества образования, многостороннего развития личности и организации процесса подготовки конкурентоспособных выпускников.
Методология и методы исследования (Methodology and Methods). Изучение проблемы было начато в мае 2024 г. и осуществлялось с точки зрения системного подхода. В качестве материалов использованы публикации по теме исследования:
в журналах и сборниках, представленных в российских электронных научных библиотеках eLibrary (https://www.elibrary.ru/) и КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru/); в зарубежных научных издательствах Elsevier (https://journalfinder.elsevier.com/) и Atlantis Press (https://www.atlantis-press.com/), в поисковой системе Google Scholar (https://scholar.google.com/) по поисковым запросам: «профессиональная компетентность специалиста сферы туризма», «компетентность специалиста сферы туризма», «подготовка специалистов сферы туризма в университете», «компетентностный подход при подготовке специалистов сферы туризма», «качество подготовки специалистов сферы туризма», «проблемы подготовки специалистов сферы туризма», «формирование профессиональных компетенций специалистов сферы туризма», «практико-ориентированный подход при подготовке специалистов сферы туризма», «практическая подготовка специалистов сферы туризма», «условия формирования профессиональной компетентности специалиста сферы туризма» и др.;
на профессиональных форумах Турдом (https://www.tourdom.ru/), Турбизнес (https://tourbus.ru/), Турпром (https://www.tourprom.ru/), Profi.Travel (https://profi.travel/), Hotline.travel (https://hotline.travel/hotline/) и др. по поисковым запросам: «компетентность специалиста сферы туризма», «практическая подготовка специалиста сферы туризма», «профессиональные навыки специалиста сферы туризма», «конкурентоспособность специалиста сферы туризма», «требования к подготовке кадров для сферы туризма» и др.
Проведен анализ содержания нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере туризма, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов (при этом использован ресурс Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (https://www.consultant.ru/)); требований Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, положения которых соотнесены с теоретическими основами исследования, что позволило получить результаты исследования.
Использованы методы: общенаучные, общелогические, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, интеграция, обобщение.
Авторами использован собственный пятнадцатилетний практический опыт организации и управления туристской деятельностью, что в совокупности с результатами педагогической деятельности в университете позволило комплексно и достаточно полно исследовать проблему.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Вопросы и аспекты формирования профессиональной компетентности специалистов постоянно находятся в фокусе внимания ученых.
А.В. Хуторской под профессиональной компетентностью понимал «совокупность личных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определённому объекту» (Хуторской, 2017). И.А. Зимняя рассматривает компетентность как личностное качество, проявляющееся в деятельности человека и базирующееся на знаниях, обращая внимание его интегральное свойство и важность актуализации (Зимняя, 2012).
Т.В. Бай и О.В. Котлярова считают, что компетентностный подход в профессиональном туристском образовании предполагает получение «целостного опыта решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей и компетенций» (Бай, Котлярова, 2017). Выделив группы компетенций, их содержание и характеристики, отношение к профессиональной деятельности и сферы формирования, предложили компетентностную модель бакалавра туризма.
А.Г. Абазян и В.А. Макарец одной из проблем развития внутреннего туризма считают невысокое качество подготовки специалистов, недостаточность базы практик для студентов и отсутствия у молодых специалистов опыта, несоответствие уровня подготовки ожиданиям и требованиям работодателей (Абазян, Макарец, 2020).
Н.В. Биттер, А.А. Куликова и О.С. Третьякова подчеркивают, что «изменения, происходящие в туристской индустрии, обосновывают необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма и сервиса» (Биттер, Куликова, 2022).
В.Н. Шарафутдинов, Е.В. Онищенко и М.С. Романов, исследуя кадровые проблемы в туристской отрасли, отмечают необходимость совершенствования системы их подготовки в высших учебных заведениях, считают, что она должна совершенствоваться в аспекте повышения качества (Шарафутдинов, Онищенко, Романов, 2021).
Д.С. Тимошенко исследуя проблему подготовки кадров, а также процессы формирования профессиональных компетенций высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях отмечает, что главная цель состоит в подготовке конкурентоспособных специалистов и предлагает внедрять в педагогический процесс практико-ориентированные технологии и создавать педагогические условия, основанные на учете задач будущей профессиональной деятельности (Тимошенко, 2021).
