Место виртуального образа личности в перцептивных процессах социального взаимодействия в виртуальном пространстве
Платформы для социального взаимодействия в сети Интернет оказывают значительное влияние на процессы восприятия и социального познания пользователей. Эффективность межличностного взаимодействия обусловлена особенностями наглядно-образного отражения субъектами друг друга. В момент взаимодействия перед субъектом находится не сам пользователь, а только его семантическое отражение, наполненный символами, сигналами образ реальной личности, который содержит информацию о нем и выполняет функцию транслятора и инструмента управления впечатлением. Виртуальный образ личности рассматривается как источник информации о носителе-пользователе. Восприятие происходит через призму опыта субъекта, который воспринимает образ. Осознается его смыслообразующая функция путем обобщения и интерпретации семантических компонентов. Происходит формирование представления о том или ином человеке путем социальной перцепции, в котором активно принимают участие механизмы социального познания. Цель статьи – в определении места виртуального образа личности в процессах межличностного восприятия в ходе социального взаимодействия в виртуальном пространстве, а также в выявлении особенностей социальной перцепции в виртуальном пространстве в сравнении с процессами реального пространства. Методология и методы: Исследование проводилось в реальном и виртуальном пространствах. На этапе констатирующего эксперимента для определения психологических особенностей восприятия образа личности в реальном и виртуальном пространстве в качестве психодиагностической методики был использован Тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» или «20 высказываний» в модификации Т.В. Румянцевой. Анализ результатов проводился путем контент-анализа. Статистический анализ экспериментальных данных был осуществлен с использованием программного обеспечения «SPSS 23.0» (критерий Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна — Уитни). Результаты: Процессы социального восприятия субъектами межличностного взаимодействия в реальном и виртуальном пространствах имеют ряд отличий. Существенные отличия были отмечены в восприятии отдельных компонентов образа личности. Исследование позволило выделить новый, не характерный для реального пространства структурный компонент образа личности – виртуальное Я, которое характеризуется высокой степенью виртуализации деятельности личности (взаимодействия с другими, самоактуализации, самоидентификации) и принятием виртуального пространства как полноценной среды для существования.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.