СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Aннотация
В статье анализируется проблема здоровьеориентированного образования и необходимость подготовки педагога в данном направлении в системе профессионального образования. Работа основана на использовании системно-личностного подхода, способствующего личностному и профессиональному развитию будущего педагога как индивида, личности и субъекта здоровьесбережения. Так студент-будущий педагог рассматривается в трех проекциях: в качестве индивида юношеского возраста, с присущими факторами риска для здоровья; как субъект образовательного процесса, испытывающий ряд негативных факторов социальной среды; как будущий педагог, который в перспективе должен быть носителем стандартов здорового образа жизни для обучающихся и иметь хорошее физическое, психическое и духовное здоровье.
Ключевые слова: здоровьеориентированное образование, учащаяся молодежь, будущий педагог, системно-личностный подход
В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Вместе с тем состояние здоровья поступающей в университет молодежи вызывает серьезную тревогу. Студенчество можно выделить как категорию населения с повышенными факторами риска. Этими факторами являются нервное перенапряжение и умственное утомление, хроническое нарушение режима труда и отдыха, режима питания и сна, курение, недостаточная двигательная активность, трудности проживания в общежитии. Данное положение обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, заложенных в образовательных стандартах и государственной образовательной и молодежной политики, что в свою очередь требует реализации в вузе здоровьеориентированного образования.
Здоровьеориентированное образование представляет собой педагогический процесс, способствующий укреплению здоровья обучающихся, формированию у них представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия, принятию и реализации ими ценностей здорового и безопасного образа жизни [1, 4, 8, 9].
Наложение целей формирования культуры здоровья на систему педагогического образования отражает его дуальный характер. Вуз должен создать условия для формирования культуры здорового образа жизни студентов-будущих педагогов как субъектов образовательного процесса в вузе. Выпускник, освоивший основную образовательную программу (ООП) по педагогическому образованию, уже в новой роли педагога как субъекта образовательного процесса в школе, призван формировать здоровый образа жизни школьников. От компетентности педагогов в сфере здоровьесбережения зависит, насколько школьники будут подготовлены к реализации здорового образа жизни, а также степень организации безопасного взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе. Именно эта дуалистичность отличает педагогическое образование от любого другого и обязывает искать новые подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров в данном направлении.
В связи с этим для современной образовательной практики актуальным является системно-личностный подход, позволяющий выявить и плодотворно использовать индивидные, личностные и субъектные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности по реализации здоровьесбережения. Системность – одна из ключевых характеристик личности. В психологии выделяют три уровня организации человека – личностных конструкта: биологический индивид, характеризующийся разнообразными биологическими потребностями; социальный индивид, способный осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения и личность, характеризующаяся способностью совершать выборы, строить свой жизненный путь, координировать поведение в системе отношений с окружением (Д.Б. Богоявленская, В.В. Столин). В акмеологической теории в единстве изучаются индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики человека для того, чтобы помочь ему в достижении социального и профессионального "акме", как высшей формы проявления системного качества человека (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина).
Системно-личностный подход как методология формирования культуры здоровья студента-будущего педагога определяет целостное изучение его психологических конструктов: как индивида юношеского возраста, с присущими ему социально-психологическими и психофизиологическими особенностями, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера; как личности, представителя учащейся молодежи, носителя системы ценностей и идеалов (вписан в социальную систему), определяющих его образ жизни; как субъекта образовательного процесса в вузе, будущего педагога, который в перспективе должен осуществлять профессиональную деятельность по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивать безопасность субъектов образования (учащихся и педагогов), быть носителем системы социальных, духовно-нравственных норм, эталонов здорового и безопасного образа жизни для учеников [5].
Особенности студенческого возраста (от 18 до 25 лет) заключаются в том, что психические функции и интеллект наиболее мобильны, подвержены наибольшим изменениям, и именно в студенческом возрасте люди наиболее восприимчивы к различным средствам воздействия. По мнению Б.Г. Ананьева (1968), этот возрастной этап характеризуется интенсивным развитием физического и умственного потенциала личности, повышением работоспособности и динамикой активной продуктивной (в том числе и учебной) деятельности. Этот период в социально-психологическом аспекте, как отмечает И.А. Зимняя (1999), отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В студенчестве довольно напряженно происходит формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности, устойчивого мировоззрения (Бондырева С.К., Гуткина Н.И., Мухина В.С., Столин В.В.). Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем способность юноши к сознательной регуляции своего поведения развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков (не развита антиципация), в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
С целью исследования тенденций здоровья и образа жизни учащейся молодежи, потребности молодежи в социально-образовательных услугах в области безопасности и здоровьесбережения, состояния здоровьесберегающей среды в вузе нами проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было опрошено 750 студентов Шуйского филиала ИвГУ.
Оценили свое здоровье как хорошее (никогда не болею, или болею очень редко, обычно хорошо себя чувствую) 46% опрошенных; столько же оценили свое здоровье как среднее (довольно часто болею или чувствую себя нездоровым (-ой)); и 8% – оценили как плохое (имею хроническое заболевание, постоянно плохо себя чувствую). Несмотря на то, что фактически все опрошенные нами студенты (96,9%) знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, только 60% из них оценивают свой образ жизни как здоровый. Среди факторов, которые не позволяют назвать образ жизни здоровым студентами названы: нерациональное питание (84%); гиподинамия (25%); употребление алкоголя (75%); курение (48%); конфликты (60%).
Полноценный учебный процесс в образовательном учреждении невозможен без создания здоровьесберегающей среды жизнедеятельности человека. Здоровьесберегающая среда является неотъемлемым компонентом любой образовательной программы образовательного учреждения. Она представляет собой функционирующую систему, обеспечивающую обучаемому адекватные условия развития его психофизических свойств, удовлетворяющую его потребность в двигательной и интеллектуальной активности [3, 6, 7]. Кроме того, существенной проблемой системы образования являются противоречия между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также противоречия между необходимостью в ходе обучения перерабатывать всё больший объём информации и ухудшающимся состоянием здоровья обучающихся.
Проведенный нами опрос показал, что около 21% студентов считают, что организация учебного процесса в вузе не позволяет сохранить здоровье. Учебная нагрузка, по мнению большинства студентов (80%), соответствует возможностям здоровья: 51% опрошенных отметили, что занимаются систематически, но времени хватает и на полноценный отдых и развлечения; 26% – что напряженность бывает только во время сессии, 20% – что учеба крайне напряженная, на отдых и развлечения времени почти не остается. К причинам, связанным с учебным процессом в вузе, ведущим к ухудшению здоровья, были отнесены следующие: содержание образования (большой по объему, трудный по содержанию, неудобный по структуре) (53,9%); личностные особенности преподавателей (32,7%); низкий уровень общей и педагогической культуры отдельных преподавателей (32,5%); организацию режима дня студентов (24,7%); личностные особенности студентов (15,2%).
Нами также было изучено мнение студентов о том, какие мероприятия по формированию здоровьесберегающей среды в вузе могут способствовать укреплению здоровья участников образовательного процесса. Около половины студентов к мероприятиям способствующим укреплению здоровья относят организацию физкультурно-оздоровительной работы и обучение основам здорового образа жизни; примерно треть опрошенных – организацию психологической службы и консультаций специалистов; чуть менее четверти – санаторно-курортное обеспечение.
Комплексным показателем здоровьеориентированного образования в вузе является самооценка студентами, полученных знаний и умений, уровня профессиональной подготовки в области здоровья. Так, больше половины опрошенных (58,5%) испытывают потребность в информации о социально-психологических закономерностях формирования здорового образа жизни, психолого-педагогических условиях и факторах, формирующих его, около трети (32,2%) – об основных принципах составления авторских систем педагогической деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий, каждый четвертый студент (25,3%) нуждается в дополнительной информации о нормативной базе охраны здоровья в образовательных учреждениях.
Характеризуя уровень практической подготовки в области здоровья, студенты отмечают, что низкий уровень ее развития. Подавляющее большинство опрошенных (87,6%) отмечают недостаточность навыков организации здоровьесберегающей и профилактической социально-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения. Каждый второй студент (53,1%) испытывает потребность в информации о методах оценки индивидуального здоровья. Около 45% из опрошенных студентов отмечают потребность в информации об алгоритме составления индивидуальной программы коррекции образа жизни.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости усиления здоровьеориентированного образования на всех этапах обучения студентов.
