16+

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Aннотация

В работе рассматриваются возможности образовательной среды вуза в формировании ценностных предпочтений в отношении здоровья у студенческой молодежи, представлены результаты исследования их состояния и динамики в образовательной среде вуза. Актуальность темы связана с переоценкой ценности здоровья и ухудшением состояния здоровья студентов. Эмпирическое исследование свидетельствует о том, что вуз недостаточно использует свои ресурсы в решении данной проблемы.


Введение

К стержневым характеристикам личности относятся особенности их ценностно-смысловой сферы, которая формирует смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирует способы их достижения.

Ценностная проблематика в отечественной психологической литературе является одной из актуальных и активно разрабатываемых (Л.И. Божович [1], Б.С. Братусь [2], Ф.Е. Василюк [3], И.И. Докучаев [4], Г.В. Залевский, В.В. Знаков [5], В.Е. Клочко [6], Д.А. Леонтьев [7], М.М. Рубинштейн [8] и др.

В настоящее время в обществе происходят социальные потрясения. США, европейские страны, Украина и Россия оказываются «эпицентром», прежде всего, ценностного противостояния [9]. Анализ противоречий высших и низших ценностей, которые реализуются в таком явлении как война, осуществлен в работах Н.А. Бердяева [10].

Ценности могут выступать как альтернативы выборов. Изучению глубинных ценностно-смысловых образований личности как результата актуализации экзистенциального выбора посвящены труды В.Е. Василюка [3], В.Е. Клочко [6], И. Ялома [11].

Система ценностей, процессы социализации и идентификации всесторонне анализируются в трудах как зарубежных (П. Бергер [12], П. Бурдье [13], М. Вебер [13. 14, 15], Э. Гидденс [16], К. Клакхон [17], Т. Лукман [12], Дж. Марсиа [18], Р. Мертон [13, 14, 15], Дж. Мид [19], С. Московичи [20] и др.), так и отечественных авторов (B.C. Агеев [21], Т.С.  Баранова [22], М.Н. Губогло [23], И.С. Кон [24], Д.А. Леонтьев [25], А.И. Шендрик [24], В.А. Ядов [24. 26] и др.).

Молодежный возраст характеризуется неустойчивостью ценностных выборов, что проявляется в лабильности позиций, повышенной готовности к их смене как по всем, так и по отдельным ценностным предпочтениям, в расширенной зоне неустойчивых ценностей, внутренней сложности и дифференцированности, в противоречивости, конфликтности, рассогласованности когнитивного, поведенческого и эмоционально-оценочного компонентов. Поэтому в отношении молодежи по сравнению с другими демографическими группами уместнее говорить не о ее ценностях или ценностных ориентациях, как устойчивых образованиях, а о ценностных предпочтениях.

Под ценностными предпочтениями мы понимаем отобранную индивидом или группой совокупность имеющихся в обществе ценностей, исходя из их степени важности, отражающую начальный этап формирования тех или иных ценностных ориентаций как более устойчивых образований. Ценностные предпочтения являются неустойчивыми образованиями, находящимися в процессе формирования, поэтому они в наибольшей степени характерны для молодежи, в том числе студенческой.

В условиях кризиса и общественных трансформаций забота о здоровье стала делом исключительно самих индивидов. Данная ситуация способствовала снижению уровня здоровья населения, в том числе молодежи. Среди этой социально-демографической группы констатируется непрекращающийся рост смертности, заболеваемости и травматизма. Выбор в пользу здорового образа жизни для многих молодых людей практически исключен реальными условиями жизни: распространением бедности, безработицы, сужением легальной социальной перспективы. Социальные институты, в частности образование, сняли с себя ответственность за формирование здорового образа жизни.

