16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-8

Когнитивные особенности и предикторы прокрастинации
 

Введение. Одна из типичных социальных проблем 21 века – прокрастинация – определяется как нерациональное откладывание желаемых целей на неопределенный срок, даже при осознании негативных последствий этого промедления. Возможные причины прокрастинации (иррациональные убеждения, низкая самооценка и страх неудачи) упоминаются в научных исследованиях достаточно часто, но когнитивные предикторы прокрастинации не изучались целостно. Остается неясным, какие когнитивные механизмы задействованы в различных типах прокрастинации. Это исследование направлено на частичное восполнение обозначенного пробела в науке. Цель статьи – выявление особенностей когнитивной сферы студентов со склонностью к прокрастинации, а также когнитивных предикторов склонности к прокрастинации. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2022 году на базе Челябинского государственного университета (Россия) и Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова (Казахстан). Применялись методики: «Шкала общей прокрастинации» К. Лэй в адаптации О.С. Вендекер и М.В. Осатиной, тест «Стремление к когнитивной закрытости» разработанный А. Круглянски (под адаптацией М.И. Ясина), «Методика диагностики иррациональных установок» А. Эллиса, «Мельбурнский опросник принятия решения» (МОПР), «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой, «Комплексный копинговый опросник» (ККО) (М. Маккей, М. Скин, П. Фаннинг), описательные статистики, непараметрический критерий сравнения выборок H-критерий Краскала-Уоллеса и U-критерий Манна-Уитни, дискриминантный анализ. Результаты выявили различия в группах студентов с высокой и низкой склонностью к прокрастинации по большинству диагностированных когнитивных показателей, что свидетельствует о важной роли когнитивных процессов в формировании склонности к прокрастинации. Сравнение когнитивных баллов в группах с высокой и низкой склонностью к прокрастинации показало, что прокрастинаторы обладают более высокими значениями когнитивной закрытости, низкими показателями самоорганизации деятельности и низкой толерантности к фрустрации. У прокрастинаторов более выражены паттерны принятия решения и стратегии когнитивного копинга. Выводы: получены уникальные данные о наличии в когнитивной сфере прокрастинации комплекса специфических психологических характеристик. Установлены основные параметры и индикаторы, отражающие закономерности определения высокого или низкого уровня прокрастинации. Когнитивными предикторами прокрастинации, согласно результатам исследования, являются: стремление к когнитивной закрытости, низкая фрустрационная толерантность, слабая ориентация на настоящее, бдительность, избегание принятия решений и более низкие показатели самоорганизации деятельности. Полученные данные дают возможность регулировать уровень прокрастинации, влияя на когнитивные образования психики.
Количество просмотров: 580 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1074
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: