16+

КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕ-ДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Aннотация

В работе рассмотрены вопросы использования коучинга как средства профессионального самоопределения будущих специалистов в системе среднего медицинского образования. Определены основные задачи, условия и принципы профессионального самоопределения, выявлены особенности реализации коучингового подхода в процессе профессиональной подготовки выпускников медицинского колледжа.


Введение. Тенденции динамичного развития системы образования с необходимостью актуализируют проблемы ценностных ориентаций обучающейся молодежи, значимость непрерывного образования в жизни каждого человека и профессионального образования как особого этапа в социальном самоопределении и профессиональном становлении личности. Выше сказанное в полной мере относится к среднему профессиональному медицинскому образованию, так как развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки среднего медицинского персонала. 

Основная часть. Обеспечение отрасли здравоохранения кадрами – одна из самых сложных перед российским обществом задач. Необходимо обеспечить отрасль достаточным количеством медицинских работников, но также соответствие профиля профессиональной подготовки и квалификации реальным потребностям трехуровневой системы оказания медицинской помощи [7].

Для системы среднего медицинского образования в решении этой проблемы имеются свои трудности, в частности, период вхождения выпускников медицинских колледжей в профессию. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный специалист как профессионал, останется ли он в сфере практического здравоохранения.

Цель работы. Подготовка будущих специалистов сестринского дела представляет собой сложный процесс. Чтобы реализовать эту социально-значимую цель, необходимо не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, сориентировать систему подготовки будущих специалистов на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью и мобильностью, что позволит ей творчески реализовывать себя в жизни и профессиональной деятельности. Эффективное развитие личности будущего специалиста происходит в процессе успешного овладения основами профессиональной деятельности, значимой для ее субъекта. Сестринское дело – искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими знаниями и умениями их практического применения, базируется на знании различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих социальные, физические, медицинские и биологические закономерности. Именно в медицинской профессии личностный рост – непременное условие профессионального становления.

Методы исследования. В проведенном исследовании применялся комплекс следующих методов: анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам использования коучинга как средства профессионального самоопределения будущих специалистов, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональное становление и формирование личности означает развитие и саморазвитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, профессиональной подготовки и осуществления профессиональной деятельности, в связи с чем особую актуальность представляют исследования проблем личностного, жизненного, профессионального самоопределения будущих специалистов, педагогическое сопровождение этих процессов [3]. «Профессиональное самоопределение будущего специалиста выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности» [1, с. 103].

Для того чтобы профессиональное самоопределение будущих специалистов проходило более успешно, необходимо определить задачу формирования личности среднего медицинского работника нового типа. Такой специалист, кроме медицинских знаний и умений, приверженности принципам сестринской этики и деонтологии, должен обладать качествами умелого организатора, исполнителя, обладать педагогическими умениями взаимодействия с пациентом. Подготовить такого специалиста, обладающего профессиональными и личностными компетенциями, возможно только в условиях образовательного процесса, где ведущим мотивом учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности является профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие обучающегося. Разнообразие видов образовательной деятельности позволяет сформировать у будущих специалистов внутреннюю мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию [3, 4 и др.].

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения, педагогический коллектив медицинского колледжа НИУ «БелГУ» выстраивает собственную модель подготовки компетентных кадров, способных быстро адаптироваться к новым социокультурным условиям, обладающих высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом в процессе профессиональной подготовки будущего работника сферы здравоохранения большое внимание уделяется профессиональному самоопределению как фундаменту успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности. Профессиональное самоопределение обучающихся рассматривается как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения будущего специалиста в учебно-познавательную и учебно-профессиональную деятельность на основе самопознания, самосознания, самоорганизации, идентификации себя как будущего профессионала, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии [3 и др.]. Отсюда вытекает актуальность исследования педагогических условий, способствующих самоопределению будущих специалистов среднего звена практического здравоохранения в период обучения в медицинском колледже.

Качество современного профессионального образования обусловлено характером протекания инновационных процессов в образовательных организациях и определяется особенностями вводимого новшества, инновационным потенциалом образовательной среды и педагогического коллектива. В качестве одного из таких процессов выступает «коучинг», создающий условия для формирования личности обучающегося как субъекта будущей профессиональной деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей.

Понятие «coach» (англ.) означает наставлять, тренировать и воодушевлять. Умение показать свои профессиональные способности и возможности - одно из самых «слабых» профессиональных качеств, потому что самопрезентации необходимо учиться. Коучинг как синтез тренинговых технологий - не только метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления или стиль поведения, это своеобразная философия, предполагающая эффективность в различных видах деятельности [6, с. 112].

Коучинг – новое направление в педагогике. Ранее такое явление отождествлялось с понятиями «бизнес», «психотерапия», «психоанализ» или «психология». Сегодня же использование коучинговых техник как педагогических технологий открывает новые перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов, способствуя их профессиональному самоопределению. В последнее десятилетие идея коучинга стала реализовываться в российской педагогической практике. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования Н.М. Зырянова [2] рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова. В широком смысле коучинг – «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [2, с. 46]. Согласно более узкому определению, коучинг – «процесс выявления жизненных целей личности и выработка оптимальных путей их достижения» [там же]. Педагогический коучинг – продолжительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов в процессе профессиональной подготовки [5].

Обозначенный алгоритм построения работы с обучающимися позволит органично сориентировать их в правильности профессионального выбора, вызывая положительные эмоции и реакцию на процесс профессиональной подготовки, избегая мнительности и тревожности, повышая их веру в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности. Это также позволит раскрыть обучающимся сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания и самосознания, в том числе профессионального, мотивировать на развитие личностных и профессиональных качеств в контексте выбранной специальности.

Заключение. Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что реформы системы российского здравоохранения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями общества в целом, неизбежно диктуют необходимость соответствующей переориентации в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, формирования личности компетентного специалиста в условиях единого образовательного пространства и динамично меняющихся потребностей рынка труда.

Исследование проблемы профессионального самоопределения обучающихся в медицинском колледже направлено на повышение качества профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущих специалистов с высоким уровнем профессиональных и личностных компетенций, на формирование у студентов способности успешно решать профессиональные задачи на основе прочных знаний и приобретенного практического опыта, а активный и созидательный коучинговый подход позволяет максимально быстро раскрыть внутренний потенциал личности, формировать мотивационную готовность к труду в сфере практического здравоохранения.

Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, вызывая позитивную мотивацию выбора профессии с их стороны, избегая мнительности и тревожности, повышая веру обучающихся в свои потенциальные возможности и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во УГТТПУ, 2006. 232 с.
  2. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. 2004. №1. С. 46-49.
  3. Кормакова В.Н. Влияние социокультурной среды вуза на учебно-профессиональную самореализацию студентов // Фундаментальные исследования. 2013. №8. С. 1198-1202.
  4. Кормакова В.Н., Конова, О.В. Профессиональное самоопределение обучающихся медицинского колледжа как условие формирования личности компетентного специалиста // Материалы Международного научно-практического конгресса педагогов и психологов «Scientific genesis», г. Женева (Швейцария), 2014. С. 66-72.
  5. Максимова З.Р. О профессиональном самоопределении студентов колледжа на завершающем этапе учебы // Среднее профессиональное образование. Прил. к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. № 10. С. 110-113.
  6. Рыбина О.С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы международной научной конференции, г. Уфа, 2011. С. 112-114.
  7. Доклад о состоянии и перспективах развития среднего медицинского персонала в России. 2013. URL: http:// www.mednet.ru (дата обращения: 21.05.2013).