ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аксиологический компонент прогностической деятельности – это формирование особой системы ценностей, позволяющих будущему педагогу по мере изменений в социально-педагогической жизни, потребностях общества, личности, изменять, переоценивать и педагогические ценности. Проблема исследования заключается в том, что недостаточно внимания уделяется формированию у будущих педагогов аксиологического компонента прогностической составляющей их профессиональной готовности. Целью статьи является рассмотрение особенностей формирования аксиологического компонента у будущих педагогов для успешного усвоения ними прогностическими умениями, что обеспечит подготовку к осуществлению прогностической деятельности. Методами нашего исследования выступили: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сопоставление полученных результатов; их обобщение для формулировки общих выводов. В статье раскрываются особенности формирования аксиологического компонента прогностической деятельности у будущих педагогов. Рассматриваются основные понятия, которые являются составляющими аксиологического компонента, такие как «аксиология», «категория ценностей», «ценностные ориентации», «мотив», «мотивация». Анализ выше указанных понятий дал возможность определить содержание аксиологического компонента прогностической деятельности. Рассмотрен методический аспект формирования аксиологического компонента прогностической деятельности у будущих педагогов. Результаты нашего исследова-
ния показали, что для формирования аксиологического компонента прогностической деятельности у будущих педагогов необходимо использовать различные формы организации обучающихся на занятиях (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, тренировочные упражнения, составление проектов и тематических портфелей).
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
1. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) / под ред. З. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997. 370 с.
2. Асеев В. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.:Наука, 1974. 403 с.
3. Афанасьева Т. Н. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров / Т. Н. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПК и ПРО, 2004. 116 с.4. Гриньов В. Й. Формування дидактичної культури майбутнього вчителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Харків, 2003. 28 с.
5. Гриньова В. М. Формування педагогічної культури майбутнього вчителя (теоретичний та методичний аспекти): Автореф. дис. д-ра пед. наук. К., 2001. 29 с.
6. Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Минск: Университетское, 1993. 368 с.
7. Захарова Л. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопросы психологии. 1998. № 2. С.67–75.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
9. Исаев И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Москва-Белгород: Везелица, 1992. 102 с.
10. Крижко В.В. Аксіологічний потенціал державного управління освітою. К.: Освіта України, 2005. 224 с.
11. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Просвещение, 1993. 54 c.
12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
13. Матяш Н. Аксіологічний підхід до формування в учнів основної школи біологічних знань про людину // Шлях освіти. 2010. № 2. С. 32-34.
14. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 1999. 688 с.
15. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
16. Остапенко А. Педагогическая система и педагогическое мастерство: соотношение понятий и структур // Школьные технологии. 2008. № 5. С. 41-46.
17. Пелех Ю. В. Ціннісно-смисловий концепт професійної підготовки майбутнього педагога. Рівне: Теніс, 2009. 400 с.
18. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2003. 302 с.
19. Соловйова Ю. О. Формування аксіологічної культури майбутнього вчителя: Автореф. дис. канд.пед. наук. Харків, 2006. 21 с.
20. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., Free Press, 1973. 234 p.