16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2025-11-3-0-9

Стратегии адаптации и типы идентичности иностранных студентов высших учебных заведений

Aннотация

Введение. Российская Федерация, являясь активным участником международного рынка образовательных услуг, принимает иностранных студентов на обучение. При этом тип этнической идентичности выступает в качестве ключевых личностных детерминант и является одним из факторов адаптации к новой этнокультурной среде. Цель работы – выявить и сравнить стратегии аккультурации, трудности адаптации, а также типы этнической идентичности студентов-мигрантов, обучающихся в вузах г. Екатеринбурга. Материалы и методы. В практическом исследовании принял участие 71 студент (43 студента первого курса и 28 студентов 4-6 курсов) из Ливана, Индии, Китая, Перу, Судана, Йемена, Зимбабве и Марокко. Исследование проводилось на базе Уральского государственного медицинского университета, Уральского государственного горного университета, Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург. Методы исследования включали анкетирование, тестирование и опрос. Для определения уровня самооценки применялся тест М. Розенберга, для выявления стратегии аккультурации использовался опросник Дж. Берри. Тип этнической идентичности определялся посредством опросника Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы StatTech v. 4.7.1 (ООО «Статтех», Россия). Результаты. Иностранные студенты, обучающиеся на первых курсах екатеринбургских вузов, испытывают трудности с общением с противоположным полом, обретением друзей, поиском и покупкой любимых продуктов. Большинство студентов-мигрантов прибегают к стратегии интеграции, что позволяет им наиболее эффективно адаптироваться в новой среде. Заключение. Выявленные средние значения типов этнической идентичности позволяют сделать вывод, что доминирующими характеристиками этнической идентичности являются «норма» и «этническая индифферентность».


