16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-1-8-14

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Aннотация

В статье рассматривается один из этапов формирования содержания и понятийного поля учебной дисциплины «Декоративный рисунок», приводится исторический очерк преподавания этой дисциплины в России, в различных учебных заведениях высшего художественного образования. Показано формирование и развитие терминологического аппарата учебной дисциплины, подходов и принципов обучения.


В современных условиях художники традиционного прикладного искусства призваны сохранять и развивать национальные художественные традиции, перед ними встают новые задачи, возможность решения которых предполагает высокий уровень профессиональной подготовки. Развить у учащихся способность к созданию художественного изделия, в котором бы традиции русского прикладного искусства обрели бы новое, современное звучание, является целью профессионального художественного образования. Художник традиционного прикладного искусства должен владеть не только профессиональными техническими приемами исполнительского мастерства. Важно воспитать в будущих мастерах способность творчески мыслить, понимать природу художественного творчества.

Декоративный рисунок, являясь универсальным инструментом условно-декоративного восприятия окружающего мира, обладает образно-композиционными, тональными и колористическими особенностями, уникальными художественно-технологическими приемами, требует включения в систему профессионального образования бакалавров всех профилей.

Необходимо определение понятия «Декоративный рисунок», специфики содержания обучения этому предмету студентов традиционного прикладного искусства.

В образовательном направлении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» предмет «Декоративный рисунок» является общепрофессиональным и до сих пор не использовался вузами в качестве интегрированной ступени в системе подготовки художника традиционного прикладного искусства.

Декоративный рисунок, как искусство заполнения нефункциональных плоскостей зародилось в самый ранний период истории человечества. Первый осмысленный взгляд человека на природу был условным, в противном случае он не был бы осмысленным, поскольку осмысление есть обобщение, упрощение и стилизация. Образцы наскальной живописи, первобытные изображения животных, представляют собой примеры декоративной условности, доказывая, что сама художественная изобразительность возникла из условности стиля, обобщения видимой формы, способность к которому существовала у человека изначально, и знаменовала собой начало творческого мышления. Развитие художественного творчества началось с осознания необходимости условного обобщения [16, c.5, 59].

Проблема профессионального художественного образования была поставлена достаточно рано, однако подход к ней был иным и преследовал цели, кардинально отличающиеся от целей профессионального образования в наши дни. Художественные школы с глубокой древности развивали представления о большой пластической форме в пространстве, учение о пропорциях. В новое и новейшее время это развитие продолжалось.

Терминологически следует различать понятия «декоративный рисунок» и «декоративная графика». В истории искусства есть понятия – «академический рисунок», «декоративная графика» и «декоративный рисунок» [12, 81].

Академический рисунок – вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением [17, с.6].

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «Академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики [13, 4].

Академический рисунок представляет собой единое целое, принципы которого выработаны реалистической школой. Этой школой созданы принципы, на которых непосредственно основывается рисовальная практика. Это теория об объемной пластической форме и ее изображении, в которой различаются «форма явления», «форма восприятия» и «форма изображения». Являясь вспомогательным средством для живописи или архитектурного проекта, статуи или декоративного украшения ювелирного изделия, рисунок вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение.

Декоративная графика – это вид изобразительного искусства, основные изобразительные средства которого – линия, точка и пятно [4].

Декоративная графика – совокупность элементов графического решения рисунка, не имеющие функциональной нагрузки и которые наносят на поверхность изображаемых предметов для обеспечения эстетичности внешнего вида. Декоративная графика – один из главных видов графики (наравне с монументальной и станковой) [2].

Основа любой графики – рисунок. Это, прежде всего, искусство сочетания двух цветов: черного и белого, выраженное с помощью точек, линий и пятен в рисунке [9, с.12].

Декоративный рисунок является сочетанием академического рисунка, как учебной дисциплины, и декоративной графики, как условно-плоскостного изобразительного приема. В каждом отдельном случае, когда речь идет о различных профилях традиционного прикладного искусства, применяются различные приемы декоративного рисунка.

Приведем несколько определений декоративного рисунка, данных различными авторами, рассматривавшими проблему терминологии в сфере графического искусства.

Декоративная графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура) [9];

Декоративная графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль, современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет) [18];

Декоративная графика – искусство отвлечения, абстракции, художество, берущее у мира не все, а только часть; оперируя с линиями, плоскостями, контрастами, является искусством тех средств, согласно которым мы воспринимаем мир [5].

Анализ этих определений понятий «декоративная графика» показал, что до настоящего времени термин «декоративный рисунок» применялся редко, во всех источниках его определение практически совпадает с определением термина «декоративная графика», перефразируется, например как «декоративное рисование», или упоминается для обозначения единичного изображения в условно-плоскостной манере. Определение термина «декоративная графика» очень общо, под ним понимается жанр искусства графики в самом широком смысле, например натурное рисование с применением особых графических материалов, создание печатных эстампов, каллиграфия, сюжетная станковая графика, оформление мебели, книжная, компьютерная и металлографика. Не было разработано содержание понятия «декоративная графика», «декоративный рисунок» как учебного предмета.

В пособии В.М. Звонцова «Основы понимания графики» дано слишком общее определение характера материалов и изобразительных приёмов, используемых в декоративной графике. В определении, данном в книге В.А. Фаворского «О графике как основе книжного искусства» среди изобразительных средств, применяемых в декоративной графике, не упоминается такой важный изобразительный прием как введение в композицию орнаментальных мотивов. Это в какой-то мере можно объяснить тем, что книга В.А. Фаворского посвящена станковой, а не декоративной графике.

Н.П. Бесчастнов в учебном пособии «Графика пейзажа» дает определение декоративной графики как искусство отвлечения и абстракции, берущее у природы только часть. Более верным представляется определение, что от природы берется не часть, а главное, принципиально важное для формирования художественного образа. Задача состоит в отборе и пластически-образной переработке главного с применением декоративных изобразительных средств [15].

Все определения, которые удалось найти, обозначают рассматриваемый предмет только как «декоративная графика», то есть как вид искусства, а не как учебную дисциплину. Если и встречаются упоминания о «декоративном рисунке», то этот термин выступает как эквивалент «декоративной графики» и не несет самостоятельного значения. Здесь дается определение, сформулированное автором настоящей статьи:

Декоративный рисунок – учебная дисциплина в подготовке художников традиционного прикладного искусства, содержание которой составляют рисование с натуры с применением приемов декоративной графики (точка, линия, пятно), либо композиционно-декоративная переработка натурного изображения средствами декоративной графики.

Данное определение позволяет рассматривать «Декоративный рисунок» как учебную дисциплину, в системе подготовки бакалавров традиционного прикладного искусства, которая осуществляется в Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге.

Современное определение специфики предмета «Декоративный рисунок» в системе подготовки художника традиционного прикладного искусства строится на определении содержания его составляющих – академического и декоративного рисунка, и основывается на тех исторических предпосылках, которые вырабатывались с момента возникновения в России профессионального художественного образования. Для этого необходимо изучение исторического опыта преподавания этих предметов в крупнейших российских художественных учебных заведениях. Это в первую очередь Российская академия художеств, МГХПА им. С.Г. Строганова, ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.

Главной особенностью художественной школы обучения декоративно-прикладному искусству в XVIII веке было создание единой академической системы образования. В 1764 году в Академии художеств были открыты особые классы мастерства и ремесел, целью которых поначалу было решение чисто практических задач. Те учащиеся, которые не проявили особых способностей, но были прилежны и уже получили общее образование, обучались в них различным ремеслам, которые впоследствии использовались при работе в основных художественных классах.

Обучение в классах декоративно-прикладного искусства проводилось в течение всей строй половины XVIII века, ряд из них сохранился до середины XIX века [15, с.42].

