СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Aннотация
В статье охарактеризованы современные педагогические технологии – информационная, тренинговая, проблемного обучения, личностно-ориентированная технология. Освещено их влияние на подготовку специалистов в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: Педагогическая технология, информационная технология, тренинговая технология, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология
Постановка проблемы. Современная педагогическая технология представляет собой синтез педагогических достижений, сочетание традиционных, совершенных форм и методов с современными эффективными образовательными инновациями. Педагогическая технология основывается на достижениях психологической, педагогической и общественных наук, передовом педагогическом опыте и др. Внедрение современных педагогических технологий в профессиональную подготовку специалистов в высших учебных заведениях требует дальнейших теоретических и экспериментальных педагогических исследований.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы педагогических технологий касаются исследования Ю. Бабанского, В. Беспалько, В. Боголюбова, М. Кларина, И. Лернера, И. Прокопенка, К. Селевка, Н. Талызиной, И. Харламова, Н. Шестак, Ф. Янушкевича и др.
Целью статьи является освещение теоретико-методических аспектов внедрения педагогических технологий в подготовку компетентных специалистов в высших учебных заведениях.
Изложение основного содержания. Педагогические технологии как основа подготовки специалистов с целью формирования компетентностей и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки. Подготовка специалистов носит опережающий характер, а именно: знания, умения и навыки студентов формируются, исходя не из требований настоящего, а с перспективой на будущее, поскольку, даже совершенные рекомендации и предложения по практической деятельности значительно теряют свою значимость не только на время адаптации молодого специалиста к условиям практической деятельности, но и к моменту его выпуска из учебного заведения.
Педагогическая технология направлена на формирование компетентного специалиста на основе удачного сочетания форм, методов и средств обучения с профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством преподавателей.
При выборе педагогической технологии важно учесть способности студентов, особенности конкретных видов профессиональной деятельности будущих специалистов. Педагогические технологии как основа профессиональной подготовки специалистов с целью формирования профессиональных компетенций и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки.
Внедрение современных образовательных технологий вызывает существенные динамические изменения в преподавательской деятельности, увеличивается роль педагогической культуры преподавателя как субъекта управления в учебном процессе. Эти изменения носят дискретный, циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и зависят от действия психологических факторов.
Основными факторами для эффективного внедрения современных образовательных технологий являются:
– готовность студентов к восприятию современных образовательных технологий;
– положительная мотивация учебной деятельности;
– готовность преподавателей и студентов к творческой, инновационной деятельности;
– оптимальный психологический микроклимат образовательного процесса;
– педагогическое мастерство преподавателей;
– учет особенностей управления высшим учебным заведением.
Практические занятия направлены на формирование компетенций и качеств, закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков через индивидуальное исполнение задач в соответствии с целями.
На практических занятиях студенты овладевают методикой научного исследования, самостоятельного выполнения поставленных задач, решения конкретных производственных ситуаций и др.
Важнейшей задачей практических занятий является формирование практической подготовленности будущих специалистов, которая содержит следующие компоненты: умения и навыки познавательной деятельности; умения и навыки профессиональной деятельности; умения и навыки работы в группе, коммуникативные умения и др.
Среди современных педагогических технологий особое место занимают тренинговые. Тренинг позволяет за короткое время сформировать компетентности, умения, навыки и личностные качества будущего специалиста, которые невозможно сформировать, применяя традиционные формы обучения. Игровой момент занятий, акценты на выполнение практических заданий способствуют мобилизации возможностей и способностей всех участников тренинга.
Внедрение профессиональных тренингов как формы активного обучения, которая предназначенная для формирования комплексных умений и навыков конкретного вида поведения, является эффективным для профессиональной деятельности и профессионального общения будущих специалистов. Это достигается в ходе имитационного моделирования и решения непрерывно усложняющихся профессионально ориентированных ситуаций при педагогической целесообразности индивидуальной и групповой деятельности студентов.
Во время тренинга эффективно формируются коммуникативные компетентности, умения и навыки; отрабатываются различные формы поведения; формируется активная жизненная позиция; снимаются барьеры, которые препятствуют общению.
Тренинги в профессиональной подготовке будущих специалистов предоставляют возможности: овладения новыми умениями, навыками и отработки уже ранее приобретенных; открытия в себе и в других людях качеств работать в команде, принимать решения и нести ответственность за них; активизации умственно-познавательной деятельности; формирования навыков межличностного общения.
Использование информационных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель – информационная технология обучения – студент». Информационная технология обучения – не только промежуточное звено передачи информации. Изменение средств и методов обучения способствует изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
Особенность информационных технологий заключается в том, что мультимедийные и интернет-технологии позволяют использовать их как средство обучения, воспитания, интеграции в мировое сообщество, воздействуя на личность, ее профессиональное самоопределение и становление. Информационные технологии повышают мотивацию обучения и стимулируют познавательный интерес, растет эффективность самостоятельной работы.
Важное место в подготовке будущих специалистов занимают технологии проблемного обучения. Технологии проблемного обучения предусматривают такой характер взаимодействия преподавателя и студентов, при котором во время передачи и усвоения учебной информации раскрываются противоречия, создаются проблемные ситуации, результатом которых и будет решение познавательной задачи.
Отметим, что целью технологии личностно ориентированного обучения является гармоничное формирование и всестороннее развитие личности студента, полное раскрытие его творческих сил, обретения собственного «Я», неповторимой индивидуальности. Он должен стать субъектом жизнедеятельности, профессиональной деятельности, а не овладеть только определенной совокупностью общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков.
Внедрение технологии личностно ориентированного обучения предполагает изменение форм коммуникации в учебно-воспитательном процессе, приемов и средств коммуникативной деятельности, направленной на формирование у будущих специалистов профессиональных и коммуникативных компетенций.
Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования от доски с мелом к электронной доске и компьютерным обучающим системам, от книжной библиотеки к электронной, обычной аудитории к виртуальной.
Эффективность дистанционного обучения основана на том, что студенты сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются внешнему давлению. Они имеют возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно им. Эффект в значительной степени зависит и от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач, а также поддержка во всех вопросах преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Внедрение педагогических технологий, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению главной цели – подготовке квалифицированного специалиста, который является конкурентоспособным, способным эффективно работать на уровне мировых и европейских стандартов, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Список литературы