16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-4-63-69

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИ-ТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Aннотация

Профессиональное становление занимает важное место в жизни каждого человека. Данный процесс предполагает непрерывное развитие личности и на разных возрастных этапах имеет разное содержание, преследует разные цели. В современных социально-экономических условиях существенно видоизменяется профессиональная подготовка будущих учителей. Набирает популярность проблема профессионального становления, развития личности учителя и его самосовершенствование. В статье представлен анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионального становления учителя. Теоретическую основу составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные профессионально-личностному развитию, педагогические исследования по проблемам профессионального образования. Использованы следующие теоретические методы: теоретико-методологический и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме. В результате раскрыто понятие «профессионального становления», описаны основные элементы профессионального становления, а так же условия, оказывающие влияние на данный процесс. Представлены стадии профессионального становления учителя, основанием для выделения которых выступает социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство.

В соответствии с этим российское образование должно иметь направленность на подготовку специалистов не только приспосабливаться (адаптироваться) к современному обществу, но и быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к дальнейшей жизнедеятельности в мировом обществе, едином информационном образовательном пространстве.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В современных социально-экономических условиях существенно видоизменяется профессиональная подготовка будущих учителей. Сегодня все больше школ объединяются в учебные центры, появляются гимназии, лицеи, авторские школы и т.п. Именно с появлением учебных заведений различных типов возрастают и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя. Деятельность учителя сегодня носит многофункциональный характер. Данное условие и служит той движущей силой, которая подталкивает систему высшего профессионального образования и, в частности, профессиональную подготовку быть более личностно-ориентированной. Личностно-ориентированный подход в системе педагогического образования рассматривается нами как ориентация, направленная на развитие индивидуальных способностей и особенностей личности будущего учителя, формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя, так же его творческой индивидуальности. Ведь именно творчески индивидуальная, неординарная, имеющая свой стиль преподавания личность учителя способна воспитывать и обучать самостоятельных и успешных учеников.

Педагог, как считают многие исследователи, должен вдохновлять своих учеников на творчество, создание нового, оригинального, на формирование того, что необходимо обществу на данном этапе его развития, а учитель личным примером может вести за собой детей, ежедневно показывая им пример во всем, а для этого он должен быть профессионалом, которому постоянно необходимо постигать новые вершины знаний совместно со своими учениками.

Вследствие этого считаем, что в процессе профессиональной подготовки важным элементом в вузе должна стать не только передача знаний, формирование компетенций будущих специалистов, приоритетным должны быть становление, развитие личности учителя и его самосовершенствование. При рассмотрении процесса профессиональной подготовки педагогов в условиях современного образования, прежде всего следует провести анализ понятия «профессионального становления учителя».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Не требует доказательства тот факт, что профессиональное становление занимает важное место в жизни каждого человека. Данный процесс предполагает непрерывное развитие личности и на разных возрастных этапах имеет разное содержание, преследует разные цели. Особенности профессионального становления во многом определяются и выбранной профессией. Педагогическая профессия в этом плане не является исключением. Согласно классификации предложенной Е. А. Климовым [3, с.3-4], педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых выступает другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Понятие «профессиональное становление учителя» состоит из двух основных понятий «становление» и «становление личности». Трактовка понятия «становление» весьма неоднозначна, связано это с тем, что многие ученые отождествляют  понятия «становление» и «развитие» или пытаются найти отражение одного в другом.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «становление» трактуется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [5]. Таким образом, исходя из данного определения, процесс становления, на наш взгляд,  является составной частью процесса развития.

Такой же точки зрения придерживается В.И. Слободчиков [8], который рассматривает процесс становления как часть процесса развития, аргументируя это тем, что категория «развитие» одновременно содержит в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование (рис.1). 

                         

Антропологический смысл процесса становления человека В.И. Слободчиков видит в становлении его субъектности т.е. субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры».

С.В. Попов как представитель системо-мыследеятельностной методологии считает, что более обоснован термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусствен­ных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке» [6, с.4].

Под естественными процессами подразумеваются сложившиеся условия, ситуации, содействующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы, в свою очередь, задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). На процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности). Исходя из этого, становится понятно, почему продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые имеются по поводу его становления у конкретного субъекта.

Л.М. Митина рассматривает  профессиональное развитие как «рост, становление и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное - активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности» [3].

Принципиальное различие между профессиональным развитием и профессиональным становлением она видит в том, что доминирующими в профессиональном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние. Искусственно-техническое воздействие на профессиональное становление учителя может оказывать через организацию самоидентификации и рефлексии. А профессиональное образование является одним из основных внешних условий профессионального становления педагога.

Профессиональное становление учителя предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. Важными составляющими этого процесса являются адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. В основе профессионального становления лежит сложная система мотивов и источников активности.

В ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе студенты овладевают компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, у них развиваются значимые качества личности, приходят в соответствие профессиональные намерения личности и требования со стороны профессии. Под профессиональной адаптацией будем понимать процесс постепенного приспособления еще в период обучения в вузе к приобретаемой профессии, овладение профессиональными навыками, умениями, компетенциями, формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, появления и углубления интереса к получаемой специальности в период обучения в вузе.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов говоря о профессиональном становлении учителя, используют термин «профессиональное самовоспитание учителя».  Основной движущей силой и источником самовоспитания выступает потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Данная потребность не возникает сама по себе. К внешним источникам активности можно отнести требования и ожидания общества, предъявляемые к учителю. Перечисленные факторы либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В основе деятельности учителя лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечение смещения мотива на цель и вызывает истинную потребность в самовоспитании, которая в дальнейшем поддерживается личными источниками активности. К таким источникам можно отнести личные убеждения, чувство долга, ответственность и т.п. Другими словами, в тот момент, когда педагогическая деятельность  в сознании учителя обретает личную ценность и проявляется потребность в самосовершенствовании. Таким образом, процесс профессионального самовоспитания учителя носит индивидуальный характер.

ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Личностную форму профессионального развития можно представить следующим образом. Вместе с личностным ростом специалиста происходят изменения и в структуре профессиональной деятельности и в ее содержании. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности.

Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и др. рассматривают профессиональное становление учителя как последовательность взаимосвязанных временных стадий.

Климов Е.А.  выделяет следующие фазы профессионального становления представленные на рис. 2.

Становление профессионализма учителя подчиняется универсальным и специфическим закономерностям. Универсальные закономерности представляют возможности обеспечения эффективной деятельности, независимо от ее содержания и специфики (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, И.Н. Семенов,  А.П. Ситников и др). Специфические закономерности, которым подчиняется процесс становления профессионализма специалистов в области образования, исследовались Н.А. Аминовым, М.Р. Битяновой, А.А. Деркачом, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, А.А. Мироедовым, А.А. Реаном, В.В. Рубцовым, В.А. Сластениным,  В.Д.Шадриковым и др.

Согласно Э.Ф. Зееру  профессиональное становление учителя состоит из 4 стадий [2]. Основанием для выделения данных стадий выступает социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности.  Таким образом, Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления (рис.3).

                               

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Процесс профессионального становления начинается с момента формирования профессиональных намерений. Данный процесс обусловлен противоречием, возникающим между необходимостью выбора профессии и недостаточностью знаний и представлений о профессии. На данном этапе внутри личности возникает разногласие между профессионально-техническим устремлением личности и педагогической ориентацией избираемой профессией. Решением данного противоречия выступает общее понимание, профессиональное устремление, мировоззрение и потребность в  самоутверждении.

Далее происходит переход от учебно-познавательной к учебно-профессиональной деятельности. Следствием, которого является переход к реальной профессиональной деятельности. Результатом данного этапа является формирование профессионально важных качеств, а именно:

- профессиональной направленности;

- педагогических умений и способностей;

- психологической готовности к профессиональной деятельности;

- социальной зрелости.

После окончания ВУЗа у личности наступает стадия профессионализации. Исходным фактором выступает несоответствие между творческим характером педагогической деятельности и сформированными в процессе обучения в ВУЗе репродуктивными способами ее осуществления и недостаточной сформированностью профессиональной позиции. Результатом

данного этапа выступают получение профессионального опыта, профессионально-ценностные ориентации, формирование профессиональной позиции, профессионально важных качеств  и профессиональное самоопределение.

Заключительный этап профессионального становления − стадия мастерства. Главное противоречие данного этапа- несоответствие между новаторским выполнением профессиональной деятельности и традиционно сложившимися способами осуществления ее на практике. Как результат идентификация личности с профессией, интеграция профессионально важных качеств в индивидуальный стиль деятельности, профессиональная зрелость и творческая активность.

Таким образом, в процессе профессионального становления учителя условно можно выделить три основных этапа:

  1. освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов;
  2. решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды;
  3. выстраивание собственной траектории профессионального движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего вышеизложенного и существующих исследований известных педагогов и психологов В.И. Слободчикова, Л.М. Митиной, Е.А. Климова и Э.Ф. Зеера, а также трудов, которые раскрывают содержание, структуру педагогической деятельности, закономерности и особенности формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (Т.В. Лисовский, А.А. Деркач, Ф.Н. Гоноболина, А.Н. Сергеев, И.Л. Федотенко, Н.А. Шайденко и др.) сформулируем общее понятие профессионального становления. Профессиональное становление учителя - это длительный и непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств учителя, происходящий под влиянием внешних воздействий, и профессиональной деятельности, а также  собственных усилий личности.

Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого учителя в процессе его социально-­профессионального становления – работы Т.А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого учителя в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.

Профессиональное становление продуктивный процесс, вследствие  которого личность педагога осваивает особенность профессиональной деятельность, формирует способность к проектированию собственной траектории профессиональной деятельности, определяет свое место в профессии и способы реализации себя в ней.

Таким образом, профессиональное становление личности учителя является частью онтогенеза человека, берущее свое начало в период профессиональной подготовки в вузе и длящееся до окончания активной профессиональной деятельности.

Новые требования к школьному образованию, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, предполагают изменения в содержании, технологиях и методах профессиональной подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование

Сегодня в связи с новой образовательной парадигмой приоритетной целью является направленность на развитие активности и самостоятельности студентов в учебном процессе. Основная цель внедрения личностно-ориентированных инновационных технологий − формирование активной личности учителя, самостоятельно строящего и корректирующего свою учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность.

Сущность процесса профессионального становления личности учителя мы видим в совершенствовании ряда значимых характеристик учителя, таких как профессионально-личностные качества, а также повышение уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, которые необходимы для успешного выполнения педагогической деятельности.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что проблема становления профессионализма учителя в современных условиях развития общества и образования хотя, и признана значимой и важной, тем не менее, по-прежнему требует пристального внимания как со стороны учёных, так и педагогов-практиков.

 

Список литературы

  1. Богатырева Ю.И., Инновационные подходы  при подготовке конкурентного специалиста на факультете математики / Ю.И. Богатырева, И.Ю. Реброва // Материалы XXXVIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого: опыт разработки и проектирования инновационных образовательных программ высшего профессионального образования в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в контексте ФЗ «Об образовании»: Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2011.  С. 153-155
  2. Зеер Э. Ф., Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 239 с.
  3. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  4. Митина Л.М., Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
  5. Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2000. 940 с.
  6. Попов С.В., Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Кентавр. 2000. № 23. С. 2-7.
  7. Сластенин В.А., Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
  8. Слободчиков В.И., Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев-М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.