16+

ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Aннотация

Рассматривается опыт создания и деятельности учебного заведения, ориентированного на решение проблем сохранения, восстановления и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса через образование.


Введение

К настоящему времени  признано   очевидным,  что с помощью только медицинской науки и базирующегося  на ее  основе здравоохранения невозможно достигнуть оптимального уровня  здоровья населения.  Напротив, несмотря на выдающиеся достижения медицины, ориентированные преимущественно на борьбу с патологией,  абсолютное число и удельный вес больных людей не уменьшается и даже возрастает. Широко известен   рост «болезней  цивилизации», нервно-психических  расстройств, ВИЧ-инфекции,  экологически зависимых  заболеваний, наркомании, врожденных пороков, патологии беременности.  Значительная доля детей  рождается  с отклонениями в состоянии здоровья. В школу они приходят в подавляющем большинстве уже нездоровыми; с годами патология накапливается и усугубляется. В итоге к окончанию школы до 90% учащихся имеют функциональные отклонения, пограничные состояния и хронические заболевания [1; 3; 5; 7; 8]. 

Низкий уровень здоровья, отягощенность патологией оказывают негативное  воздействие  на работоспособность  школьников,  их обучаемость, качество получаемого образования в целом.

Противоречия и проблемы, связанные с качеством здоровья и образования

На основании собственных исследований и данных литературы [1; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13] нами  были выявлены наиболее острые нерешенные проблемы обеспечения здоровья детей в процессе обучения, в результате которых возникли принципиальные противоречия между:

– наличием большого количества фактов, свидетельствующих о низком качестве здоровья субъектов образовательного процесса и недостаточным  анализом внешних и внутренних факторов педагогического процесса, влияющих на здоровье учащихся и педагогов;

– сложившейся в образовательной практике растущей учебной нагрузки учащихся и их реальными  психофизиологическими возможностями, что ведет к высокой «цене» образования за счет потери здоровья;

– потребностью общества в учителе, обладающем духовным и физическим здоровьем, и отсутствием условий, предупреждающих ухудшение его здоровья вследствие профессиональной деятельности;

– необходимостью сохранения здоровья детей в процессе обучения и реальным уровнем реализации принципов, методов, способов здоровьесбережения в педагогической деятельности.

Таким образом, проблема определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в личности, обладающей полноценным психическим и физическим здоровьем, и неэффективностью ее формирования в традиционной системе образования в результате недостаточной теоретической и практической разработанности путей эффективного формирования индивидуального здоровья  как педагогов, так и учащихся, непонимания руководителями образования и составителями программ и стандартов истинной ценности здоровья и устаревшей ориентации педагогического сообщества на здорового ребенка, которая не соответствует существующей ситуации крайне низкого уровня здоровья обучающихся. Следовательно, необходим активный поиск новых подходов к обеспечению здоровья субъектов образовательного процесса и разработка на их основе эффективных методов здоровьесбережения.

Одним из перспективных направлений признано достижение здоровья через образование. Установлена достоверная обусловленность здоровья человека образом его жизни, стилем поведения [2; 3; 7; 9]. Все основные факторы риска имеют поведенческую основу. Поведение – это социальная, психолого-педагогическая категория,  тесно связанная с мотивацией, которая формируется в процессе образования воспитанием. Это позволяет рассматривать формирование здоровья педагогическими средствами  как самостоятельное направление научно-практической деятельности в системе образования [1; 3; 6; 7; 13]. В этой связи важнейшей задачей  является разработка стратегии, принципов и методов формирования здоровья подрастающего поколения  непосредственно в процессе обучения. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее успешно может быть исследована и апробирована в рамках экспериментального общеобразовательного учреждения, которое целесообразно назвать «Школой формирования здоровья».  Коль скоро здоровье преимущественно (на 50 и более процентов) зависит от образа жизни, главные усилия в школе необходимо сосредоточить на обучении здоровью, на воспитании  отношения к нему как к высшей ценности для человека, на формировании здорового образа жизни  в качестве важного аспекта  мировоззрения ХХI века.

