ВЗАИМОСЯЗЬ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Aннотация
Современное состояние российского общества, изменяющаяся социальная структура, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Данные изменения пока не находят отражения в целенаправленных преобразованиях в социальной и экономической политике государства, в то же время заметны в вопросах демографии и в образовательной практике. Поэтому актуальным становится исследование специфики развития детства, ее реализации в процессах обучения и воспитания детей, построения полноценного пространства детства. В статье представлен аналитический обзор проблем детства.
В условиях коренных преобразований в России по существу появилось новое поколение детей 2000-х годов. Молодые люди, родившиеся в перестроечное и постперестроечное время, занимают все больший объем в числе современного родительства. Это во многом определяет специфику современного детства: его пространства жизни, социализации, развития.
Детство в современном обществе имеет переходный и неопределенный статус. С одной стороны, четко очерченные в международных и федеральных документах границы: возраст, гарантии, с другой – размытые статусные позиции в области поддержки детства и защиты прав и скользящие рамки психологических возрастов. Данные противоречия обусловливают неоднозначность понимания детства и, в то же время, требуют однозначного определения основ сопровождения, поддержки и фасилитации развития детей, поскольку дети составляют основу человеческого капитала, а инвестиции в детство определяют во многом качество жизни конкретного общества в ближайшем будущем [7].
Данные проблемы порождают эклектичность и фрагментарность социальной политики, следствием чего является отсутствие минимальных стандартов качества жизни ребенка, комплексных федеральных программ развития детства. На этом фоне интенсивные изменения в дошкольном образовании все больше высвечивают проблемы детской популяции в жизни современной России.
К первой группе проблем нами отнесены вопросы детской популяции: состояние и прогнозы.
Так, в докладе «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» выражается обеспокоенность положением детей на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи [4]. За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 26,4 млн. человек на начало 2008 года до 26 млн. человек на начало 2010 года.
Численность населения России до 2009 года сокращалась на несколько сотен тысяч человек ежегодно. В 2009 году естественная убыль населения России (248,9 тыс. человек) была на 99 % скомпенсирована миграционным приростом (247,4 тыс. человек), в результате чего снижение численности населения практически прекратилось. В 2010 году тенденция сокращения смертности и увеличения рождаемости в России продолжилась [3].
Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения.
По данным сайта Жизнь России (ruslife.ru) только 14% старшеклассников могут считаться абсолютно здоровыми. До 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% юношей допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
Почти треть маленьких россиян – более 400 тысяч – ежегодно рождаются вне брака, каждый 7-й малыш воспитывается в неполной семье. В подобных семьях мамы подчас вынуждены работать сверхурочно, и кто-то из них почти не видит своих чад. Россия стала страной работающих бабушек, так что и они не могут в полную силу заняться воспитанием внуков. В результате, ребенок в семье недополучает внимание и заботу.
Вторая группа проблем связана со здоровьем детской популяции.
В докладе «Положение детей в Российской Федерации» (2008 г.) отмечено, что восьмилетних детей в России почти в два раза меньше, чем восемнадцатилетних [1]. Отмечается, например, что в 2007 году впервые за 17 лет родилось больше всего детей – 1602,4 тыс. Однако, без всяких ссылок на «материнский капитал» прямо указано, что главной причиной роста числа рождений в последнее время является то, что сейчас в детородный возраст вступило более многочисленное поколение родившихся в 80-е годы. Именно тогда в СССР проводилась эффективная демографическая политика, и детей рождалось в полтора раза больше по сравнению с 2008 годом (в РСФСР до 2,5 млн. в год).
К 2020 году число рождений резко спадет, т.к. количество женщин детородного возраста уменьшится на треть (скажутся «лихие» 90-е). Кроме того, уже сейчас 17,5% составляют бесплодные браки, и количество их может только увеличиться, о чем говорят данные о репродуктивном здоровье детей и молодежи.
Материалы доклада «Положение детей в Российской Федерации» (2010 г.) свидетельствуют об общем ухудшении здоровья в детской популяции: общая заболеваемость детей в возрасте 0—14 лет включительно в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 2,7% [2].
Особую остроту проблемам, связанным со здоровьем детей, придает тот факт, что ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды: отмечается рост на 67% числа детей, поступающих в школу с понижением остроты слуха, в 2 раза – с понижением остроты зрения, почти в 5 раз – с нарушением осанки, в 5,5 раз – со сколиозом.
Третья группа проблем описывает детство как объект приложения усилий взрослых.
Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, в силу этого требуется особая защита со стороны многих институтов. Осмысление всех этих процессов, тенденций и последствий в их совокупности и взаимовлиянии предполагает проведение политологического анализа, исследования социальной политики государства в отношении детства, материнства, отцовства и семьи как важнейшего института, обеспечивающего преемственность поколений.
В развитых странах защиту детства в основном берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать действенной силой без заинтересованной поддержки государством. Поэтому сегодня эффективная деятельность в интересах российских детей – подвижничество отдельных людей и организаций – скорее исключение, чем правило.
Показательным фактом в реализации прав ребенка и защите интересов детства является отношение взрослых к детям. Так результаты зарубежного опроса, проведенного по заказу крупнейшего в мире англоязычного издательского дома Random House Children's Books [5], свидетельствуют, что, по мнению родителей, рубеж между детством и юностью у современных детей приходится на 11 лет. Современные дети получили столько прав и свобод, что практически забыли о том, что такое детство. К такому выводу пришли британские ученые. Оказалось, что для многих тинэйджеров детство заканчивается с первой ступени средней школы, где они получают доступ к огромному количеству запретных плодов в виде чрезмерной свободы от родителей, алкоголя и прочих сомнительных удовольствий. Но правила современного общества таковы, что грань между виной детей и родителей становится практически незаметной. Результаты опроса более чем 1100 родителей с детьми до 18 лет показали, что зачастую вина в «сокращении» детства лежит на взрослых, которые не в силах создать разумную систему сдерживания и противовесов в отношении своих чад. Эти цифры демонстрируют значительную разницу в подходах к воспитанию на фоне смены поколений. Около половины опрощенных родителей соглашаются с тем, что детство заканчивается примерно в 11 лет – в момент перехода ребенка с начальной ступени образовательной системы на среднюю.
Четвертая группа проблем связана с функционированием основных институтов детства.
До тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, данный институт не будет действительно ответственным перед своими членами и обществом за благополучие детей.
В условиях активного обновления дошкольного образования, которое, по существу, таковым становится только сегодня (после принятия Концепции дошкольного воспитания, 1989, Закона Российской Федерации «Об образовании», 1992) в связи с разработкой федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и установкой государства на увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, особое внимание нужно обратить на взаимосвязь проблем детства и перспектив дошкольного образования.
В этой связи хотелось бы обратиться к прогнозу развития дошкольного образования в России до 2010 года, выполненного сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, С.Г. Якобсон и др.) [6], который не оправдывается по всем пунктам:
1. В России не сложилась и не заработала инновационная система дошкольного (не предшкольного) образования как первая ступень общего образования.
2. В России не созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников, что не позволяет повысить качество образования на последующих его ступенях.
3. В России не сложился в практике образования культурный образ дошкольного возраста, что не позволило содержательно понять его место в структуре возрастной стратификации нашего общества.
4. В России фрагментарно существует оптимизация деятельности институтов сферы образования: педагогических вузов, ИПК, НИИ, общеобразовательных школ, Центров психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и др., связанных непосредственно с дошкольным образованием.
5. В России, фактически, дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», «Новая школа», Концепция 2020, следствием чего является отсутствие стратегии развития дошкольной образовательной индустрии; отсутствие консолидации родительской и образовательной общественности.
Следует признать, что долгосрочное прогнозирование возможно только при продуманной краткосрочной и среднесрочной перспективе. К сожалению, ни прогноза развития дошкольного образования, ни системного исследования детства в среднесрочной перспективе (5-10 лет) мы не имеем. Это затрудняет не только построение образовательной политики как одного из механизмов поддержки детства, но и в целом нарушает системное видение феномена детства в современном обществе.
Мы полагаем, что продуманные и системные изменения в дошкольном образовании посредством решения существенных и значимых проблем, к которым можно отнести проблему законодательного оформления, кадровой политики, социальной политики в области вопросов семьи и детства, способны определить стратегические направления поддержки детства.
Для этого, полагаем, необходимы:
1. Становление дошкольного образования как первого уровня национальной системы образования.
2. Государственные гарантии качества, доступности и обязательности дошкольного образования.
3. Централизованная система мер по поддержке педагогов дошкольного образования.
4. Социальные программы в помощь семье, воспитывающей детей дошкольного возраста.
Аккумулируя указанные направления в государственной политике, можно планомерно и перспективно решать проблемы детства, представленные в аналитическом обзоре данной статьи.
Список литературы