М.С. Оборин рассматривает профессиональную компетентность специалиста сферы туризма как «совокупность навыков и умений…, позволяющих реализовывать трудовые функции на предприятиях туристско-рекреационного комплекса» (Оборин, 2023); исследуя особенности реализации компетентностного подхода в сфере туризма, также отмечает, что в процессе обучения будет полезен «практикоориентированный опыт, трансформированный специалистами в процессе научной и преподавательской деятельности» (Оборин, 2023).
М.В. Загвоздкина и О.В. Мишуненкова, отмечают значимость «полезных знаний», которые позволяют решать профессиональные задачи и тот факт, что «работодатели ориентируют учебные заведения на… максимально быстрое обновление методических и дидактических средств, направленных на формирование специализированных компетенций; рассматривают формирование компетентности как важный результат обучения; акцентируют внимание на принципе связи теории и практики; подчеркивают актуальность задачи обновления методологических подходов и педагогических технологий в профессиональном образовании в связи с обновлением ролей специалистов в сфере туризма, а также важность обновления содержания образовательных программ с учетом педагогического опыта; подняли вопрос о способах достижения профессионализма и мастерства; представили успешный опыт апробирования активных методов обучения, базирующихся на реализации идеи прочной взаимосвязи теории и практики» (Загвоздкина, Мишуненкова, 2018).
В.С. Плотникова и А.А. Фомин, обосновав актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов для развивающейся туристской индустрии, исследовали возможности проектной деятельности в формировании профессиональной компетентности бакалавров туризма и гостеприимства; пришли к выводу: «профессиональная компетентность включает знания, опыт, ценности, эмоционально-волевую регуляцию и готовность к деятельности»; выделили основные навыки, необходимые для эффективного решения задач в сфере профессиональной деятельности (Плотникова, Фомин, 2022).
М.В. Переверзев, рассматривая содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров индустрии гостеприимства и туризма и, понимая ее как «системное образование специалиста, включающее индивидуально-профессиональную траекторию развития, базирующуюся на интеграции профессиональных компетенций, практико-ориентированных знаний и умений, трудовых функций в сфере гостиничного и туристского сервиса, профессионально значимых качеств личности…», отметил отрыв теоретизированных курсов от практики, которая позволяет сформировать систему востребованных навыков и умений будущих специалистов (Переверзев, 2020).
Реализация программ подготовки специалистов для сферы туризма в университетах должна обеспечивать формирование у них уверенных практических навыков для решения профессиональных задач и проблем, в том числе и в чрезвычайных ситуациях: при этом, ядром формирования должна быть компетентностная модель, а к реализации программ подготовки должны быть привлечены преподаватели, владеющие профессиональными навыками в сфере туризма (Zhou, 2022). Студенты должны освоить основные принципы и методы ведения туристского бизнеса сформировать глубокое понимание туристского рынка, обладать способностью к инновационному мышлению, владеть уверенными коммуникативными навыками, уметь работать в команде (Sun, Zhao, 2024), для этого университетам необходимо адаптировать программу подготовки (Phi, Clausen, 2021) и особенно важно подготовить студентов к вызовам и возможностям, которые открывает цифровизация в туризме, сформировать опыт работы в виртуальной реальности (Mandalia, 2023).
Вопросам организации и построения модели внеаудиторной образовательной деятельности студентов, обучающихся по туристским специальностям, представляющих совокупность практико-ориентированных занятий, уделили внимание Т.Н. Третьякова и Ю.А. Сыромятникова Обозначив комплекс педагогических условий эффективности реализации процесса внеаудиторной деятельности, они пришли к выводу о том, что при таком варианте реализации компетентностного подхода «внеаудиторная деятельность выступает как социально-педагогическая среда, определяющая пространство развития личности будущего специалиста» в сфере туризма и формирование его компетентности происходит более интенсивно (Третьякова, Сыромятникова, 2015).
О.В. Шпырня и М.Н. Андрейко считают «связь с рынком труда, практикой и требованиями работодателей» необходимым фактором подготовки специалистов сферы туризма и выявили, что «ряд требований образовательных стандартов не согласуются с разработанными и утвержденными профессиональными стандартами» (Шпырня, Андрейко, 2018). О.В. Шпырня также отмечает, что сегодня «значительно видоизменяется компетентностная модель подготовки обучающегося» (Шпырня, 2023).
