Лидерские качества будущих педагогов в контексте современного этапа развития
Введение. Трансформационные процессы, которые происходят в современном обществе, влияют на все сферы жизни личности, формируя человека нового поколения. С другой стороны, ситуация неопределенности, которая всегда присутствует в период реформ, провоцирует необходимость профессиональной подготовки такого будущего специалиста, который будет конкурентоспособен на современном рынке труда. Крайне важно формировать у студентов совокупность лидерских качеств, которые будут способствовать активной профессиональной позиции в будущем, особенно, когда речь идет о педагогах, т.к. они станут ценностно-смысловым ориентиром для подрастающего поколения. В современном научном поле все еще отсутствует единая классификация лидерских качеств будущих педагогов. Цель статьи – выделить и научно обосновать комплекс лидерских качеств будущих учителей для их успешного формирования в образовательном пространстве высшей школы. При написании статьи использовались теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, которые в своей интегральной совокупности дали возможность комплексно исследовать проблему. В результате исследования доказано, что лидерские качества будущих педагогов ‒ это устойчивая совокупность личностных качеств студента, которые позволяют ему быть инициатором и организатором разных видов социально значимой деятельности, получать эффективный результат такой деятельности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. К основным лидерским качествам будущего педагога отнесены: профессиональные (организационные качества, способность к эффективной коммуникации, сотрудничеству и умению работать в команде, ответственность, толерантность, адаптивность, инновационность) и личностные (уверенность в себе, дисциплинированность, активность и инициативность, эмпатия, креативность и творчество, стремление к самосовершенствованию). Заключение. Автор стоит на позициях, что формирование совокупности лидерских качеств возможно в воспитательном пространстве высшей школы при условии реализации определенных педагогических условий, которые автор планируют обосновать в будущем
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абдыгазиева Н.К., Панкова Т.В. Активация коммуникативного лидерства студентов-педагогов. // Инновационная наука. 2016. №4. С. 120-122.
Авдеева А.В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: Дисс. … канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 195 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия. 2000. 264 с.
Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дисс. … канд. пед. наук. Л., 1989. 196 с.
Воскрекасенко О.А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития // Педагогика и психология. 2012. №6. С. 7-14.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Ефимова Т.Н. Психодиагностика уверенности в себе у будущих учителей для работы с учащимися в процессе педагогической практики // Вестник Томского государственного университета. 2012. №8. С. 121-125.
Жетписбаева Б.А. Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления // World science. 2016. №10 (14). С. 13-16.
Киселев Е.С. Новая модель ответственного лидерства – почему сейчас? // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. №9-2. С.75-82.
Маркова А. -К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. 308 с.
Мухаммедова Л.А. Инновационное развитие лидерских качеств в психологии. // Проблемы науки. 2020. №10 (58). С. 90-92.
Наумова О.М. Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnoe-konstruirovanie-uverennosti-pedagoga-v-sebe (дата обращения: 25.03.2023).
Питина Т.П. Лидерские качества как важная составляющая личности современного учителя // Вестник Костромского государственного университета. 2011. №4. С. 12-15.
Приходько Н.В. Профессионально значимые лидерские качества: сущность, понятие, особенности развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-znachimye-liderskie-kachestva-suschnost-ponyatie-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 01.02.2023).
Рогожникова Р.А., Дёмина О.В. Проблема дисциплины в контексте ценностного отношения к человеку // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2. С. 40-44.
Романовский А.Г., Михайличенко В.Е., Грень Л.Н. Педагогика лидерства: монография. Харьков: НТУ «ХПИ». 2018. 496 с.
Сараева В.В. Формирование коммуникативной культуры студентов как фактор развития их лидерского потенциала // Вестник Костромского государственного университета. 2010. №3. С. 106-109.
Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. М.: НОРМА. 1998. 480 с.
Угляница Г.В. Формирование лидерских качеств будущего педагога в процессе его социально-профессионально самоопределения: Дисс. … канд. пед. наук. Кемерово. 2009. 230 с.
Яковлева Е.В. Толерантность как личностно-профессиональное качество учителя. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 1. С. 104-108.
Яковлева Е.В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-kak-professionalno-znachimoe-kachestvo-lichnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 24.03.2023).
Anghel (Blidaru) R-M. The organization of Educational Leadership. // Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica. 2022. Issue 24. Vol. 2. Pp. 11-22.
Brungardt C., Greenleaf J., Brungardt C. L., & Arensdorf J. (2006). Majoring in leadership: A review of undergraduate leadership degree programs // Journal of Leadership Education. 2006. №5(1). Pp. 4-25.
Cheung R., Reinhardt T., Stone E., & Little J.W. Defining teacher leadership. Phi Delta Kappan. 2018. № 100(3). Pp. 38-44.
Connaughton S., Lawrence F., & Ruben B. Leadership development as a systematic and multidisciplinary enterprise // Journal of Education for Business. 2003. 79(1). Pp. 46-52.
Maria Pilar Caceres-Reche. Student Leadership at the university: An Explanatory Model // Education Sciences. 2021. 11(11). https://doi.org/10.3390/educsci11110703.
Nazirova, E.Sh., Tursunov, J.A. Analysis of scientific research methodology // ORIENSS. 2023. №8. Pp.17-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analysis-of-scientific-research-methodology (дата обращения: 24.05.2023).
Huber N. Approaching leadership education in the new millennium. // Journal of Leadership Education. 2002. 1(1). Pp. 25-34.