Введение (Introduction). В современном мире с его многогранной политической и социально-экономической ситуацией вопросы этнической идентичности обретают особую актуальность. Специалистами в области психологии и гуманитарных наук этническая идентичность понимается как «осознание своей принадлежности к этнической общности» (Хотинец, 2002: 32‒33), «как переживания отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других» (Стефаненко, 2009: 15).
Российская Федерация, являясь активным участником международного рынка образовательных услуг, принимает на обучение иностранных студентов. Образовательная среда вуза носит характер межкультурного взаимодействия, в котором «в качестве личностных детерминант выступают тип этнической идентичности и этническая толерантность» (Цветкова, Эгамбердиева, 2022: 82). Студенты в процессе адаптации взаимодействуют со средой, проживая личностные трансформации, в том числе связанные с идентификацией. Ряд авторов указывают на дуальный характер социализации, как процесса влияния социальной среды на человека, с одной стороны (Баляев, Гаранина, Никишов, Никишова, 2023), и как результата социального формирования личности, с другой (Цветкова, Эгамбердиева, 2022) (Шляпников, 2022).
Педагоги, психологи, ученые активно изучают особенности социальной и личной идентичности иностранных студентов в конкретных вузах России (Боброва, Дранишников, 2020), (Бохан, Шабаловская, Бородич, Терехина, Ульянич, 2019), (Вишневская, 2020), (Воеводин, Пешковская, Галкин, Белокрылов, 2020), (Волков, Курбатов, Гаврилов, 2023), (Дмитриенко, Коваленко, Васильева, Абрамова, 2020), (Романовская, Ильина, 2019) и др. Несмотря на то, что Екатеринбургские вузы востребованы среди студентов-мигрантов, в последние годы появились лишь отдельные исследования по вопросам адаптации и трансформации этнической и культурной идентичности иностранных студентов в ходе их обучения в вузах города, образовательная среда которых является поликультурной (Айбазова, 2022), (Арзуманян, Голубева, 2018), (Воробьева, Жданова, Кривощекова, 2015).
Единого определения понятия «адаптация» не существует, ее трактуют как процесс и как способ реагирования, как состояние и как результат приспособления своего поведения к нормам среды. В классификациях И.О. Кривцовой и А.Э. Шаповаловой отражены социокультурные, учебно-познавательные и психофизиологические факторы адаптации (Шаповалова, 2022: 126). Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, О.К. Логвинова в качестве параметров, влияющих на эффективность адаптации, рассматривают макросоциальные воздействия; мировоззренческие и культурные особенности; а также индивидуальные параметры (Иванова, Ширкова, Логвинова, 2022).
Если студент испытывает трудности с адаптацией, у него могут возникнуть трудности с учебой, академические задолженности, тревожность, психосоматические проблемы. Сложности адаптации могут возникать в силу коммуникативных неудач, языкового барьера, влияния социальных и культурных стереотипов (Зимина, Нохрина, 2020: 232-236). Исследование, проведенное на базе Северо-Кавказской государственной академии (СКГА), показало, что иностранные студенты чаще всего испытывают следующие трудности в процессе адаптации: языковые трудности в общении, психологическую неуверенность, новыми методами обучения (Айбазова, 2022). Согласно опросу иностранных студентов Уральского федерального университета, наиболее проблемными являются адаптация к быту и климатическим условиям региона (Арзуманян, Голубева, 2018).
В процессе адаптации к новым этнокультурным реалиям возникают новые социальные контакты, усваиваются новые социальные и культурные нормы, новый язык, что способствует трансформации идентичности. Э. Эриксон трактовал идентичность как субъективное ощущение тождества и целостности своей личности, которое возникает внезапно, стихийно в виде открытия своей сущности. Более того, идентичность является следствием осознания своей принадлежности к конкретной группе как отличной от других групп (Эриксон, 1996). При изучении современных представлений об идентичности Л.Б. Шнейдер отмечает три главных аспекта рассмотрения данного понятия: идентичность как целостность личности; идентичность как соответствие человека группе, этносу или другим категориям; а также идентичность как самость, подлинность личности (Шнейдер, 2000: 5). В настоящем исследовании изучался процесс трансформации этнической идентичности студентов-мигрантов. К этнической идентичности Г.У. Солдатова относит этническое самосознание, в том числе этнические установки и ценности, которые формируются при отождествлении личности с этносом, при отделении своей этнической группы от других, при осознании своего отношения к своему этносу и к другим (Солдатова, 1998: 43). В исследовании Воробьевой И.В., Ждановой Н.Е. и Кривощековой М.С. позитивная этническая идентичность была отмечена среди 47,3% иностранных студентов, этноэгоизм – 36,6%, этноизоляционизм – 20,0% и этнофанатизм – у 28,3% иностранных студентов (Воробьева, Жданова, Кривощекова, 2015).
