16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-2-15-19

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Aннотация

Данная статья посвящена изучению особенностей профессиональной направленности студентов медицинского института НИУ «БелГУ». Анализируются характерные черты профессиональной направленности студентов-медиков. Дается краткий обзор подходов к исследованию психологического облика современного специалиста. Показана роль соответствия эмоционально-оценочных компонентов личности существенным содержательным компонентам профессии, которое делает профессиональный выбор обоснованным. Установлено, что картина собственной профессии у студентов медицинского факультета складывается на протяжении всего обучения в университете, в процессе профессионализации наблюдается ее усложнение и детализация. Полученные данные могут быть использованы при реализации принципов дифференцированного обучения, индивидуализации процесса подготовки студентов медицинского института, а также при проведении занятий по совершенствованию системы профессионального самоопределения, профотбора, профподбора и профессиональной ориентации.


Введение. Изучение особенностей профессиональной направленности у студентов представляет особый интерес для психологии. Современный период порождает принципиально новый психологический облик специалиста, основой которого становится способность к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту, развитию и личной ответственности, к преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов [4, 6, 7, 8].

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Важным является соответствие эмоционально-оценочных компонентов личности существенным содержательным компонентам профессии, что сделает данный выбор обоснованным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т.д. [1, 2, 5, 9].

Становление человека как субъекта труда требует целенаправленной и многоплановой подготовки. Чем «психологичнее» организован этот процесс, тем более он влияет на успех социализации и социальной адаптации личности. Адаптация к процессу труда внутренних условий деятельности и внутренних средств деятельности достигается формированием потребностно-мотивационно-деятельностного комплекса в единстве с субъективной образно-понятийной моделью деятельности (комплексом знаний, умений, навыков) на основе профессионально важных способностей и свойств. За время обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных дисциплин у студентов развивается и формируется общая и профессиональная направленность личности. Только наличие всего комплекса необходимых качеств в структуре личности: социальных, нравственных, профессионально-деловых и соответствующего уровня психического развития является показателем полноценной личности. Ориентация только на врачебную технологию, врачебное искусство, недооценка других компонентов целостной динамичной структуры собственной личности приводит, в конечном счете, к узкому профессионализму [3, 10].

Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал существенные различия в тенденциях построения отношений в системе «врач-пациент». Мы обнаружили недостаточную разработанность и освещенность данного вопроса в отечественной литературе. В связи с этим мы считаем, что изучение особенностей профессиональной направленности студентов медицинского факультета представляет особую важность и значимость для последующей оптимизации взаимоотношений в системе «врач-пациент».

Цель исследования – определить психологические особенности профессиональной направленности студентов медицинского факультета.

Объекты и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты медицинского института с 1 по 6 курсы в количестве 150 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Нами были сформированы три группы по 50 человек в каждой: в состав первой группы вошли студенты 1-2 курсов (начальный этап обучения), второй – студенты 3-4 курсов (средний этап обучения), третьей – студенты 5-6 курсов (заключительный этап обучения).

В качестве основных диагностических процедур использовались: ориентационная анкета Б. Басса; методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности О. Лопуховой; опросник  исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданный Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом в НИИ им. В.М. Бехтерева; свободное описание «Важнейших качеств врача» и «Основных особенностей поведения пациента»; анкета (авторская разработка).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования выявили, что 78,3% обучающихся 1-2 курсов демонстрируют устойчивость профессиональной направленности на объект профессионализации, т.е в качестве вероятного выбора называли профессию, относящуюся к сфере «человек-человек» (по классификации Е.А. Климова), из них 33,3% студентов в сфере  «человек-человек» отмечали ту профессию, где необходимые знания, умения и навыки соответствовали приобретаемой профессии. Сравнительный анализ показал, что на 3-4 курсе 69,3% избрали альтернативную специальность из области «человек-человек» и 23,5% отдавали предпочтения профессии в соответствии с приобретаемыми знаниями. Данные по 5-6 курсам выглядят следующим образом: 48,9% склонны выбирать профессию группы «человек-человек», из них 36,3% отдавали предпочтение той специальности, где можно было бы применить полученные знания.

Результаты исследования свидетельствуют, что при переходе от одного этапа профессионального становления к другому процент студентов, которые остаются в сфере «человек-человек» (по классификации Е.А. Климова) неуклонно падает, что указывает на неустойчивость профессиональной направленности на объект профессионализации по мере овладения необходимыми профессиональными компетенциями или изменение представления объекте профессионализации. Тенденция в изменении объекта направленности (смена вида желаемой профессии) при моделировании профессионального выбора в ситуации изменения жизненного пути говорит о недостаточно глубоком психологическом «вхождении» субъекта в сферу приобретаемого им вида профессиональной деятельности, отсутствие на ценностно-мотивационном уровне связей между учебной деятельностью и профессиональной направленностью, а, возможно, и наблюдаемом разочаровании в выбранной профессии. Это может быть интерпретировано следующим образом: студенты 5-6 курсов, оставаясь в сфере «человек-человек», склонны видеть объект профессионализации в виде знаковой системы, художественного образа.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что образовательная среда оказывает влияние на то, как будущие врачи склонны воспринимать своих пациентов. В процессе профессионализации студенты постепенно уходят от восприятия больного как равноправной личности, происходит приписывание пассивно-зависимого стиля поведения с некоторой утратой субъектности.

