16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-3-0-3

Педагогическое сопровождение развития личности в процессе формирования гражданско-патриотического самосознания

Aннотация

Введение. Обновление содержания и методов обучения предполагает системный и многофункциональный подход к формированию духовно-нравственной и самостоятельной личности, способной к профессиональной ориентации и самореализации в сфере своих интересов и склонностей. Этот подход включает в себя не только академическую подготовку, но и развитие лидерских качеств, патриотическое воспитание, формирование гражданской ответственности, физическое и культурное развитие. Организация образовательного процесса с учётом социокультурных, духовно-нравственных ценностей, менталитета российского общества и государства в условиях глобальных вызовов требует усиления информационной поддержки со стороны педагогов и расширения возможностей для проектирования содержания вопросов личностного развития. Это включает в себя разработку практико-ориентированных программ проектной деятельности и внедрение их в образовательный процесс. Цель исследования – разработать и описать авторский опыт внедрения программы проектной деятельности, направленную на формирование гражданственности и патриотического самосознания у молодёжи. Методология и методы. В основу положена комплексная методологическая система, включающая теоретический анализ и сравнительный синтез научной и педагогической литературы по проблеме исследования. Важным аспектом методологии является систематизация авторских практических результатов внедрения проектной деятельности в образовательную практику профильных организаций. Этот подход позволяет не только аккумулировать уникальный опыт, но и формировать новые подходы к организации образовательного процесса, способствующие повышению его эффективности и качества. Результаты. Систематизированы и апробированы актуальные педагогические практики, основанные на использовании проектной деятельности в образовательном процессе. Определены задачи, принципы авторской модели использования метода проектной деятельности, которые способствуют эффективному формированию гражданско-патриотического воспитания профильных организаций. Обосновывается необходимость создания практико-ориентированных условий для формирования гражданской идентичности в условиях глобальной информатизации, развитие духовно-нравственной и самостоятельной личности, способной к профессиональной ориентации и самореализации.


Введение (Introduction). В современном мире, где технологии играют ключевую роль в развитии общества, их влияние на систему образования становится всё более заметным. Новое поколение социализируется в различных общественных, экономических, политических условиях, и зачастую глобальными вызовами становятся информационные манипуляции, и открытая уязвимость молодых людей с неокрепшим сознанием к негативному влиянию интернета и социальных сетей. В данном контексте педагогическим сообществом изучаются актуальные вопросы, связанные с формированием гражданской и национальной идентичности развития личности, разработкой методических стратегий в системе гражданско-патриотического воспитания и механизмов педагогического сопровождения в цифровом образовательном пространстве. В ходе проведения системного анализа обоснования проблемы и исследований были обнаружены противоречия между необходимостью расширения информационного пространства, которые способствуют профессиональному и личностному развитию, и их недостаточным методическим обеспечением применения в инновационной цифровой образовательной среде для подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Научными исследованиями педагогов и психологов (Д.Б. Богоявленская, И. Кант, П.П. Блонский, И.Я. Лернер и др.) доказано, что человеческая субъективность проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношении к окружающему миру, к самому себе и своему месту в нём. Эти отношения воспринимаются человеком как чувства, как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения. На протяжении всего исторического пути в педагогической науке основополагающей целью образования и воспитания является формирование гармонично развитой творческой личности. В этом контексте вопросы, связанные с развитием педагогической науки и практики, становятся особенно актуальными. Исследовательская работа в данном направлении по изучению применяемых подходов дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Важная роль остается за фундаментальными основами основных положений, принципов и содержания воспитания, и прежде всего гражданственности и патриотизма в трудах многих классиков педагогической науки А.Н. Радищев (1982), К.Д. Ушинский,
В.А. Сухомлинский (1990), В.И. Вернадский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и многие другие. Эти и другие ученые, общественные деятели исторических эпох в период разных социально-экономических и политических изменений нашей страны, всегда однозначно отмечали, что патриотизм понимается как любовь к Родине, готовность к служению Отечеству, необходимость целенаправленной и систематической деятельности личностного развития по формированию у молодежи высокого патриотического сознания «Воспитание любви к Родине, глубокого и сильного чувства патриотизма – высшая миссия и первейший долг учителя, высшая педагогическая мудрость профессии наставника молодежи», - писал
В.А. Сухомлинский. По его мнению, патриотическое воспитание является основой нравственного развития подрастающего поколения. В условиях стремительного развития цифрового общества в России проблема формирования личности становится особенно актуальной. Эта тема нашла отражение в трудах многих ученых, среди которых Л.В. Байбородова (2015), Т.В. Власкина, О.В. Гукаленко (2022), В.В. Ежов, С.А. Дубинин,
Е.В. Дутова, Э.Н. Кузьмин, Д.В. Полежаев, В.Н. Пустовойтов (2021), Е.Д. Черникова и И.Ю. Фроленкова и многие другие.
Решение гражданско-патриотических задач в системе образования – это основа формирования гражданского общества. Ключевые задачи чётко сформулированы в нормативно-правовых документах, где обозначены национальные приоритеты и программы. Они дают возможность создавать концепции развития новых форм, средств и технологий. Основные показатели и индикаторы развития сформулированы в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от
1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»1. В рамках обозначенной стратегии решаются национальные задачи, связанные с обеспечением условий для самореализации и развития талантов.
Обеспечение конкурентоспособности и национальной безопасности страны являются приоритетными задачами государства, которые направлены на повышение качества образования. Эти ключевые направления были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2; в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»3, отмечается, что необходимо создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, основываясь на духовно-нравственных ценностях народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традициях.
Цель исследования заключается в разработке и описании авторского опыта внедрения программы проектной деятельности, направленной на формирование гражданственности и патриотического самосознания у молодёжи. Данная инициатива обладает потенциалом для интеграции в образовательные процессы, способствуя укреплению национальной идентичности и социальной ответственности среди подрастающего поколения в современном мире.
Материалыиметоды (Methodology and methods). В основе исследования лежит сравнительный анализ научно-педагогической литературы, а также систематизация данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Кроме того, обобщён передовой педагогический опыт и систематизированы авторские практические результаты внедрения проектной деятельности в образовательную практику профильных организаций.
С 2018 года изучались механизмы повышения эффективности педагогического сопровождения проектной деятельности в процессе обучения и подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Результаты исследований были апробированы со студентами различных профилей для дальнейшего внедрения в образовательный процесс.
