Психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции
Введение. Пандемия стала серьезным испытанием для людей, обострила внимание к их ресурсам, прежде всего, таким, как готовность к деятельности. Учитывая, что одной из социальных групп, наиболее уязвимых к ситуации пандемии, явилась молодежь, целью исследования стало изучение психологических характеристик готовности к деятельности студентов в условиях вынужденной изоляции. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты творческих специальностей вузов (N=106). Использовались следующие измерительные шкалы и опросники: Шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ), Шкала «Открытость» опросника «Большая пятерка», «Портретный ценностный опросник-Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised – PVQ-R; Ш. Шварц и др.; модификация К.В. Сугоняева), Шкалы: «Целеустремленность» и «Планомерность» опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой, Шкала «Системная рефлексия» опросника «Дифференциальный тест рефлексивности» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин), Шкала «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина), «Индекс личностной готовности к деятельности». Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0. В ходе исследования применялись описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса, нормальность), регрессионный и кластерный анализ. Результаты исследования и вывод: проведено экспериментальное исследование, в ходе которого сопоставлены результаты исследований, проведенных в разное время: до пандемии и во время пандемии, а также среди студентов творческих специальностей и студентов, обучающихся по обычным специальностям. Выявлено, что психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей в условиях пандемии практически не изменились, кроме одного: открытости знаниям. Подтверждена гипотеза исследования о том, что психологическая готовность к деятельности студентов творческих специальностей в ситуации вынужденной изоляции обусловлена, прежде всего, креативностью и открытостью опыту. При выборе ценностей студенты предпочитают «Открытость изменениям», а не «Сохранение». Кластерный анализ установил, что студенты отличаются друг от друга по таким характеристикам как «Планирование», «Целеполагание», «Удовлетворенность жизнью», «Рефлексия», «Открытость опыту», «Креативность», которые дифференцируют обучающихся на категории с разной степенью психологической готовности к деятельности: готовых воспринимать изменения, быть эффективными в ситуации кардинальных трансформаций и категорию студентов, склонных к упрощению реальности и адаптивным стратегиям поведения. Психологические характеристики готовности к деятельности студентов творческих специальностей можно рассматривать в качестве личностных ресурсов, помогающих молодым людям находить позитивные возможности в сложных ситуациях, выстраивать стратегии деятельности в неопределенных обстоятельствах. Существенной составляющей процесса подготовки специалистов в вузе должно быть их личностное развитие.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.