16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-3

Открытые задачи как средство развития “softskillsна уроках математики
 

Современный многомерно-трансформирующийся мир ставит человека перед вызовами новой реальности, при этом особую значимость приобретает наличие некого культурного универсала, базирующегося на сформированности социально-психологических, так называемых “мягких навыков” или soft skills. Математика, являясь инструментом системного познания мира и критического анализа объективной реальности, играет в образовании особо важную роль, а ее потенциал как школьной дисциплины может быть использован для формирования и оценки таких “мягких” навыков как критическое мышление; креативность; коммуникация, координация и кооперация; эмпатия, эмоциональный интеллект. Целью статьи является проектирование модели формирования и оценки “soft skills” на основе открытых практико-ориентированных задач и представление опыта ее внедрения при обучении математике. Методы и методология. С целью проверки эффективности спроектированной модели был проведен пилотный эксперимент среди учащихся девятого класса в количестве 20 человек, для оценки его результатов использовался биномиальный критерий. В результате авторами выделяются особенности открытых практико-ориентированных задач: постановка задания вне математики, в реальной действительности, и возможность ее решения математическими средствами; отсутствие рационального условия для достижения практической цели и его поиск методами творческой деятельности (метод личной эмпатии, метод мозгового штурма, метод дискуссии); использование в решении метода математического моделирования; использование метода групповой работы и метода рефлексии. Это позволяет учителю работать в направлениях: согласованность учебного пространства с вызовами современной реальности; сотворчество, сотрудничество, кооперация; приобщение к творческой, исследовательской деятельности; готовность решать жизненные проблемы, производственные задачи и бизнес-задачи. Спроектированная модель детализирует деятельность ученика и учителя на каждом этапе работы над задачей, конкретизируя методы и формы работы, а также структуру и содержание формируемых “мягких навыков”. Модель предусматривает наблюдение динамики развития и процедуру оценивания указанных навыков. Выводы. Спроектированная модель является эффективным средством развития и совершенствования “soft skills” при обучении математике; может быть использована как инструмент измерения уровней развития “мягких навыков”, однако необходимо применение дополнительных процедур оценивания, например, компьютерного тестирования.

Количество просмотров: 1347 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 4431
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: