Критерии и показатели оценки двигательного развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Введение. Актуальность задач физического воспитания дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС), направленных на изучение, анализ и оценку уровня двигательного развития, обусловлена высокими рисками нарушений двигательной сферы у детей этой нозологической группы, наличием проблем двигательного развития и снижением показателей физических кондиций. Проблема значимых индивидуальных различий в двигательном развитии детей с РАС вызывает необходимость объективной оценки его уровня и путей преодоления существующих дефицитов. Это свидетельствует о востребованности новых научных подходов к определению критериев и показателей оценки двигательного развития и вызывает необходимость педагогического обеспечения индивидуальных и групповых стратегий физического воспитания. Цель работы. Определение критериев, показателей и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС. Материалы и методы. Анализировались и оценивались результаты исследования двигательного развития 27 детей старшего дошкольного возраста с РАС. Использовались теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение за выполнением двигательных заданий: прыжок в длину с места, метание мяча, стойка на одной ноге, подбрасывание и ловля мяча, бег на выносливость); методы математической статистики (φ-критерий Фишера). Результаты и их обсуждение. Предложены следующие критерии двигательного развития детей с РАС: техника выполнения заданий, уровень самостоятельности, уровень понимания речевых инструкций. Наблюдение и оценка уровня двигательного развития дошкольников с РАС показали ограниченность возможностей в технике выполнения физических упражнений, наличие у детей с РАС проблем, связанных с развитием функции равновесия (51,85%), трудностей становления целенаправленности в выполнении движений (44,44%). У 55,85% детей наблюдаются нарушения координации движений. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности поиска новых методов и средств, обеспечивающих учет индивидуального уровня двигательного развития каждого ребенка с РАС, а именно визуальное структурирование деятельности и использование символов для развития самостоятельности в двигательной деятельности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».