Выявив проблемы подготовки и представив спектр современных образовательных технологий, используемых для формирования профессиональной компетентности специалистов сферы туризма и гостеприимства, Е.М. Крюкова и Т.М. Баранова предложили модель системы подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности и пришли к выводу, что центральным ее звеном является основательная практическая подготовка (Крюкова, Баранова, 2015).
Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалистов сферы туризма должно стать целью университетского образования. Индустрии туризма необходимы компетентные специалисты, обладающие практическими профессиональными навыками, способные самостоятельно и ответственно принимать решения, определять перспективы и технологии профессионального развития, своевременно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности на рынке туристских услуг.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Проведенный анализ научных источников позволил установить, что профессиональная компетентность специалистов сферы туризма должна быть частью профессионализма будущих специалистов, личностным новообразованием, приобретаемым в системе образования и представляет собой систему конкретных компонентов. Их количество и состав системы в целом может варьироваться соответственно изменениям, происходящим в сфере туризма, изменениям условий и технологий осуществления профессиональной деятельности специалиста.
С целью наиболее точного определения содержания понятия профессиональная компетентность специалиста сферы туризма, в первую очередь будем опираться:
на требования Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[10] (далее ФЗ №132), дающего понятийный аппарат и определяющего сферы осуществления, функции, задачи и условия туристской деятельности;
на условия Единого квалификационного справочника должностей специалистов и служащих руководителей[11] (далее ЕКС), раскрывающего обязанности, знания и требования к уровню квалификаций;
на положения Федеральных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки Туризм (уровни бакалавриата и магистратуры), определяющих требования к уровню подготовки и компетенциям специалистов сферы туризма.
В связи с этим, под профессиональной компетентностью специалиста сферы туризма предлагаем понимать профессионально-личностные качества специалиста, способного формировать, продвигать и реализовывать туристские продукты и отдельные туристские услуги в ходе осуществления туристской деятельности, а также способного принимать эффективные решения по ее организации и управлению ею.
Согласно системному подходу, профессиональную компетентность специалиста сферы туризма будем рассматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных структурных компонент: профессионально-личностной, профессионально-содержательной и профессионально-деятельностной; с конкретными функциями и определенными целями. Каждая компонента определяет область профессиональных знаний, умений и навыков на основе нормативно-правовой документации, действующей в сфере образования и туризма. Предлагаем модель структуры профессиональной компетентности специалиста сферы туризма, которая представлена в таблице, ее детализацию, суть и содержание.
Таким образом, с учетом выявленных в процессе исследования аспектов трактовок ученых содержания профессиональной компетентности специалиста сферы туризма, нами предложено определение этого понятия и структура компетентности, охарактеризованы ее компоненты: профессионально-личностный, профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, практико-рефлексивный. При этом установлена, связь структурных компонент профессиональной компетентности специалиста сферы туризма с документами, определяющими требования к ее содержанию. Учет такой согласованности позволит повысить качество профессиональной подготовки специалистов сферы туризма.
Предложенная структура профессиональной компетентности специалиста сферы туризма может быть использована как основа ее формирования в процессе реализации программ подготовки в университете. Обосновано, что особое внимание необходимо уделять практико-ориентированной подготовке (А.А. Вербицкий, В.А. Сластёнин, М.Я. Виленский, П.И. Образцов и др.). В связи с этим, определяющую роль должны играть профессиональные стандарты, в разработке которых участвуют объединения работодателей и профессиональные сообщества в сфере деятельности будущего специалиста.
Стремительное развитие технологий туристской деятельности, ее многоаспектность и информационная насыщенность, приводят к необходимости формирования у выпускников такой системы навыков, владение которыми будет способствовать их профессиональному развитию, а при необходимости и актуализации компетентности (В.Н. Шарафутдинов, Е.В. Онищенко,
М.С. Романов). Следовательно, образовательные программы, направленные на подготовку специалистов сферы туризма должны быть сбалансированы по содержанию, а их реализация − формировать у обучающихся универсальный набор личностных качеств и профессиональных знаний и навыков, в том числе в сфере цифровых компетенций (И.В. Роберт, П.И. Образцов, М.И. Алдошина), востребованных в сфере туристской деятельности при всей широте разнообразия ее видов и технологий (А.Г. Абазян, В.А. Макарец, Т.В. Бай, О.В. Котлярова). Элементы программы, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности, должны быть взаимодополняющими и гарантировать поступательное достижение цели. В связи с этим, особая роль в организации этого процесса должна отводится лицам, определяющим содержание образовательной программы, глубине их погруженности в сферу профессиональной деятельности и понимания специфики профессии, кадровому обеспечению процесса реализации программы подготовки.