Формирование идентичности происходит под влиянием социальной среды, культуры, общественных норм и стереотипов, поэтому при попадании человека в новую среду, а в нашем случае, в новую страну, происходит его аккультурация и его идентичность подвергается трансформации. Под аккультурацией Р. Рэдфильд, Р. Линтон и М. Герсковиц понимают смену культуры, происходящую в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами (Redfield, Linton, Herskovits, 1936). Изучение особенностей характеристик социальной и личной идентификации иностранных студентов и их динамики важно в теоретическом и практическом аспектах, поскольку позволяет глубже понять «процесс встречного движения культур принимающего общества и культур мигрантов, гибридное смешение культурных норм и ценностей» (Волков, Курбатов, Гаврилов, 2023: 156), а также определить оптимальные шаги со стороны вуза по созданию условий, способствующих успешной адаптации иностранных студентов.
Согласно гипотезе исследования, существуют особенности стратегии аккультурации, трудностей адаптации и этнической идентичности у иностранных студентов первых и старших курсов обучения.
Целью работы является выявление и сравнение особенностей стратегии аккультурации, трудностей адаптации, а также типов этнической идентичности студентов-мигрантов, обучающихся на начальном и старших курсах вузов г. Екатеринбурга.
Исходя из цели исследования, решались следующие задачи:
  • выявить специфику трудностей социокультурной адаптации в группах сравнения;
  • сопоставить стратегии аккультурации иностранных студентов екатеринбургских вузов;
  • сравнить тип этнической идентичности с выбором стратегии аккультурации, уровнем самооценки, количеством месяцев пребывания в России, полом, национальностью, количеством языков, которыми владеет респондент, уровнем владения русского языка;
  • сопоставить выраженность изучаемых параметров с такими характеристиками респондентов, как пол, возраст, курс обучения, срок пребывания в России, национальность, количество друзей.
Материалыиметоды (Materials and methods). Авторами статьи было проведено практическое исследование связи типа этнической идентичности и характера адаптации иностранных студентов г. Екатеринбурга, в котором принял участие 71 студент, приехавший на учебу в Россию из Ливана, Индии, Китая, Перу, Судана, Йемена, Зимбабве и Марокко. Исследование проводилось на базе Уральского государственного медицинского университета, Уральского государственного горного университета, Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург, Россия. Среди участников были 43 студента первого курса и 28 студентов 4-6 курсов.
В контексте изучения адаптации иностранных студентов к новой культурной среде и оценке результатов «процесса усвоения ими знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре» (Berry, 1980: 150) был выбран «Опросник стратегий аккультурации» Дж. Берри (The Acculturation Attitudes, MIRIPS, J. Berry). Опросник направлен на выявление доминирующей стратегии аккультурации по следующим шкалам: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация (Berry, 2006: 9-25).
Включение теста М. Розенберга и «Опросника трудностей социокультурной адаптации» Дж. Берри в линейку методик объясняется стремлением выявить самооценку иностранных студентов по успешности/трудностям протекания процесса их адаптации к обучению и жизни в России.
Для определения особенностей этнического самосознания респондентов был использован опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Опросник позволяет выявить типы этнической идентичности в соответствии с шестью шкалами: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм.
Для выполнения статистической обработки данных была применена программа StatTech v. 4.7.1 (ООО «Статтех», Россия). Количественный анализ был основан на критерии Шапиро-Уилка. Мерой репрезентативности считались границы 95% доверительного интервала. Сравнение двух групп по количественному показателю выполнялось посредством t-критерия Стьюдента или U-критерия Манна-Уитни. Корреляционная связь между двумя количественными показателями оценивались с помощью коэффициента Спирмена. Различия считались статистически значимыми при p<0,05.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Участникам исследования предлагалось пройти «Опросник трудностей социокультурной адаптации Дж. Берри».
В опроснике приводится 20 вариантов трудностей, которые могут возникнуть в процессе адаптации к жизни и обучению в новой культуре.
