16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-2-0-3

Педагогическое сопровождение экзистенциального самоопределения как практика развития личностного
потенциала будущего учителя

. Введение. В условиях социокультурной неопределенности и внутринаучной трансформации педагогики происходит переосмысление миссии современного педагогического образования: на первый план выступает развитие личностного потенциала в совокупности с аксиологическими ориентирами, проявляющимися в способности личности к экзистенциальному самоопределению. Цель работы заключается в систематизации научных знаний о личностном потенциале как феномене, обеспечивающем успешность освоения профессиональной деятельности; расширении научно-практических представлений о компонентах личностного потенциала будущего учителя. Материалы и методы. В качестве материалов выступили: философия экзистенциализма, концепция развития личностного потенциала, теории профессионального становления и развития студента в вузе. Настоящее исследование проведено с помощью логического метода моделирования и проектирования теории вопроса, сравнения и обобщения, классификации и факторного анализа, а также теоретического анализа. Эмпирическая база образовалась с помощью приема сплошной выборки среди студентов университета. Результаты. Сложный пролонгированный характер экзистенциального самоопределения обусловливает необходимость организации педагогического процесса, дополняющего основной функционал преподавателя и направленного на содействие личности в ее выборе в плане бытия, то есть педагогического сопровождения как практики развития личностного потенциала будущего учителя. Предлагается опираться на такие подходы как: субъектный, системный, деятельностный, культурологический. В инструментарий педагогического сопровождения включается субъектно-ориентированное построение цикла академических деятельностей, представляющих собой последовательность процессов, выстроенных в логике проявления ведущего типа деятельности, побуждающего будущего учителя к экзистенциальному самоопределению (учебная деятельность → квазипрофессиональная деятельность → профессиональная деятельность). Заключение. Личностный потенциал и экзистенциальное самоопределение студента в своем единстве играют ключевую роль в формировании целостности личности будущего учителя. Педагогическое сопровождение экзистенциального самоопределения будущего учителя должно, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности будущего учителя. Именно понимание собственных потребностей и мотиваций позволяет учителю лучше понимать себя, что в свою очередь способствует развитию его личностного потенциала, влияющего на качество образовательного процесса.

Number of views: 326 (view statistics)
Количество скачиваний: 700
Full text (HTML)Full text (PDF)To articles list
  • User comments
  • Reference lists

While nobody left any comments to this publication.
You can be first.

Leave comment: