16+

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ

Aннотация

Социально-экологическая деятельность как научная проблема, теоретические предпосылки ее изучения, определение сущности социально-экологической деятельности общества и личности.


   Одной из важнейших проблем социальной экологии и социально-экологического образования учащейся молодежи выступает социально-экологическая деятельность. Исследованию выделенной проблемы способствует наличие целого ряда существенных предпосылок:

  • общепринятое определение категории деятельности, социально-экологической науки, выступающей основой соответствующего вида образования учащейся молодежи;
  • накопленный историко-педагогический опыт образования в области взаимодействия общества с природой;
  • заинтересованность общества и государства в подготовке экологически грамотных граждан;
  • постепенное осознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологических отношений в сторону оптимальности и гармонии;
  • достижения педагогической и психологической наук, рассматривающих образование в любой сфере жизни как особый вид социально значимой деятельности [10].

Изучение выявленных предпосылок привело к следующим результатам. Так, достижения философской науки позволили определить сущность исходных категорий: взаимодействие,  деятельность, труд, природопользование (Гирусов Э.В., Каган М.С., Реймерс Н.Ф., Фролов И.Т. и др.). Раскроем эти категории.

Во-первых, взаимодействие философы определяют как процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения; универсальная форма изменения состояния тел. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, ее свойство и объединение в систему более высокого порядка. Ученые особо подчеркивают, что без взаимодействия материя не могла бы существовать. В этом смысле в свое время Ф. Энгельс определил взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет более фундаментальных свойств. Взаимодействие существует в определенных формах: всеобщей связи явлений,  движении, изменении, функциональной зависимости (Фролов И.Т.). Исходя из этого, взаимодействие природы и общества предполагает влияние природы на общество  и общества на природу[8].

Во-вторых, деятельность определяется как способ отношения к миру – «предметная деятельность» (Маркс К.); это процесс, в ходе которого человечество творчески преобразует природу, делая себя субъектом деятельности, а явления природы – объектом своей деятельности. Именно материально-преобразующей деятельности человек обязан своим первоначальным  становлением, сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека (Философский словарь, 1991). Влияние общества на природу осуществляется в деятельности, которая как раз и составляет, с одной стороны, сущность воздействия, с другой – процесс обмена веществом, энергией, информацией. Отсюда в общем виде деятельность, составляя сущность и содержание воздействия общества на природу – социально-экологического воздействия – называется социально-экологической деятельностью. Таким образом, в общем виде  деятельность в науке определяется через  процесс.

В третьих, труд философы определяют как целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных благ, необходимых  для существования индивида и общества; всеобщее условие обмена веществ с природой; главную предпосылку человеческого существования, обобщающую все формы общественной жизни. Труд – это процесс, который включает две стороны отношений: отношение к природе и отношение людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Первая сторона – изменение внешней природы – это приспособление предметов природы к потребностям человека. Она включает: целесообразную деятельность, т.е., труд; предмет труда; средства труда; результаты труда. Учеными выделено и такое понятие, как зрелый труд, который предполагает труд в основном ради потребности в труде, где поддержание физического существования – лишь предпосылка для труда (Фролов И.Т.)[8]. Отсюда труд –  процесс,  форма,  способ,  целенаправленная деятельность.

В-четвертых,природопользование  Н.Ф. Реймерс,  например,  понимает как совокупность всех форм эксплуатации природоресурсного потенциала и мер по его сохранению; природопользование включает: извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство; использование и охрану природных условий среды жизни; сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса  природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества; совокупность производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-экономических форм и учреждений, связанных с первичным присвоением, использованием и воспроизведением человеком объектов окружающей его природной среды для удовлетворения своих потребностей; использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; совокупность воздействия человечества на географическую оболочку Земли;  комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. В общем плане, природопользование – процесс,  совокупность взаимодействий [7].

         Очевидно, что все эти процессы отражают различные аспекты отношений природы и общества, или в соответствии с современной терминологией – социально-экологические отношения, отношения взаимного влияния при активной роли социального элемента. В связи с чем мы полагаем, что социально-экологическая деятельность представляет собой процесс взаимодействия общества с природной средой, направленного на использование природных условий и ресурсов с целью удовлетворения различных общественных потребностей (биологических, материальных, духовных) с учетом исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил; процесс, сущность которого составляет природопользование, т.е., сознательно регулируемый обмен веществом, энергией и информацией между обществом и природой с целью поддержания их равновесного состояния; это процесс природотворчества, включающий в себя охрану, восстановление и возобновление природно-ресурсного потенциала; процесс, в котором главным способом воздействия выступает труд.

В силу того, что активную часть системы «общество-природа» составляет общество, которое в свою очередь состоит из людей - активно действующих и познающих индивидов - в настоящем исследовании возникла необходимость  рассмотрения социально-экологической деятельности личности, как ее субъекта. Иначе говоря, возникла необходимость раскрытия сущности понятия «социально-экологическая деятельность личности», особенностей ее проявления. При этом учитывалась сущность понятий: личность, деятельность, структура деятельности, личность – часть общества, что обусловлено спецификой решаемой нами  задачи.