Наибольшие трудности вызывают у иностранных студентов-первокурсников следующие сферы деятельности: взаимоотношения с противоположным полом (54,8%), поиск и покупка любимых продуктов (51,2%), формирование дружеских отношений (51,2%) тогда как студентам-старшекурсникам самым сложным кажется поиск жилья, формирование взаимоотношений с противоположным полом и особенности климата (21%). В целом, личностная оценка уровня трудностей значительно ниже у студентов 4-6 курсов по сравнению со студентами 1 курса (16,5% и 38,77%, соответственно).
При этом виды трудностей адаптации можно условно разделить на бытовые, социальные, культурные и межличностные. К бытовым относятся трудности, связанные с покупкой продуктов, пользованием транспортом, нахождением жилья, ориентированием на местности, климатом и темпом жизни. Социальные трудности включают сложности со следованием правилам, соблюдением распоряжений, общением с представителями власти, возможностями соблюдать свою религию.
К культурным трудностям относятся трудности, связанные с пониманием юмора, этических и культурных различий. Межличностные трудности включают сложности с формированием дружеских и романтических отношений, посещением общественных мероприятий, способностью добиться понимания, готовностью говорить о себе, подержанием отношений в семье, общением с людьми разных национальностей. Согласно данной классификации, наибольшие трудности у студентов 1 курса вызывают межличностные трудности, тогда как студенты старших курсов преимущественно испытывают сложности бытового характера. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование дополняет данные предыдущих исследований, в которых среди трудностей адаптации преимущественно отмечались бытовые трудности, сложности адаптации к климатическим условиям и языковой барьер (Айбазова 2022; Арзуманян, Голубева, 2018). В настоящей работе среди наиболее выраженных трудностей также выявлены проблемы, связанные с формированием и поддержанием межличностных отношений.
Согласно результатам корреляционного анализа взаимосвязи межличностных трудностей и курса обучения, была обнаружена умеренная обратная связь (-0,304 при p=0,109); взаимосвязи межличностных трудностей и количества месяцев пребывания в России была установлена умеренная связь (-0,432 при p=0,019*); умеренная обратная связь между межличностными трудностями и количеством друзей в России (-0,317 при p=0,094).
Примечательным является тот факт, что при оценке связи трудности находить жилье и трудности посещать общественные мероприятия была установлена заметная прямая связь (0,548 при p = 0,002*). Что может послужить убедительной рекомендацией для центров работы с иностранными студентами к организации общественных мероприятий.
В ходе исследования были выявлены предпочитаемые иностранными студентами стратегии аккультурации. Сравнительная таблица результатов отражает стратегии аккультурации иностранных студентов 1 курса и 4-6 курсов екатеринбургских вузов (табл. 1).
В целом для респондентов обеих групп характерна стратегия интеграции (среднее значение по шкале у студентов 1 курса составляет 4,6; у студентов 4-6 курсов 4,38), и в значительно меньшей степени ассимиляции, сепарации и маргинализации (2,49/2,46; 2,05/2,19 и 1,95/1,96, соответственно).
При оценке связи количества месяцев пребывания в России и шкалы сепарации была установлена умеренная прямая связь (0,322 при р=0,083). При оценке шкалы маргинализации в зависимости от пола, были выявлены существенные различия (p=0,010) (используемый метод: t-критерий Стьюдента). Шкала Маргинализации является статистически значимым предиктором пола (AUC=0,817; 95% ДИ: 0,665–0,970, p=0,006). При оценке связи этнической индифферентности и шкалы ассимиляции была установлена умеренная обратная связь (-0,343 при р=0,063).
Следует отметить, что степень выраженности этнической идентичности иностранных студентов влияет на выбор ими стратегии аккультурации. При сильной выраженности этнической идентичности студенты-мигранты чаще выбирают сепарацию (Samnani, Boekhorst, Harrison, 2012: 323-335), тогда как при слабой этнической идентичности иностранные студенты склонны придерживаться стратегии ассимиляции (Лепшокова, 2012: 107-111). Однако, особенности выбора стратегии аккультурации в каждом отдельном случае также будут зависеть от влияния дополнительных факторов (Samnani, Boekhorst, Harrison, 2012: 323-335). Согласно исследованиям российских и зарубежных авторов, стратегия интеграции имеет наибольший адаптивный потенциал, способствуя уменьшению культурного шока и поддержанию позитивной самоидентификации мигрантов. Результаты исследования типов этнической идентичности иностранных студентов, учащихся в учебных заведениях г. Екатеринбурга приводятся в табл. 2.
 
Выявленные средние значения типов этнической идентичности позволяют сделать вывод, что доминирующими характеристиками этнической идентичности являются «норма» и «этническая индифферентность». Статистический анализ выраженности показателей по критерию Манна-Уитни показал весьма высокую степень показателя «Позитивная этническая идентичность» (1,000 при р<0,001*) и заметную степень показателя «Этническая индифферентность» (0,503 при р=0,005*).
Позитивная этническая идентичность свойственна 70,7% опрошенных студентов 1 курса и 64% студентов старших курсов, что свидетельствует о существовании баланса толерантности в отношении к собственной и другим этническим группам. Для 34,4% студентов 1 курса и 33,3% студентов старших курсов характерна этническая индифферентность, свидетельствующая о неактуальности этничности для респондентов. Полученные результаты частично подтверждают данные других исследований, также демонстрирующих доминирование позитивной этнической идентичности (нормы) у иностранных студентов (Воробьева, Жданова, Кривощекова, 2015). Однако, в настоящей работе были получены относительно высокие показатели этнической индифферентности у иностранных студентов, что, возможно, является отражением работы ВУЗа по адаптации студентов-мигрантов и ростом уровня этнической толерантности среди молодежи.
Заключение (Conclusion). Гипотеза о существовании особенностей стратегии аккультурации, трудностей адаптации и этнической идентичности у иностранных студентов первых и старших курсов обучения подтвердилась. Согласно результатам исследования, иностранные студенты, обучающиеся на первых курсах екатеринбургских вузов, испытывают трудности с общением с противоположным полом, обретением друзей, поиском и покупкой любимых продуктов. Около 51% из них отмечают эти трудности как «серьезные». Что касается иностранных студентов старших курсов, то лишь 21% из них считают «серьезными» трудности, связанные с климатом, поиском жилья и общением с противоположным полом. В процессе адаптации большинство студентов-мигрантов прибегают к стратегии интеграции, что позволяет им наиболее эффективно адаптироваться в новой среде. Согласно результатам исследования, у более половины студентов отмечается позитивная этническая идентичность, а у студентов старших куров наблюдается более высокий показатель этнической индифферентности, по сравнению со студентами-первокурсниками.
В дополнение к имеющимся работам, в настоящем исследовании показана связь между типом этнической идентичности и стратегией аккультурации иностранных студентов. Было выявлено, что при этнической индифферентности реже всего применяется стратегия ассимиляции, а при позитивной этнической идентичности наиболее часто встречающейся стратегией аккультурации является интеграция.
Опираясь на данное исследование, можно предположить, что перспективными направлениями психологической помощи иностранным студентам, являются тренинги межличностного общения, повышения самооценки, а также лингвокультурные практикумы и семинары по страноведению. Что касается трудностей адаптации к непривычным продуктам и климату, то данные сферы скорее относятся к физиологической адаптации, процесс которой протекает естественным образом, и не требует психологического надзора.
Проведенное исследование не формирует исчерпывающую картину относительно процессов адаптации и типов этнической идентичности иностранных студентов, учащихся в вузах г. Екатеринбурга. Для более детального изучения данной области потребуется расширение выборки, проведение кросс-культурного анализа, а также исследование адаптации и этнической идентичности в динамике.
 