С помощью «Ориентационной анкеты» Б. Басса мы обнаружили, что во всех исследуемых группах доминирует направленность на дело, что характеризует их как заинтересованных в решении деловых проблем, стремлении выполнять работу как можно лучше; наблюдается ориентация на сотрудничество, способность отстаивать в интересах деятельности собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Данная особенность характерна в связи с тем, что у студентов происходит формирование профессиональных компетенций при решении задач. Однако по мере профессионального становления увеличивается и показатель направленности на себя. Это может быть проинтерпретировано как стремление к эгоцентризму при переходе от младших курсов к старшим, усиление эгоистических черт, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, властность, более ярко выраженным становится стремление к соперничеству. Предварительное объяснение состоит в том, что на заключительном этапе профессионализации студенты задумываются о трудоустройстве, появляется дух соперничества. В то время как студенты 1-2; 3-4 курсов более инициативны в достижении целей группы, склонны к сотрудничеству, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, гибки, общительны, дружелюбны во взаимоотношениях. Студенты старших курсов в большей степени становятся ориентированными на индивидуальную деятельность, чем на совместную, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми становится не столь ярко выраженной, снижается стремление при любых условиях поддерживать отношения с окружающими.

Для изучения сформированности локуса контроля применялась методика «Уровень субъективного контроля». У всех респондентов наблюдается интернальный тип контроля по шкалам: интернальности в области достижений, интернальности в области межличностных отношений. Это свидетельствует о следующем: студенты склонны считать, что сами добились всего, что есть в их жизни, успехи в межличностных отношениях в большей степени склоны приписывать себе, нежели своим собеседникам. Предварительное объяснение состоит в том, что у студентов медицинского факультета происходит ощущение важности, необходимости выбранной специальности и значимости себя в данной профессии, в связи с чем успехи приписываются исключительно себе, а неудачи окружающим людям или случайным событиям, о чем указывают экстернальные показатели по шкале интернальности в области неудач. Данная тенденция может быть интерпретирована нами как недостаточно сформированный уровень ответственности за свои действия, поступки.

Следует отметить, что по шкалам общей интернальности, интернальности в отношении здоровья и болезни, интернальности в области семейных отношений, интернальности в области производственных отношений также обнаружены низкие показатели. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты не считают себя способными контролировать развитие значимых событий их жизни, полагают, что это - результат случая или действия других людей. В производственных отношениях склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе. Предварительное объяснение состоит в том, что образовательный процесс не способствует развитию таких качеств личности, как ответственности, самостоятельность, самодостаточность в профессиональной сфере. Статистически значимые различия были выявлены по шкале общей интернальности среди студентов 1-2, 3-4 курсов (p <0,05). Детальный анализ показал наличие статистически значимых различий (p <0,05) по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни среди данных студентов. Это свидетельствует о наличии у студентов 1-2 курсов тенденции к принятию ответственности за свою жизнь, свое здоровье; считают, что здоровье во многом зависит от их действий. Однако на втором уровне (3-4 курсы) данный индекс снижается. Эта особенность обнаруживает себя в связи с тем, что студенты 3-4 курсов активно взаимодействуют с медицинскими работниками, в результате чего формируется мнение об исключительной роли врача в лечебном процессе. На заключительном этапе профессионализации мы наблюдаем тот факт, что показатель по данной шкале возрастает. Предварительное объяснение состоит в том, что в этот период студенты начинают более тесно прикасаться к практической деятельности, непосредственно общаясь с больными, студенты осознают значимость больного в процессе выздоровления, меняется их мировоззренческая позиция, происходит делегирование ответственности за процесс выздоровления не только на лечащего врача, но и на пациента.

Для более полного изучения особенностей становления профессионального самосознания мы использовали авторскую анкету, целью которой было исследование детерминант выбора профессии, определение отрицательных и положительных качеств получаемой специальности, изучение способности удовлетворять определенные потребности за счет приобретаемой профессии. Доминирующей причиной, детерминирующей выбор профессии врача, является стремление помогать людям и быть им полезным (1-2 курсы - 78% испытуемых наряду с остальными вариантами выбрали это утверждение, 3-4 курсы - 79%, 5-6 курсы – 78%). Отметим, что у студентов 1-2 курсов выбор специальности в меньшей степени обусловлен  престижность данной профессии (13% опрошенных выбрали этот пункт), а у студентов 3-4, 5-6 курсов -  ориентацией на профессиональный путь родителей (3-4 курсы - 13%; 5-6 курсы – 8,9%). Студенты в большей степени оценивают свою профессию как интересную, но такую, где необходимо постоянное самосовершенствование, профессиональное развитие даже после окончания ВУЗа (1-2 курсы – 82,6%; 3-4 курсы – 87,5%; 5-6 курсы – 73,3%). На основе полученных данных можно сделать вывод, что студенты реалистичны в своих суждениях, объективно оценивают свой потенциал, все сложности своей профессии, необходимость постоянного личностного и профессионального роста.

