16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-3-0-4

Саморазвитие аксиологического потенциала студентов университета: организация процесса на основе компьютерной программы

Aннотация

Введение. В условиях трансформации профессионального образования использование программного обеспечения является одним из способов профессионализации и персонализации процесса профессиональной подготовки. Программа ЭВМ «Саморазвитие аксиологического потенциала студентов» способствует организации обучения с учетом самостоятельной ориентации студентов университета в ключевых ценностях профессии. Цель статьи – на примере использования данной программы в процессе профессиональной подготовки наглядно представить реализацию алгоритма саморазвития аксиологического потенциала студентов университета. Методология и методы: ресурсно-аксиологический подход; анализ научной литературы, реализация технологии сотрудничества участников проекта – разработчиков компьютерной программы, визуализация результатов исследования, опрос, самостоятельная ориентация в ключевых ценностях профессии, проектирование индивидуальной траектории саморазвития аксиологического потенциала студентов, систематизация и архивное хранение данных, индивидуальные рекомендации студентам по организации самостоятельной работы и практических занятий. В апробации данной программы приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова». Результаты исследования и их обсуждение. Организация процесса разработки компьютерной программы реализует технологию сотрудничества, использование разработанной программы ЭВМ способствует саморазвитию аксиологического потенциала студентов университета, поддерживает самомотивацию, самоопределение, самоорганизацию и самоконтроль деятельности студентов на основе самостоятельной ориентации в ключевых ценностях профессии, формирует индивидуальные траектории с последующей выдачей рекомендаций, обеспечивающих возрастающую сложность решаемых студентами задач профессиональной подготовки на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность. Заключение. Разработанная компьютерная программа методологически, теоретически, технологически и методически обеспечивает процесс саморазвития аксиологического потенциала, определяет необходимый и соответствующий ориентациям студентов в ценностях профессии уровень сложности заданий.


Введение (Introduction). Стратегический ориентир российского государства на реализацию национальных целей развития определяет содержание трансформации профессиональной подготовки студентов университета1. В современной экономике востребованы выпускники университетов с развитым аксиологическим потенциалом, способные к профессиональной деятельности в условиях больших вызовов, требующих осознания этических аспектов научно-технологического развития.
Использование компьютерных технологий в условиях информационного развития общества стремительно нарастает во всех сферах жизни и деятельности, способствуя повышению качества процессов (Anikeeva, 2019: 1), в том числе в профессиональной подготовке.
Актуальность процесса саморазвития аксиологического потенциала студентов университета обозначила необходимость уточнения ценностных ориентиров, соответствующих требованиям современной экономики к характеристикам выпускников. Выявленные ценностные ориентиры в развитии личности студентов университета в условиях социально-экономического развития информационного общества позволили определить ключевые ценности профессии: познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность (Lesher, 2019: 148; Антропова, 2019: 119). В проводимой нами проблеме исследования аксиологического потенциала студентов университета выделенные ценности обеспечивают профессиональную адаптацию на вузовском этапе социализации в профессии. Самостоятельная ориентация студентов университета в ключевых ценностях профессии обеспечивает согласованную организацию решения задач профессиональной подготовки.
В процессе проведения исследования проблемы саморазвития аксиологического потенциала студентов университета на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова возникла необходимость в обеспечении педагогического условия – самостоятельной ориентации студентов в ключевых ценностях профессии. В результате сотрудничества структурных подразделений ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» образовался творческий научный коллектив, разработавший программу ЭВМ, методологически, теоретически, технологически и методически обеспечивающую организацию саморазвития аксиологического потенциала студентов университета.
Компьютерная программа апробирована, зарегистрирована в Роспатент2 и используется в процессе профессиональной подготовки студентов университета. Код матрицы в программе саморазвития исследуемого интегративного качества личности студентов университета включает четыре ключевые ценности профессии, определяющие индивидуальную траекторию. Полученный в результате самостоятельной ориентации студентов в ключевых ценностях профессии, код проектирует содержание пакета заданий, направленных на формирование универсальных компетенций УК-6, УК-33 в процессе личностно-профессионального саморазвития и командообразования студентов.
Цель статьи – на примере использования программы ЭВМ «Саморазвитие аксиологического потенциала студентов» в процессе профессиональной подготовки наглядно представить реализацию алгоритма саморазвития аксиологического потенциала студентов университета.
Теоретическая основа (Thetheoreticalbasis). Проблема ценностей и развития аксиологического потенциала обучающихся активно разрабатывается на протяжении XX-XXI вв. Ученые-педагоги Т.К. Ахаян (Ахаян, 2021), М.Е. Дуранов (Дуранов, 2009), В.А. Сластенин (Сластенин, 2015) и их последователи внесли значительный вклад в исследование ценностных оснований процесса профессиональной подготовки, способствовали становлению и развитию педагогической аксиологии.
Отечественная научная школа педагогической аксиологии представлена исследованиями нравственной направленности общественно-трудовой деятельности школьников (Ахаян, 2021: 56), ценностно-смыслового аспекта трансформации высшего образования (Писарева, 2025: 80), теории и практики реализации ценностей в педагогической профессии (Сластенин, 2015), индивидуального стиля обучения как ценности образования в виртуальных университетах профессионального саморазвития (Alisov, 2024: 271), ценности профессионального саморазвития (Исаев, 2025: 3) и полисубъектного взаимодействия (Krolevetskaya, 2022: 504) на этапе высшего образования, ценностных аспектов профессиональной педагогики (Kiryakova, 2024), развития аксиологического потенциала студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки (Lesher, 2019; Arishina, 2022: 90-98).
Актуальность проблемы ценностей в условиях трансформации образования, в частности, профессионального, отражена в теории и практике зарубежного гуманитарного знания D.N. Aspin, J.D. Chapman (2007), Д. Бек (2010), Р. Инглхарт (2011), G. Hofstede (2005), T. Lovat (2010) и др. (Кирьякова, 2023: 23). Общность позиций отечественных и зарубежных ученых отражается в рассмотрении ценностей в качестве ресурсов развития личности, обучающихся на протяжении всей жизни.
Ресурсно-аксиологический подход в развитии аксиологического потенциала студентов университета (Аришина, 2023: 4) определяет ценностные ориентации в качестве ресурсов реализации способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. Обеспечивая смысловое содержание мотивации, ценностные ориентации студентов выполняют функцию самоопределения направления активности в деятельности и могут влиять на ее результат. Например, в познавательной деятельности осознание смыслового значения и отношения студентов к ценностям профессии способствует повышению качества выполнения заданий, уровня сложности решения задач. Осознание отношения к деятельности и рефлексия способствуют проявлению субъектной позиции личности студентов.
Психологической науке известно, что развитие личности во взрослом возрасте сопровождается саморазвитием. Саморазвитие является многомерным феноменом, востребованным в современной действительности и представленным в трудах отечественных и зарубежных ученых. В контексте понимания процесса самостоятельного развития аксиологического потенциала студентов университета вносит вклад определение саморазвития в трудах Г.В. Маралова, Г.В. Ожигановой. Ученые относят способность к саморазвитию к ментальному компоненту духовных способностей (Ozhiganova, 2021: 190) и выделяют его формы – самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию (Ожиганова, 2021: 190-192). Активизация способности к саморазвитию у студентов университета проявляется в активности личности, в утверждении себя, в самоопределении, самостоятельном выборе, в движении к идеалу, к самостоятельно поставленной цели, в определении собственного потенциала и его реализации.
Субъектность, согласно определению В.И. Слободчикова, является фактором саморазвития личности студентов, открывает возможности личностно-профессионального самоопределения, создает условия для накопления и актуализации потенциала «в жизни и деятельности, личностной позиции во взаимоотношениях с Другими» (Слободчиков, 2020: 97). Способность студентов к саморазвитию отражает зрелость личности студентов университета, открытость к изменениям, в том числе в процессе переформатирования индивидуальных траектории профессиональной подготовки в условиях дистанционного обучения (Т.А. Ольховая и др.) (Olkhovaya, 2022: 4856).
Использование разработанной нами компьютерной программы саморазвития способствует адаптации студентов первого курса и побуждает к самостоятельному решению возрастающих по сложности задач профессиональной подготовки.
Данная программа предусматривает пошаговую реализацию алгоритма действий: обеспечение самомотивации и самоопределения студентов в процессе опроса, анкетирования; внесение данных в программу ЭВМ; соблюдение конфиденциальности; визуализация индивидуальных траекторий саморазвития аксиологического потенциала студентов; выдача рекомендаций студентам в виде пакета заданий на семестр; самоорганизация и самоконтроль деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки; архивное хранение данных и промежуточная аттестация по дисциплине.
Целенаправленное использование методов способствовало решению задач исследования на пути к поставленной цели. Проведенный анализ отечественных и зарубежных источников, монографий и научных публикаций ученых XX‑XXI вв., освещающих проблему исследования, существенно способствовал разработке содержания компьютерной программы. Использование метода категоризации позволило определить и сформулировать понятийный аппарат исследования и создать траектории саморазвития аксиологического потенциала студентов университета. Структуризация и систематизация информации об особенностях саморазвития аксиологического потенциала студентов университета служили описанию структуры программы ЭВМ и содержания заданий студентам. Визуализация диаграмм саморазвития структурных компонентов исследуемого феномена обеспечила наглядность для командообразования студентов по принципу идентичности ориентиров в ценностях профессии. Наглядное представление последовательности использования программы ЭВМ определило алгоритмизацию действий, организующих процесс на примере выборочной группы студентов университета, в котором проводилось исследование. Загрузка в программу данных, полученных в результате опроса, анкетирования студентов вела к проектированию индивидуальных траектории саморазвития аксиологического потенциала и формированию рекомендации студентам по решению задач профессиональной подготовки. Сохранение конфиденциальности отвечает этическим требованиям использования данных программы ЭВМ в процессе организации и ведения исследования. Архивация ведет к созданию банка данных, использование которых имеет существенное значение для организации саморазвития аксиологического потенциала студентов университета определением перспективного направления в содержании заданий ориентиром на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил определить особенности аксиологического потенциала студентов и его саморазвития. Основой разработанных нами понятий являются теоретические положения концепции Л.С. Выготского (Выготский, 1983) о развитии и А.В. Кирьяковой об аксиологическом потенциале.
Аксиологический потенциал в нашем исследовании – интегративное качество личности студентов университета, включающее ценностные ориентиры в процессе решения задач профессиональной подготовки на ключевые ценности профессии: познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность.
Саморазвитие аксиологического потенциала студентов университета – последовательный процесс самомотивации, самоопределения, самоорганизации и самоконтроля деятельности на основе самостоятельной ориентации студентов университета в ключевых ценностях профессии, ведущий к развитию нового качества личности – аксиологического потенциала, ориентирующего в процессе решения задач профессиональной подготовки на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность.
Результатом определения понятийного аппарата исследования явилась разработка содержания компьютерной программы и алгоритма ее использования в процессе профессиональной подготовки студентов университета.
Компьютерная программа «Саморазвитие аксиологического потенциала студентов» (далее САП) способствует проектированию индивидуальной траектории решения задач профессиональной подготовки на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность различного уровня сложности, необходимого для развития аксиологического потенциала. САП формирует список рекомендуемых студентам заданий по актуализации ценностей познания, сотрудничества, научного мировоззрения, креативности, реализации соответствующих способностей, проведения рефлексии; поддерживает самомотивацию студентов в деятельности в процессе изучения дисциплин; обеспечивает проведение экспериментальной работы по развитию аксиологического потенциала студентов университета.
Первый шаг в использовании программы представлен ее загрузкой кликом по иконке САП на мониторе персонального компьютера и заполнением списка студенческой группы респондентов. Действие необходимо для переключения вкладок с последующим нажатием кнопки «Вставить», заполняющей порядковый номер и сохраняющей конфиденциальность данных. Студентам предлагается пройти опрос, заполнить анкету на ориентацию в ключевых ценностях профессии.
Второй шаг. Преподаватель заполняет данные, полученные в результате опроса, анкетирования студентов по самооцениванию ключевых ценностей профессии. Все данные вносятся в табличную форму. Кнопка «Ввод» сопоставляет данные самооценивания ценностей студентов с ключом таблицы «Самооценивание ценностей» и формирует диаграмму ориентаций студентов на ценности познания, сотрудничества, профессиональной сферы, творчества, обеспечивая визуализацию (рис. 1). Кнопка «ОЧИСТКА» позволяет удалить все данные из табличной формы.
 
Третий шаг. Во вкладке «Способности» аналогичным образом определяется код ключа в таблице «Самооценивание способностей» и происходит визуализация диаграммы ориентиров студентов на реализацию познавательных, коммуникативных, специальных, творческих способностей (рис. 2).
Четвертый шаг. Во вкладке «Рефлексия» происходит сопоставление данных самооценивания рефлексии студентов с ключом таблицы «Самооценивание рефлексии» и визуализация диаграммы ориентиров студентов в рефлексии на самоотношение или на рефлексию деятельности (рис. 3).
Пятый шаг. Во вкладке «Деятельность» на основе данных самооценивания активности и результата деятельности студентов определяется код, формирующий индивидуальную траекторию саморазвития, визуализируется диаграмма.
Шестой шаг. Автоматически заполняется таблица «Мониторинг траектории саморазвития аксиологического потенциала студентов университета» (рис. 5) следующим образом.
Во-первых, кнопка «Вставить» автоматически заполняет порядковый номер из списка группы, фамилию и имя студентов сокращенно.
Во-вторых, кнопка «Траектория» создает траекторию ответов студентов в порядке, представленном в таблице: Ц - ценности, С - способности, Р - рефлексия, Д - деятельность.
В-третьих, кнопка «Ввод итогов» сопоставляет траекторию ответов студентов с ключом.
В-четвертых, кнопка «Получить код ключа» выдает код, раскрывающий последовательность ориентиров студентов в ценностях, способностях, рефлексии и деятельности.
В-пятых, кнопка «Выдать задания по ценностям» выдает задания на саморазвитие аксиологического потенциала студентов, способствующие приращению ценностей профессии личностью студентов.
В-шестых, кнопка «Выдать задания по способностям» выдает задания на саморазвитие аксиологического потенциала студентов, способствующие самореализации способностей.
В-седьмых, кнопка «Выдать задания по рефлексии» выдает задания на саморазвитие аксиологического потенциала студентов, способствующие рефлексии и самоорганизации.
В-восьмых, кнопка «Выдать задания по деятельности» выдает задания на саморазвитие аксиологического потенциала студентов, способствующие самоконтролю деятельности.
В-девятых, кнопка «Архив» сохраняет итоговую таблицу «Мониторинг траектории саморазвития аксиологического потенциала студентов университета» в отдельном файле pdf формата.
Наконец, кнопка «ОЧИСТКА» удаляет все данные из таблицы.
Седьмой шаг. Во вкладке «Студентам» заполнением порядкового номера и нажатием кнопки «Архив студента» в САП автоматически выдаются индивидуальные рекомендации студентам. Выполнение заданий ориентирует студентов на более высокий уровень саморазвития аксиологического потенциала повышением уровня сложности, одновременно достаточным для самореализации способностей студентов в процессе решения задач. Содержание заданий соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов к формированию универсальных компетенции и программ дисциплин.
САП поддерживает функции мониторинга, сохранения, организации, индивидуализации, мотивации, командообразования, самоконтроля и контроля (Программное, 2024: 473-474), определяет потребности студентов, способствует самоопределению, самомотивации, самопознанию и саморазвитию, персонализируя процесс профессиональной подготовки в целом.
Цель определения потребностей студентов в процессе опроса, анкетирования – возведение потребностей к ключевым ценностям профессии на основе индивидуальной траектории САП, учет ориентиров студентов в учебной деятельности.
Самоопределение способствует самостоятельной ориентации студентов в ключевых ценностях профессии, утверждает субъектную позицию личности студентов, направляет к реализации способностей, предоставляет необходимую свободу для проявления самостоятельности и ответственности.
Самомотивация преобразует внешний мотив профессиональной подготовки во внутренний, ведущий к реализации способностей в учебной деятельности: познавательной, проектной, учебно-исследовательской и творческой. Организует самостоятельную работу с учетом самостоятельной ориентации студентов в ключевых ценностях профессии, потребностей, и способностей, конкретизации необходимого уровня сложности заданий.
Самопознание направляет студентов к познанию самих себя, своего внутреннего мира, установок, убеждений, ценностей, смыслов, проявляющихся в осознании отношения к профессиональной деятельности, самостоятельному решению задач и результатам познавательной активности.
Самоорганизация студентов и рефлексия выполнения заданий в соответствии с индивидуальной траекторией САП способствует самоконтролю, ориентирует в самореализации способностей на ценности профессии: познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность, стимулирует самокоррекцию результатов учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки.
Полученные результаты исследования дополняют практику организации профессиональной подготовки студентов университета внедрением и реализацией разработанной коллективом авторов компьютерной программы «Саморазвитие аксиологического потенциала студентов». Содержание данной программы дополняет теорию и практику педагогической аксиологии определением понятий аксиологического потенциала студентов университета и саморазвития данного феномена, расширением представлений о саморазвитии аксиологического потенциала студентов университета, последовательностью применения методов в реализации алгоритма, ведущего к синхронизации задач профессиональной подготовки с ключевыми ценностями профессии.

