16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2015-1-3-21-29

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Aннотация

В статье дается характеристика принципов развития творческого потенциала обучающихся в образовательных организациях профессионального образования. Показаны группы принципов (организационно-педагогические и технологические) как исходные положения для организации учебного процесса в вузе, направленного на развитие творческих способностей студента, реализуемых в задачах, содержании, педагогических технологиях, совместной деятельности преподавателей и студентов.


Введение. Система образования в России, как и система образования в мире в целом, переживает кризис. Это обусловлено, прежде всего, сменой системы ценностей на мировом уровне и на уровне отдельных государств. Образовательная система не успевает реагировать на вызовы современной, стремительно изменяющейся социокультурной среды, на глубокие изменения в информационной, технико-технологической и экономической сферах жизни общества. Российское образование находится в стадии поиска ценностей, определяющих процессы развития новой системы образования [1].

Для преодоления кризиса необходимо продвижение в педагогике «современных представлений о познании, человеке, культуре, образовании» (В.М. Розин). Человек должен владеть методами воссоздания культуры, уметь самостоятельно генерировать новую культуру, находясь на перекрестке культур (М.М. Бахтин). Стремительное развитие культуры предопределяет развитие в человеке способности к творчеству.

Основная часть. В настоящее время выделяются направления психологических и педагогических исследований, в которых рассматриваются гуманистическая и культуротворческая направленность образования. В зарубежных разработках (Ш. Бюлер, К. Кофка, А. Маслоу, Р. Мей, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, В. Франкл и др.) активно развиваются идеи педагогического антропоцентризма. В них на первый план выдвигаются проблемы реализации творческих качеств обучающихся и обучающих [2; 3; 4; 5; 6 и др.]. Для измерения результатов развития ученые предлагают изучать мотивационную сферу личности, ее творческость.

Цель работы. Опираясь на базовую мотивацию, созревание и активность обучающегося как субъекта образовательного процесса в вузе предлагается рассмотреть принципы развития творческого потенциала личности обучающегося в вузе.

Методы исследования. Для реализации цели исследования нами определены в качестве ведущих следующие современные концепции и теории: образовательного процесса (А.П. Валицкая, Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев и др.); самоопределения в рамках экзистенционализма (Н. Аббаньяно, Н. Гартман, С. Кьеркегор, Х. Ортега, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.) и профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев и др.); мотивации профессионального самоопределения (А. Маслоу, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); становления будущего специалиста в культуротворческой среде вуза (Е.П. Белозерцев, Л.К. Гребенкина, В.А. Сластенин и др.), результаты исследований в области в области поликультурного воспитания (В.П. Борисенков, А.Н. Джуринский, Л.Л. Супрунова и др.); материалы исследования связи успешности деятельности, в том числе профессиональной, с личностными особенностями ее субъекта (Л.Н. Анцыферова, Л.Н. Корнеева, Е.А. Климов и др.); результаты психолого-педагогических исследований по проблеме исследовательской деятельности обучающихся (Г.В. Макотрова, А.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков и др.).

В проведенном исследовании применялся метод анализа отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития творческого, исследовательского и научного потенциала личности.

Результаты исследования и их обсуждение.

Ученые предлагают различные технологии овладения обучающимися исследовательскими умениями. В качестве одной из продуктивных технологий активизации учебно-познавательной деятельности студентов авторами называется эвристический диалог, который придает познавательному процессу особые черты, обусловленные оригинальной формой, характеризующейся элементами научного поиска и психологической раскрепощенностью субъектов [7; 8 и др.]. Эвристический диалог (ЭД) рассматривается как способ актуализации исследуемых проблем, идей, гипотез под углом зрения творческого эвристического процесса и механизмов научного поиска. Он позволяет углубить имеющееся знание на уровне сопряжения его с множеством рядоположенных или альтернативных точек зрения. Через ЭД реализуется метод поисковых пробных решений как средство познания, ориентирующий на апробирование множества возможных решений в ситуации, когда не удается быстро найти однозначный и окончательный вариант. Данная технология требует соблюдения определенной этапности в работе со студентами: 1) мотивационный этап, пробуждающий интерес к теме учебного занятия, к работе с новой информацией. Основная задача на этом этапе - актуализировать имеющийся у студента опыт, основанный на представлениях и знаниях по данной теме; 2) информационный этап, предполагающий ознакомление с новой информацией, способное послужить основанием для ее оценки и конструирования собственного нового знания; 3) рефлексивный этап, представляющий собой свободный обмен мнениями по изучаемой проблеме. На данном этапе у студентов возникает потребность в обмене мнениями о полученной информации и правильности избираемых действий.

Одной из важных составляющих работы с будущими специалистами в вузе является включение их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую широкие возможности для стимулирования творческого потенциала личности обучающегося. В теории и практике педагогики высшей школы накоплен достаточной опыт такой деятельности [9]. В Федеральной программе развития образования на 2011-2015 гг. выделено отдельно направление «Государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и научно-технического творчества учащейся молодежи».

Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности студентов сквозь призму оценки степени ее эффективности, необходимо отметить, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании. Проблеме исследовательской деятельности в студенческом возрасте посвящены работы, в которых подчеркивается исследовательский характер профессиональных знаний, знаний из различных отраслей науки [10; 11 и др.]. Отмечается, что в ходе обучения происходит резкое падение интереса к научно-исследовательской деятельности: если на первом курсе 70% студентов проявляют желание и интерес к научной работе, то уже на следующем курсе количество таковых сокращается вдвое. Лишь 10% студентов имеют четкий жизненный план, определенные долгосрочные цели. Научно-исследовательская деятельность как приоритетное направление учения привлекает лишь 12%.

Эффективность педагогических исследований тем выше, чем более они опираются на познанные закономерности. Зная основные тенденции развития педагогических явлений, их можно прогнозировать, проектировать и корректировать. Теоретический анализ научных фактов, их обобщение и систематизация обусловливают введение в науку новых понятий, дополняя и углубляя, таким образом, теоретическую базу исследования, ядро которой составляют ведущие закономерности. Педагогические принципы как исходные положения теории определяют стратегию и тактику практической деятельности субъектов педагогического процесса, их творческого взаимодействия.

Обратимся к характеристике принципов развития творческого потенциала личности, в качестве которых выбраны положения, отвечающие требованиям универсальности, самостоятельности, взаимодополнения. Принципы развития творческого потенциала личности обучающегося классифицированы по уровням. Разработанные принципы, с одной стороны, направлены на придание творческой деятельности личности целостный характер, с другой стороны, выступают в роли образца в педагогическом управлении процессом развития творческого потенциала личности.

Организационно-педагогические принципы.

Принцип активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности отражает закономерность о том, что усиление возможности вариативной составляющей подготовки обучающихся к реализации творческих способностей в научной сфере осуществляется за счет расширения возможностей проектирования содержания научно-исследовательской деятельности. Данный принцип обеспечивает открытость педагогической системы, ее постоянное изменение. Субъектами формальной научно-исследовательской деятельности являются преподаватели, субъектами информальной деятельности - организаторы, участники научно-исследовательских творческих проектов (обучающиеся, социальные партнеры вуза). Взаимодействуя с внешней социокультурной средой, процесс научно-исследовательской деятельности и сама личность обучающегося не просто находятся в процессе самоизменения, обусловленного обменом по тем или иным параметрам, а основываются на имеющихся потребностях и внутренних источниках активности, осуществляя саморазвитие. Деятельно-практические взаимодействия субъектов в наукоемкой творческой среде, по мнению М.C. Кагана, определяют преимущества того или иного вектора в «веере» возможностей самоизменения системы. Именно поэтому творческое взаимодействие является определяющим условием развития творческого потенциала личности, так как обусловливает не только возникновение предпосылок и реализацию процессов развития и саморазвития, но и определяет их направленность.

Необходимой предпосылкой, задающей характер творческого взаимодействия как согласованного действия субъектов научно-исследовательской деятельности, является педагогическое взаимодействие всех субъектов этой деятельности, целью которых является оказание влияния на деятельность обучающихся, связанную с освоением исследовательской культуры и приобретением исследовательской компетентности. Развитие творческого потенциала личности в условиях образовательного взаимодействия зависит от исходного уровня творческого развития и саморазвития вступающих в контакт представителей формальной и информальной научно-исследовательской деятельности. Принцип активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности обеспечивает открытость творческого диалога, расширяющего возможности личности в научно-исследовательской деятельности.

Принцип дифференциации и индивидуального подхода предполагает такое проектирование содержания, технологий и организацию процесса развития творческого потенциала личности, которые соответствуют индивидуальным особенностям, склонностям и интересам обучающихся. Дифференциация обеспечивает взаимосвязь индивидуальной, групповой, коллективной работы, интеграцию обучающихся и других субъектов научно-исследовательской деятельности в различные временные творческие коллективы, проектно-конструкторские группы, при этом индивидуальный подход позволяет создать оптимальные условия для развития потенциала каждого обучающегося.

В принципах дополнительности и оптимизации находит свое отражение обусловленность развития творческого потенциала личности интегративным эффектом формальной и информальной научно-исследовательской деятельности. Принцип дополнительности предусматривает, что развитие творческого потенциала личности должно опираться на многообразие возможностей формальной и информальной научно-исследовательской деятельности, внешней и внутренней среды, на творческие и инновационные ресурсы социума, производственных и образовательных организаций, педагогов, индивидуальные способности каждого обучающегося в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Успешное развитие творческого потенциала личности возможно только при такой организации процесса, когда используются творческие, инновационные и образовательные ресурсы всего социокультурного пространства в процессе деятельности каждого субъекта, что способствует созданию необходимых и достаточных условий для развития и саморазвития творческой наукоемкой личности.

Принцип оптимизации в развитии научного потенциала личности обучающегося предполагает, что, организуя данный процесс, необходимо выделять вариативную составляющую и делать лучший выбор с точки зрения заданного критерия оптимальности и определенных ограничений, соответствующих конкретным условиям и задачам развития личности. Процессуальный компонент процесса развития творческого потенциала личности как системы с учетом принципа оптимизации включает: определение общих целей субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности с учетом ведущей цели-ценности - развития творческого потенциала личности обучающегося; конкретизацию задач на основе потребностей социума, возможностей субъектов научно-исследовательской деятельности, выявленных в ходе исследования объекта; выбор наилучшего содержания посредством выделения в нем главного, существенного; выбор методов исследования и преобразования объекта на основе учета слабых и сильных сторон; учет состояния объекта.

Технологические принципы.

Принцип ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности предусматривает ориентацию целей субъектов научно-исследовательской деятельности на ведущую ценность «творческий потенциал», а также создание условий для обретения ценностей и смыслов, исследовательской компетентности, творческой активности личности. Ценностно-смысловая направленность научно-исследовательской деятельности проявляется, прежде всего, в обращенности его к цели – целостной личности, способной самостоятельно проектировать жизненные стратегии, определять жизненный путь и наполнять его личностными смыслами. Совокупность ценностей, регулирующих взаимодействие субъектов научно-исследовательской деятельности и формирующих аксиологический компонент в структуре творческого потенциала личности, взаимосвязана с ценностями проектной деятельности. Проектируя цель, содержание и технологию процесса развития творческого потенциала личности необходимо создавать «веер» возможностей для открытия ценностей и личностного выбора смысла в решении исследовательских задач. Ценностный компонент проектной деятельности позволяет занять обучающемуся определенную ценностную позицию, проявить творчество, продемонстрировать свою компетентность.

Принцип проективности в развитии творческого потенциала личности обучающегося базируется на представлениях о способности к творческому развитию как о ведущем механизме становления творческой личности. Проективность предполагает приоритет инициатив обучающихся в выборе способов самореализации. Выполнение этого принципа обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации обучающегося. Проективность предполагает актуализацию индивидуально-творческих возможностей. Воспринимая систему ценностей, заложенную в научно-исследовательской деятельности, обучающийся осваивает методы творческого применения ее на практике. В ходе разработки и реализации научных проектов он приобретает субъектность и исследовательскую компетентность, наращивает научный и творческий потенциал.

