Педагогическое сопровождение экзистенциального самоопределения как практика развития личностного
потенциала будущего учителя
. Введение. В условиях социокультурной неопределенности и внутринаучной трансформации педагогики происходит переосмысление миссии современного педагогического образования: на первый план выступает развитие личностного потенциала в совокупности с аксиологическими ориентирами, проявляющимися в способности личности к экзистенциальному самоопределению. Цель работы заключается в систематизации научных знаний о личностном потенциале как феномене, обеспечивающем успешность освоения профессиональной деятельности; расширении научно-практических представлений о компонентах личностного потенциала будущего учителя. Материалы и методы. В качестве материалов выступили: философия экзистенциализма, концепция развития личностного потенциала, теории профессионального становления и развития студента в вузе. Настоящее исследование проведено с помощью логического метода моделирования и проектирования теории вопроса, сравнения и обобщения, классификации и факторного анализа, а также теоретического анализа. Эмпирическая база образовалась с помощью приема сплошной выборки среди студентов университета. Результаты. Сложный пролонгированный характер экзистенциального самоопределения обусловливает необходимость организации педагогического процесса, дополняющего основной функционал преподавателя и направленного на содействие личности в ее выборе в плане бытия, то есть педагогического сопровождения как практики развития личностного потенциала будущего учителя. Предлагается опираться на такие подходы как: субъектный, системный, деятельностный, культурологический. В инструментарий педагогического сопровождения включается субъектно-ориентированное построение цикла академических деятельностей, представляющих собой последовательность процессов, выстроенных в логике проявления ведущего типа деятельности, побуждающего будущего учителя к экзистенциальному самоопределению (учебная деятельность → квазипрофессиональная деятельность → профессиональная деятельность). Заключение. Личностный потенциал и экзистенциальное самоопределение студента в своем единстве играют ключевую роль в формировании целостности личности будущего учителя. Педагогическое сопровождение экзистенциального самоопределения будущего учителя должно, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности будущего учителя. Именно понимание собственных потребностей и мотиваций позволяет учителю лучше понимать себя, что в свою очередь способствует развитию его личностного потенциала, влияющего на качество образовательного процесса.
While nobody left any comments to this publication.
You can be first.
Bratchenko, S.L. (2001), Ekzistentsialnaya psikhologiya glubinnogo obshheniya [Existential psychology of deep communication], Smysl, Moscow Russia.
Grishina, N.V. (2015), Vvedenie v ekzistentsialnuyu psikhologiyu [Introduction to Existential Psychology], Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, Saint Petersburg, Russia.
Isaev, E.A. (2024), “An existential view of cultural self-determination of the individual: the experience of pedagogical comprehension”, Yaroslavsky pedagogichesky vestnik, (2), (137), 45-53 (In Russian).
Leontiev, D.A., Mandrikova, E.Yu., Osin, E.N., Plotnikova, A.V. and Rasskazova, E.I. (2005), “Possibilities for empirical research of personal potential”, Prikladnaya psikhologiya kak resurs sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya sovremennoy Rossii [Applied psychology as a resource for the socio-economic development of modern Russia], Moscow, Russia.
Leontiev, D.A., Mandrzhova, E.Yu., Osin, E.N., Plotnikova, A.V. and Rasskazova, E.I. (2007) “Experience in structural diagnostics of personal potential”, Psikhologicheskaya diagnostika, (1), 8-31. (In Russian).
Leont'ev, D.A. (2011), Lichnostny potentsial. Struktura i diagnostika [Personal potential. Structure and diagnostics], Moscow, Russia.
Neumoeva-Kolchedantseva, E.V. (2022) Soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya budushhih pedagogov kak integrativnaya obrazovatelnaya praktika: monografiya [Supporting personal self-determination of future teachers as an integrative educational practice], TyumGU-Press, Tyumen, Russia.
Sagdullina, G.Yu. and Samigullin, R.Yu. (2014), “Teacher's personal potential”, Mezhdunarodny zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 6-1. available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5018 (Accessed 25 May 2024) (In Russian).
Rozhkov, M.I. (2023), Teoretiko-metodicheskie osnovaniya ekzistentsialnoy pedagogiki: kollektivnaya monografiya [Theoretical and methodological foundations of existential pedagogy], RIO YAGPU, Yaroslavl, Russia.
Corey, E.J. (2010), “Enantioselective chemical synthesis: methods, logic and practice”, Texas: Direct Book Publishing, Dallas, USA.
Markus, H. and Ruvolo, A. (2015), “Possible Selves: Personalized Representations of Goals”. Goal Concepts in Personality and social
Psychology. London; New York: Psychology Press, UK-USA.
Oyserman, D., Destin, M. and Novin, S. (2015), “The context-sensitive future Self: Possible Selves Motivate in context, not otherwise”. Self and Identity.14 (2). 173-188. (USA).
Ryan, R.M. and Deci, E.L. (2017), “Self-determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness”, Guilford Publishing, New York, USA.
Seligman, M.E. (2002), “Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment”, Free Press, New York, USA.
Uchida, Y. (2004), “Cultural constructions of happiness: theory and empirical evidence”. Journal of happiness studies, 5, 223-239. (USA).