Изменение уровня функциональной асимметрии полушарий головного мозга у дошкольников при выполнении заданий на интерактивном цифровом оборудовании
Введение. В условиях масштабной цифровизации образования внедряются технологии, эффекты влияния которых на развитие мозга, высших психических функций изучены недостаточно. В исследованиях показана дисгармоничность некоторых образовательных программ, особенно раннего опережающего развития, перегружающих левополушарные функции, что может приводить к различным проблемам. Цель работы: изучить динамику функциональной асимметрии полушарий (ФАП) головного мозга у дошкольников при использовании в образовательном процессе цифровых технологий дополненной реальности. Для исследования выбрано оборудование «Интерактивный пол Magium» (г. Челябинск, ООО «СтендАп Инновации»). Исследовательскую выборку составили 26 детей в возрасте 5,5-6,5 лет, воспитанники МДОУ «Д/С КВ№2», с. Долгодеревенское Челябинской области. Материалы и методы. Исследование включало 2 этапа. На первом этапе дети индивидуально выполняли бланковые психодиагностические методики: субтесты батареи Д. Векслера («Лабиринты», «Шифровка»); методика «Схематизация», разработанная под руководством Л.А. Венгера. Перед началом работы и после выполнения каждого задания осуществлялось измерение ФАП с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр 9К» (Ю.А. Цагарелли). На втором этапе исследования дети в минигруппах по 4 человека выполняли задания на интерактивном комплексе «Magium», после каждого задания также осуществлялись замеры ФАП. Результаты и выводы. При работе с бланковыми заданиями наблюдается высокий уровень ФАП, при этом доминантным у большинства детей является левое полушарие. При работе с интерактивным цифровым оборудованием уровень ФАП у детей становится значительно ниже; чаще регистрируется инверсия доминирующего полушария. Также выявлена взаимосвязь уровня ФАП при выполнении заданий интерактивного комплекса с результатами, полученными по методике «Схематизация»: чем выше уровень произвольности и когнитивного развития в целом, тем ниже уровень ФАП при работе с интерактивным оборудованием. На основе результатов, полученных в данном пилотном исследовании, предполагается эффективность применения исследуемых интерактивных комплексов в образовательном процессе для более сбалансированного развития структур мозга и межполушарных связей у дошкольников.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.