16+

СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Aннотация

На современном этапе развития педагогической науки особенную значимость приобретают высокоэффективные программы и системы учебы и воспитания социально адаптированной личности – активного участника творческой элиты общества. В своих исследованиях ученые доказывают необходимость использования мощного потенциала разнообразных средств, которые способны ощутимо повысить результативность социально-педагогического процесса. Поэтому становится целесообразным поиск и теоретическое обоснование эстетико-педагогических возможностей процесса социального роста и саморазвития личности в ее неповторимом индивидуально эстетическом качестве. Определение и анализ системы эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности будет способствовать обогащению процесса социализации, разработке специальных педагогических технологий формирования адаптированной, творческой, самореализующейся личности.


Следует отметить, что социализация личности и включение ее в определенный тип культуры с помощью системы образования возможна лишь при создании условий для усвоения мировоззренческих универсалий. Созданные на основе универсалий матрицы становятся основой для разнообразных конкретных типов деятельности, знаний, норм, идеалов, которые регулируют социальную жизнь в рамках данной культуры. В этом отношении система универсалий культуры оказывается своеобразным «геномом социальной жизни» [6]. Важнейшую роль в системе таких жизнетворческих универсалий играет ряд эстетических универсалий. Во-первых, эстетическое является одним из средств качественного совершенствования человеческой природы, во-вторых, в настоящее время эстетическое приобретает особое функциональное значение в жизни человека. Через свою уникальную саногенную (исцеляющую, оздоровительную) функцию оно предоставляет возможность восстановления единой картины мира [5].

Система мировоззренческих эстетических универсалий содержит категории, которые наиболее  полно характеризуют мир в его эмоционально-чувственной, духовно-ценностной значимости для человека, проходящего определенные этапы личностной социализации в конкретных социокультурных условиях.

Целью статьи является определение наиболее важных эстетических характеристик-универсалий процесса формирования социальной культуры личности.

Процесс становления человеческой личности – явление сложное и противоречивое. Развитие человека во взаимодействии с окружающим миром определяется учеными как процесс социализации личности (А.В. Мудрик) [3]. Своеобразную трактовку этого социально-философского понятия дают Н.В. Бордовска и А.А. Реан: «Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воссоздания индивидуумом социального опыта» [1]. Усвоение социального опыта поколений – субъективно, то есть восприятие одной и той же социальной ситуации может быть разным у разных людей. Специфичность человеческого восприятия заключается в индивидуально-субъективном переживании, активизации, эмоционально-чувственной неповторимой реакции индивида на окружающую Вселенную.       

Таким образом, мы можем выделить первую эстетическую универсалию процесса социализации. Это единство двух противоположных процессов становления индивида: социализация – как объединение личности с общественно-исторической жизнью человечества, и индивидуализация – процесс становления человеческой личности в ее эстетической неповторимости, самости.

Как известно, усвоение ребенком общественных норм и правил поведения в ходе его социализации происходит через систему социальных институтов – исторически созданных форм организации и регуляции общественной жизни. Определенная М.А. Галагузовой система социальных институтов представляет собой структуру самого общества: культура, семья, образование, религия [4]. Каждый из отмеченных институтов открывает ребенку возможность своеобразного вхождения в общество. Обратим внимание на тот факт, что эффективность действия всех этих социальных институтов основана на индивидуально-чувственном, духовно-обогащенном состоянии личности. Отметим основные факторы эстетического содержания названных социальних институтов: эстетический потенциал материальных и культурных ценностей человечества; эстетизированность личностно-ориентированных семейных отношений; индивидуализация, эстетизация и гуманизация образовательной системы; философия высоко эстетизированной духовной жизни в христианской религии.

Выделим вторую эстетическую универсалию в социокультурном становлении личности – это ориентация социальных институтов на актуализацию и развитие эстетически-ценностного отношения личности к окружающей социально-культурной среде.

Единство биологического и социального факторов в процессе социальной адаптации личности не вызывает сомнений в социально-философской науке. Личность исследуется как био-социальное целое. Причем, абсолютизация социального в применении к психике человека пренебрегает самым главным стимулом становления человека как личности – ее эстетико-эмоциональным переживанием действительности. Ведь чувства стимулируют индивидуальность к собственному творческому становлению и самоутверждению в жизни. Таким образом, становится очевидным, что игнорирование индивидуальным эстетико-чувственным уровнем бытия человека в обществе, его индивидуальными способностями, стремлениями, убеждениями, приводит к деградации и регрессу самого общественного строя.

Предоставляя значительное преимущество биологическим законам развития человека, представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др.) детально исследовали развитие познавательно-эмоциональных структур личности, провозглашая идею самоактуализации человека. Ученые видели в естественных внутренних силах индивида функцию самостоятельной реализации процесса социальной адаптации: при создании определенных благоприятных условий в социальной среде, человек способен естественно, почти автоматически, на уровне био-социального кода, пройти процесс социализации и реализовать себя полноценной личностью.       Лишь при условии пребывания человека в состоянии социально-психологического комфорта, ощущения своей необходимости и уважения к себе происходит акцентуация его чувственной сферы, которая побуждает личность к активной социально-эстетической деятельности.

         Третью  эстетическую универсалию процесса социализации личности очертим как   необходимость развития индивидуально-эстетического потенциала индивида в его социальном самостановлении.      

В научных исследованиях личности, как объект-субъекта социального воспитания, интересным представляется системный подход М.П. Лукашевича к структурному анализу природы человеческой индивидуальности. Ученый предлагает объект-субъект воспитания рассматривать как био-психо-социальную сущность и выяснить степень ее свободы по отношению к себе, к обществу, к природе. Понятие «отношение», очерчивая эстетико-познавательный аспект деятельности человека, предусматривает его как процесс оценивания и составления личностью собственных суждений относительно окружающего. Учеными-философами настоящего провозглашается своеобразный «триумф величия» индивида – основы социума и его активного творца. Определяется и новая обязанность самого социума перед индивидом – это вознаграждение социально значимой индивидуальной инициативы, которая, в свою очередь, будет определять направления и движущие силы продвижения общества.

         Определим четвертый признак-унивесалию эстетического в социальном становлении человека: эстетические творческие достижения социализирующейся личности – единственный источник и необходимое условие существования общества в целом.

         Одним из основных признаков социального воспитания есть распределение общества на две большие взаимодействующие социальные группы – те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Поэтому отдельной социально-педагогической проблемой формирования социально-адаптированной личности является взаимодействие педагога и воспитанника [2]. Не вдаваясь в большой историко-педагогический арсенал отмеченной проблемы, назовем лишь важнейшие аспекты этого педагогического взаимодействия, основной целью которого является продуктивное педагогическое влияние, взаимопонимание, взаимовоспитание, самоутверждение личности воспитателя и воспитанника. Гуманистическая педагогика, признавая абсолютную ценность человека в контексте общественного характера его жизни, ориентирована на общество «человечных людей».

         Вопрос эстетизации отношений между воспитателем и воспитанником приобретает значение достаточного и в то же время необходимого условия социализации личности ребенка. Обогащенный эстетическим полем социально-педагогический процесс формирования полноценной личности, должен строиться на трех принципах: демократизма, гуманизма и диалогизации взаимодействия (И.А.Зязюн) [2].      

Таким образом, мы можем определить пятую эстетическую универсалию в процессе социализации:   эстетизация отношений между тем кто воспитывает и тем кого воспитывают.

Среди многочисленных средств социального воспитания своей палитрой эстетико-педагогического влияния выделяется искусство, как высшая форма духовного становления человека, общественного сознания человечества в целом. Художественные образы создают эстетическую атмосферу действительности. Конкретно-чувственное познание захватывает чувство и ум человека. Благодаря этим своим особенностям, искусство получает в современной социально-педагогической мысли статус действенного универсального средства формирования творческой, социально ориентированной личности. Современная расширеная аристотелевская модель полифункциональности искусства выделяет такие его функции: социальную, познавательную, суггестивную, воспитательную, компенсационную, коммуникативную, прогностическую. По своей сути все они ориентированы на естественное социально-культурное становление человека.

         Назовем следующую, шестую  эстетическую универсалию в процессе формирования социально адаптированной личности: это целебное эстетичное влияние искусства на процесс роста, активного формирования многогранной личности в социуме.

         Определенные в статье шесть эстетических универсалий процесса социо-культурного становления личности в обществе могут быть взяты за основу создания специальных методик, педагогических и социально-педагогических технологий формирования адаптированной, творческой, самодостаточной, а потому и счастливой личности в современном социуме.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В. Педагогика: [учеб. для вузов]. СПб.: Питер, 2000. 304 с. 
  2. Зязюн І.А. Краса педагогічної дії: [навч. посіб. для вчителів, аспірантів, студ. серед. та вищ. навч. заклад.] К. : Укр.-фінськ. ін-т менеджменту і бізнесу, 1997. 302 с. 
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб для студ. пед.вузов. М.: Академия, 1999. 184 с.
  4. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  5. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука. М.: Изд. дом Вильямс, 2005. 592 с.
  6. Енциклопедія для фахівців соціальної сфери / За заг. ред. проф. І.Д. Звєрєвої. Київ, Сімферополь: Універсум, 2013. 536 с.