В ряде государственных докладов о положении молодежи в России 1993-2003 гг. была дана объективная оценка состояний, проблем и тенденций, сложившихся в сфере здоровья молодежи как одной из ключевых областей развития потенциала молодого поколения, с целью выработки программ государственной поддержки (Ю.А. Зубок [24, 27], И.М. Ильинский [24, 28], Э.Ш. Камалдинова [24], А.И. Ковалева [24, 29], Вал. А. Луков [24, 28, 29], В.А. Родионов [24], В.И. Чупров [24, 27], А.В. Шаронов [24]).

В современных условиях снижается институциональное влияние на молодежь и предсказуемость ее индивидуальных выборов и решений, расширяется пространство альтернатив развития, необходимости самостоятельного выбора жизненных ориентиров, организации образа жизни и выработки собственных ценностных предпочтений, которые являются важнейшей предпосылкой становления ее психологической, социальной и духовной зрелости.

Цель работы

Это актуализирует необходимость исследования ценностных предпочтений молодежи в отношении здоровья в тесной взаимосвязи с организацией образовательной среды вуза, воздействующей на их формирование, что еще слабо изучено в науке.

Материалы и методы исследования

В ходе нашего исследования был осуществлен анализ материалов официальных и специальных статистических источников по вопросам демографической ситуации в России, положения молодежи в России и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, социально-экономического положения Белгородской области (2006-2011 гг.); анализ данных проведенного автором анкетного опроса “Ценностные предпочтения студентов в отношении здоровья” (n=944 студента 1-4 курсов БГТУ им. В.Г. Шухова, декабрь 2006 г., квотная, случайная выборка); анализ данных повторного анкетного опроса “Ценностные предпочтения студентов в отношении здоровья” (n=400 студентов 2-4 курсов двух белгородских вузов: n=180 – повторное исследование студентов БГТУ им. В.Г. Шухова и n=220 – исследование студентов НИУ “БелГУ”, май 2010 г., квотная, случайная выборка), а также данных анкетного опроса “Физкультурно-спортивная активность студентов с ослабленным здоровьем” (n=50 студентов 1-4 курсов БГТУ им. В.Г. Шухова, занимающихся физкультурой в специальной учебной группе, ноябрь 2007 г., выборка целевая); а также вторичный анализ данных нескольких прикладных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Ценностные предпочтения в отношении здоровья имеют когнитивную, поведенческую и эмоционально-оценочную составляющие, проявляются в ситуациях выбора здорового или отклоняющегося образа жизни и регулируют этот выбор. Они имеют референтный, промежуточный и актуальный уровни в зависимости от степени устойчивости выборов и уровня достижений в сфере здоровья.

Самым неустойчивым с низким уровнем достижений является референтный уровень, затем идет промежуточный, самым устойчивым с максимальным уровнем достижений является актуальный уровень ценностных предпочтений в отношении здоровья.

Согласно данным исследования, состояние ценностных предпочтений в отношении здоровья у студентов характеризуется внутренними противоречиями: на когнитивном уровне высокая значимость здоровья не проявляется в реальной заботе о нем на поведенческом уровне. На эмоционально-оценочном уровне большинство студентов оценивает себя как здоровые, хотят быть абсолютно здоровыми, но при этом находятся на промежуточном и референтном уровнях ценностных предпочтений в отношении здоровья с общей тенденцией к снижению его ценностной значимости, испытывают психологический дискомфорт и озабоченность ухудшением состояния здоровья за время учебы в вузе.

Противоречия когнитивного, поведенческого и эмоционально-оценочного уровней проявились в разной степени, усиливаясь от “здоровых” к “ослабленным”, от студентов с актуальным уровнем ценностных предпочтений в отношении здоровья в сторону промежуточного и референтного уровней. При этом к группе “здоровых” нами были отнесены те студенты, которые на основании данных медицинского осмотра занимались физической культурой в основном и подготовительном учебных отделениях. К группе “ослабленных” – занимающиеся в специальном учебном отделении, а также освобожденные от активных занятий.

На формирование ценностных предпочтений в отношении здоровья у студентов оказывает влияние образовательно-воспитательная среда вуза, обеспечивающая доступные средства и оптимальные условия для поддержания и улучшения здоровья с учетом объективного его состояния, четкие и ясные нормы здорового образа жизни и механизмы пресечения отклонений от них. Об этом свидетельствуют оценки студентами созданных и реализуемых вузом условий для укрепления здоровья, а также степень их расхождения с ожиданиями студентов. Так, максимальная разница расхождений ожиданий студентов с реальным осуществлением относится к занятиям физической культурой в вузе (43,9%) и говорит о недостаточном качестве проведения данных занятий, о неудовлетворенности ими студентов, особенно «здоровых». По показателю занятий физической культурой в вузе «здоровые» имеют больше, с одной стороны, ожиданий от вуза и, с другой, – больше претензий к нему. У «здоровых» и «ослабленных» студентов показатель разницы значений ожиданий и оценок того, что вуз предоставляет для оздоровления, статистически значим со сдвигом в сторону большей значимости ожиданий для «здоровых» студентов.

В группе студентов, имеющих актуальный уровень ценностных предпочтений в отношении здоровья, резче расхождение ожиданий и оценок созданных и реализуемых вузом условий для укрепления здоровья, причем по большинству вариантов ответов. Исключениями явились ответы, что вуз ничего не делает, оценка работы платных секций и работы профилактория, по которым ожидания ниже, чем оценки реальности. Студенты с актуальным уровнем больше всех отмечают, что вуз для их здоровья что-то все-таки делает, но оказывается, что это – не то, что им бы хотелось.

При недооценке образовательной среды вуза в качестве фактора формирования у студентов ценностных предпочтений в отношении здоровья, недостаточном использовании ее ресурсов в обеспечении доступных средств и оптимальных условий для поддержания и улучшения здоровья, процесс формирования данных ценностных предпочтений “затягивается”, происходит стихийно, искажается и способствует ухудшению здоровья студентов. В исследовании было выявлено отсутствие у студентов ассоциаций “вуз – здоровье”, большое расхождение ожиданий и реального обеспечения доступными средствами и оптимальными условиями для поддержания и улучшения здоровья, тенденция увеличения отрицательных оценок студентами динамики своего здоровья за время учебы в вузе и реальное его ухудшение, поляризация студентов по состоянию здоровья и ценностным предпочтениям, концентрация “здоровых” в группе максимального материального благосостояния, недостаточная ориентация образовательного процесса в вузе на формирование осознанного отношения студентов к своему здоровью, недостаточное теоретическое и практическое обоснование вопроса здоровья для студентов, которое реализуется только на занятиях физкультурой в вузе. Все это свидетельствует о неоптимальном сочетании работы вуза по непосредственному оздоровлению студентов с его воспитательной работой по формированию их идентичности здорового человека.

На основании данных исследования были выделены типы ценностных предпочтений студентов в отношении здоровья и определены условия образовательно-воспитательной среды вуза, способствующие формированию у студенческой молодежи устойчивой идентичности здорового человека. Так, основание “здоровые – ослабленные студенты” позволило выделить достиженческий и избегающий типы, а основание степени выраженности ценностных предпочтений и, соответственно, уровня сформированной идентичности здорового человека позволило выделить референтный, промежуточный и актуальный типы.

Степень согласованности и гармоничности ценностных предпочтений в отношении здоровья у студенческой молодежи, разнообразия содержательных характеристик цели быть здоровым, рациональности и ответственности в отношении своего здоровья, оптимистичности оценок динамики его состояния за время учебы в вузе и положительных оценок “оздоровительных” возможностей вуза максимально выражена у студентов актуально-достиженческого типа ценностных предпочтений, минимально – у референтно-избегающего типа.

