Особенности развития сельской малокомплектной школы: проблемы и перспективы
Введение. В связи с изменившимися приоритетами экономического и социального развития в 90-х годах 20 столетия произошла перестройка и системное преобразование школ в отечественном образовании. Стали появляться школы инновационного типа – лицеи, гимназии, колледжи, кадетские корпуса, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Городские школы, открывая профильные классы, могли проводить конкурсный отбор учащихся, а малокомплектные сельские школы были лишены такой возможности, после передачи финансирования с федерального уровня на местные бюджеты многие сельские школы лишились возможности обеспечения высокого уровня подготовки своих выпускников. Целью исследования явилось выявление проблем и особенностей развития сельских малокомплектных школ в историко-педагогическом контексте и определение перспектив их развития с учетом современных реалий. Материалы и методы. В ходе проводимых исследований использовался историко-педагогический, литературный анализ, опрос учителей-предметников с целью выяснения методических особенностей построения уроков в малокомплектных школах. В опросе приняли участие 108 учителей. Помимо этого, проводилось посещение уроков учителей и работа со школьной нормативно-правовой документацией, включающей учебные планы, рабочие программы и планы воспитательной работы. Результаты. На начало 21 века каждую третью сельскую школу можно отнести к малочисленной: начальная – менее 10 человек, основная – менее 40, средняя – менее 100. Ко второму десятилетию 21 века уже каждая вторая сельская школа считалась малокомплектной. Обновление содержания деятельности малых школ осуществлялось в контексте поиска оптимальных для малочисленной школы вариантов учебных планов, определяющих содержание образования, совершенствование традиционных и разработку новых моделей образовательных учреждений на селе. Заключение. Несмотря на усилия школьных учителей, методистов-новаторов, администрации сельских школ и других заинтересованных лиц практически не наблюдался процесс развития «малокомплекток» на селе. Принятие программ реструктуризации учебных заведений на селе проводилось без учета перспектив развития села, динамики экономических реалий, социально-демографических прогнозов. В результате в настоящее время образование в сельской местности переживает глубокий кризис.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
С. 65-68.