Результаты исследования указывают на важность обеспечения преемственности требований законодательства, практики деятельности и базовых подходов в подготовке специалистов сферы туризма. Представленная модель наглядно демонстрирует роль ключевых нормативных документов при формировании профессиональной компетентности специалистов сферы туризма, актуализации туристской деятельности в регионе.
Полученные результаты могут быть использованы не только при разработке образовательных программ, но и документов, нормирующих процесс осуществления туристской деятельности, в частности, до сих пор отсутствующих профессиональных стандартов для специалистов и руководителей туристских организаций должности, которых уже определены ЕКС. Реализация предложенного подхода позволит создать оптимальные условия для формирования профессиональной компетентности специалистов сферы туризма в университете.
Заключение (Conclusions). Формирование профессиональной компетентности специалистов сферы туризма направлено на повышение качества и результативности высшего образования и должно основываться на синергии базовых знаний, полученных при обучении с формированием профессиональных качеств будущего специалиста путем практической подготовки. Несмотря на понимание важности ее реализации, отмечаем недостаточные внимание к практической подготовке специалистов сферы туризма при традиционном подходе. Профессиональная компетентность специалиста сферы туризма должна быть ориентирована на потребности, обозначенные рынком труда, формироваться с учетом необходимости и задач ее совершенствования, основой чего являются не только фундаментальные знания, получаемые в процессе обучения в высших учебных заведениях и постоянная методичная работа, но и приобретаемый практический опыт, формирование мобильности, умения адаптироваться к новым условиям осуществления туристской деятельности и способности использовать современные технологии.
Сегодня компетентностный подход влечет необходимость понимания содержания и результатов образования, требований к квалификации специалистов сферы туризма на основе построения модели системы компетентности и формируемых компетенций. В тоже время анализ опыта оказания образовательных услуг свидетельствует о необходимости уточнения сущностных характеристик компетентностного подхода при подготовке специалистов сферы туризма с учетом современных трансформаций сферы, условий и технологий профессиональной деятельности. В связи с этим, в результате исследования предложен вариант определения, уточняющий содержание понятия профессиональная компетентность специалиста сферы туризма, которое выстроено с учетом ориентиров, требований к подготовке и наполнению функций в предстоящем процессе практического осуществления профессиональной деятельности. Предложенная модель структуры профессиональной компетентности специалиста сферы туризма не только раскрывает функциональное содержание ее компонент, но и соотносит их с областями профессиональной деятельности. Обоснованная структура профессиональной компетентности специалиста сферы туризма может быть использована как основа ее формирования в процессе реализации программ их подготовки в университете.
Основой успеха профессиональной деятельности в сфере туризма является наличие опыта туристской деятельности и профессиональная компетентность, достижение которой зависит от развития всех компонент готовности к профессиональной деятельности.
[1] Постановление от 24 декабря 2021 года N 2439 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (с изменениями на 21 декабря 2023 года) (редакция, действующая с 1 января 2024 года). // Официальный сайт Правительства России. 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/727709328 (дата обращения 02.01.2025 г.).
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р Об утверждении «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». // Официальный сайт Правительства России. 2024. URL: http: // static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf дата обращения 02.01.2025 г.).
[3] Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. // Официальный сайт Правительства России. 2024. URL: http://government.ru/all/36606/ дата обращения 02.01.2025 г.).
[4] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» // Официальный сайт Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 2025. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128025/ (дата обращения 02.01.2025 г.).
[5] Справочник кодов общероссийских классификаторов. Профстандарт 04.005 Экскурсовод // Официальный сайт справочника кодов общероссийских классификаторов. 2025. URL: https://classinform.ru/profstandarty/04.005-ekskursovod-gid.html (дата обращения 02.01.2025 г.).
[6] Справочник кодов общероссийских классификаторов. Профстандарт 33.023 Инструктор-проводник // Официальный сайт справочника кодов общероссийских классификаторов. 2025. URL: https://classinform.ru/profstandarty/33.023-instruktor-provodnik.html (дата обращения 02.01.2025 г.).