Цель, задачи, направления  исследования

Цель: разработка и реализация модели школы формирования здоровья  как образовательно-досугового центра микрорайона, обеспечивающего гармоничное становление личности, формирование оптимального физического, психического и социального развития учащихся.

Основные задачи:

1.     Разработать и внедрить в процесс учебной и внеучебной деятельности комплексную систему мотивации сохранения и укрепления здоровья.

2.     Создать здоровьесберегающие, здоровьеформирующие условия обучения, социальной деятельности, досуга и показать закономерности влияния оптимально организованной внутришкольной и внешкольной среды на формирование здоровья и потребности в здоровом образе жизни учащихся.

3.     Организовать обучение здоровью по междисциплинарной образовательной  программе «Здоровье», адаптированной к особенностям учебно-воспитательного процесса и социально-досуговой деятельности образовательной организации.

4.     Разработать и внедрить организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса и социально-досуговой деятельности на основе принципов и методов здоровьесбережения и  здоровьеформирования.

5.     Разработать теоретическую основу, определить содержание и форму модели  школы формирования здоровья как комплексного образовательно-досугового центра микрорайона.

6.     Оценить эффективность деятельности школы формирования здоровья и обосновать целесообразность внедрения данной модели в систему образования.

Для реализации поставленных задач нами был подготовлен проект, предусматривающий  разработку модели инновационного учреждения «Школа формирования здоровья в структуре образовательно-досугового центра микрорайона» на базе МОУ № 57 г. Тюмени.

Были определены следующие направления работы:

-         оптимизация учебно-воспитательного процесса и социально-досуговой деятельности на основе принципов и методов здоровьесбережения;

-         обогащение содержания предметов школьного курса знаниями о путях и средствах достижения здоровья;

-         создание пакета программ, обеспечивающих реализацию обучения детей здоровью, формирования здорового образа жизни, профилактики девиантного поведения;

-         мониторинг состояния здоровья учащихся, учителей и комплексное их оздоровление в рамках реализации школьных программ «Здоровье учащихся», «Здоровье учителей и сотрудников»;

-         включение обучающихся в различные звенья реализации проекта;

-         организация системы повышения квалификации педагогов, воспитателей и других сотрудников по проблемам формирования здоровья участников образовательного процесса;

-         создание системы работы с родителями по совместной реализации программ формирования и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.

Результаты исследования и их обсуждение

Администрацией образовательной организацией были приняты определённые управленческие решения и проведены организационные преобразования.

1. Разработано положение о службе здоровья образовательного учреждения.

2. Сформирован школьный Совет здоровья, в состав которого, кроме разработчиков проекта, были включены  руководители структурных подразделений школы, наиболее квалифицированные и авторитетные учителя, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-воспитатели, учащиеся, родители. Возглавил Совет директор школы, его заместителем был назначен координатор – ответственный специалист по координации инновационной деятельности (врач-педиатр). Школьный Совет здоровья  осуществлял научно-методическую и опытно-экспериментальную работу по поиску, разработкам и внедрению новых педагогических здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий, организации образовательного процесса, социальной деятельности и досуга учащихся, координировал, анализировал и обобщал работу по всем направлениям реализации проекта.

2. В штат школы введены должности педагогических работников для  воспитательной деятельности здоровьеформирующей  направленности в учебное и досуговое время. Проведена дополнительная работа по приведению в соответствие с требованиями СанПиНов состояния школьной среды.

3. Созданы кабинет здоровья и библиотека здоровья.

4. Оформлен паспорт здоровья школы и паспорт здоровья каждого класса.

С целью внедрения педагогики здоровья в образовательный процесс налажено систематическое повышение квалификации педагогов по проблемам формирования здоровья участников образовательного процесса. Обучающие семинары были посвящены разной тематике:

-         здоровье учителя как фактор, обусловливающий качество образования;

-         реализация дидактических возможностей здоровьесберегающих технологий обучения;

-         психологические основы мотивации учащихся к усвоению программы «Здоровье»; 

-         возможности повышения воспитательного потенциала урока в целях реализации здоровьесберегающих подходов;

-         оценочная деятельность учителя на уроках в условиях применения здоровьесберегающих технологий;

-         мотивация учебной деятельности как необходимое условие здоровьесберегающего подхода к обучению.

