16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-1

Междисциплинарный анализ образовательных подсистем: от показателей к развитию

Введение. Различные виды анализа деятельности общеобразовательных организаций необходимы для их эффективного функционирования и развития. В ходе исследования выявлена научно-практическая лакуна - отсутствие внешнего междисциплинарного анализа и неразработанность его показателей для исследования образовательных подсистем регионов и отдельных общеобразовательных организаций. Цель статьи: разработка и апробация показателей для внешнего междисциплинарного анализа функционирования образовательных подсистем в регионах РФ и отдельных общеобразовательных организаций. Материалы и методы: в статье приводятся результаты исследования общеобразовательных организаций в трёх регионах РФ: Волгоградской области, Красноярском крае и республике Саха (Якутия), отобранных по демографическим и геоклиматическим критериям. Наряду с выполнением основного задания, собранные данные были дополнительно проанализированы с использованием статистических, демографических и картографических методов. Результаты: благодаря междисциплинарному подходу удалось выделить и апробировать количественные показатели функционирования общеобразовательных подсистем городов и районов субъектов РФ: наличие/отсутствие школ неполного цикла − начальных, основных, вечерних; наличие/отсутствие школ с углубленной подготовкой - лицеев и гимназий; наличие/отсутствие казенных образовательных организаций; соотношение количества обучающихся возраста 7-17 лет к количеству школ; наличие/отсутствие школ с низкими образовательными результатами. Последнему показателю было уделено особое внимание, при его изучении наряду с количественным анализом и традиционной презентацией использовалась инфографика, - благодаря чему удалось визуально подкрепить выявленные закономерности. Выводы: выявленные показатели внешнего анализа образовательных подсистем и отдельных ОО и их апробация позволили выдвинуть и предложить для обсуждения ряд тезисов, касающихся путей развития районных подсистем общего образования: увеличение количества образовательных организаций с углубленной подготовкой и по работе с одаренными детьми, кадетских общеобразовательных школ за счет преобразования малокомплектных районных образовательных организаций; снижение количества казённых образовательных организаций и школ с низкими образовательными результатами.

Количество просмотров: 947 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 2248
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: