Введение (Introduction). Психологическая служба в системе общего образования и среднего профессионального образования (далее – психологическая служба) направлена всестороннее развитие обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, на решение проблем обучения, поддержку обучающихся различных целевых групп (Дубровина, 2024; Рубцов, Забродин, Леонова, 2018). Психологическая служба позволяет реализовать оказание комплексной и системной психолого-педагогической помощи (Implications, 2020). Как отмечается в отечественных и зарубежных исследованиях, в последнее время также большое внимание при организации психолого-педагогического сопровождения уделяется созданию благоприятной психологической среды (Дубровина, 2024; Burns, 2011; Fenning, Pearrow, Politikos, 2023). При этом для системы образования остается актуальным запрос на оказание качественной и доступной психологической помощи1.
Деятельность психологической службы связана с решением организационных вопросов, планированием и координацией ее структурных компонентов, научным и методическим сопровождением, а также с оказанием непосредственной психолого-педагогического сопровождения (Савинков, 2025).
При этом эффективность функционирования психологической службы обеспечивается деятельностью как на государственном уровне, так и на уровне образовательных организаций (Дубровина, 2022; Jin, Taresh, Duraipandi, 2023). В.В. Рубцов отмечает, что снижение эффективности деятельности психологической службы может быть связано с отсутствием единых подходов к ее организации; недостаточным ресурсным обеспечением ее деятельности; уровнем профессиональной подготовки педагогов-психологов, несоответствующим требованиям современных общественных запросов (Рубцов, Леонова, 2024).
Для совершенствования деятельности психологической службы важно проводить оценку имеющихся ресурсов и дефицитов2. Проведение мониторинга эффективности ее деятельности, анализ и обсуждение полученных результатов позволят выработать управленческие решения по ее развитию (Gutkin, Conoley, 1990; Measurement, 2021).
Цель работы. Мониторинг эффективности деятельности психологической службы (далее – Мониторинг) проведен c целью оценки актуального состояния психологической службы в субъектах Российской Федерации.
Также Мониторинг позволил исполнительным органам субъектов Российской Федерации провести самодиагностику для анализа сильных и слабых сторон и выявления основных факторов, влияющих на результат деятельности психологической службы.
Методологияиметоды (Мethodology and methods). В системе образования субъектов Российской Федерации психологическая служба позволяет оказывать психологическую помощь в соответствии с возникающими социальными запросами и потребностями участников образовательных отношений. При этом в зависимости от региональных особенностей можно выделить направления в развитии психологической службы, которые требуют дополнительного внимания. К ним можно отнести вопросы развития кадрового потенциала психологической службы, распространения положительного опыта деятельности педагогов-психологов и формирование системы методического сопровождения деятельности психологической службы, развитие системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи и т.п.
Для определения уровня эффективности деятельности психологической службы Федеральным координационным центром по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – ФКЦ МГППУ) с опорой на методологические разработки и действующие нормативные правовые документы ранее были разработаны и апробированы критерии, параметры и индикаторы (Ульянина, Тукфеева, Семенова, Трофимова, 2025), которые составили методологическую основу при разработке инструмента Мониторинга. Были выделены две группы критериев:
Критерий «Качество оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений», включающий параметры: организация деятельности психологической службы; квалификация педагогов-психологов; методическое обеспечение их деятельности; система оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования.
Критерий «Доступность психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений», включающий параметры: кадровый ресурс и информационное обеспечение психологической службы.
На основании выделенных критериев были разработаны специальные формы анкет, представляющие собой автоматизированный инструмент. Для получения объективных данных определены их числовые показатели, выражающиеся в баллах, набранных по каждому из критериев, что позволило выстроить рейтинговую систему в соответствии со следующими уровнями: базовый уровень, средний уровень, высокий уровень. Для унификации заполнения анкет разработано руководство, содержащее алгоритмы их заполнения, а также методику оценки критериев, показателей и индикаторов.
Организация Мониторинга предполагала уровневую систему сбора информации: данные из органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, передавались в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, где они обобщались и передавались для анализа.
В рамках проведения Мониторинга получены данные от исполнительных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующих деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений, из 89 субъектов Российской Федерации.
Срок проведения Мониторинга: декабрь 2024 года – февраль 2025 года.
Анализ данных и статистические расчеты проведены в Excel и IBM SPSS Statistic.23.0.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Критерием эффективности деятельности психологической службы является качество оказываемой психолого-педагогической помощи, что позволяет рассмотреть, осуществляется ли психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в соответствии с положениями нормативных актов, требованиями к уровню образования и квалификации педагогов-психологов.
Одним из компонентов качества оказания психолого-педагогической помощи является вопрос организации деятельности психологической службы (Тукфеева, Кнышева, Трофимова, Шарапова, Курбанова, 2025). Согласно данным Мониторинга, 51497 образовательных организаций (67,5%) обеспечены штатными педагогами-психологами. При этом остается актуальной потребность в кадровом обеспечении образовательных организаций педагогами-психологами.
Для оказания качественной психолого-педагогической помощи у педагога-психолога должен быть отдельный оборудованный кабинет. Согласно полученным данным, такие кабинеты имеются в 44124 образовательных организациях (57,8%).
Развитие системы междисциплинарной помощи ребенку и его семье предполагает увеличение охвата детского населения по предоставлению психолого-медико-педагогической помощи. Согласно полученным данным, данная помощь реализуется в 561 ППМС-центрах, из них 388 муниципальных и 173 региональных. При этом только в 2 субъектах (2,2%) количество ППМС-центров соответствует рекомендованному нормативу один ППМС-центр на 5000 детского населения3. Общее количество центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий составляет 1311 комиссий. Только в 13 субъектах их количество соответствует утвержденному нормативу одна ПМПК на 10000 детского населения4.
Для своевременного выявления и коррекции отклонений в развитии ребенка, а также поддержки семьи в вопросах воспитания и развития детей в 276 ППМС-центрах (49,2%) функционирует система ранней помощи детям и их семьям. Развитие системы ранней помощи является актуальным направлением, т.е. она помогает минимизировать риски возникновения трудностей в обучении, социальной адаптации ребенка, обеспечивая ему условия для дальнейшего развития и успешной интеграции в общество.
При этом в 74 субъектах Российской Федерации ежегодного проводится региональный мониторинг эффективности деятельности психологической службы, что способствует принятию управленческих решений и определения вектора развития деятельности психологической службы.
На качество оказания психологической помощи может оказывать влияние уровень образования и квалификация педагогов-психологов (Критерии оценки, 2025). Согласно полученным данным, 15874 (26,0%) педагога-психолога аттестованы на соответствие занимаемой должности, 14858 (24,3%) педагогов-психологов имеют первую квалификационную категорию, 14435 (23,6%) – высшую, у 8411 (13,7%) отсутствует категория, 7567 (12,4%) являются молодыми специалистами (с опытом работы до 3-х лет). Полученные результаты свидетельствуют о важности мотивирования и стимулирования педагогов-психологов к профессиональному развитию и прохождению аттестации.
Большинство педагогов-психологов осуществляют профессиональную деятельность на основании высшего образования – специалитета (41,2%), что соответствует требованиям Профессионального стандарта5. При этом 4% педагогов-психологов закончили обучение только в профессиональных образовательных организациях. Полученные результаты подтверждают тенденции, выявленные в 2023 году в рамках проведенного ФКЦ МГППУ мониторинга (Ульянина, Тукфеева, Семенова, Трофимова, 2025).

При этом одним из способов подготовки педагога-психолога к профессиональной деятельности является супервизия (Моложавенко, 2020). С целью увеличения количества специалистов, готовых к проведению супервизий, за 2023/24 учебный год дополнительные профессиональные программы (программы профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации) по вопросам проведения супервизии в психологическом консультировании прошли 6605 педагогов-психологов.
Согласно полученным данным, в регионах организовано 2860 методических объединений педагогов-психологов, из них: 2439 муниципальных объединений и 421 региональное объединение. Деятельность методических объединений способствует обмену опытом, разработке единых подходов к работе с участниками образовательных отношений.
В настоящее время особое внимание уделяется реализации системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи (Ульянина, Ермолаева, Волков, 2024). Согласно результатам Мониторинга, данная помощь несовершеннолетним, в том числе с признаками суицидального поведения и (или) пережившим суицидальную попытку, оказывается в 360 ППМС-центрах (64,2%).
В 34 субъектах Российской Федерации (38,2%) круглосуточно и без выходных функционирует горячая линия экстренной психологической помощи.
В 62 субъектах Российской Федерации (69,67%) разработан регламент взаимодействия и обмена информацией о рисках суицидального поведения и иных кризисных состояний между органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На современном этапе система образования позволяет подготовить педагогов-психологов, готовых к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи. По данным Мониторинга, за 2023/24 учебный год программы магистратуры и (или) программы повышения квалификации по оказанию экстренной и кризисной психологической освоили 7060 педагогов-психологов, из них: в рамках магистратуры – 4157 чел., в рамках повышения квалификации свыше 144 часов – 2903 чел.
Данные меры способствуют своевременному выявлению и предотвращению кризисных ситуаций среди несовершеннолетних, а также обеспечению комплексной и скоординированной помощи детям и подросткам, находящимся в «группе риска», что позволяет эффективно реагировать на возникающие проблемы, минимизировать последствия кризисных состояний.
Возможность получения качественной помощи должна быть доступна для участников образовательных отношений. Критерий доступности оказания психолого-педагогической помощи направлен на анализ соответствия имеющихся в образовательных организациях кадровых ресурсов, а также показывает возможности тиражирования успешных психолого-педагогических практик.
Согласно данным Мониторинга, в образовательных организациях субъектов Российской Федерации 72271,4 шт.ед. по должности «педагог-психолог», 62019,5 фактически занятых шт. ед., 8735,4 (12,1%) вакантных шт.ед. Исходя из рекомендованных6 и утвержденных7 нормативов было выявлено несоответствие показателя нагрузки на одну штатную единицу педагога-психолога. Также на основании данных Мониторинга выявлен дефицит штатных единиц по должности педагог-психолог – 90173,4 шт. ед. Больший дефицит отмечается в общеобразовательных организациях.
Выявленный кадровый дефицит влияет на своевременность оказания психолого-педагогической помощи и увеличивает нагрузку на педагога-психолога. Для мотивирования и поддержки педагогов-психологов применяются меры материального и нематериального стимулирования: социальные меры реализуются в 73 регионах, материальные – в 67 регионах, жилищные – в 40 регионах.
Также важной частью деятельности психологической службы является ее информационное обеспечение. Так, согласно данным Мониторинга, за 2023/24 учебный год в субъектах Российской Федерации проведено 6267 конференций, форумов и иных мероприятий, способствующих тиражированию положительного опыта по психологическому просвещению участников образовательных отношений, из них 4751 мероприятие муниципального уровня и 1516 мероприятий регионального уровня.
Повышению престижа профессии педагога-психолога, передаче практического опыта профессиональной деятельности способствует проведение конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (Кадровое обеспечение, 2025). Согласно полученным данным, в 72 регионах ежегодно проводится региональный этап данного конкурса. Также в субъектах Российской Федерации проводятся 569 иных профессиональных конкурсов для педагогов-психологов.
Так, развитию и поддержке профессионального развития педагогов-психологов и их профессиональному росту способствует проведение регионального этапа конкурса «Педагог-психолог» и направление победителей на федеральных этап. А проведение иных конкурсов профессионального мастерства для педагогов-психологов стимулирует к самосовершенствованию и внедрению новых методов работы, а также повышению авторитета профессии.
На основании анализа данных Мониторинга в соответствии с выделенными критериями качества и доступности оказания психолого-педагогической помощи определено, что в большинстве субъектов Российской Федерации выявлен средний уровень качества и базовый уровень доступности оказания психолого-педагогической помощи.
По результатам Мониторинга выявлен общий уровень эффективности деятельности психологической службы: в 60 субъектах (67,4%) – средний уровень, у 29 субъектов (32,6%) – базовый уровень, высокий уровень не выявлен.
Применение многофункционального углового преобразования Фишера позволило определить, что на среднем уровне эффективности психологической службы чаще, чем на базовом уровне: реализуются социальные меры поддержки педагогов-психологов; более 50% образовательных организаций обеспечены кабинетами педагогов-психологов; реализуется система ранней помощи детям и их семьям на базе ППМС-центров; проводится мониторинг эффективности деятельности психологической службы; осваиваются программы магистратуры и (или) программы повышения квалификации по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи педагогами-психологами; проводятся иные профессиональные конкурсы для педагогов-психологов.
Также применение многофункционального углового преобразования Фишера выявило показатели, которые могли повлиять на отсутствие высокого уровня эффективности психологической службы. Результаты статистического анализа показали, что на базовом и среднем уровнях эффективности психологической службы с высокой частотой встречается: несоответствие норматива количества ППМС-центров на 5000 детского населения; несоответствие норматива количества ПМПК на 10000 детского населения; штатная обеспеченность образовательных организаций педагогами-психологами менее 50%.
Результаты Мониторинга позволяют оценить эффективность деятельности психологической службы, а также определить области для развития и совершенствования системы оказания качественной и доступной психологической помощи участникам образовательных отношений, через систематическое повышение квалификации педагогов-психологов, мотивирование их на повышение уровня образования и квалификационной категории, реализацию мер поддержки педагогов-психологов, развитие методического обеспечения их деятельности, функционирование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования, проработку вопроса кадрового дефицита с целью повышения доступности оказания психологической помощи участникам образовательных отношений, повышение информационного обеспечения психологической службы и обеспечение тиражирования положительного опыта по психологическому просвещению.
При этом, преобладание среднего уровня качества оказания психологической помощи указывает на достаточно развитый уровень оказания психолого-педагогической помощи, сформированный из индивидуального для каждого субъекта Российской Федерации набора баллов по параметрам и индикаторам, выделенным в рамках Мониторинга. Однако отмечается необходимость ежегодного анализа актуального состояния психологической службы для достижения более высокого уровня качества оказания психолого-педагогической помощи.
Отсутствие высокого уровня доступности оказания психолого-педагогической помощи и наличие субъектов, имеющих уровень ниже базового, свидетельствует об общем характере проблемы кадрового дефицита педагогов-психологов и отсутствия необходимого информационного обеспечения деятельности психологической службы. Это указывает на необходимость реализации комплексных мероприятий, направленных проработку вопроса кадрового дефицита.
Выявленные тенденции могут выступать векторами в совершенствовании деятельности региональных психологических служб в системе образования и перехода региона на более высокий уровень эффективности.
Заключение (Сonclusions). Таким образом, по результатам Мониторинга было выявлено, что в субъектах Российской Федерации преобладает средний уровень качества и базовый уровень доступности оказания психолого-педагогической помощи. Большинство региональных психологических служб находится на среднем уровне эффективности.
В образовательных организациях остается актуальной потребность в кадровом обеспечении их штатными педагогами-психологами. Также определено несоответствие рекомендуемого и утвержденного нормативов количества ППМС-центров и ПМПК, что осложняет оказание психолого-педагогической помощи всему детского населению Российской Федерации.
Результаты Мониторинга позволили определить области для развития системы оказания качественной и доступной психолого-педагогической помощи. Одним из направлений выступает проработка кадрового вопроса в части кадрового дефицита, повышение уровня образования и квалификации педагогов-психологов, а также реализация мер поддержки. Также повышению эффективности будет способствовать развитие методического обеспечения, совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи; обеспечение тиражирования положительного опыта по психологическому просвещению.
[1]Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Минпросвещения России 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн. 2024 г. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/491/5v08jrekpxv2p183v6d8ezcadsn9k7bi.pdf (дата обращения 13.04.2025).
