16+

РОЛЬ БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ В ИНТЕНСИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРАХОВ

Aннотация

В статье рассматривается понятие «страх» и его проявление у студентов во время учебно-познавательной деятельности. Автор акцентирует внимание на нежелательности возникновения страхов у студентов так, как юношеский период является важным этапом в становлении личности в целом, а также становлении личности будущих специалистов. Приведены взгляды ученых относительно понятия базисных убеждений и их влияния на личность. Убеждения человека выступают в качестве своеобразного внутреннего средства структурирования опыта, моделирования психических состояний и формирования поведения. Выделяют ситуационные (т.е. касающиеся определенной жизненной ситуации) и базисные (относящиеся к себе и к миру в целом) убеждения. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи базисных убеждений с частотой и интенсивностью студенческих страхов, возникающих в процессе учебно-познавательной деятельности. Для всей выборки в целом (т.е. безотносительно к курсу) была выявлена существенная, сдерживающая студенческие страхи, роль убеждения о контроле.


Постановка проблемы. В условиях высшей школы продолжается дальнейшее становление личности и происходит становление личности, как будущего профессионала. Студенты могут переживать интенсивные негативные эмоции в стенах вуза в связи с учебно-познавательной деятельностью. Их тревога может выражаться в виде конкретных страхов пребывания на определённых занятиях, страхов проверки знаний, опасений контактировать с определёнными лицами (преподавателями, представителями вузовской администрации и т. п.), страха определённых действий.

Среди главных задач юношеского возраста можно назвать следующие: приобретение ощущение личной тождественности и целостности; профессиональное самоопределение; саморефлексия; достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности, то есть развитие готовности к жизненному самоопределению. И все негативные воздействия, которые встречаются на пути у студентов в рамках стен учебного заведения могут препятствовать полноценному развитию всего выше перечисленного.

Глубинные представления личности об окружающем мире и о собственном Я организованы в форме базисных убеждений, имеющих в основном когнитивную природу. К настоящему времени накоплено много эмпирических научных данных [5, 6], а также результатов психотерапевтической и консультативной практики [2, 4], которые дают основания рассматривать базисные убеждения в качестве внутренних условий актуализации тех, или иных страхов человека.

Система базисных убеждений – это основа картины мира индивида [1], «мира допущений» («assumptive world» [9], того, что А.Н. Леонтьев называл «Образ Мира». Это «…глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека» [5, с. 28].

Базисные убеждения начинают формироваться в конце младенческого – начале преддошкольного возраста (т.е. на довербальных стадиях онтогенеза) в процессе общения ребенка со значимыми взрослыми [3, 8]. Выделяют ситуационные (т.е. касающиеся определенной жизненной ситуации) и базисные (относящиеся к себе и к миру в целом) убеждения. В них эффективно сконцентрирован опыт переживания определенных эмоциональных состояний. Базисные убеждения также характеризуются той, или иной степенью гибкости, абстрагированности и глобальности.

Убеждения человека выступают в качестве своеобразного внутреннего средства структурирования опыта, моделирования психических состояний и формирования поведения. Они относительно постоянны на протяжении всей жизни, однако могут быть переструктурированы под влиянием психической травмы. В рамках одной из наиболее влиятельных когнитивистских концепций базисных убеждений, – теории Р. Янофф-Бульман [10], – были выделены компоненты структуры базисных убеждений (убеждения о доброжелательности окружающего мира, о его справедливости, а также о ценности и значимости собственного Я).

Учебная деятельность в вузе при определенных обстоятельствах может порождать у студентов разнообразные страхи, разрушительное влияние которых (и способность им противостоять) может быть опосредована базисными убеждениями личности. На данном этапе исследования проверялось предположение о взаимосвязи базисных убеждений с частотой и интенсивностью студенческих страхов, возникающих в процессе учебно-познавательной деятельности.