В результате и  в общем плане социально-экологическая деятельность личности представляет собой, прежде всего процесс сознательного воздействия личности на окружающую ее природную среду; процесс, обусловленный ее мотивами и целями, проявляющийся в конкретных действиях и операциях, результатах. При этом опора осуществляется на имеющийся у личности опыт взаимодействия с природой, требования к взаимодействию, сформулированные в обществе в соответствии с хоро-хронологическими факторами, перспективами развития общества и самой личности. Каждая личность, так или иначе, включена в процесс природопользования, отдельные его виды (землепользование, водопользование и т.п.), причем как непосредственно, так и опосредованно.

Как любая другая  деятельность, социально-экологическая деятельность личности осуществляется через два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира (в нашем случае окружающей природной среды) субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет усвоения им все более расширяющейся части предметного мира (распредмечивание) (Леонтьев А.Н.,  Фролов И.Т. и др.) [5; 8]. Главным каналом развития субъекта деятельности, по мнению психологов (Гальперин П.Я. и др.)[9],   выступает интериоризация – перевод форм внешней материально чувственной деятельности во внутренний план. Логично предположить, что процесс использования личностью природных условий и ресурсов для удовлетворения своих потребностей протекает именно по этому каналу, отличаясь от других видов деятельности своим специфическим содержанием. Включаясь в процесс природопользования, личность путем интериоризации усваивает общественно-историческую сущность опыта социально-экологических взаимодействий, формирует основы  становления собственных, необходимых в этом случае новообразований: социально-экологических знаний, социально-экологических умений, способностей, мотивов, установок, готовности к оптимальному взаимодействию с природой, социально-экологической культуры. Основной способ воздействия личности на природу – труд.

Иначе говоря, социально-экологическая деятельность личности предполагает процесс взаимодействия личности с природной средой, определяемый экоцентрическим типом сознания и проявляющийся в конкретных действиях и поступках по изучению, охране, восстановлению и возобновлению природно-ресурсного потенциала, развитию среды жизни для будущих поколений.

Резюмируя, отметим, что социально-экологическая деятельность общества и личности представляет собой единый, целостный, сознательный, познавательно-практический процесс взаимодействия с природной средой, преломляющийся через специфические историко-географические, социально-экономические, социально-экологические и другие условия каждого общественного организма и составляющих его личностей, направленный, в конечном счете, на гармонию в отношениях, на создание сбалансированной среды  жизни  для настоящих и будущих поколений.

Дальнейшее исследование проблемы социально-экологической деятельности  на теоретическом уровне привело к необходимости выделения и ее видового состава. Было установлено, что социально-экологическая деятельность отличается своим разнообразием и многообразием.  Известно, что видовой состав определяется каким-либо признаком. Исходя из того, что сущностью социально-экологической деятельности является процесс природопользования, выделяются и соответствующие этому процессу отдельные виды: природопользование нерациональное, рациональное, рекреационное и др. В свою очередь природопользование в зависимости от используемого ресурса подразделяется на землепользование, лесопользование и т.п. (Реймерс Н.Ф.) [7].

Другая классификация может разрабатываться в соответствии с общей систематикой деятельности, разработанной М.С. Каганом. Выделенные им виды определяются различными формами, которые принимают три основные элемента деятельности: субъект, объект и активность субъекта. По объекту  Каган М.С. выделяет преобразовательную, познавательную и ценностно-ориентировочную деятельность; по субъекту – индивидуальную, групповую, социальную [4]. Каждый из видов в свою очередь структурирован. В целом видовой состав деятельности зависит от многообразия потребностей человека и общества, причем, каждый из этих видов включает в себя элементы и внешней и внутренней практической и теоретической деятельности (Фролов И.Т.) [8].

Отдельным видом деятельности субъекта в природной среде выступает эстетический. В связи с излагаемым нельзя не назвать трудовую деятельность каждого человека в природной среде, направленную не только на ее изучение и использование, но и на охрану, восстановление и возобновление (Гирусов Э.В., Реймерс Н.Ф. и др.) [1; 7].  В последнее время особое значение для обеспечения существования среды жизни приобретает не менее важная сторона человеческой истории – ответственность за мир, борьба против войны, воспитание культуры мира. Это специфические виды деятельности, ведущие, в конечном счете, к сохранению всего живого на планете (Глазачев С.Н., Суравегина И.Т.) [2, 11].

Очевидно, что видов социально-экологической деятельности общества и личности выделяется множество, причем, и разнообразие их также велико. В любом случае тот или иной ее вид, содержание определяются соответствующими потребностями.

Подытоживая рассмотрение некоторых аспектов, отметим, что проблема социально-экологической деятельности в целом, видового состава в частности,  требует дальнейшего научного поиска, определения комплекса средств исследования, учета накопленного теоретического и практического опыта. 

Список литературы

  1. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.,1998. 172 с.
  2. Глазачев  С.Н. Экологическая культура учителя. М., 1999. 432 с.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р-н/Д, 1996. 310 с.
  4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974. 328 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
  6. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.,1996. 96 с.
  7. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990. 637 с.
  8. Фролов И.Т. Философский словарь. М., 1991. 560 с.
  9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. 320 с.
  10. Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика. М. Белгород, 1999. 232 с.
  11. Экологическое образование школьников  / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.,1983. 183 с.