Проведена большая работа среди педагогического коллектива по организации преподавания основ здоровья  по междисциплинарной образовательной программе «Здоровье».  Разработаны  варианты интеграции тем междисциплинарной образовательной программы «Здоровье» в различные предметы учебного плана: биологию, географию, ОБЖ, обществознание, физику, информатику, технологию. Реализован здоровьесберегающий подход к организации учебного процесса через научно обоснованное расписание учебных занятий, гибкую структуру урока в соответствии со спецификой учебного материала и особенностями класса,  создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения.

Оптимизирован двигательный режим, в частности, гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на больших переменах, занятия физической культурой в объеме 3-х часов в неделю для учащихся 1–9 классов и 4 часов в неделю для учащихся 10–11 классов. Физическое воспитание учащихся 9–11 классов организовано по интересам, создано 12 групп по видам спорта: баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, футбол, ОФП, плавание.

Было организовано определение уровня школьной зрелости, изучение процесса адаптации первоклассников к обучению и коррекционно-развивающая работа с ними, консультирование учителей и родителей с выдачей практических рекомендаций по решению проблемы каждого обучающегося

Учебный процесс был сопряжен с оздоровительными блоками: физкультминутками, глазодвигательной гимнастикой, динамическими часами на свежем воздухе, уроками ритмики, а также включал элементы фито-, аромо- и аэроионопрофилактики.

В среднем и старшем звене проводилось исследование процессов адаптации учащихся к обучению, выявление групп «риска».

Коррекционно-реабилитационная работа с учащимися классов выравнивания и коррекции включала разработку программ психолого-педагогического сопровождения, анализ состояния здоровья, консультации невропатолога и клинического психолога, психологическое тестирование, тренинги.

Одна из важнейших задач – создание условий для формирования здоровья учащихся во внеучебное время. С этой целью была введена должность организатора внеклассной работы. Налажено взаимодействие педагогов, общественности и родителей в организации социально-досуговой деятельности школьников.

Материальная база школы позволяла еженедельно проводить дни здоровья для учащихся начальных классов. Для школьников среднего и старшего звена дополнительно  использовались спортивные  базы заводов электромеханического и «Нефтемаш».

Организовано участие школьников в работе кружков и других внеклассных объединений.

Социально-психолого-педагогической службой проводилась работа по профилактике девиантного поведения. Выявлялись учащиеся, склонные к нарушениям дисциплины, выяснялись причины отклоняющегося поведения, составлялся психологический портрет личности, на основании чего разрабатывались программы для педагогов по работе с проблемными детьми. Проводились акции совместно с областным наркодиспансером «Мы против наркотиков», встречи  со специалистами кожно-венерологического диспансера, с инспекторами ГБДД. Эффективность работы с «трудными» учащимися подтверждалась снижением случаев девиантного поведения.

Модель школы нового типа предполагает обеспечение здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей. Комплексное исследование особенностей здоровья учителей МОУ № 57 показало, что педагоги имели низкий уровень здоровья.

Для решения указанной проблемы в школе  была разработана  программа «Профессиональное здоровье учителя»,  в рамках которой происходила реализация процедуры развития культуры здоровья педагогов [5]. Эта процедура  представляет собой непрерывное валеолого-психолого-педагогическое образование, включающее актуализацию и активизацию внутренних ресурсов педагогов: а) формирование ценностного отношения педагогов к деятельности по сохранению и развитию как собственного здоровья, так и здоровья воспитанников через осмысление филогенетического опыта человечества и национальных традиций России в вопросах здоровьеобеспечения; б) осознание педагогами своей здоровьесозидающей миссии посредством механизма эмоционально-ценностной рефлексии и герменевтической интерпретации при обращении к идеалам и ценностям учительской профессии, присутствующим в профессиональном сознании педагогов; в) созидания в сознании педагогов позитивного образа собственного «Я» и достижения ими психоэмоционального благополучия с использованием методов и приемов психотехнологий; г) освоения учителями методов и приемов сохранения и развития и собственного здоровья и здоровья обучающихся.

