16+

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Aннотация

В статье поднимаются вопросы готовности педагогов дошкольной организации к использованию информационных технологий в ДОУ. Приведены данные анкетирования, опроса и тестирования педагогов. Раскрыты возможные причины низкой информационной компетентности педагогов, а так же способов их устранения.


Введение (INTRODUCTION):

Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием ФГОС ДО и общественным заказом.

В настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии.

Начальные шаги в использовании информационных технологий в детском саду были сделаны в России в 80-е гг. XX в. Первым в стране компьютерно-игровой комплекс, необходимый для развивающего обучения детей на информационно-технологической основе, был открыт в 1986 г. детском саду №1623 города Москвы [6, с. 44] Такой же комплекс был открыт в городе Белгороде на базе дошкольного учреждения №69 в 1991 году.

Как отмечается в современных исследованиях, персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, видео- и фотопрезентаций моделировать различные проблемные ситуации, интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике [8]. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [9], предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий. Как указывает О.Д. Очирова [7], современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребенку умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Основные компетенции, необходимые для создания условия развития детей, определены в пункте 3.4.2. ФГОС дошкольного образования. С детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения. То есть педагог, обладающий высоким уровнем информационной компетентности. 

Основная часть (MAIN PART)

В исследованиях В.П. Короповской [4] информационная компетентность педагога определяется как способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Как отмечается в исследованиях Т.В. Газизовой [1], информационная компетентность педагога является частью профессиональной компетентности педагога, необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Она выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. В широком смысле информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Очевидно, что педагог, обладающий высоким уровнем информационной компетентности, имеет качественное преимущество перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение информационными технологиями позволяет педагогу использовать поток информации по содержанию образовательной области и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Мы считаем, что важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в современных условиях становится высокий уровень развития информационной компетентности, которая, по мнению Е.В. Данильчук [3], проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать; в овладении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Цель работы (PURPOSE RESEARCH)

 Цель нашего исследования заключается в:

  • выявлении знаний педагогов об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;
  • оценке их практических умений по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий;
  • исследовании потребностей в использовании информационных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационных технологий;
  • определении активности инструктора по физической культуре в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

Методыисследования (METHODS OF RESEARCH)

В своем исследовании мы использовали  теоретические (обобщение научных фактов, моделирование, научное прогнозирование и проектирование) и эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, изучение документов и результатов деятельности участников образовательного процесса) методы исследования, а также методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ деятельности участников эксперимента).

Результаты исследования и их обсуждение

(RESULTSOFRESEARCHANDTHEIRDISCUSSION)

Нами был проведен опрос инструкторов по физической культуре, в котором приняло участие  40человек. Возрастной ценз включал в себя следующие категории:

  • до 30 лет – 7 человек (17.5%);
  • от 30 до 50 лет – 28 человек (70%);
  • от 50 лет и старше –5 человек (12.5%).

 Из них стаж работы до 5 лет имеют  8 человек (20%), до 20 лет – 20 человек (50%) и свыше 20 лет – 12 чело- век (30%). Результаты анкетирования позволили нам сделать ряд выводов. Все опрошенные инструкторы убеждены, что использование информационных технологий позволяет разнообразить физкультурно-оздоровительную деятельность детей, увеличить поток информации по содержанию и методам воспитания здорового дошкольника. Компьютер в своей деятельности (на работе и в личных целях) ежедневно используют 45% педагогов (18 человек), несколько раз в неделю 25% (10 человек), а оставшиеся 30% (12 человек) пользуются компьютером один раз в неделю и реже. Отметим, что в числе последних педагоги старшего поколения, имеющие педагогический стаж свыше 20 лет.

По итогам опроса были выявлены причины, в связи с которыми педагоги не могут регулярно использовать информационные технологии:

  • отсутствие в спортзале (или ином месте, где проходят занятия по физическому развитию) мультимедийной аппаратуры (24 человека / 60%);
  • отсутствие нужного информационно-методического обеспечения(2 человека / 5%);
  • отсутствие доступа к компьютеру и мультимедийной аппаратуре (один выбор / 2.5%). 

Необходимо отметить, что один из педагогов указал, что не видит необходимости в использовании информационных технологий. Ещё у одного инструктора нет времени для освоения информационных технологий. Остальные педагоги (11 человек / 27,5%) используют информационные технологии регулярно в своей работе. Большая часть педагогов (30 человек / 75%) считает, что использование информационных технологий существенно влияет на результаты образовательной деятельности, остальные (10 человек / 25%) отмечают несущественное влияние или же указывают, что информационные технологии вовсе не влияют на это.