В ходе исследования были тщательно изучены интерактивные технологии в проектной деятельности с учетом специфики отраслевых и профессиональных организаций. Особое внимание было уделено образовательному и воспитательному процессу в муниципальном автономном образовательном учреждении «Первый Рузский казачий кадетский корпус имени Л.М. Доватора». В качестве приоритетной задачи обозначены вопросы теоретического обоснования и практической реализации педагогического сопровождения проектного обучения, которое способствовало бы формированию активной личности с высокими духовными потребностями и патриотического и гражданского самосознания. Это подразумевает, что познавательная деятельность посредством проектной деятельности должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить развитие гражданской и патриотической активности, которые позволяют определиться в будущей профессиональной сфере. Вместе с тем реализация методических инструментов организации военно-патриотического воспитания для формирования духовно развитой и гармоничной личности с высокими моральными принципами, соответствующими традиционным ценностям России. Знание истории, культуры, традиций своего народа, уважение к ним и следование им в повседневной жизни демонстрирует глубину патриотических чувств и связь кадетов со своей Родиной. Понимание исторического пути своей страны, уважение к подвигам предшествующих поколений, бережное отношение к исторической памяти – важнейшие составляющие патриотического воспитания. Готовность защищать Родину отражает высшую степень патриотизма – готовность к самопожертвованию ради своей страны.
Каждый год наставники готовят кадетов к участию в конкурсах и мероприятиях, посвящённых важным историческим датам. Эти события помогают кадетам лучше понять и почувствовать значимость исторических событий для нашей страны. В течение всего учебного процесса кадеты активно участвуют в различных конкурсах, таких как «Юные таланты Отчизны», онлайн-соревнованиях и гражданско-патриотических акциях. Они также принимают участие в викторинах и других мероприятиях, направленных на развитие их творческих и патриотических способностей. Одним из ярких примеров такого участия являются творческие номера и произведения, которые кадеты создают, чтобы выразить свои чувства и отношение к текущим политическим событиям. Эти работы помогают им не только развить свои таланты, но и глубже понять важность патриотизма и гражданской ответственности.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Проектная деятельность, как форма активного обучения, предоставляет уникальные возможности для формирования патриотического самосознания. Участие в проектах, направленных на изучение и сохранение культурного наследия, а также на решение актуальных социальных проблем, способствует развитию у молодежи чувства гордости за свою страну и ответственности за ее будущее. Работа над учебно-воспитательными проектами, связанными с военной тематикой, повышает интерес кадет к математике и стимулирует их к углубленному изучению предмета. Появляется возможность применять теоретические знания на практике, развивать навыки работы в команде, решения задач и презентации результатов. Профориентационная составляющая работы над проектами помогает кадетам лучше понять специфику будущей профессии и определиться с выбором военной специальности.
В целом, важно подчеркнуть, что проектная деятельность в изучении общеобразовательных предметов в кадетском корпусе способствует более глубокому пониманию предмета, развитию практических навыков и формированию профессиональных компетенций будущих офицеров. Программы и инициативы кадетского корпуса формируют систему ценностей, основанную на гражданской ответственности, патриотизме и преданности Родине. Этот процесс реализуется через интеграцию учебных дисциплин, внеурочной деятельности, физической подготовки и технологических инноваций.
Таким образом, внедрение модели авторской программы проектной деятельности может стать эффективным инструментом для формирования гражданственности и патриотического самосознания у молодежи, что является важным аспектом в контексте современной образовательной политики.
МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ (проектные модули)
Проектная деятельность технической направленности кадет, вписываясь в рамки гражданско-патриотического воспитания, согласно программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2025-2030 годы», приобретает особую значимость. Она не только развивает технические навыки и компетенции, но и формирует у кадетов понимание важности научно-технического прогресса для обороноспособности и процветания страны.
Программа проектной деятельности технической направленности в кадетском корпусе играет важную роль в системе гражданско-патриотического воспитания, формируя у кадетов не только профессиональные навыки, но и патриотическое сознание. Она определяет основные векторы развития и конкретное содержание этой работы, направляя усилия на достижение ключевой цели – воспитание гражданина-патриота, готового к служению Отечеству.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гражданско-патриотическое воспита­ние в современной России выступает одним из важнейших государственных приоритетов. Оно рассматривается как фундамент устойчивого развития страны в политической, социально-экономической сферах и гарант национальной безопасности. Сложность и многогранность этой сферы воспитания обусловлены необходимостью формирования у молодого поколения целого комплекса качеств, позволяющих им быть полноценными и ответственными гражданами в условиях современного общества. Кадетское воспитание, в этом контексте, приобретает особую актуальность.