Сравнительный анализ данных распределения студентов по типам ценностных предпочтений в отношении здоровья за 2006-2010 гг. показал, что промежуточно-достиженческий и промежуточно-избегающий типы практически остались без изменения, а также что увеличилось количество крайне неустойчивых типов: “референтно-достиженческого” и “актуально-избегающего” (таблица 1).

Таблица 1

Распределение студентов по типам ценностных предпочтений

в отношении здоровья за 2006-2010 гг.

Table 1
Distribution of students by type of health preference values in 2006-2010

 

                                  

Поскольку в 2010 г. все типы, кроме промежуточно-избегающего, уменьшают свои значения, то и в дальнейшем наиболее вероятным будет “пополнение” именно этого типа. В целом наблюдается тенденция увеличения количества студентов с избегающими типами и уменьшения – с достиженческими.

Заключение

Данные эмпирического исследования показали, что образовательно-воспитательная среда вуза не является оптимальной для формирования ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья, оказывает в большей степени негативное влияние на данный процесс. Созданные в образовательной среде вуза реальные условия для сохранения и укрепления здоровья студентов не становятся факторами формирования у них ценностных предпочтений в отношении здоровья и не улучшают состояние их здоровья.

При неизменных условиях образовательно-воспитательной среды вуза следует ожидать самое значительное “пополнение” промежуточно-избегающего типа ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья. Это делает необходимой разработку новых подходов к организации образовательной среды вуза, оказывающей прямое и косвенное (непосредственное и опосредованное) влияние на формирование у студенческой молодежи идентичности здорового человека. Так, нами были обоснованы ресурсы образовательной среды вуза (целевой, организационный, инструментальный и нормативный), основные направления (диагностическое, стимулирующее, актуализирующее, контролирующее направления), принципы: доступности условий для сохранения и укрепления здоровья, их качества, индивидуализации, самостоятельности и широты выбора средств заботы о здоровье, универсальности и ясности норм здорового образа жизни, многообразия его форм, ориентации на поощрение и др., а также тактические направления организации условий образовательно-воспитательной среды, оптимизирующие формирование актуального уровня ценностных предпочтений студенческой молодежи в отношении здоровья.

Список литературы

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 211 с.
  2. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. М., 1993. 156 с.
  3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. С. 249-257.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»: №3).
  6. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 284-314.
  7. В своем кругу. Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала нового времени. М., ИВИ РАН, 2003. 367 с.
  8. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 764 с.
  9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. М.: Наука, 2009. 595 с.
  10. Ильинский И.М., Луков В. А. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем: Избранное. М.: Изд-во Моск. гу-манит. ун-та, 2011. 215 с.
  11. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы станосления ментального пространства (введение в транспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
  12. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999. 134 с.
  13. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1997. № 1. С. 20-27.
  14. Рубштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Том 2 / Под редакцией: Плотников Н.С. Фараджев К.В. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. 376 с.
  15. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 c.
  16. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под редакцией: Знаков В.В. Залевский Г.В. М.: Институт психологии РАН, 2008. 344 с.
  17. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска // 2-е изд. М., 2003. 156 с.
  18. Ядов В.А. Солидаризация рабочих в российской действительности: Замысел исследования и теоретические предпосылки // Солидаризация в рабочей среде. М., 1998. С. 11-12.
  19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс. 1999. 234 с.
  20. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.
  21. Encyclopedia of Sociology / Edgar F. Borgatta (ed.), Rhonda J.V. Montgomery (ed.), vol. 2. Macmillan Reference USA, second edition, 2000.
  22. Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Ed. J. Scott. L.: Routledge, 2007.
  23. International encyclopedia of the social sciences / William A. Darity, Jr., editor in chief. Detroit: Macmillan Reference USA, 2008.
  24. Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Stanford, 1987.
  25. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951.
  26. Marcia J. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personalitu and Social Psychology. 1968. № 3. pp. 551-558.
  27. Mead Dj. Male and female. J., 1949. 214 р.
  28. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge – Paris, 1984.