[7] ФГОС 43.03.02 Туризм – ФГОС // Официальный сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. 2025. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-03-02-turizm-516/ (дата обращения 02.01.2025 г.).
[8] ФГОС 43.04.02 Туризм – ФГОС // Официальный сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. 2025. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-43-04-02-turizm-556/ (дата обращения 02.01.2025 г.).
[9] Проект рекомендации парламентских слушаний на тему: «О развитии кадрового потенциала туристской отрасли в Российской Федерации» // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. 2025. URL: http://komtour.km.duma.gov.ru/upload/site97/Vopr_4_Rekomendacii_PS_proekt_15.09.pdf (дата обращения 02.01.2025 г.).
[10] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция). // Официальный сайт Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 2024. URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 11.11.2024 г.).
[11] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих // Официальный сайт Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 2025. URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378/ (дата обращения 02.01.2025 г.).
Список литературы
Абазян А.Г., Макарец В.А. Практический подход при подготовке кадров в сфере туризма: проблемы и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 4-8.
Бай Т.В. Внедрение компетентностного подхода в профессиональное туристское образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 8. С. 59-68. DOI: 10.18287/2542-0445-2017-23-3-35-41.
Биттер Н.В., Куликова А.А., Третьякова Н.В. Трансграничные образовательные консорциумы: формирование профессиональных компетенций студентов сервисных и туристских направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 68-72.
Загвоздкина М.В., Мишуненкова О.В. Формирование продуктивной компетентности - педагогическая проблема подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник РМАТ. 2018. №1. С.111-116.
Зимняя И.А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов. Том Выпуск 7. 2012. С.64-75.
Крюкова Е.М., Баранова Т.М. Применение современных образовательных технологий в процессе совершенствования системы подготовки персонала в сфере туризма и гостеприимства // Ученые записки РГСУ. Т.14. 2015. №6(133). С. 107–115. DOI: 10.17922/2071-5323- 2015-14-6-107-115.
Оборин М.С. Особенности реализации компетентностного подхода в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т.9. №1. С.123-134. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-1.
Переверзев М.В. Содержательно-технологическое обеспечение формирования полифункциональной компетенции будущих менеджеров гостиничных и туристских предприятий // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №3 (55). С. 187-191.
Плотникова В.С., Фомин А.А. Формирование профессиональной компетентности в сфере туризма средствами проектной деятельности // Непрерывное образование: XXI век. 2022. №2 (38). С. 18-29. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7626.
Тимошенко Д.С. Педагогические условия формирования профильных компетенций конкурентоспособного специалиста в процессе профессионального становления в вузе // Россия: Тенденции и перспективы развития: ежегодник: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 14-15 декабря 2020 года. Том Выпуск 16. Часть 1. 2021. С. 887-888.
Третьякова Т.Н., Сыромятникова Ю.А. Модель организации внеаудиторной образовательной деятельности студентов туристских специальностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т.10. №4. С. 220-229. DOI: 10.14526/01_1111_71.
Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. №12. С.85-91.
Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Романов М.С. Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т. 7. №2. 2021. С. 91-103. DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-1-0-9.
Шпырня О.В., Андрейко М.Н. Развитие системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №2. С.104-110.
Шпырня О.В. К вопросу о переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «гостеприимство, сервис и оказание услуг» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т.15. №2. С.115-121. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-2-115-121.
Mandalia S. Tourism Education in the Digital Era: Navigating Innovation and Transformation // Proceedings of the International Conference on Social Science and Education (ICoeSSE 2023). 2023. Pp. 509-530. DOI: 10.2991/978-2-38476-142-5_48.
Phi G.T., Clausen H.B. Fostering innovation competencies in tourism higher education via design-based and value-based learning // Journal of Hospitality, Leisure, Sports and Tourism Education. 2021. 29(4): 100298. DOI: 10.1016/j.jhlste.2020.100298.
Sun G., Zhao L. The construction of competency training mechanism model for tourism undergraduates based on grounded theory // PLoS ONE. 2024 19(2): e0296683. DOI: 10.1371/journal.pone.0296683.
Zhou Y.Z. Research on the Competence Based Education Model in the Practice Teaching of Tourism Higher Education // Journal of Service Science and Management. 2022. 15. Pp. 641-647. DOI: 10.4236/jssm.2022.156036.