Формирование у студентов культуры здоровья диалектично взаимосвязано с их социальной активностью. Социальная активность в педагогике соотносится с понятием «общественная активность». В педагогическом словаре общественная активность понимается как «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он вы ступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально волевое качество личности» (Коджаспирова Г.М., 2005). Применительно к студенческой молодежи Г.П. Иванова и Э.Ф. Шакирова определяют социальную активность как устойчивое интегративное качество, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации [2].
Социальная практика представляет собой такой вид деятельности, в ходе которой студент принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в социальной (образовательной) среде.
Активность студентов, как субъектов здоровьеориентированного образования повышается при реализации следующих форм и методов: вовлечение в научно-исследовательскую работу по здоровьесберегающей тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих заданий (конкурс плакатов, стихов, сочинений); организация воспитательной работы, включающей мероприятия санитарно-просветительской и физкультурно-оздоровительной направленности; применение системы деловых игр в сфере формирования ЗОЖ и их апробация в ходе педагогической практики, а также самоактуализация учебной информации в процессе самооценки образа жизни и составление индивидуальных программ коррекции факторов риска. Отличительной чертой методов здоровьеориентированного образования является использование здоровьесберегающих технологий: предупреждение перегрузок памяти, способствующих стрессу, чередование видов учебной деятельности, обучение на фоне положительных эмоций, создание благоприятного психологического микроклимата в учебном процессе.
Одним из наиболее эффективных форм социальной практики является вовлечение студентов в волонтерскую деятельность, направленную на реализацию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Так в 2015-2016 годах преподавателями и студентами Шуйский филиал ИвГУ реализуется 2 социально-образовательных проекта. Первый проект "Мир движений – океан возможностей" реализуется при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на базе Шуйской коррекционной (специальной) школы-интерната VIII вида. Основная цель проекта – создание многопрофильной службы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта. В рамках реализации проекта будут использованы новые технологии и методики физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в основу которых положен личностно-ориентированный подход и индивидуальное сопровождение ребенка его «личным тренером» - тьютором из числа студентов. Особо значимыми мероприятиями проекта станут: праздник игры, спорта и творчества; проведение занятий с детьми и родителями «Безопасное колесо»; проведение занятий с детьми и родителями «Школа здоровья»; региональный физкультурно-оздоровительный семейный фестиваль народных видов спорта «Мир движений»; военно-спортивная игра «Зарница» и многое другое.
Второй проект “Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа” реализуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015». Цель проекта – способствовать развитию духовной безопасности и духовно-нравственной сферы студентов - будущих педагогов в процессе их личностно-профессионального становления при взаимодействии вуза с Русской Православной Церковью. Молодежь должна видеть уникальное своеобразие и особую роль РПЦ в становлении Российского государства, а также связывать с ней перспективы национального самосохранения и духовной безопасности. Семейные ценности, патриотизм, социальная активность должны стать для молодежи инструментом возвращения к традиционной ценностной системе. В рамках проекта будут разработаны и реализованы технологии развития духовной безопасности и духовно-нравственной сферы студентов-будущих педагогов с опорой на технологии развития социальной активности (в т.ч. волонтерства и добровольничества), а также методы этической беседы и морального дискурса. Благополучателями проекта выступают учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники школы-интерната, воспитанники дошкольных образовательных учреждений. Студентами будут проведены волонтерские акций и праздники, связанные с православными праздниками и памятными датами: «День трезвости», посвященный дню памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября); Рождественский фестиваль детского творчества "Рождественский подарок"; форум «Кирилло-Мефодиевские чтения», приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры - Дню святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских (24 мая); фестиваль «День семьи, любви и верности - День Петра и Февронии Муромских» (8 июля); «День здоровья», посвященный дню защиты детей (1 июня); «День милосердия» (утренник для детей с ОВЗ), посвященный Международному дню инвалидов (3 декабря); Детский фестиваль словесности «Грамотей», посвященный Дню Наума-Грамотника (14 декабря); Форум детского творчества «Пасхальный сувенир».
Таким образом, реализуемая системно-личностная модель здоровьеориентированного образования в вузе способствует последовательному переводу студентов из одного психологического состояния в другое за счет развития готовности к здоровьеформирующей деятельности с использованием всего спектра индивидных, личностных и профессиональных качеств.
Список литературы