Итак, мы видим, что имеет место проблема информационного обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности и отсутствие информационного мировоззрения и системы знаний и умений, необходимых для целенаправленной самостоятельной деятельности по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей. Так же мы выявили основные причины, способствующие применению информационных технологий. Среди них наиболее популярной стала – желание соответствовать статусу современного педагога (26 человек / 65%); на втором месте – эффективность работы коллег, использующих информационные технологии (13 человек / 32,5%); на третьем месте (5 человек / 12,5%) – свои варианты ответов (педагоги отметили, что используют информационные технологии, чтоб сделать занятия более интересными; это ярко и наглядно; интересно детям; для разнообразия; принцип наглядности важен в работе с детьми); на четвёртом месте – материальное поощрение (4 человека / 10%); пятое место – решение администрации (2 человека / 5%) побудило бы педагогов применять информационные технологии в работе. Всё вышеизложенное свидетельствует о наличии мотивации применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

Ознакомившись с документацией ДОУ нами выявлено, что учебные курсы по работе на персональном компьютере большинство педагогов проходили в последние пять лет с 2010 по 2014 год – 21 человек (52,5%), ранее окончили курсы 2 человека (5%). Не обучались вовсе 17 человек (42,5%). Очевидно, отсутствие специальной подготовки отрицательно сказывается на уровне организации информационных процессов и степени удовлетворённости педагогов в информационным обучении. Этот вывод подтверждается следующими данными. При исследовании уровня владения информационными технологиями  выяснилось, что оптимальным уровнем обладают 11,25% инструкторов, допустимым - 54%, а низким - 34,75% соответственно. Из результатов анкетирования следует, что чаще всего педагоги используют информационные технологии при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности (30 человек / 75%) и для самообразования (27 человек / 67.5%), во время самой непосредственно-образовательной деятельности информационные технологии используют 20 человек (50%). Не использует вовсе один человек и ещё один отметил, что использует для подготовки к конкурсам.

Совокупность информационного мировоззрении, системы знаний и умений создаёт хорошие перспективы для использования информационных технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности. Нами был проведен опрос о наличии условий использования информационных технологий  в процессе непосредственно-образовательной деятельности в области физической культуры. На вопрос «в какой мере созданы условия в Вашем спортивном зале (или ином место, где проходят занятия по физической культуре) для использования информационных технологий» большинство педагогов (24 человека / 60%) указали, что берут аппаратуру на время занятия и устанавливают; 8 человек (20%) отметили, что аппаратуру установить можно, но этого ещё не делали; в пяти ДОУ (12,5%) всё уже установлено (экран, проектор и т.д.); и лишь у трёх педагогов (7,5%) нет возможности применения информационных технологий. Для проведения непосредственно-образовательной деятельности  подавляющему большинству инструкторов по физической культуре доступно всё необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук, колонки, магнитофон и некоторым (4 человека / 10%) даже интерактивная доска. Этого достаточно для применения информационных технологий на занятии. 30 педагогов (75%) указали, что смогут провести занятие по физической культуре с использованием информационных технологий; 10 человек (25%) отметили, что, скорее всего, смогут это сделать; отрицательных ответов не было.

Заключение (CONCLUSIONS)

Подводя итог, мы можем отметить стремление педагогов идти в ногу со временем, изучать возможности внедрения информационных технологий в практической деятельности, принципиально иначе подходить к оценке возникающих проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Однако проведенное исследование позволило выявить ряд проблем:

  • на методическом уровне – необходимость разработки  нужного информационно-методического обеспечения для проведения непосредственно-образовательной деятельности, обучения педагогов методике ее проведения;
  • на уровне обеспечения условий – важно установить всё необходимое мультимедийное оборудование в зале; пополнить материально-техническую базу ДОУ; производить не только моральное стимулирование педагогов, но и материальное, посредством обновления бально-рейтинговой системы; кроме того, важно повысить уровень педагогов по владению информационными технологиями, за счёт прохождения краткосрочных курсов.

Таки образом, активное внедрение информационных технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность дошкольников значительно увеличит дидактические возможности, обеспечивая наглядность, видеоподдержку и контроль, что будет способствовать в целом повышению качества образовательного процесса в ДОУ. Педагог, освоивший информационные технологии и обладающий информационной компетентностью, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы

  1. Газизова Т.В. Теоретические предпосылки формирования информационно-технологической компетентности в образовательном процессе педагогического вуза // Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция: мат-лы междунар. Науч.-практ.конф. М., 2013.
  2. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю.М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
  3. Данильчук  Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. № 2.
  4. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: Дис. …к.п.н. Н.Новгород, 2010.
  5. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. 2006. № 2. С. 14-17.
  6. Очирова О. Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. Челябинск. 2013. С. 60-62.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: «Academia», 2003.
  8. Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. «Организация единого информационно-образовательного пространства» // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 9. С. 10-24.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».