СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Aннотация
В статье рассматривается проблема разработки программы здоровья образовательной организации, создание здоровьесберегающей педагогической системы ОУ согласно требованиям ФГОС. Отражены принципы организации здоровьесберегающей работы в школе. Определены цель, задачи, подходы и принципы построения программы. Подчеркнуто, что образовательные организации разного уровня могут иметь особенности построения программы, согласно возрасту обучающихся и конкретным условиям ОУ.
Ключевые слова: программа здоровья, здоровьесберегающая работа в ОУ, культура здоровья, ФГОС, принципы организации
Разработка программ по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни предполагает необходимость создания здоровьесберегающей социально-педагогической системы ОУ, основанной на системно-деятельностном и онтогенетическом подходах [1, 4, 5, 6].
Наряду с общими требованиями и направлениями при разработке программы Здоровья (ФГОС), имеется вариативная часть, которая позволяет каждому ДОУ, школе, вузу иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.
Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе представлены на рис. 1.
Рис. 1. Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе
Fig. 1. The principles of arranging health preservation activities at school
Служба здоровья ОУ – это команда специалистов разного профиля, которая обеспечивает условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, способствует развитию культуры здоровья и на её основе формирует здоровый образ жизни [8, 9].
Целью Программы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Задачами программы являются:
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса;
- организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
- создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями.
К основным направлениям деятельности относятся:
- мониторинг здоровья и образа жизни учащихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения;
- повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения.
- совершенствование образовательных технологий и методики ормирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической культуры учащихся;
- медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
- создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;
- содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ;
- валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов.
Руководитель образовательного учреждения обязан:
- совместно с администрацией ОУ осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы здоровья;
- осуществлять руководство разработкой Программы деятельности Службы здоровья, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;
- осуществлять руководство всеми направлениями деятельности по программе, осуществлять контроль выполнения планов, целевых групп и конкретных специалистов;
- участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности по здоровьесбережению;
- координировать совместную научно-исследовательскую, образовательную, методическую, просветительскую деятельность с подразделениями образовательного учреждения и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
- обеспечивать профессиональную переподготовку, повышение квалификации педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;
- осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам, учащимся и их родителям;
- обращаться в научно-образовательные учреждения по вопросам научно-методического обеспечения деятельности службы здоровья;
- взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья, при составлении индивидуальных оздоровительных программ учащихся и педагогов;
- ставить перед органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья ОУ.
При создании и функционировании Программа Здоровье опирается на следующие подходы:
холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов;
созидающий подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей ЗОЖ;
средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.
Указанные подходы определяют принципы деятельности ОУ:
принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что построение открытой здоровьесозидающей среды ОУ должно рассматриваться как коллективный "продукт" деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирования единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов ОУ;
принцип командного взаимодействия, который предполагает, что СЗОУ является командой, т.е. относительно автономным коллективом профессионалов, способным принципиально изменить качество образовательной среды на основе целенаправленности, мотивированности, распределения функций и ответственности, взаимной обусловленности действий, подчиненности определенному порядку деятельности, единого пространственно-временного функционирования участников;
принцип паритета деятельности специалистов, который предполагает построение горизонтальной структуры СЗОУ с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно-функциональной модели; наличие организационных звеньев службы, на которые возлагаются определенные компетенции - полномочия и ответственность;
принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что создание СЗОУ относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры;
принцип сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между ОУ или их подразделениями, создания единого информационно-коммуникационного пространства;
принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса.
Программу "Здоровье" в образовательном учреждении можно разрабатывать, используя разные технологии [2, 3, 7]. В результате важно: позволяет ли данная технология получить результат с необходимыми качествами и какие усилия (затраты, условия) для этого требуются.
Программа "Здоровье" – прежде всего рабочий документ для организации текущей и перспективной деятельности ОУ. В этом ее главное назначение. Эта программа является и официальным документом, который представляется в органы управления образования в различных целях.
Список литературы