[2] The Evaluation of Educational Psychology Services in the Light of Outcomes for Children. A report from a Joint Working group of: The Association of Educational Psychologists, The Division of Educational and Child Psychology // Association of Educational Psychologists. 2009. URL: https://www.aep.org.uk/resources/evaluation-educational-psychology-services-light-outcomes-children (дата обращения: 21.04.2025)
[3] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 года № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». 2015 г. URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176809/ (дата обращения: 29.03.2025).
[4] Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». 2013 г. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/ (дата обращения: 04.04.2025).
[5] Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575). 2015 г. URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/ (дата обращения: 24.05.2024).
[6] Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: Методические рекомендации. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 209 с. URL: https://rospsy.ru/node/930 (дата обращения: 18.01.2025).
[7] Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 2021 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400563548/ (дата обращения 06.04.2025).
Список литературы
Дубровина И.В. Психологическая служба на пути своего развития // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 14-26. DOI: 10.17759/bppe.2024210101.
Дубровина И.В. Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19, № 1. С. 18-32. DOI: 10.17759/bppe.2022190102.
Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования / Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Трофимова А.П., Шарапова А.К., Курбанова В.В. // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 81-99. DOI: 10.17759/psyedu.2025170106.
Критерии оценки эффективности деятельности психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования / Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г., Трофимова А.П. // Вестник практической психологии образования. 2025. Т. 22. № 1. С. 33-49. DOI: 10.17759/bppe.2025220104.
Моложавенко А.В. Супервизия во взаимодействии наставника с молодым педагогом-психологом как технология эффективной реализации обобщенных трудовых функций профессионального стандарта // Известия ВГПУ. 2020. №2 (145) C. 20-28.
Особенности профессиональной подготовки педагогов-психологов и социальных педагогов в России / Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г., Трофимова А.П. // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2025. № 1(21). С. 30-40. DOI 10.17853/2686-8970-2025-1-30-40.
Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: итоги регионального опыта // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 82-92. DOI: 10.17759/pse.2018230107.
Рубцов В.В., Леонова О.И. Психологическая служба образования в Российской Федерации сегодня: нерешенные проблемы и основные направления развития: доклад, представленный на Всероссийском съезде психологических служб в системе образования Российской Федерации // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 5-13.
Савинков С.Н. Психологическая служба в образовании: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2025. 169 с.
Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации / О.А. Ульянина, А.В. Ермолаева, Д.С. Волков [и др.] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 140-151. DOI: 10.17759/bppe.2024210413.
Burns M.K. School Psychology Research: Combining Ecological Theory and Prevention Science // School Psychol. 2011. Rev. 40. P. 132-139. DOI: 10.1080/02796015.2011.12087732.
Implications for Educational Practice of the Science of Learning and Development / Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C. M., Barron B., Osher D. // Applied Developmental Science. 2020. Vol. 24(2). P. 97-140. DOI:10.1080/10888691.2018.1537791.
Fenning P., Pearrow M., Politikos N. NASP 2020 Professional Practice Standards: Applications and Opportunities for School-Based Consultation // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2023. V. 33. DOI: https://doi.org/10.1080/10474412.2022.2154675.
Gutkin T.B., Conoley J.C. Reconceptualizing School Psychology from a Service Delivery Perspective: Implications for Practice, Training, and Research // J. School Psychol. 1990. № 28. P. 203-223. DOI: 10.1016/0022-4405(90)90012-V.
Jin L., Taresh S., Duraipandi O. The Effectiveness of The Educational Psychology Report: an Exploratory Study Taking into Account the Perspectives of Stakeholders Across the Youth, Caregiver and Educational // Library Progress International. 2023. Vol.43. №.2. P. 929-934. URL: https://bpasjournals.com/library-science/index.php/journal/article/view/4184 (дата обращения 23.04.2025).
Measurement of the Effects of School Psychological Services: A Scoping Review / Müller B., Hagen A., Vannini N. Büttner G. // Front. Psychol. 2021. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.606228.