В случае с кадетами, гражданско-патриотическое воспитание выходит на более высокий, специализированный уровень. Оно призвано не просто сформировать идентичность гражданина, а подготовить будущего защитника Отечества, человека, готового к службе в силовых структурах или на государственной службе.
Особенности гражданско-патриотического воспитания кадет основаны на формировании глубокого понимания долга и ответственности перед Родиной, готовности к ее защите, воспитание умения работать в коллективе, принимать решения, нести ответственность за себя и других, развитие выносливости, силы, ловкости, освоение основ военного дела.
Гражданско-патриотическое воспитание в кадетских корпусах – это систематический процесс, направленный на формирование гармонично развитой личности с патриотическим мировоззрением, готовой служить Родине. Он тесно связан с образовательной деятельностью и охватывает все аспекты жизни кадет.
Знание истории, культуры, традиций своего народа, уважение к ним и следование им в повседневной жизни демонстрирует глубину патриотических чувств и связь кадетов со своей Родиной. Понимание исторического пути своей страны, уважение к подвигам предшествующих поколений, бережное отношение к исторической памяти – важнейшие составляющие патриотического воспитания. Готовность защищать Родину отражает высшую степень патриотизма – готовность к самопожертвованию ради своей страны. Для кадет, как будущих защитников Отечества, этот аспект имеет особое значение.
Патриотизм проявляется не только
в готовности защищать Родину, но и в стремлении к ее развитию и процветанию. Желание работать на благо своей страны, вносить свой вклад в ее экономическое и социальное развитие – важный показатель гражданской зрелости и патриотизма.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы проектной деятельности в кадетском корпусе – формирование гармонично развитой личности кадета, обладающей глубокими знаниями, практическими навыками и устойчивой гражданско-патриотической позицией, готового к служению Отечеству на гражданском или военном поприще. Это достигается через сочетание образовательного процесса с практической деятельностью, вовлечением кадетов в решение реальных задач, связанных с научно-техническим прогрессом, социально-экономическим развитием и обороноспособностью страны. Проектная деятельность позволяет кадетам применять полученные знания на практике, развивать творческое мышление, лидерские качества, умение работать в команде, формировать ответственное отношение к делу и стремление к достижению высоких результатов.
Задачи программы включают:
Образовательные:
  • развитие познавательных способностей: стимулирование интереса к науке, технике, исследовательской деятельности, формирование навыков анализа, синтеза, критического мышления;
  • формирование профессиональных компетенций: развитие навыков проектирования, моделирования, конструирования, программирования, работы с современным оборудованием и технологиями в выбранной области специализации;
  • расширение кругозора: знакомство с передовыми достижениями науки и техники, современными технологиями и их применением в различных сферах деятельности.
Воспитательные:
  • формирование гражданско-патриотического сознания: воспитание любви к Родине, уважения к ее истории, культуре и традициям; готовности к служению Отечеству на гражданском или военном поприще;
  • развитие нравственных качеств и проявление гражданской позиции личности: воспитание честности, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, уважения к старшим, коллективизма, взаимопомощи;
  • формирование лидерских качеств: развитие инициативности, самостоятельности, умения работать в команде, принимать решения и нести за них ответственность.
Развивающие:
  • развитие творческого потенциала: стимулирование творческого мышления, воображения, способности к генерации новых идей и их реализации;
  • развитие коммуникативных навыков: формирование умения эффективно общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.
  • развитие организаторских способностей: формирование умения планировать свою деятельность, распределять обязанности, контролировать исполнение, анализировать результаты.
Решение этих задач будет осуществляться через реализацию программных мероприятий в течение года.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа проектной деятельности в кадетском корпусе обычно основывается на следующих принципах.
Вариативность и дифференциация, что подразумевает учет индивидуальных особенностей кадетов, их интересов, способностей и уровня подготовки. Предоставление возможности выбора тематики проектов, методов работы, форм представления результатов.
Ориентация на решение реальных задач, связанных с научно-техническим прогрессом, социально-экономическим развитием и обороноспособностью страны и применение полученных знаний и навыков на практике.
Основательность проектов на научных данных, использование современных методов исследования, экспериментов и анализа. Развитие у кадет научного мышления и исследовательских навыков.
Стимулирование творческого мышления, поиск нестандартных решений, разработка инновационных проектов.
Развитие умения работать в команде, распределять обязанности, взаимодействовать с другими участниками проекта.
Постепенное усложнение задач, нарастание объема и глубины изучаемого материала. Обеспечение преемственности между различными этапами проектной деятельности. Взаимосвязь проектной деятельности с другими учебными дисциплинами и воспитательными мероприятиями. Формирование целостной картины мира. Ориентация на достижение конкретных результатов, оценка эффективности проектной деятельности. Анализ собственной деятельности, выявление сильных и слабых сторон, корректировка дальнейшей работы. Формирование у кадет чувства патриотизма, любви к Родине, готовности к служению Отечеству. Связь тематики проектов с историей и культурой России, ее достижениями в науке и технике.
Технология проектной деятельности – это целенаправленная совместная «деятельность педагогов и обучающихся, связанная с планированием предполагаемого ими учебного результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением проектной деятельностью и поведением субъектов, которые реализуют эти планы. При использовании проектных технологий необходимо учитывать следующие особенности. Процесс проектной деятельности имеет целостный характер, его трудно разорвать на составные части. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно. Педагог поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала и до конца» (Семенова, 2009).
Применение проектной технологии в кадетском корпусе предполагает прохождение определенных организационных этапов, которые, в свою очередь, требуют от педагога методической гибкости и учета индивидуальных особенностей кадетов.
Можно выделить следующие ключевые этапы моделирования концепции проектной деятельности и формирования развивающейся личности кадета:
  1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Заинтересовать кадет, пробудить их любознательность и желание участвовать в проектной деятельности.
Презентовать интересные темы, демонстрировать успешные проекты, проводить дискуссии, создавать проблемные ситуации, выявлять интересы кадет.
  1. Планово-подготовительный этап:
Определить тему проекта, сформулировать цели и задачи, выдвинуть гипотезы, спланировать этапы работы, распределить роли в команде, подобрать необходимые ресурсы.
Педагог проводит консультирование кадет, помогает в формулировке проблемы, обучает методам исследования и сбора информации.
  1. Информационно-операционный этап (реализация проекта):
Собрать и обработать информацию, провести исследования, разработать решение, создать продукт проектной деятельности.
Наблюдать за работой кадет, консультировать, корректировать действия, оказывать необходимую помощь, стимулировать к самостоятельности и творчеству.
  1. Рефлексивно-оценочный этап:
Проанализировать результаты работы, оценить достигнутые успехи и трудности, сделать выводы, представить результаты проекта. Педагог на данном этапе должен создать атмосферу конструктивной критики, помочь кадету в самоанализе, оценке результатов проекта с учетом индивидуального вклада каждого кадета.
  1. Коррекционно-развивающий этап:
На основе результатов рефлексии скорректировать дальнейшую работу, определить направления развития, сформулировать новые задачи. На данном этапе осуществляется помощь в анализе ошибок, поддержке в поиске новых решений, стимулировании дальнейшего развития.
Функции педагогического сопровождения рассматриваются и осуществляются в проектной деятельности как в роли наставника, консультанта, координатора, а не руководителя. Он создает условия для самостоятельной деятельности кадет, помогает им развивать свои способности и достигать поставленных целей. Гибкость в применении методов и учет индивидуальных особенностей обучающихся являются ключевыми факторами успеха проектной деятельности.
Анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере образования действительно подтверждает высокую эффективность метода творческих проектов в профессиональной подготовке кадет. Он способствует не только усвоению знаний
и формированию практических навыков, но и развитию важнейших личностных качеств, таких как творческое мышление, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде (Полат, 2009).
Метод творческих проектов особенно ценен тем, что он ориентирован на будущее, формируя у кадетов потребность в постоянном самообразовании
и саморазвитии. Это ключевая компетенция для современного специалиста, ведь
в условиях быстро меняющегося мира способность адаптироваться к новым технологиям и самостоятельно осваивать необходимые знания становится залогом профессионального успеха.
Суть проектной деятельности инженерной направленности в вовлечении кадет в активный процесс решения реальной проблемы, ведет к глубокому пониманию сути проблемы и поиску практических путей ее решения, воплощенных в конкретном продукте или услуге.
Использование метода проектов в процессе обучения кадетов даёт ряд преимуществ:
  1. Развитие проблемно-ориентированного мышления: кадеты учатся не просто усваивать знания, а применять их для анализа и решения конкретных проблем. Это способствует развитию аналитических способностей, критического мышления и умения находить оптимальные решения.
  2. Стимулирование творческой активности: создание творческих ситуаций, о которых вы упомянули, побуждает кадетов мыслить нестандартно, генерировать новые идеи и находить инновационные подходы к решению задач. Это особенно важно в инженерной сфере, где требуется креативность и умение мыслить «вне рамок».
  3. Повышение мотивации к обучению: когда кадеты видят практическую ценность своих знаний и умений, их мотивация к обучению значительно возрастает. Они понимают, зачем им нужны те или иные знания и как они могут быть применены в реальной жизни.
  4. Формирование практических навыков: работа над проектами позволяет кадетам приобрести ценный практический опыт в инженерной сфере, освоить современные технологии и инструменты, научиться работать в команде.
  5. Развитие самостоятельности и ответственности: кадеты учатся планировать свою работу, принимать решения, нести ответственность за результат, работать как индивидуально, так и в коллективе.
Проекты инженерной направленности в кадетском образовании – это эффективный инструмент формирования не только «профессиональных компетенций, но и важных личностных качеств» (Королева, 2010), необходимых для успешной будущей карьеры и служения Отечеству. Роль наставника в этом процессе – создавать стимулирующую среду, направлять и поддерживать кадетов на пути к реализации их потенциала.
Технология использования метода проектов в кадетских корпусах действительно отвечает новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые делают акцент на развитии у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В контексте кадетских корпусов, где приоритетными являются подготовка к службе Отечеству и формирование гармонично развитой личности, метод проектов приобретает особую значимость.
В основе организации проектной работы кадета, ориентированного на поступление в высшее военное учебное заведение, лежат следующие важные принципы: тематика проектов должна соответствовать специализации, которую кадет планирует освоить в военном учебном заведении, что позволит углубить знания в выбранной области и продемонстрировать мотивацию к поступлению.
Соблюдение этих принципов позволит сделать проектную деятельность кадета максимально эффективной и способствующей его успешной подготовке.
Цель проектной работы кадет инженерной направленности.
Формирование у кадет инженерных навыков и развитие личностных качеств, необходимых для успешной карьеры в инженерно-технической сфере, включая работу в оборонно-промышленном комплексе и Вооружённых Силах Российской Федерации, осуществляется через реализацию инженерно-технических проектов.
Развитие инженерного мышления, формирование практических навыков: экспериментов и исследований. Стимулирование инновационного мышления, поиск нестандартных решений, разработка собственных инженерных идей и проектов. Умение планировать и организовывать работу, распределять ресурсы, работать в команде, презентовать результаты. Формирование ответственности, самостоятельности, целеустремленности, коммуникативных навыков, лидерских качеств. Углубление знаний в выбранной инженерной области, формирование осознанного выбора будущей профессии, подготовка к поступлению в высшие учебные заведения технического профиля. Развитие чувства долга и ответственности перед Родиной, понимание роли инженерно-технических специалистов в обеспечении обороноспособности страны.
В зависимости от конкретного проекта, его цели могут быть уточнены и конкретизированы. Важно, чтобы проект был интересен и мотивировал кадета к активной работе и саморазвитию. Для достижения целей проектной деятельности инженерной направленности кадету необходимо следующее:
I. Знания и умения:
Основы инженерных наук: физика, математика, информатика, химия, черчение, основы конструирования и моделирования. Чем глубже эти знания, тем успешнее будет проект.
Работа с информацией: умение искать, анализировать, обрабатывать и систематизировать информацию из различных источников, включая интернет, библиотеки, научные публикации.
Работа с техникой и инструментами: навыки работы с измерительными приборами, программным обеспечением для моделирования и проектирования, лабораторным оборудованием (в зависимости от специфики проекта).
Основы проектной деятельности: понимание этапов проектного цикла, умение формулировать цели и задачи, планировать работу, оценивать результаты.
II. Личностные качества:
Любознательность и интерес к технике: внутренняя мотивация – ключ к успеху в любом проекте. Интерес к инженерному делу поможет преодолевать трудности и добиваться результатов.
Целеустремленность и настойчивость: проектная деятельность требует усилий и времени. Важно уметь ставить цели и настойчиво идти к их достижению, не останавливаясь перед трудностями.
Ответственность и самостоятельность: кадет должен быть готов брать на себя ответственность за свою работу и принимать самостоятельные решения.
Способность генерировать новые идеи, нестандартно подходить к решению задач – важные качества для создания инновационных проектов.
III. Внешние условия:
Руководство опытного наставника поможет кадету правильно выбрать тему проекта, спланировать работу, преодолеть трудности, достичь поставленных целей.
Наличие необходимых материалов, инструментов, программного обеспечения, информационных ресурсов – важное условие для успешной реализации проекта.
Атмосфера поддержки, взаимопомощи и сотрудничества в кадетском корпусе способствует развитию творческого потенциала и мотивации кадетов.
Сочетание этих факторов позволит кадету успешно реализовать проект инженерной направленности, достичь поставленных целей и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Структура проектной работы инженерной направленности у кадета, как правило, включает следующие ключевые элементы:
  1. Титульный лист: содержит название проекта, данные кадета (ФИО, класс), данные руководителя проекта, название образовательного учреждения, год выполнения.
  2. Введение (обоснование актуальности проекта): описание проблемы, которую решает проект, её актуальность, цель и задачи проекта, ожидаемые результаты. Здесь важно обосновать, почему выбранная тема важна и интересна, какую пользу принесет реализация проекта.
  3. Теоретическая часть (обзор литературы, анализ существующих решений): описание научных принципов и технологий, лежащих в основе проекта. Анализ аналогичных проектов, их достоинств и недостатков. Эта часть демонстрирует теоретическую подготовку кадета и его умение работать с информацией.
  4. Практическая часть (описание разработки и реализации проекта): подробное описание этапов проектирования и создания проектного продукта (макета, устройства, программы и т.д.). Включает чертежи, схемы, расчеты, алгоритмы, описание использованных материалов и технологий. Эта часть демонстрирует практические навыки кадета.
  5. Результаты и их анализ: презентация полученных результатов, их анализ и сопоставление с поставленными целями. Здесь важно описать, насколько удалось достичь запланированных результатов, какие трудности возникли и как они были преодолены.
  6. Заключение (выводы и перспективы развития проекта): подведение итогов работы, формулирование выводов, оценка эффективности проекта, описание перспектив его дальнейшего развития.
  7. Список использованных источников: список литературы, интернет-ресурсов и других источников информации, использованных при выполнении проекта. Оформление списка должно соответствовать требованиям ГОСТ.
  8. Приложения (при необходимости): дополнительные материалы, которые не вошли в основную часть работы, но могут быть полезны для более полного понимания проекта (фотографии, видеоматериалы, программный код и т.д.).
Проектная работа включает различные формы самостоятельной деятельности:
  • Индивидуальная работа (домашние занятия) является важным элементом в процессе расширения и обобщения знаний.
  • Конспектирование материалов. Получение консультаций для разъяснения сложных вопросов по изучаемой тематике.
  • Подготовка к промежуточному и итоговому контролю, включая ответы на тестовые вопросы. Подготовка к занятиям с использованием активных форм обучения, таких как «круглые столы», тематические игры и конференции, подготовка научных докладов, рефератов, эссе, анализ бизнес-ситуаций и подготовка к деловым играм в рамках изучения темы и исследовательской проблемы. Задания для внекорпусной самостоятельной работы могут быть разнообразными, учитывая специфику кадетского корпуса и выбора специальности, изучаемый предмет и индивидуальные особенности кадет.
Для овладения знаниями: чтение текста (учебник, первичный источник, дополнительная литература); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; текстовое резюме; выдержки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; исследование; использование аудио- и видеозаписи; работа с электронными информационными ресурсами. Для укрепления и систематизации знаний: работа с резюме лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебник, первичный источник, дополнительная литература, аудио- и видеозаписи); составление плана и тезисов ответа; сборники альбомов, диаграмм, таблиц, головоломок, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов; выполнение тестовых задач; ответы на контрольные вопросы; абстрагирование, рассмотрение текста; написание эссе и т.д.
Педагогическое сопровождение и внедрение разработанной программы проектной деятельности создают условия для всестороннего развития в современном информационном обществе. Это важно для формирования самосознания и личностного роста. Данная инициатива обладает потенциалом для интеграции в образовательный процесс, что способствует укреплению национальной идентичности и воспитанию социальной ответственности у молодежи.
Реализация данной программы предполагает использование инновационных методов и подходов, которые позволят интегрировать элементы гражданского воспитания в структуру учебного процесса. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию у молодежи критического мышления, навыков коллективной работы и осознанного участия в общественной жизни.
Заключение (Conclusion). В информационную эпоху, когда общество претерпевает цифровую трансформацию, технические новшества, безусловно, оказывают значительное воздействие на образовательную систему. Для формирования практических исследовательских навыков: решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; участие в научных и практических конференциях; подготовка проектов.
В условиях перехода образовательных учреждений к стандартам нового поколения, которые ориентированы на компетентностный подход, особенно возрастает роль проектной деятельности. Она способствует развитию навыков и способностей обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности.
Внекорпусная работа играет ключевую роль в решении ряда учебных и образовательных задач, а также в достижении дидактических целей:
  • консолидация, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных в ходе аудиторных занятий, а также самостоятельное освоение нового учебного материала;
  • формирование общих производственных и профессиональных навыков;
  • развитие навыков и умений интеллектуальной работы;
  • мотивация к регулярной и целенаправленной работе над освоением специальности;
  • развитие стратегического мышления;
  • формирование убеждений, волевых черт характера и способности к самоорганизации;
  • освоение технологий самообразования и самовоспитания.
В завершение стоит подчеркнуть, что успешное участие в инженерных проектах требует не только глубоких знаний и навыков, но и определенных личных качеств. Кадету необходимо аккумулировать в себе интерес к исследованию, желание учиться и углублять свои знания. Без этого невозможно успешно решать сложные инженерные задачи.
Вера в свои силы, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность – все это необходимо для успешной реализации проектов. Инженерная деятельность часто требует нестандартных решений, умения адаптироваться к новым условиям, гибкости и открытости к новому опыту.
Все эти качества формируют ценностный потенциал развития личности и являются залогом успешного участия кадета в проектной деятельности, особенно инженерной направленности. Развитие этих качеств должно быть одной из приоритетных задач кадетского образования. Именно такой подход позволит подготовить кадет к будущей профессиональной деятельности и службе Отечеству на высоком уровне.
 

[1] Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» http://government.ru/docs/all/115042/.

Список литературы

Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 8-14.

Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики: монография. Екатеринбург: Артефакт, 2020. 303 с.

Гукаленко О.В. Традиционные российские ценности как основа воспитания патриотизма и гражданственности учащихся в условиях поликультурного образовательного пространства // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: Сборник докладов и тезисов участников круглых столов / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2022. С. 110-119.

Дюков В.М. Педагог – руководитель проектов. Модуль «Системный подход к проектной деятельности педагога». Красноярск: Изд-во ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. 107 с.

Карпов В.В., Жарикова Л.И., Жукова Г.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. 376 с. URL: https://e.lanbook.com/book/64045 (дата обращения: 06.02.2025).

Королева А.В. Развитие критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе. Автореф. Дис. … канд. пед. наук. Курск. 2010. 24 с.

Матвеева С.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в педагогическом процессе университета // Социальная среда как фактор гражданского воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 27-28 апреля 2017 года / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. С. 220-227.

Ощепков О.А. Готовность молодежи к защите Родины – главная цель военно-патриотического воспитания современной учащейся молодежи // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 2(15). С. 225-226.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 268 с.

Пустовойтов В.Н. Методологические принципы подготовки педагогов к воспитательной деятельности в условиях цифровизации образовательного пространства // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 177-181. DOI 10.17513/snt.38552.

Радищев А.Н. Избранное. Куйбышев: Кн. изд-во. 1982. 239 с.

Семенова О.М. Формирование критического мышления студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете. Дисс. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 235 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика 1990. 288 с.

Шеховская Н.Л., Шумакова И.А., Ефимова А.Г. Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 33-40. DOI 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-2.

Хмызова Н.Г. Наставничество как активная форма взаимодействия в проектной деятельности // Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые - новый взгляд: материалы Международной научно-практической конференции, Орёл, 29–30 апреля 2021 года. Орел. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. 2021. С. 435-443.

Berry A., Kitchen J. Who does self-study and why? Studying Teacher Education. 2021. V.17. №2. P. 119-121. https://doi.org/10.1080/17425964.2021.1947132.

Paravato Taylor L., Newberry M., Clark S.K. Patterns and progression of emotion experiences and regulation in the classroom. Teaching and Teacher Education, 2020. P. 93. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103081. Article 103081.