Список литературы

Айбазова М.Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). С. 117-121. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-34-117-121.

Боброва Т.В., Дранишников С.А. Развитие идентичности и толерантности личности иностранных студентов в условиях образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 187-197. DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-3-187-197.

Вишневская М.Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. DOI: 10.15862/63PSMN220.

Волков Ю.Г., Курбатов В.И., Гаврилов В.С. Формирование средовой идентичности учебных мигрантов в российских вузах // Социология. 2023. № 4. С. 156-164. DOI: 10.24412/1812-9226-2023-4-156-164.

Воробьева И.В., Жданова Н.Е., Кривощекова Н.С. Специфика эмпатии иностранных студентов и ее роль в типе этнической идентичности личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 83-88. URL: https://journals.uspu.ru/attachments/article/1087/14.pdf (дата обращения: 26.06.2025).

Зимина Е.И., Нохрина В.А. Примеры коммуникативных неудач, возникающих при межкультурном взаимодействии между студентами и преподавателями // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы ХI Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: 2020. С. 232-236.

Иванова Г.П., Ширкова Н.Н., Логвинова О.К. Иностранный студент в российском вузе: монография. Москва: РУСАЙНС. 2022. 138 с.

Левичева Е.В., Лебедева О.А. Иностранный студент как феномен современного образовательного пространства // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 5. С. 118-122.

Лепшокова З.Х. Взаимосвязь характеристик этнической и гражданской идентичности с аккультурационными стратегиями мигрантов // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии / Под общ. ред. В.В. Гриценко. Смоленск: Маджента. 2012. Т. 2(3), С. 107-111.

Личностные особенности русских студентов с различными типами этнической идентичности / Баляев С.И., Гаранина Ж.Г., Никишов С.Н., Никишова И.С. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 4. С. 467-483. DOI: 10.15507/2078-9823.064.023.202304.467-483.

Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения / Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Бородич Ю.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 962-973. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-962-973.

Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2. С. 62-68. DOI: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.

Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 402-410.

Смирнова Е.С. Этническая идентичность и толерантность иностранных курсантов в политкультурной среде военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 3. С. 35-44. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-35-44.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Москва. 1998. 389 с.

Социальная адаптация и психическое здоровье студентов-мигрантов в Сибири / Воеводин И.В., Пешковская А.Г., Галкин С.А., Белокрылов И.И. // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 157-161. DOI: 10.31857/S013216250010306-9.

Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде университетов Томска / Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С., Васильева С.Л., Абрамова А.А. // Профессиональное образование в России. 2020. № 4. С. 100-105. DOI: 10.26170/po20-04-12.

Социально-психологические факторы формирования поликультурной идентичности иностранных студентов / Ларионова А.В., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. // Психология и Психотехника. 2020. № 4. С. 78-88. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.4.34672.

Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 2. С. 3-17.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса [пер. с англ. А.А. Анистратенко, И. Знаешевой]. Москва: Эксмо. 2018. 251 с.

Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2002. 124 c.

Цветкова Н.А., Эгамбердиева Е.В. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и авторитарности у студентов, обучающихся в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 1. С. 81-99. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-1-81-99.

Шаповалова А.Э. Социокультурная адаптация иностранных студентов: особенности, проблемы, виды и формы работы // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12 (126). С.1-4. DOI: 10.23670/IRJ.2022.126.59.

Шляпников В.Н. Связь особенностей этнической идентичности и условий жизни и состояния волевой регуляции у тувинцев // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 4. С. 99-111. DOI: 10.17759/exppsy.2022150406.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. Москва: МОСУ. 2001. 272 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. Москва: Прогресс. 1996. 340 с.

Berry J.W. Acculturation as varieties of adaptation // Boulder: Westview Press. 1980. No. 3. P. 9-25.

Berry J.W. Contexts of Acculturation // The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 2006. P. 27-42.

Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities // Space and Culture, India. 2019. Vol. 6. No. 5. P. 99-114. DOI 10.20896/saci.v6i5.411.

Redfield R., Linton R., Herskovits M.H. Memorandum on the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. No. 38. P. 149-152.

Samnani A.K., Boekhorst J.A., Harrison J.A. Acculturation Strategy and Individual Outcomes: Cultural Diversity Implications for Human Resource Management // Human Resource Management Review. 2012. Vol. 22. No. 4. P. 323-335. https://doi.org/10.1016/J.HRMR.2012.04.001.

Prasetyawati W., Marella B. Adjustment to college work and its relationship with psychological distress in international students at the university of Indonesia // Jurnal Psikologi. 2020. Vol. 19. No. 3. P. 286-296. https://doi.org/10.14710/jp.19.3.286-296.

Wilczewski M., Wang R., Du J. et al. Cultural novelty and international students’ experience: a five-country study // High Educ. 2023. Vol. 86. P. 1107-1128. DOI: 10.1007/s10734-022-00964-z.

Yılmaz K., Temizkan V. The Effects of Educational Service Quality and Socio-Cultural Adaptation Difficulties on International Students’ Higher Education Satisfaction // SAGE Open. 2022. Vol. 12. No. 1. P. 1-18. DOI: 10.1177/21582440221078316.