Методы (инструменты) воспитательной деятельности, актуализирующие потенциал детских сообществ: анализ баз данных воспитательных практик
Введение. Осознание воспитательного потенциала детских сообществ в образовательной среде актуализируют важность их развития. В современных условиях сообщества действуют как в реальной, так и в виртуальной среде, при этом возникает риск деструктивного влияния цифровой среды, приводящий к росту одиночества среди подростков. Отсюда следует необходимость создания условий для развития социальных качеств детей, что возможно осуществить в условиях детских сообществ. Цель исследования – изучить представленность в современных воспитательных практиках целевых установок на развитие детских и детско-взрослых сообществ и применяемых педагогических инструментов их достижения. Методология и методы. Для изучения был использован метод контент-анализа. Был проведен анализ трех баз данных воспитательных практик в системе образования, составленных в 2021 и 2022 годах (опыт Челябинской области). Результаты. Определена важность формирования детских и детско-взрослых сообществ (объединение, установившее социальные связи на основе общности интересов, целей, обладающее самоидентификацией и реализующее продуктивную деятельностью); осуществлен поиск инструментов, направленных на развитие сообществ (действующих во взаимосвязи в реальной и виртуальной среде), где формируются необходимые социальные качества личности, умения межличностной коммуникации и социальная активность; выделены и проанализированы воспитательные практики, направленные на развитие сообществ. Установлено, что специалисты в сфере воспитания при представлении практик в большинстве не фиксируют в качестве целевой направленности развитие сообществ, не упоминают задачи развития виртуальных сообществ. Определены инструменты, наиболее часто применяемые авторами практик, направленных на развитие сообществ: игры, фестивали, организация деятельности объединения, слеты, марафоны, соревнования. Выявлено, что от опыта деятельности автора практики, зависит выбор применяемых инструментов: действующие специалисты воспитания чаще применяют методы и формы, актуализирующие сотрудничество как типа взаимодействия, а будущие специалисты воспитания – инструменты, конкурентного типа взаимодействия. Выводы. В условиях современной смешанной среды воспитания при анализе реализуемых воспитательных практик обнаруживается недостаточность в фиксации целенаправленной деятельности будущих и действующих специалистов по развитию сообществ, отсутствие практик, актуализирующих потенциал виртуальных сообществ. Необходима методическая рефлексия действующих практик и разработка методики реализации потенциала сообществ, что целесообразно осуществлять в проактивном взаимодействии студентов и действующих специалистов воспитания, в условиях профессиональных сообществ специалистов воспитания.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.