Принцип сопровождения творческого развития личности предполагает такую организацию педагогической деятельности, которая позволит выстраивать оптимальную индивидуальную траекторию развития творческого потенциала обучающегося. При этом оптимальным условием реализации образовательного воздействия на развитие личности как диссипативной системы является его открытость диалогу с окружающей действительностью. При таких условиях может быть реализован свободный выбор, расширяющий возможности личности, что, в свою очередь, связано с позитивными изменениями в уровне ее культуры и исследовательской компетентности, с расширением сфер реализации творческого потенциала личности. Принцип сопровождения предполагает мониторинг развития творческого потенциала обучающегося, усиление диагностической функции педагога, применение технологий создания ситуации успеха, свободного выбора, включения в социально значимую, событийно-насыщенную проектную деятельность.

Принцип продуктивности в развитии творческого потенциала личности призван обеспечивать созидающий, деятельностный характер данного процесса, направлен на создание условий для практической реализации творческой активности личности. В его действии находит выражение творческий потенциал культуры. Это принцип, определяющий направленность процесса развития творческого потенциала личности на получение практического продукта (научного проекта, имеющего ценность для общества и для личности). В педагогике широко применяется продуктивное обучение, где учение осуществляется в процессе производства собственного продукта, а научно-исследовательский процесс доходит до стадии конечного, целостного, завершенного индивидуального результата, по которому можно судить о степени овладения определенным образовательным и исследовательским уровнем. Продуктивность предполагает усиление в научно-исследовательской деятельности эвристического и практического компонентов. Принцип продуктивности отражает способность выразить творческий потенциал обучающегося и создать условия для его научно-теоретической и научно-практической деятельности в образовательной организации и вне ее.

Принцип поддержки творческих инициатив субъектов научно-исследовательской среды отражает зависимость эффективности развития творческого потенциала личности от индивидуальных и коллективных усилий и ресурсов субъектов научно-исследовательской среды. Этот принцип позволяет интегрировать весь творческий, научный и педагогический потенциал и обеспечивать результативность. В контексте нашего исследования значение приобретает поддержка творческих, инициативных студентов. Адаптируя концепцию педагогической поддержки инициатив молодежи С.С. Гиля, мы выделяем системообразующие направления педагогической поддержки творческих инициатив обучающихся в вузе: инициирование, стимулирование идей, начинаний, творческих проектов в микросоциуме; оформление и запуск открытого конкурсного механизма отбора и поддержки инновационных исследовательских проектов; организацию контроля и взаимоконтроля реализации инициативных проектов. Педагогический смысл и содержание инициирования состоят в следующем: они выполняют роль побудительного фактора в проявлении активности обучающихся; служат задачам пропаганды позитивных ценностей социальной жизни и признания роли молодых людей в качестве создателей творческих проектов; обращают внимание социума на необходимость поддержки обучающейся молодежи в достижении предлагаемых ею инициатив; являются элементом системы стимулирования социальной активности молодежи в оформлении ее позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности.

Учитывая значение педагогической поддержки творческих инициатив студентов, адекватно должны быть подобраны и реализованы ее формы. Специфики возраста, разнонаправленность интересов потенциальных носителей научных идей, потребителей и заказчиков научно-исследовательской деятельности предполагают использование широкого спектра форм индивидуально-группового взаимодействия, разнообразных интеллектуальных игр побудительного характера («мозговые» штурмы, дебаты, модерации, организационно-деятельностные игры), тренингов, проведение разнообразных обучающих семинаров по теории решения изобретательских задач и создание клубов молодых исследователей, рационализаторов и изобретателей.

Принцип ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности, принцип дифференциации и индивидуального подхода отражают связь включения обучающихся в проектную деятельность с развитием исследовательской компетентности и творческих способностей личности.

