ВСЕРОССИЙСКИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Aннотация
С целью развития единого здоровьеформирующего образовательного пространства Российской Федерации и повышения уровня компетентности работников образования в организации здоровьеориентированной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации провело обучение педагогов и административных работников системы образования на курсах повышения квалификации по тематике «Тьюторы здорового образа жизни», где тьюторство позиционировалось как одна из профессиональных функций каждого педагога, которая базируется на индивидуализации образования, помощи обучающимся в разработке и реализации индивидуальных траекторий развития ресурсов здоровья. Исполнителем проекта выступил Институт медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов при партнерстве с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом, Белгородским институтом развития образования, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Тюменским государственным университетом, Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, здоровьеориентированная деятельность, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, тьютор здорового образа жизни, дистанционные образовательные технологии, здоровьеориентированная личностная позиция
В контексте государственной политики в направлении развития человеческого потенциала страны, отраженной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, Министерством образования и науки Российской Федерации делается акцент на решение ряда задач в области охраны, укрепления и развития здоровья детского населения:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в течение всего периода их нахождения в образовательной организации,
- формирование у детей и учащейся молодежи культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе обучение навыкам гигиены и режима труда (учебы), профилактика наиболее распространенных заболеваний, формирование культуры рационального питания, развитие потребности в оптимальной двигательной активности, формирование здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся.
Основными работниками образовательных организаций, обеспечивающими решение обозначенных задач, являются педагоги. В связи с этим развитию их компетентности в организации здоровьеориентированной деятельности уделяется значительное внимание. В условиях модернизации образования важным звеном в этом направлении профессионального развития педагогов является система дополнительного профессионального образования. Однако наличие практически во всех регионах Российской Федерации программ повышения квалификации и модулей здоровьеориентированной направленности не привело до сих пор к тотальному решению проблемы негативного влияния факторов образовательной среды на здоровье обучающихся и воспитанников. Одной из причин специалисты называют разобщенность методологических ориентиров в содержании подобных программ, недостаточную согласованность формируемых компетенций.
Решением обозначенных проблем Министерство образования и науки Российской Федерации видит проведение Всероссийских курсов повышения квалификации по здоровьеориентированной тематике (проект Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы - подмероприятие 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»; исполнитель проекта – Российский университет дружбы народов). Курсы были организованы с 16 февраля по 11 апреля 2015 года в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий в 50 субъектах Российской Федерации. Обучение прошли более 2500 работников системы образования, в том числе представители региональных систем среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, организующие профессиональную подготовку педагогов для реализации здоровьеориентированной деятельности.
Цель всероссийских курсов повышения квалификации – популяризация позиции Министерства образования и науки РФ по вопросу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей и молодежи как одного из ключевых направлений социализации и индивидуализации образовательного процесса.
Обучение осуществлялось по трем программам:
- «Формирование социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формированием у них культуры здорового образа жизни»;
- «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»;
- «Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся».
В названиях программ фигурирует два типа тьюторского сопровождения: сопровождение индивидуального маршрута развития обучающегося в области формирования у него культуры здорового образа жизни и сопровождение индивидуального маршрута развития педагогического работника по данной тематике.
Основной идеей курсов стала подготовка тьюторов здорового образа. Тьюторская составляющая профессиональной функции педагога рассматривается как индивидуализация педагогического взаимодействия, учет особенностей, возможностей и интересов обучающегося при педагогическом сопровождении процесса выбора и реализации им своей образовательной траектории, в том числе выбора здорового стиля жизни.
Для того чтобы реализовать аксиологический компонент курсовой подготовки и обеспечить «погружение» в проблематику курса, слушателям было предложено принять участие в очных сессиях. Очные сессии проводились в марте-апреле в Белгороде (Белгородский институт развития образования, Белгородский государственный национальный исследовательский университет), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования), Тюмени (Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, Тюменский государственный университет), Екатеринбурге (Российский государственный профессионально-педагогический университет), Москве (Российский университет дружбы народов). Продолжительность очных модулей - от 8 до 20 академических часов. Преподавателями выступили ведущие ученые в области педагогики здоровья (В.Н. Ирхин, М.Г. Колесникова, Т.Н. Ле-ван, Н.Н. Малярчук, Л.Г. Татарникова, Н.В. Третьякова и др.), которые внесли значительный вклад в обеспечение согласованности методологии и содержания здоровьеориентированной деятельности в системе образования. В качестве очных сессий рассматривались и мероприятия, организованные в рамках международных и всероссийских научно-практических конференций: «На пути к школе здоровья» (26-27 марта 2015 года, Санкт-Петербург), «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» (1-2 апреля 2105 года, Белгород), «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» (9-11 апреля 2015 года, Москва) и др., на которых свои научные школы представили и другие крупнейшие ученые в области педагогики здоровья: Е.А. Богачева (Белгород) О.С. Гладышева (Нижний Новгород), Л.Я. Доцоев (Челябинск), Л.Б. Дыхан (Таганрог), Н.А. Голиков (Тюмень), Е.Н. Дзятковская (Москва), П.А. Кисляков (Шуя), В.В. Колбанов (Санкт-Петербург), А.Г. Макеева (Москва), Т.Ф. Орехова (Магнитогорск), Н.Б. Панкова (Москва), Н.К. Смирнов (Москва), З.И. Тюмасева (Челябинск), О.А. Шклярова (Москва) и др.
В качестве информационно-образовательного ресурса проекта был создан сайт «Тьюторы здорового образа жизни» (www.zdorov-tutor.anonii.ru), который используется как электронная информационно-образовательная среда и как платформа для профессионального сопровождения работников образования по тематике проекта, развития профессионального сообщества здоровьеориентированной педагогики.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.