Изучив мнение студентов об отрицательных сторонах профессии, мы обнаружили определенные тенденции. К отрицательным сторонам в большей степени относят повышенную ответственность за свои действия (70% студентов); на втором месте по значимости - повышенная нервно-психическая напряженность (50%). Студенты 3-4 курсов так же, как и студенты 5-6 курсов считают основополагающей отрицательной чертой выбранной специальности - низкую материальную обеспеченность (у студентов 3-4 курсов данный показатель 69%; 5-6 курсов -  76%). Данная особенность свидетельствует о том, что студенты более старших курсов уже обеспокоены проблемами трудоустройства, вопросами материального обеспечения и в большей степени ориентированы на себя, на возможность удовлетворения собственных потребностей. На второе место студенты 3-4, 5-6 курсов относят повышенная ответственность за свои действия (63% и 67% соответственно).

Наиболее привлекательными студенты определяют следующие качества: польза своих знаний для себя и близких (на 1-2 курсах данный показатель составляет 83%; на 3-4 курсах – 79%; на 5-6 курсах 78%); ощущение значимости и необходимости моей работы (на 1-2 курсах 61% опрошенных выбрали этот ответ; на 3-4 курсах– 71%; на 5-6 курсах 60%); студенты 1-2 курсам к данным признакам относят также уважение окружающих (59%).

Особенности в развитие профессиональной направленности можно обнаружить при анализе результатов анкеты свободное описание «Важнейших качеств врача» и «Основных особенностей поведения пациента». По результатам данного опроса мы выяснили, что студенты всех исследуемых курсов склонны наделять врача следующими качествами: «доброжелательный», «внимательный», «ответственный», «уверенный», «обладающий необходимыми знаниями», «уважающий пациента», «отзывчивый», «терпеливый», «стремящийся помочь», «бескорыстный».  Перечень данных качеств характеризуется стабильностью и неизменностью в процессе обучения в ВУЗе. Однако про переходе от начального этапа обучения к заключительному мы наблюдаем усложнение данного образа. Студенты 3-4, 5-6  курсов ценят в образе врача такие качества, как: «профессионализм», «деликатность», «коммуникабельность», «стремление к самосовершенствованию», «компетентность». Это свидетельствует об усложнении, детализации, профессиональной направленности данного образа. Хотелось бы подчеркнуть, что студенты 1-2 курсов большое внимание уделяют честности и искренности врачей. Студенты приписывают пациентам следующие качества: «доверие», «доброжелательность», «уважение», «терпение», «откровенность», «уступчивость», «исполнительность», «искренность», «благодарность», «общительность», «спокойствие». Полученные данные указывают на наличие  у студентов в образе «больного» пассивной позиции. Обнаруженные результаты подтверждают склонность будущих врачей к патерналистской модели построения взаимоотношений с пациентами. Студенты на начальном этапе обучения склонны также приписывать пациентам характеристики: «уверенность», «деликатность», «вежливость». Студенты 3-4, 5-6 курсов наделяют пациента качествами: «доверчивость», «щедрость», «скромность». Данная особенность свидетельствует об изменении образа «больного» в период обучения. Исходя из полученных результатов, мы видим, при переходе от младших курсов к старшим студенты в большей степени наделяют пациента зависимыми чертами, нивелируя личностные особенности.

Заключение. Для преодоления такого положения дел, на наш взгляд, необходим целый ряд мероприятий, осуществляемых на разных уровнях воздействия. Так, они должны быть проведены: на уровне осуществления более широких исследований, на уровне организации учебного процесса, на уровне воздействия на личность студента с целью развития у него профессионального и личного самосознания.

Таким образом, мы видим, что картина собственной профессии у студентов медицинского института складывается на протяжении всего обучения в ВУЗе. В процессе профессионализации наблюдается ее усложнение и детализация.

Список литературы

  1. Агеев В.С. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии / Социальная психология: хрестоматия // сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. Москва: Аспект Пресс, 2000. С. 136-146.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  3. Биомедицинская этика: словарь-справочник // Под ред. Т.В. Мишаткиной. Минск: БГЭУ, 2007. 90 с.
  4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. 80 с.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2001. 174 с.
  6. Корнеева С.А. Особенности саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
  7. Корнеева С.А. Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза //Аспирант, 2014. №2. С. 39–42.
  8. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 2004. 45 с.
  9. Сальцева  С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в УДО: монография. Оренбург, 1996. 151 с.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192с.