Принцип рефлексивности в развитии творческого потенциала обучающихся предполагает, что одним из важнейших направлений в работе является интенсификация процесса осмысления их собственного исследовательского опыта. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Переживание опыта понимается не чисто эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, которые играют большую роль в достижении понимания. «Переживание» - материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний» человек формирует свое пристрастное отношение к содержанию, нормам и правилам деятельности, формирует ценности, собственную культуру.

Принцип рефлексивности предполагает оценку возможностей переноса опыта учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности в сферу будущей профессиональной деятельности. Оптимальной формой организации рефлексии являются тренинги. В тренинговых упражнениях, которые включаются составной частью в технологию развития творческого потенциала личности, отрабатываются субъектные свойства студентов. Принцип рефлексивности предполагает включение в технологию развития творческого потенциала личности обучающихся диагностических методик, способствующих самопознанию, самоопределению, разработке программ саморазвития и творческой самореализации. Это позволяет интенсифицировать исследуемый процесс. Принципы проективности, продуктивности и рефлексивности отражают зависимость результата развития творческого потенциала личности от ее ценностей, мотивации, компетентности и творческой активности, от социальной востребованности продуктов деятельности обучающихся.

Заключение. В исследовании предложена классификация принципов развития творческого потенциала личности, раскрыто содержание каждого из них. Группу организационно-педагогических принципов составляют принципы активного взаимодействия субъектов формальной и информальной научно-исследовательской деятельности; дифференциации и индивидуального подхода; дополнительности; оптимизации. Группу технологических принципов составляют принципы ценностно-смысловой направленности научно-исследовательской деятельности; проективности; педагогического сопровождения творческого развития личности; продуктивности; поддержки творческих инициатив субъектов учебно-профессиональной деятельности; рефлексивности. Разработанные принципы развития творческого потенциала личности закономерно взаимосвязаны. Каждый принцип связан не только с другими принципами, но и с ведущей закономерностью. В процессе реализации они призваны обеспечить субъектную направленность процесса развития творческого потенциала личности. Разработанные принципы выступают в качестве концептуальных требований, обеспечивающих эффективность реализации модели развития творческого потенциала личности обучающегося в учебном процессе вуза.

Список литературы

  1. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Кормакова В.Н. Развитие инновационного потенциала научной деятельности высшей школы // Научный потенциал личности: концептуальные основания и технологический контекст / Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф-ции. Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. С. 207-211.
  2. Koffka, Kurt. Perception: An Introduction to the Gestalt Theory. Psychological Bulletin. 1922. № 19.
  3. Lewin К. Formalization and Progress in Psychology // University of lova Studies: Studies in Child Welfare. 1940. 16 (3). P. 7-42.
  4. Torrance E. P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
  5. Wertheimer M. Ueber das Denken der Naturvoelker, Zahlen und Zahlgebilde. «Zeitschrift fuer Psychologie», 1912, Vol. 60. P. 321-378.
  6. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. Перевод И.Б. Гриншпун. C.S. Hall, G. Lindsey. Theories of Personality. N.Y.: John Wiley and Sons, 1970; М.: КСП+, 1997.
  7. Кормакова В.Н. Инициативное исследовательское поведение старшеклассников в ситуациях профессионально-личностного самоопределения // Исаева Н.И., Кормакова В.Н. Образование и общество. 2010. № 6(65). С. 39-44.
  8. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография / отв. ред. И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, Г.В. Макотрова. Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. 316 с.
  9. Кормакова В.Н. О развитии познавательных способностей учащейся молодежи в зарубежной и отечественной педагогике // В мире научных открытий. Красноярск,  2010. № 2 (08). Часть 2. С. 227-231.
  10. Кондаков В.Л. Двигательная активность как основа успешного овладения образовательной программой в современном высшем учебном заведении / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, А.Н. Усатов // Научный поиск. Шуя: ООО «Технологический центр», 2014 №4.1. С. 16-18.
  11. Романов В.А. Теория и практика формирования готовности студента-бакалавра к реализации методологической позиции исследователя // Современные проблемы науки и образования. 2012. №1; URL: www.science-education.ru/101-5299.