Методы исследования. В предыдущем исследовании для выявления многообразия студенческих страхов мы предлагали студентам дать письменные ответы на вопрос о том, что именно их беспокоит, и, чего они опасаются. Специально уточнялось, что нас интересуют страхи и поводы для беспокойства, возникающие у испытуемых именно как у студентов (т. е. связанные с посещением вуза). На основе контент-анализа письменных ответов был создан перечень студенческих страхов, состоящий из 71 пункта. Студенческие страхи, вошедшие в данный перечень, были отнесены к восьми категориям (таксономическим группам): 1) обусловленные испытанием; 2) связанные с профессиональным будущим; 3) связанные с ответственностью; 4) обусловленные ошибками и оплошностями; 5) актуализирующиеся у студентов непосредственно на занятии; 6) обусловленные личностными качествами и недостатками самого студента; 7) социальные страхи, обусловленные взаимодействием участников учебно-воспитательного процесса в вузе; 8) связанные с личностью преподавателя. Перечень страхов (для оценки их у себя по четырёхбалльной шкале) был предложен испытуемым – 203 студентам Национального фармацевтического университета (121 первокурснику, 40 третьекурсникам и 42 шестикурсникам).

Для уточнения специфики взаимосвязей был использован вариант методики «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман, модифицированной М.А. Падун. У всех испытуемых фиксировались пять показателей: 1) базисное убеждение о доброжелательности / враждебности окружающего мира (убеждения индивида относительно возможности безопасно доверять окружающему миру); 2) базисное убеждение о справедливости окружающего мира (убеждение в том, что «каждый получает то, что заслуживает», т.е. вера индивида в справедливое распределение хороших и плохих событий между людьми); 3) базисное убеждение о контроле (убеждение человека в том, что он контролирует происходящее с ним); 4) базисное убеждение о ценности и значимости собственного Я («Образ Я» – убеждение индивида в том, что он достоин уважения и любви, что «он – хороший»); 5) базисное убеждение об удаче (в том, что он в целом – «человек везучий»).

Результаты исследования. Для всей выборки в целом (т.е. безотносительно к курсу) была выявлена существенная, сдерживающая студенческие страхи, роль убеждения о контроле. Убежденные в контролируемости происходящих событий студенты демонстрировали меньше страхов ответа у доски (rxy = -0,15; р < 0,05), пребывания у доски как такового (rxy = -0,16; р < 0,05). Они меньше других испытывают страх перед некоторыми предметами (rxy = -0,15; р < 0,05). Им не присущ страх ответственности (rxy = -0,16; р < 0,05).

В то же время, базисное убеждение в ценности и значимости собственного Я, наоборот, как-бы предрасполагает к более частому и интенсивному переживанию ряда студенческих страхов. Речь идет здесь о страхе заболеть и много пропустить (rxy = 0,18; р < 0,05), о страхе пропустить важную контрольную работу (rxy = 0,14), о страхе спорить с преподавателем (rxy = 0,15; р < 0,05) и особенно – о страхе отработок (rxy = 0,26; р < 0,01).

Акцентированная вера в свою везучесть (т.е. базисное убеждение в удаче) оборачивается повышенной вероятностью актуализации страха заболеть и много пропустить (rxy = 0,18; р < 0,01). Убежденные в доброжелательности окружающего мира студенты заметно меньше других опасаются оказаться в центре внимания (rxy = -0,15; р < 0,05). Их мало беспокоит перспектива оказаться подготовленными хуже всех (rxy = -0,21; р < 0,01).

Двойственной оказалась роль базисного убеждения в справедливости окружающего мира: с одной стороны, такие студенты больше других боялись заболеть и много пропустить (rxy = 0,17; р < 0,05). Однако именно они оказались наиболее свободными от страха ответственности (rxy = -0,17; р < 0,05) и особенно – страха подготовленности хуже всех (rxy = -0,20; р < 0,01).

Таким образом, анализ корреляций на материале данных всей выборки испытуемых показал, что базисные убеждения затрагивают в основном сферы социальных страхов, страхов, проявляющихся непосредственно на занятии и страха ответственности.