В программе «Профессиональное здоровье учителя» предусматривалось функционирование диагностического, организационного, рекреационно-оздоровительного, информационно-познавательного и социально-психологического модулей.

В процессе реализации диагностического модуля исследовались представления педагогов о смыслах жизни и профессиональной деятельности, ценности здоровья и ведении ими здорового образа жизни, изучалось психосоматическое здоровье педагогов.

В рамках организационного модуля  планировалась, организовывалась и осуществлялась поддержка всей здоровьесозидающей деятельности  педагогов (ЗСД) посредством материального, кадрового, научно-методического и финансового обеспечения.

При реализации рекреационно-оздоровительного модуля осуществлялись психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов, совершенствованию их коммуникативной компетентности посредством социально-психологических тренингов и других форм групповой и индивидуальной работы – клинического интервьюирования, бесед с применением приемов позитивной и когнитивной психотерапии, креативной визуализации. В связи с высокой распространенностью психосоматических заболеваний среди членов педагогического коллектива  было проведено углубленное медицинское обследование педагогов на базе поликлиник, разработаны и осуществлены реабилитационные мероприятия с привлечением фармакотерапии, гомеопатии, комплекса ЛФК, приемов дыхательной гимнастики, рефлексотерапии, массажа.

В рамках информационно-познавательного модуля происходило формирование у педагогов ценностного отношения к собственному здоровью с акцентом на когнитивных и мотивационно-побудительных аспектах структуры личности. Работа по мотивации ЗСД включала: информирование о проблемах в состоянии здоровья обучающихся, убеждение педагогов в значимости реализации ЗСД в практике обучения и воспитания школьников, раскрытие роли их собственного примера в организации здорового образа жизни как образца для воспитанников, вооружение учителей знаниями и способами ЗСД.  Формирование мотивации быть «учителем здоровья» осуществлялось в рамках всех школьных предметов через освоение и использование педагогами защитно-профилактических, компенсаторно-нейтрализующих, стимулирующих и  информационно-обучающих методов и приемов. Последние вводились  с учетом возраста детей: если в начальной школе ведущими являлись традиционный урок и игровые технологии, то в среднем звене  шире использовались диалоговые (беседы, индивидуальные консультации), а в старших классах – вузовские технологии обучения (лекция, семинар, участие в исследовательской деятельности и конференциях по проблемам здоровья).

На специализированных педагогических советах, лекциях, обучающих семинарах, в работе круглых столов, педагогических мастерских, в индивидуальных беседах рассматривались вопросы соотноше­ния целей и средств  ЗСД, способов и путей реализации теоретических знаний на практике, проводилось обу­чение педагогов проектированию, целеполаганию, планиро­ванию собственной деятельности по созиданию здоровья обучающихся, осуществлялось совместное обсуждение результа­тов ЗСД.

Социально-психологический модуль включал деятельность школьной администрации по: рациональному распределению обязанностей и ответственности между коллегами; созданию благоприятного психологического климата в коллективе, установки на сотрудничество, своевременное и конструктивное разрешение конфликтов;  обеспечению возможности профессионального роста, повышения квалификации, обмена опытом, общения с коллегами из других школ и регионов; обучению педагогов навыкам рационального планирования и использования рабочего времени; активному привлечению к делам школы родителей воспитанников с целью освобождения учителей от лишних функций и обязанностей; регулярному материальному и моральному поощрению педагогов.

Важным звеном реализации проекта являлась работа с родителями по формированию культуры здоровья семьи [8]. Проводились родительские конференции «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», совместные  досуговые классные мероприятия:  «Дни здоровья», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», диспуты; совместная (учащиеся, родители, педагоги)  деятельность по организации здорового образа жизни в семье и школе,  участие в работе  Совета здоровья школы. 

Участие в реализации проекта модели школы формирования здоровья послужило для учителей  стимулом  к творческой  активности. Педагогами, на основе полученного в ходе эксперимента личного опыта, были подготовлены и изданы методические  рекомендации и учебные пособия: «Формирование  культуры здоровья  школьников в воспитательной деятельности учителя»,  «Здоровьесберегающие технологии на уроках  физики», «Формирование  здоровья детей в процессе изучения предмета «Технология», «Способы и методы сохранения здоровья школьника в условиях  семьи», «Роль внеучебной деятельности в воспитании здорового образа жизни учащихся общеобразовательного учреждения», «Школьная  библиотека здоровья» и др.

 

Заключение

 

Итоговый анализ эффективности реализации проекта позволил выявить следующие закономерности. В период проведения эксперимента наблюдалось устойчивое повышение индекса здоровья учащихся. При этом увеличение доли  здоровых детей сопровождалось улучшением показателей их физической подготовленности. Одновременно отмечалось снижение соматической, инфекционной заболеваемости и травматизма,  уменьшение количества детей с пониженным зрением, нарушениями осанки, функциональными отклонениями. Указанная  динамика показателей  имеет высокую степень статистической достоверности (Р<0,01 – 0,001). Важно отметить, что на фоне указанных позитивных  сдвигов, а вполне возможно, что вследствие их, – повысились показатели общей успеваемости и  социальной  активности    учащихся.

В результате реализации комплекса мероприятий программы «Профессиональное здоровье учителя»  отмечалось: 1) формирование у педагогов позитивного образа собственного «Я» в профессиональном сознании; 2) нормализация самочувствия (уменьшение интенсивности признаков эмоционального выгорания и вегетосоматических симптомов)  и сокращение обострений хронических заболеваний (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, остеохондроза и др.); 3) выстраивание каждым учителем  собственного пути по сохранению индивидуального здоровья и применение авторских методов и способов здоровьесозидающей деятельности.

В результате проведенной работы сформулированы теоретические основы и впервые в условиях Тюменского региона разработана и апробирована модель школы формирования здоровья как образовательно-досугового центра микрорайона. При этом впервые в комплекс исследований включена разработка научно-практических мероприятий по обеспечению здоровья не только детей, но и педагогов и родителей как участников образовательного процесса. Впервые исследованы возможности  и предложены варианты использования досугового времени учащихся в целях сохранения и укрепления их физического, психического и  социального здоровья.

Анализ результатов эксперимента показал, что предлагаемый  научно-практический подход к решению проблем обеспечения здоровья детей в процессе обучения является эффективным и может быть рекомендован для внедрения в учреждениях  системы образования.

 

Список литературы

  1. Голиков Н.А. Школа здоровья (из опыта начальной школы валеологической направленности). Тюмень: Вектор Бук, 2000. 248 с.
  2. Дыхан Л.Б. Культура здоровья и здорового образа жизни. Росто-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. 59 с.
  3. Ирхин В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. … докт. пед. наук (13.00.01). Барнаул, 2002. 283 с.
  4. Ле-ван Т.Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3. URL: http://www.science-education.ru/103-6398.
  5. Малярчук Н.Н.  Здоровьесозидающая деятельность педагогов // Педагогика. 2009. № 1. С. 55-59.
  6. Малярчук Н. Н.  Проблемы сохранения здоровья  детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №9. С.71-82.
  7. Чимаров В.М. и др. Формирование здоровья детей в норме и при задержке роста в онтогенезе.  Монография. Москва-Тюмень, 2004. 320 с.
  8. Чимаров В.М., Левитина Е.В. Особенности состояния здоровья детей в Тюменском  регионе. Монография (в 2 томах). Том 1. Тюмень, 2008. 264  с.
  9. Щедрина А.Г. Научные основы формирования здорового образа жизни  детей и подростков. Монография. Новосибирск. 2014. 223  с.
  10. Bengel J  et al. What  kceps people  healthu? The  current state  of  discussion and  the relevance  of  Antonovsky*s  Salutogenic   model of health. 2002.
  11. Glanz Karen, Barbara K. Rimer, Frances Marcus Lewis. Health Behavior and Health Education: Theory, Research, and Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 2002.
  12. Griffiths W. Health Education Definitions, Problems, and Philosophies // Health Education Monographs. 1972. № 31. Р.12-14.
  13. School Health. A Guide for Health  Professionals. Amerikan Akademy of  Pediatrics. 1997.