Деятельность этих классов была напрямую связана с академическими дисциплинами «Академический рисунок», «Академическая живопись» и содержание и терминология учебной дисциплины определялась ими. В учебном плане находили отражение принятые обществом воспитательные идеалы, намеченные цели, централизованная концепция формирования содержания. План разрабатывался с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делились на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве случаев учебные планы разрабатывались и утверждались преподавателями.

Со временем программа обучения была разделена на теоретический и практический курсы обучения, но по прежнему преобладал практический курс, это было связано с традиционной практикой ученичества.

Курс обучения в Академии художеств в XVIII веке был ориентирован на широкую профессионализацию. При работе с различными материалами, использовались единые стилистические принципы декоративно-прикладного искусства. Наблюдалась тенденция к расширению профиля художника декоративно-прикладного искусства, архитекторы, скульпторы и живописцы выполняли прикладные работы различного характера.

Кроме рисунка с натуры давались задания по проектированию изделий и выполнению моделей в материале. Такие задания требовали точного выполнения образца, перевода его в материал, что было рассчитано на определенный запас знаний: умение «прочесть» рисунок, чертеж, знать свойства материала и практически владеть технологией [15, с.74]. Таким образом, водились начала интеграции в учебный процесс таких понятий как «проектирование» и «проектная графика». Соответствующий запас знаний формировался с помощью курса специального рисования.

Академия обучала творческому проектированию (пятый возраст), и практическому выполнению вещей (четвертый возраст) [15]. Можно утверждать, что этим было положено начало созданию единого процесса обучения художников декоративно-прикладного искусства, формированию взаимосвязанных в учебном плане понятий «натурное рисование», «специальное рисование», «проектное рисование» как ступеней подхода к выполнению предмета в материале. Эти понятия постепенно интегрировались в единый учебный процесс, создавались основные критерии содержания соответствующих учебных дисциплин.

Система обучения в сфере декоративно-прикладного искусства, сложившаяся в Академии художеств XVIII века, оказала существенное воздействие на формирование программ и методов обучения в специализированных ведомственных школах и в школах при фабриках и заводах первой половины XIX века.

Система построения образовательной программы Академии художеств до сих пор сохраняет актуальность. Разделение программы на базовую и вариативную части, а также выделение из предмета «Академический рисунок» курса по специальному рисованию, явилось первоначальным вариантом формирования содержания учебного предмета «Декоративный рисунок». Весьма актуален для современного высшего образования систематический подход к построению методики, характерный для Академии художеств XVIII столетия. До нашего времени передовыми остаются аналитический прием копирования и подход к вопросам композиции [15, с. 103].

Изучение опыта предшественников, истории дальнейшего развития преподавания декоративно-прикладного искусства в XIX и XX веках важно для разработки эффективной современной системы подготовки художников традиционного прикладного искусства.

Дальнейшее развитие академической школы в XIX веке, период ее расцвета, сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением практики обучения. Академия художеств отходит от обучения художников декоративно-прикладного искусства, эту функцию берут на себя целый ряд учебных заведений.

Прежде всего, это Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Г. Строганова),основанная в 1825 году графом С.Г. Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства, первоначально именовалась как «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам». В 1918 году училище было расформировано и вошло в состав ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа, Государственных свободных художественных мастерских.

Германский Баухауз (1919) и советский ВХУТЕМАС (1920) относятся к наиболее влиятельным школам, готовившим дипломированных специалистов в сфере дизайна.

Для теории и практики как декоративно-прикладного искусства, так и дизайна большую важность несет изучение и формулирование законов построения формы. «Создание вещей это процесс возникновения новых форм в соответствии с замыслом человека. Только будучи материально воплощенным, проект реализует себя, становится достоянием культуры, обретает новый смысл» [10, c.128].

Новый метод обучения основывался на разработанный во ВХУТЕМАСе обязательный курс пропедевтики, учитывавший все специализации и основанный на взаимодействии научных и художественных учебных предметов [1, с.32]. Курс пропедевтики был рассчитан на то, чтобы научить языку пластической формы, законам формообразования. В этот курс был включен, прежде всего, рисунок, как общепрофессиональная база, цветоведение, дисциплины, изучавшие взаимодействие формы и цвета, законы построения композиции в пространстве. Авторами пропедевтического курса были В.А. Фаворский, П.Я. Павлинов, И.М. Чайков [1, c.51]. Они считали законы построения композиции универсальными как для создания произведений изобразительного искусства, так и для проектирования предметов быта и ежедневного обихода. Курсы пропедевтики впоследствии прочно вошли в мировую практику профессиональной подготовки художников прикладного искусства, конструкторов и дизайнеров. Можно утверждать, что данный пропедевтический курс в обучении прикладному искусству составляет основу инвариантной части программы обучения художника традиционного прикладного искусства на современном этапе, в частности инвариантную часть программы учебной дисциплины «Декоративный рисунок».

Тесное сотрудничество между БАУХАУЗом и ВХУТЕМАСом дало импульс к выработке дальнейшего терминологического аппарата понятий «декоративный рисунок» и «проектная графика» [7]. В.В. Кандинский, преподававший и в БАУХАУЗе и во ВХУТЕМАСе, разрабатывал учение об «элементах формы», ввел курс «Аналитический рисунок», благодаря которому у студентов развивалось восприятие, точность наблюдения и способность к анализу формы – требовалось не поверхностное копирование видимого, а видение и понимание составных элементов формы [11, с.18]. В. Кандинским была создана наука об абстрактном искусстве, где были проанализированы две основных составляющих формы – точка и линия. На основе этого анализа Кандинский сформулировал теорию всеобщего «резонанса» форм, развивающую идею синтеза искусств через эквивалентность используемых ими «языков» [11, c.35]. Изложение теории общности визуальных выразительных средств искусств занимала значительное место в его теоретическом курсе. Кандинский считал, что «визуальный язык» позволит понимать внутренние эмоционально-духовное содержание произведений искусства и вызывать соответствующее замыслу художника зрительское восприятие [11, c.45]. Содержание курса «Аналитический рисунок», его терминологически аппарат, введение понятий элементов формы (точка, линия, пятно), изучение формальной композиции (ритм, динамика, статика) значительно приближают его к современному пониманию целей и задач учебного предмета «Декоративный рисунок».

Другим крупным учебным заведением, обучающим художников прикладного искусства стало, Центральное училище технического рисования, основанное бароном А.Л. Штиглицем, которое готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В 1918 году училище было названо Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1948 году оно становится высшим учебным заведением — Высшим художественно-промышленным училищем, с 1953 года носит название ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, с 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А.Л. Штиглица.

Обучение в ЦУТР барона А.Л. Штиглица начиналось с рисунка, понятие «декоративный рисунок» стало частью содержания предмета «Рисунок». Только в 50-е, 60-е годы XX века начался процесс дифференциации программы предмета «Рисунок» путем насыщения учебной программы различными графическими приемами вплоть до печатной графики и заданиями, стимулирующими творческое развитие студентов, что обеспечивало более тесную связь академического рисунка с задачами выпускающих кафедр в соответствии со спецификой различных профилей. В 90-е годы XX века от программы предмета «Рисунок» отделился специальный курс графического рисования по изучению приемов и технологий «мягкой» графики, то есть рисование самыми различными графическими материалами при широком диапазоне объектов рисования. Однако, четкого формирования понятия «декоративный рисунок» и содержания его, как учебного предмета не произошло ни в одном из упоминавшихся учебных заведений, вплоть до настоящего времени [7, c.61].

В Высшей школе народных искусств изучен, обобщен, теоретически переосмыслен и практически переработан опыт различных учебных заведений в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Разработано содержание обучения предмету «Декоративный рисунок», определено понятийное поле предмета.

Обобщая все вышеизложенное, вновь вкратце покажем исторический путь формирования терминологии и содержания учебной дисциплины «Декоративный рисунок»:

В начале XVIII века, с развитием в России европейской образовательной системы, были сделаны серьезные попытки установить декоративное искусство на профессиональную базу, сделать развитие прикладного искусства государственным делом (Канцелярия от строений). В профессиональном художественном языке появляется понятие «декоративность», в значении не просто «украшение», а как определенный изобразительный прием, основанный на академическом рисунке и композиционно развивающий и разрабатывающий пластическую выразительность изображаемого предмета (Императорская Академия художеств). Терминологически в данный период это понятие не имело определенного наименования, в учебных программах учебный предмет обозначен различно – «специальное рисование», «специальный рисунок», «графика», «графический рисунок».

Дальнейшее формирование и развитие понятия «декоративный рисунок» в первой половине XIX века не получило развития в русле конкретного направления в сфере образования художника традиционного прикладного искусства. Основным полем применения декоративных приемов, помимо уже сформировавшихся прикладных и промышленных дисциплин, была станковая и книжная графика, связанная с развитием полиграфии, основой которой являлась европейская книжная традиция [6, c.30].

Основы формирования содержания учебного предмета «Декоративный рисунок» были заложены в середине XIX века с основанием училищ С.Г. Строганова и барона А.Л. Штиглица. С преобразованием училища С.Г. Строганова во ВХУТЕМАС, благодаря влиянию немецкой школы Баухауз и деятельности таких выдающихся художников и теоретиков, как В.А. Фаворский, В.В. Кандинский, А.Е. Архипов, П.В. Кузнецов, И.И. Машков, Д.Н. Кардовский, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, был сделан принципиальный прорыв в формировании термина «Декоративный рисунок» и содержания соответствующего учебного предмета [8]. Училище им. В.И. Мухиной, вновь восстановленная МГХА им. С.Г. Строганова сформировали свои программы в соответствии с этими новыми достижениями. Однако в этих учебных заведениях обучение было ориентировано на прикладные технические профили и промышленный дизайн.

Понятие «декоративный рисунок» в полной мере сформировалось и получило свое содержание как учебного предмета «Декоративный рисунок» в контексте высшего профессионального образования в сфере подготовки художников традиционного прикладного искусства, только в конце XX века в деятельности Московской школы художественных ремесел и Высшей школы народных искусств.

 

Список литературы

  1. Адаскина Н.Л. Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтический курс Вхутемаса, 1920-1926. М.: 1979. 220 с.
  2. Антимонов Л.С. Графика. Линия, штрих, точка. Витебск.: Изд. Витебского госуниверситета им. П.М.Машерова,1999. 52 с.
  3. Бабияк В.В. Графические техники: Мультимедийный электронный учебник по истории, теории и методике создания графического произведения [Электронный ресурс]: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2004. Образоват. прогр. No гос. регистрации 50200501114
  4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Владос, 2005. 271 с.
  5. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти.». М.: ВЛАДОС, 2012. 214 с.
  6. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспект-пресс, 2000.  319 с.
  7. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М.: Знание, 1986. 127 с.
  8. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 312 с.
  9. Звонцов В.М. Основы понимания графики. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. 71 с.
  10. Зибенброт M. Деятельность директора Баухауза Ханнеса Майера как преподавателя и архитектора в Москве в 1930-1936 гг. // ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября. 2010 г. М.: МАРХИ, МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010. 240 с.
  11. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005.  С. 63–232.
  12. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М.: Сварог и К, 2000. 219 с.
  13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2008. 144 с.
  14. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 158 с.
  15. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII – первой половины XIX века. М.: Изобраз. искусство, 1983. 312 с.
  16. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. МюЮ, 1968. 142 с.
  17. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
  18. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства // Искусство книги.  М., 1961.