В первокурсников из пяти видов базисных убеждений, которые были продиагностированы, три вида (убеждения в доброжелательности, справедливости и контроле) чаще сочетаются со сниженными показателями студенческих страхов. Возможно, именно эти убеждения выступают в качестве внутренней опоры, помогающей студентам эффективно справляться с пугающими ситуациями учебно-познавательной деятельности в условиях вуза. Из 21 статистически значимого коэффициента корреляции на эти три убеждения приходится 17, причем все они – отрицательные. Убеждение в справедливости затрагивает у первокурсников страхи, связанные с самим занятием и испытаниями на нем («академзадолженность», «выгонят из аудитории», «творческое задание», «подготовленность хуже всех»), с взаимоотношениями с другими людьми («оказаться в центре внимания», «преподаватель»), с ответственностью. Убеждение о контроле в основном относится к социальным страхам (быть “белой вороной”, одиноким в группе; не сложатся отношения в группе; подвергнуться критике), а также к страху ответственности и страху допустить ошибку. Убеждение в доброжелательности отрицательно коррелирует со страхами подготовленности хуже всех, творческого задания, оказаться в центре внимания и страхом быть выгнанным из аудитории. Все указанные корреляции значимы на уровне р < 0,05. 

Два других базовых убеждения (в ценности и значимости собственного Я и в удаче) связаны со сферой студенческих страхов в основном противоположным образом, т.е. позитивно. Хоть убеждение в собственной ценности и сдерживает страх оказаться в центре внимания (rxy = -0,18; р < 0,05), но оно же располагает к более интенсивному переживанию страха заболеть и много пропустить (rxy = 0,22; р < 0,05), а также страха отработок (rxy = 0,33; р < 0,05). Студенты, слишком верящие в удачу, больше других опасаются лишиться стипендии (rxy = 0,23; р < 0,05).

Отличительная особенность испытуемых студентов 3-го курса – весьма незначительное количество коэффициентов корреляции между показателями студенческих страхов и шкалами опросника базисных убеждений. Ни одного сколько-нибудь тесного коэффициента корреляции не образовали шкалы убеждения в справедливости, контроля и удачи. Только одна корреляция выявлена между убеждением в собственной ценности (образ Я) и показателем страха спорить с преподавателем (rxy = 0,33; р < 0,05). Дело обстоит так, как если бы третьекурсники были склонны уходить от таких споров, опасаясь снижения самооценки и самоуважения. Убеждение в доброжелательности окружающих страхует третьекурсников от страха пересдачи (rxy = -0,39; р < 0,05), но в то же время сопряжено с повышенной вероятностью страха оказаться не допущенным к зачету, экзамену (rxy = 0,32; р < 0,05) и страха будущего (rxy = 0,44; р < 0,01).

Таким образом, мы зафиксировали незначительное участие сферы убеждений в регуляции студенческих страхов у третьекурсников.

У студентов выпускного, – шестого, – курса складывается противоположная ситуация. Показатели по всем пяти шкалам опросника базисных убеждений образовали 27 статистически значимых коэффициентов корреляции, среди которых – 22 отрицательных и только 5 – положительных.

Это означает, что сфера убеждений в целом и отдельные ее компоненты, в частности, к шестому курсу превращается в фактор в основном сдерживания целого ряда студенческих страхов. Так, убеждение в доброжелательности окружающего мира отрицательно коррелирует с профессиональными страхами – неверного выбора специальности (rxy = -0,42; р < 0,01) и перспективой стать плохим специалистом (rxy = -0,37; р < 0,05). Это же убеждение оказалось важным для сдерживания социальных страхов студентов — стоять перед аудиторией (rxy = -0,36; р < 0,05) и конфликта (rxy = -0,37; р < 0,05). Убежденные в доброжелательности окружающих студенты меньше других боятся быть не допущенными в экзамену, зачету (rxy = -0,37; р < 0,05) и подготовленности хуже всех (rxy = -0,40; р < 0,01).

Существенной оказалась роль базисного убеждения в удаче. Шестикурсники, имеющие такое убеждение, сообщали об отсутствии (или весьма малой частоте и интенсивности) страха ответственности (rxy = -0,39; р < 0,01), страха быть выгнанным из аудитории (rxy = -0,40; р < 0,01), страха получить замечание (rxy = -0,33; р < 0,05), а также ряда профессиональных страхов – стать плохим специалистом (rxy = -0,31; р < 0,05), не реализовать свои способности (rxy = -0,32; р < 0,05), а также страха работы над будущим дипломным проектом (rxy = -0,39; р < 0,01).