Апробация результатов исследования осуществлялась участием в обсуждении на научных конференциях, в частности: «Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: XVI, XVII, XVIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием» (Санкт-Петербург, 2023, 2024, 2025); «Современные достижения университетских научных школ: Национальная научная школа-конференция», (Магнитогорск, 2023)4, «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: 81, 83 Международная научно-техническая конференция» (2023, 2025)5.

Заключение (Conclusions). В соответствии с целью в результате проведенного исследования наглядно представлено использование компьютерной программы в процессе профессиональной подготовки в МГТУ им. Г.И. Носова на примере самостоятельной ориентации студентов в ключевых ценностях профессии. Раскрыт алгоритм саморазвития аксиологического потенциала студентов университета: от внесения данных в программу ЭВМ, проектирования индивидуальных траекторий; систематизации и визуализации данных; автоматизации формирования пакетов заданий различного уровня сложности для выполнения на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов; выдачи индивидуальных рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов, ведущей к решению задач профессиональной подготовки на основе познания, сотрудничества, научного мировоззрения и креативности; до сохранения конфиденциальности и архивации данных для проведения педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии ресурса компьютерной программы САП, методологически, теоретически, технологически и методически обеспечивающей саморазвитие аксиологического потенциала студентов университета, позволяющей получать представление об уровне сложности заданий, необходимых и соответствующих ориентациям студентов в ключевых ценностях профессии: познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность.

Вклад в теорию педагогической аксиологии представлен расширением теоретических представлений о развитии аксиологического потенциала студентов университета. Вклад в практику высшего образования – компьютерная программа САП разработана на основе реализации технологии сотрудничества кафедр вычислительной техники и программирования, педагогического образования и документоведения, металлургии и стандартизации. Данная программа внедрена в образовательный процесс вуза, является результатом интеллектуальной деятельности, зарегистрированным в Роспатент. Процесс разработки настоящей программы ЭВМ способствовал реализации ценностных ориентаций на познание, сотрудничество, научное мировоззрение и креативность всех участников научно-исследовательского проекта, внесших свой вклад в его реализацию и подробно представленную в публикации.

Перспективы исследования видим в опубликовании результатов педагогического эксперимента, раскрывающих особенности саморазвития аксиологического потенциала студентов университета в процессе использования данной программы, ее распространении и применении в педагогической практике профессионального образования.

 


[1] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 30.05.2025).

[2] Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2025613735 Российская Федерация. Саморазвитие аксиологического потенциала студентов: заявл. 11.02.2025: опубл. 14.02.2025 / Э.С. Аришина, О.В. Лешер, О.С. Логунова, М.М. Гладышева, К.С. Гладышева, Р.М. Галиуллина; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им- Г.И. Носова».

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2018 г. № 144). Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника. URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 01.06.2025)

[4].Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Санкт-Петербург. URL: https://www.gup.ru/events/news/detail.php?ID=228239 (дата обращения: 30.05.2025).

[5] Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы современной науки, техники и образования». Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск. URL: https://apmste.magtu.ru/ (дата обращения: 30.05.2025).

Список литературы

Антропова Л.И., Казикин А.В., Лешер О.В. Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 119-132. DOI 10.32744/pse.2019.3.9.

Аришина Э.С. Ресурсно-аксиологический подход к профессиональной подготовке студентов университета // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2023. № 5. С. 3250. URL: http://emissia.org/offline/2023/3250.htm (дата обращения: 30.05.2025).

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика. 1983. 368 с.

Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. М.: ВЛАДОС. 2009. 364 с.

Идеи Герценовской научной школы профессора Т.К. Ахаян в системе подготовки студентов педагогического вуза / Ахаян А.А., Кирьякова А.В., Бочкарева И.А., Зубарева О.И., Коваль С.А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 52-61. DOI 10.33910/1992-6464-2021-202-52-61.

Исаев И.Ф. Профессиональное саморазвитие педагога в контексте реформирования высшей школы // Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: теория и практика образовательной деятельности в современном обществе: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию кафедры педагогики НИУ «БелГУ», Белгород, 20-21 марта 2025 года. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2025. С. 3-8.

Кирьякова А.В., Мороз В.В. Теоретические ракурсы аксиологических исследований в зарубежном человекознании // Глобальный научный потенциал. 2023. № 5(146). С. 20-24.

Ожиганова Г.В. Саморазвитие, способность к саморазвитию и высшая способность к саморазвитию // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6(40). С. 190-198. DOI 10.23951/2307-6127-2021-6-190-198.

Педагогическое наследие В.А. Cластёнина: горизонты будущего / Сластенин В.А., Подымова Л.С., Подымов Н.А., Меньшиков В.М., Пустовойтов В.В., Арсалиев Ш.М.Х., Алисов Е.А., Смоляр А.И., Долинская Л.А., Корнева Е.Н., Вьюнова Н.И., Стребкова И.Н., Плешаков В.А., Плешакова К.А., Сотникова М.С. М.: Московский педагогический государственный университет. 2015. 204 с.

Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методология исследования трансформации высшего педагогического образования в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14. № 1(53). С. 77-89. DOI 10.18500/2304-9790-2025-14-1-77-89.

Программное обеспечение диагностики развития аксиологического потенциала студентов университета / Аришина Э.С., Лешер О.В., Логунова О.С., Гладышева М.М., Гаврилов О.Е. // ЦИТИСЭ. 2024. № 2(40). С. 461-477.

Слободчиков В.И. Антропологический смысл профессионального образования (экспертное мнение) // Организационная психолингвистика. 2020. № 4(12). С. 91-98.

Alisov E.A., Podymova L.S., Makarova L.N. Taxonomy of purposes, principles, forms, technologies in on-line education: comparative analysis of virtual universities: pedagogical aspects // Tambov University Review: Series Humanities. 2024. Vol. 29. No. 2. P. 269-280. DOI 10.20310/1810-0201-2024-29-2-269-280.

Anikeeva O.A., Sizikova V.V., Demidova T.E., Starovojtova L.I., Akhtyan A.G., Godzhieva R.B., Karpunina A.V., Maydangalieva Z.A. IT and computer technologies for education of senior citizens and improving the quality of their life // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Vol. 15. No. 11. P. 1-8. DOI 10.29333/ejmste/109504.

Arishina E.S., Abilova M.G., Oleinik E.V., Dorfman O.V., Chernobrovkin V.A., Kabirova O.R. Axiological potential development model and its implementation in digital educational environment of a technical university // Revista de investigacionesuniversidad del quindio. 2022. № 34(3). P. 90-98. DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1001.

Arishina E.S., Lesher O.V., Starovoitova L.I. Professional and personal development of university students as an axiological resource, SHS Web of Conferences // International Scientific and Practical Conference, Yalta, 5-7 May 2021. Yalta: EDPsciences, 00026. DOI 10.1051/shsconf/202111300026.

Kiryakova A.V., Yuzhaninova E.R., Moroz V.V. Age Peculiarities of the Formation of Schoolchildren's Value Orientations according to V.A. Sukhomlinsky // Global Scientific Potential. 2024. No. 6(159). P. 12-14.

Krolevetskaya E., Kormakova V., Chernykh A. Polysubjective Interaction between teachers and students-future teachers: problems and opportunities // International Conference on Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research: Conference Proceedings, Stavropol, December 27, 2024. Vol. 1222. Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2025. P. 514-521. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78776-8_52.

Lesher O.V., Kazikin A.V., Baklykova T.Yu., Velikanova S.S., Chernykh O.P. Methodological foundations of communicative creativity system development among university students // Revista San Gregorio. 2019. №34. P.148-155.

Olkhovaya T.A., Ksenofontova A.N., Kolobova L.V., Ovchinnikov O.M., Mukhametshin A.T., Rudakova N.P., Denisova R.R. Building customized distance-learning modules in university digital environment: focus on reformatting student educational trajectories // Journal of Positive School Psychology. 2022. Vol. 6. No. 2. P. 4851-4857.

Ozhiganova G.V. Spiritual Capacities of Personality and Productive Life Activity // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. Vol. 18. No. 1. P. 182-202.

Благодарности

Авторы выражают благодарность университету, в котором проводилось исследование, а также рецензентам.