ШКОЛА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Aннотация
Рассматривается опыт создания и деятельности учебного заведения, ориентированного на решение проблем сохранения, восстановления и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса через образование.
Ключевые слова: формирование здоровья, субъекты образовательного процесс, здоровье через образование
Введение
К настоящему времени признано очевидным, что с помощью только медицинской науки и базирующегося на ее основе здравоохранения невозможно достигнуть оптимального уровня здоровья населения. Напротив, несмотря на выдающиеся достижения медицины, ориентированные преимущественно на борьбу с патологией, абсолютное число и удельный вес больных людей не уменьшается и даже возрастает. Широко известен рост «болезней цивилизации», нервно-психических расстройств, ВИЧ-инфекции, экологически зависимых заболеваний, наркомании, врожденных пороков, патологии беременности. Значительная доля детей рождается с отклонениями в состоянии здоровья. В школу они приходят в подавляющем большинстве уже нездоровыми; с годами патология накапливается и усугубляется. В итоге к окончанию школы до 90% учащихся имеют функциональные отклонения, пограничные состояния и хронические заболевания [1; 3; 5; 7; 8].
Низкий уровень здоровья, отягощенность патологией оказывают негативное воздействие на работоспособность школьников, их обучаемость, качество получаемого образования в целом.
Противоречия и проблемы, связанные с качеством здоровья и образования
На основании собственных исследований и данных литературы [1; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13] нами были выявлены наиболее острые нерешенные проблемы обеспечения здоровья детей в процессе обучения, в результате которых возникли принципиальные противоречия между:
– наличием большого количества фактов, свидетельствующих о низком качестве здоровья субъектов образовательного процесса и недостаточным анализом внешних и внутренних факторов педагогического процесса, влияющих на здоровье учащихся и педагогов;
– сложившейся в образовательной практике растущей учебной нагрузки учащихся и их реальными психофизиологическими возможностями, что ведет к высокой «цене» образования за счет потери здоровья;
– потребностью общества в учителе, обладающем духовным и физическим здоровьем, и отсутствием условий, предупреждающих ухудшение его здоровья вследствие профессиональной деятельности;
– необходимостью сохранения здоровья детей в процессе обучения и реальным уровнем реализации принципов, методов, способов здоровьесбережения в педагогической деятельности.
Таким образом, проблема определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в личности, обладающей полноценным психическим и физическим здоровьем, и неэффективностью ее формирования в традиционной системе образования в результате недостаточной теоретической и практической разработанности путей эффективного формирования индивидуального здоровья как педагогов, так и учащихся, непонимания руководителями образования и составителями программ и стандартов истинной ценности здоровья и устаревшей ориентации педагогического сообщества на здорового ребенка, которая не соответствует существующей ситуации крайне низкого уровня здоровья обучающихся. Следовательно, необходим активный поиск новых подходов к обеспечению здоровья субъектов образовательного процесса и разработка на их основе эффективных методов здоровьесбережения.
Одним из перспективных направлений признано достижение здоровья через образование. Установлена достоверная обусловленность здоровья человека образом его жизни, стилем поведения [2; 3; 7; 9]. Все основные факторы риска имеют поведенческую основу. Поведение – это социальная, психолого-педагогическая категория, тесно связанная с мотивацией, которая формируется в процессе образования воспитанием. Это позволяет рассматривать формирование здоровья педагогическими средствами как самостоятельное направление научно-практической деятельности в системе образования [1; 3; 6; 7; 13]. В этой связи важнейшей задачей является разработка стратегии, принципов и методов формирования здоровья подрастающего поколения непосредственно в процессе обучения. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее успешно может быть исследована и апробирована в рамках экспериментального общеобразовательного учреждения, которое целесообразно назвать «Школой формирования здоровья». Коль скоро здоровье преимущественно (на 50 и более процентов) зависит от образа жизни, главные усилия в школе необходимо сосредоточить на обучении здоровью, на воспитании отношения к нему как к высшей ценности для человека, на формировании здорового образа жизни в качестве важного аспекта мировоззрения ХХI века.
Цель, задачи, направления исследования
Цель: разработка и реализация модели школы формирования здоровья как образовательно-досугового центра микрорайона, обеспечивающего гармоничное становление личности, формирование оптимального физического, психического и социального развития учащихся.
Основные задачи:
1. Разработать и внедрить в процесс учебной и внеучебной деятельности комплексную систему мотивации сохранения и укрепления здоровья.
2. Создать здоровьесберегающие, здоровьеформирующие условия обучения, социальной деятельности, досуга и показать закономерности влияния оптимально организованной внутришкольной и внешкольной среды на формирование здоровья и потребности в здоровом образе жизни учащихся.
3. Организовать обучение здоровью по междисциплинарной образовательной программе «Здоровье», адаптированной к особенностям учебно-воспитательного процесса и социально-досуговой деятельности образовательной организации.
4. Разработать и внедрить организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса и социально-досуговой деятельности на основе принципов и методов здоровьесбережения и здоровьеформирования.
5. Разработать теоретическую основу, определить содержание и форму модели школы формирования здоровья как комплексного образовательно-досугового центра микрорайона.
6. Оценить эффективность деятельности школы формирования здоровья и обосновать целесообразность внедрения данной модели в систему образования.
Для реализации поставленных задач нами был подготовлен проект, предусматривающий разработку модели инновационного учреждения «Школа формирования здоровья в структуре образовательно-досугового центра микрорайона» на базе МОУ № 57 г. Тюмени.
Были определены следующие направления работы:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса и социально-досуговой деятельности на основе принципов и методов здоровьесбережения;
- обогащение содержания предметов школьного курса знаниями о путях и средствах достижения здоровья;
- создание пакета программ, обеспечивающих реализацию обучения детей здоровью, формирования здорового образа жизни, профилактики девиантного поведения;
- мониторинг состояния здоровья учащихся, учителей и комплексное их оздоровление в рамках реализации школьных программ «Здоровье учащихся», «Здоровье учителей и сотрудников»;
- включение обучающихся в различные звенья реализации проекта;
- организация системы повышения квалификации педагогов, воспитателей и других сотрудников по проблемам формирования здоровья участников образовательного процесса;
- создание системы работы с родителями по совместной реализации программ формирования и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
Результаты исследования и их обсуждение
Администрацией образовательной организацией были приняты определённые управленческие решения и проведены организационные преобразования.
1. Разработано положение о службе здоровья образовательного учреждения.
2. Сформирован школьный Совет здоровья, в состав которого, кроме разработчиков проекта, были включены руководители структурных подразделений школы, наиболее квалифицированные и авторитетные учителя, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги-воспитатели, учащиеся, родители. Возглавил Совет директор школы, его заместителем был назначен координатор – ответственный специалист по координации инновационной деятельности (врач-педиатр). Школьный Совет здоровья осуществлял научно-методическую и опытно-экспериментальную работу по поиску, разработкам и внедрению новых педагогических здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий, организации образовательного процесса, социальной деятельности и досуга учащихся, координировал, анализировал и обобщал работу по всем направлениям реализации проекта.
2. В штат школы введены должности педагогических работников для воспитательной деятельности здоровьеформирующей направленности в учебное и досуговое время. Проведена дополнительная работа по приведению в соответствие с требованиями СанПиНов состояния школьной среды.
3. Созданы кабинет здоровья и библиотека здоровья.
4. Оформлен паспорт здоровья школы и паспорт здоровья каждого класса.
С целью внедрения педагогики здоровья в образовательный процесс налажено систематическое повышение квалификации педагогов по проблемам формирования здоровья участников образовательного процесса. Обучающие семинары были посвящены разной тематике:
- здоровье учителя как фактор, обусловливающий качество образования;
- реализация дидактических возможностей здоровьесберегающих технологий обучения;
- психологические основы мотивации учащихся к усвоению программы «Здоровье»;
- возможности повышения воспитательного потенциала урока в целях реализации здоровьесберегающих подходов;
- оценочная деятельность учителя на уроках в условиях применения здоровьесберегающих технологий;
- мотивация учебной деятельности как необходимое условие здоровьесберегающего подхода к обучению.
Проведена большая работа среди педагогического коллектива по организации преподавания основ здоровья по междисциплинарной образовательной программе «Здоровье». Разработаны варианты интеграции тем междисциплинарной образовательной программы «Здоровье» в различные предметы учебного плана: биологию, географию, ОБЖ, обществознание, физику, информатику, технологию. Реализован здоровьесберегающий подход к организации учебного процесса через научно обоснованное расписание учебных занятий, гибкую структуру урока в соответствии со спецификой учебного материала и особенностями класса, создание благоприятной психологической атмосферы в процессе обучения.
Оптимизирован двигательный режим, в частности, гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на больших переменах, занятия физической культурой в объеме 3-х часов в неделю для учащихся 1–9 классов и 4 часов в неделю для учащихся 10–11 классов. Физическое воспитание учащихся 9–11 классов организовано по интересам, создано 12 групп по видам спорта: баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, футбол, ОФП, плавание.
Было организовано определение уровня школьной зрелости, изучение процесса адаптации первоклассников к обучению и коррекционно-развивающая работа с ними, консультирование учителей и родителей с выдачей практических рекомендаций по решению проблемы каждого обучающегося
Учебный процесс был сопряжен с оздоровительными блоками: физкультминутками, глазодвигательной гимнастикой, динамическими часами на свежем воздухе, уроками ритмики, а также включал элементы фито-, аромо- и аэроионопрофилактики.
В среднем и старшем звене проводилось исследование процессов адаптации учащихся к обучению, выявление групп «риска».
Коррекционно-реабилитационная работа с учащимися классов выравнивания и коррекции включала разработку программ психолого-педагогического сопровождения, анализ состояния здоровья, консультации невропатолога и клинического психолога, психологическое тестирование, тренинги.
Одна из важнейших задач – создание условий для формирования здоровья учащихся во внеучебное время. С этой целью была введена должность организатора внеклассной работы. Налажено взаимодействие педагогов, общественности и родителей в организации социально-досуговой деятельности школьников.
Материальная база школы позволяла еженедельно проводить дни здоровья для учащихся начальных классов. Для школьников среднего и старшего звена дополнительно использовались спортивные базы заводов электромеханического и «Нефтемаш».
Организовано участие школьников в работе кружков и других внеклассных объединений.
Социально-психолого-педагогической службой проводилась работа по профилактике девиантного поведения. Выявлялись учащиеся, склонные к нарушениям дисциплины, выяснялись причины отклоняющегося поведения, составлялся психологический портрет личности, на основании чего разрабатывались программы для педагогов по работе с проблемными детьми. Проводились акции совместно с областным наркодиспансером «Мы против наркотиков», встречи со специалистами кожно-венерологического диспансера, с инспекторами ГБДД. Эффективность работы с «трудными» учащимися подтверждалась снижением случаев девиантного поведения.
Модель школы нового типа предполагает обеспечение здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей. Комплексное исследование особенностей здоровья учителей МОУ № 57 показало, что педагоги имели низкий уровень здоровья.
Для решения указанной проблемы в школе была разработана программа «Профессиональное здоровье учителя», в рамках которой происходила реализация процедуры развития культуры здоровья педагогов [5]. Эта процедура представляет собой непрерывное валеолого-психолого-педагогическое образование, включающее актуализацию и активизацию внутренних ресурсов педагогов: а) формирование ценностного отношения педагогов к деятельности по сохранению и развитию как собственного здоровья, так и здоровья воспитанников через осмысление филогенетического опыта человечества и национальных традиций России в вопросах здоровьеобеспечения; б) осознание педагогами своей здоровьесозидающей миссии посредством механизма эмоционально-ценностной рефлексии и герменевтической интерпретации при обращении к идеалам и ценностям учительской профессии, присутствующим в профессиональном сознании педагогов; в) созидания в сознании педагогов позитивного образа собственного «Я» и достижения ими психоэмоционального благополучия с использованием методов и приемов психотехнологий; г) освоения учителями методов и приемов сохранения и развития и собственного здоровья и здоровья обучающихся.
В программе «Профессиональное здоровье учителя» предусматривалось функционирование диагностического, организационного, рекреационно-оздоровительного, информационно-познавательного и социально-психологического модулей.
В процессе реализации диагностического модуля исследовались представления педагогов о смыслах жизни и профессиональной деятельности, ценности здоровья и ведении ими здорового образа жизни, изучалось психосоматическое здоровье педагогов.
В рамках организационного модуля планировалась, организовывалась и осуществлялась поддержка всей здоровьесозидающей деятельности педагогов (ЗСД) посредством материального, кадрового, научно-методического и финансового обеспечения.
При реализации рекреационно-оздоровительного модуля осуществлялись психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов, совершенствованию их коммуникативной компетентности посредством социально-психологических тренингов и других форм групповой и индивидуальной работы – клинического интервьюирования, бесед с применением приемов позитивной и когнитивной психотерапии, креативной визуализации. В связи с высокой распространенностью психосоматических заболеваний среди членов педагогического коллектива было проведено углубленное медицинское обследование педагогов на базе поликлиник, разработаны и осуществлены реабилитационные мероприятия с привлечением фармакотерапии, гомеопатии, комплекса ЛФК, приемов дыхательной гимнастики, рефлексотерапии, массажа.
В рамках информационно-познавательного модуля происходило формирование у педагогов ценностного отношения к собственному здоровью с акцентом на когнитивных и мотивационно-побудительных аспектах структуры личности. Работа по мотивации ЗСД включала: информирование о проблемах в состоянии здоровья обучающихся, убеждение педагогов в значимости реализации ЗСД в практике обучения и воспитания школьников, раскрытие роли их собственного примера в организации здорового образа жизни как образца для воспитанников, вооружение учителей знаниями и способами ЗСД. Формирование мотивации быть «учителем здоровья» осуществлялось в рамках всех школьных предметов через освоение и использование педагогами защитно-профилактических, компенсаторно-нейтрализующих, стимулирующих и информационно-обучающих методов и приемов. Последние вводились с учетом возраста детей: если в начальной школе ведущими являлись традиционный урок и игровые технологии, то в среднем звене шире использовались диалоговые (беседы, индивидуальные консультации), а в старших классах – вузовские технологии обучения (лекция, семинар, участие в исследовательской деятельности и конференциях по проблемам здоровья).
На специализированных педагогических советах, лекциях, обучающих семинарах, в работе круглых столов, педагогических мастерских, в индивидуальных беседах рассматривались вопросы соотношения целей и средств ЗСД, способов и путей реализации теоретических знаний на практике, проводилось обучение педагогов проектированию, целеполаганию, планированию собственной деятельности по созиданию здоровья обучающихся, осуществлялось совместное обсуждение результатов ЗСД.
Социально-психологический модуль включал деятельность школьной администрации по: рациональному распределению обязанностей и ответственности между коллегами; созданию благоприятного психологического климата в коллективе, установки на сотрудничество, своевременное и конструктивное разрешение конфликтов; обеспечению возможности профессионального роста, повышения квалификации, обмена опытом, общения с коллегами из других школ и регионов; обучению педагогов навыкам рационального планирования и использования рабочего времени; активному привлечению к делам школы родителей воспитанников с целью освобождения учителей от лишних функций и обязанностей; регулярному материальному и моральному поощрению педагогов.
Важным звеном реализации проекта являлась работа с родителями по формированию культуры здоровья семьи [8]. Проводились родительские конференции «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», совместные досуговые классные мероприятия: «Дни здоровья», соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», диспуты; совместная (учащиеся, родители, педагоги) деятельность по организации здорового образа жизни в семье и школе, участие в работе Совета здоровья школы.
Участие в реализации проекта модели школы формирования здоровья послужило для учителей стимулом к творческой активности. Педагогами, на основе полученного в ходе эксперимента личного опыта, были подготовлены и изданы методические рекомендации и учебные пособия: «Формирование культуры здоровья школьников в воспитательной деятельности учителя», «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики», «Формирование здоровья детей в процессе изучения предмета «Технология», «Способы и методы сохранения здоровья школьника в условиях семьи», «Роль внеучебной деятельности в воспитании здорового образа жизни учащихся общеобразовательного учреждения», «Школьная библиотека здоровья» и др.
Заключение
Итоговый анализ эффективности реализации проекта позволил выявить следующие закономерности. В период проведения эксперимента наблюдалось устойчивое повышение индекса здоровья учащихся. При этом увеличение доли здоровых детей сопровождалось улучшением показателей их физической подготовленности. Одновременно отмечалось снижение соматической, инфекционной заболеваемости и травматизма, уменьшение количества детей с пониженным зрением, нарушениями осанки, функциональными отклонениями. Указанная динамика показателей имеет высокую степень статистической достоверности (Р<0,01 – 0,001). Важно отметить, что на фоне указанных позитивных сдвигов, а вполне возможно, что вследствие их, – повысились показатели общей успеваемости и социальной активности учащихся.
В результате реализации комплекса мероприятий программы «Профессиональное здоровье учителя» отмечалось: 1) формирование у педагогов позитивного образа собственного «Я» в профессиональном сознании; 2) нормализация самочувствия (уменьшение интенсивности признаков эмоционального выгорания и вегетосоматических симптомов) и сокращение обострений хронических заболеваний (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, остеохондроза и др.); 3) выстраивание каждым учителем собственного пути по сохранению индивидуального здоровья и применение авторских методов и способов здоровьесозидающей деятельности.
В результате проведенной работы сформулированы теоретические основы и впервые в условиях Тюменского региона разработана и апробирована модель школы формирования здоровья как образовательно-досугового центра микрорайона. При этом впервые в комплекс исследований включена разработка научно-практических мероприятий по обеспечению здоровья не только детей, но и педагогов и родителей как участников образовательного процесса. Впервые исследованы возможности и предложены варианты использования досугового времени учащихся в целях сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья.
Анализ результатов эксперимента показал, что предлагаемый научно-практический подход к решению проблем обеспечения здоровья детей в процессе обучения является эффективным и может быть рекомендован для внедрения в учреждениях системы образования.
Список литературы