Шестикурсники, убежденные в ценности собственного Я, не боятся конфликта (rxy = -0,50; р < 0,01). Их не пугает ответственность (rxy = -0,36; р < 0,05), перспектива опоздать на пару (rxy = -0,43; р < 0,01) и оказаться подготовленным хуже всех (rxy = -0,39; р < 0,01).

Несколько менее заметной оказалась сдерживающая роль двух оставшихся видов базисных убеждений. Так, убеждение в справедливости окружающего мира отрицательно коррелирует с интенсивностью и частотой страха стать плохим специалистом (rxy = -0,32; р < 0,05), страха спорить с преподавателем (rxy = -0,39; р < 0,01), страха критики в свой адрес (rxy = -0,31; р < 0,05). Убеждение о контроле страхует шестикурсников от излишнего переживания страха экзамена (rxy = -0,36; р < 0,01), страха ответственности (rxy = -0,38; р < 0,05) и страха будущего (rxy = -0,39; р < 0,01).

Тем не менее, в некоторых случаях базисные убеждения, по-видимому, предрасполагают шестикурсников к более выраженному переживанию некоторых студенческих страхов. Так, убеждение в доброжелательности окружающих положительно взаимосвязано со страхом заболеть и много пропустить (rxy = 0,35; р < 0,05). Шестикурсники, убежденные в справедливости окружающего мира, больше других боятся опоздать на пару (rxy = 0,32; р < 0,05). Убежденные в ценности и значимости собственного Я опасаются, что не поймут научную информацию (rxy = 0,36; р < 0,05); их же отличает повышенное беспокойство в связи с возможными дополнительными вопросами преподавателя (rxy = 0,31; р < 0,05). Убеждение о контроле тесно связано с показателем страха стоять перед аудиторией (rxy = 0,31; р < 0,05).

Выводы:

1. Предположение о взаимосвязи базисных убеждений с частотой и интенсивностью студенческих страхов, возникающих в процессе учебно-познавательной деятельности, подтвердилось;

2. Число отрицательных взаимосвязей между показателями выраженности базисных убеждений и показателями студенческих страхов значительно превышает число положительных; это дает основание для утверждения о преимущественно сдерживающей роли базисных убеждений, как внутреннем условии противостояния студенческим страхам; окончательная проверка этого утверждения требует, однако, использования более сложных и надежных методов математико-статистической обработки результатов, превосходящих корреляционный анализ в плане возможности трактовки результатов а категориях «причины – следствия»;

3. Сдерживающая студенческие страхи роль базисных убеждений отчетливо проявилась на студентах 1-го и особенно 6-го курсов; третьекурсники не продемонстрировали указанные закономерности – число коэффициентов корреляции в их группе минимально; это позволяет уточнить сделанный выше вывод о «кризисном» характере развития личности студентов средних курсов: значимость сферы убеждений в регуляции переживания студенческих страхов на средних курсах заметно снижается;

4. В группе первокурсников наиболее заметна в плане сдерживания страхов роль убеждения в справедливости окружающего мира и убеждение в контроле; Для шестикурсников наиболее заметно в такой роли выступили базисное убеждение в доброжелательности окружающих и убеждение в удаче.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  2. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство / пер. с англ. Е.А. Черненко. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 400 с.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 328 с.
  4. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена; пер. с англ. С.А. Комаров. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  5. Кузнєцов М.А., Бабарикіна І.В. Шкільні страхи: Види, умови прояву та шляхи подолання. Х.: ХНПУ, 2012. 227 с.
  6. Ольховецький С.М. Психологічні чинники та засоби подолання страхів у підлітковому та молодшому юнацькому віці: Дис. … канд. псих. наук. К., 2007. 223 с.
  7. Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 206 с.
  8. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
  9. Beder J. Loss of the assumptive world – How we deal with death and loss. Omega, 2004. Vol. 50(4). Р. 255-265.
  10. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. N.Y.: Free Press, 1992. 289 р.