Диагностика отношения иностранных студентов к университетской среде российского вуза в период адаптации
Введение. Исследование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе не теряет своей актуальности, что обуславливается увеличением мобильности молодых людей и стратегическим направлением государства в сторону интернационализации образования. Ученые изучают факторы, влияющие на привлечение и адаптацию иностранных обучающихся в российских вузах. Одним из факторов, оказывающих значительное влияние на достижение адаптированности, является университетская среда. Целью работы является выявление отношения иностранных студентов к университетской среде и ее компонентам для разработки методики, содействующей их вхождению в новую среду жизнедеятельности. Методы исследования. Для достижения цели использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ литературы по теме исследования позволил выделить аспекты адаптации и актуальные адаптационные барьеры. Результаты такого анализа были использованы для определения компонентов университетской среды. На этапе опытно-экспериментальной работы был использован метод анкетирования для сбора данных об отношении иностранных студентов к университетской среде вуза. Результаты. Университетская среда вуза рассматривается с точки зрения барьерообразующих компонентов. Были выделены биологический, культурный, социально-бытовой, академический, организационно-управленческий, финансово-экономический, языковой, коммуникативный, социально-психологический компоненты. Для диагностики отношения иностранных обучающихся к университетской среде в целом и ее компонентам предложен опросник «Выявление адаптационных проблем». Опрос проводился для студентов в два этапа: первичная и повторная диагностика. Первичная диагностика показала у большинства студентов низкий уровень принятия университетской среды, повторная диагностика, проведенная после адаптационных мероприятий, показала положительное отношение обучающихся к среде вуза. Заключение. Являясь одним из основных факторов, влияющих на успешную адаптацию иностранных обучающихся в российских вузах, университетская среда требует пристального внимания со стороны исследователей. Эффективность адаптационных мероприятий зависит от диагностики, позволяющей выявить отношение к компонентам университетской среды, что будет являться основанием для разработки адаптационных методик.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Авакян А.С., Ломтева Т.Н. Академическая среда вуза как фактор реализации международной мобильности студентов (из опыта международной деятельности Северо-Кавказского федерального университета) // Научный журнал КубГАУ. 2017. №133.
C. 872-881. DOI: 10.21515/1990-4665-133-066.
Академическая среда вузов / Козьмина Я.Я., Панова А.А., Сивак Е.В., Юдкевич М.М. М.: Вершина, 2008. 112 с.
Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов. М.: Центр социологических исследований. 2014. 228 c.
Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2008. №1. С.90-97.
Воронин Д.М., Воронина Е.Г., Чайченко М.В. Факторы, влияющие на качество образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. С. 101-104.
Дорохова И.А. Элементы, формирующие имидж вузов // Международный научно-исследовательский журнал: электронный журнал. 2022. №2(116). DOI: 10.23670/IRJ.2022.117.3.053 URL: https://research-journal.org/archive/2-116-2022-february/elementy-formiruyushhie-imidzh-vuzov (дата обращения: 16.09.2024).
Крючкова К.С., Ионкина Е.С. Формирование у иностранных студентов финансовой грамотности // Вестник тульского государственного университета. Серия: современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2016. № 1 (15). С. 173-175.
Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2020. № 6. DOI: 10.17513/spno.30354 URL: https://science-education.ru/article/view?id=30354 (дата обращения: 14.09.2024).
Павлюк Л.В. Международные проблемы академической адаптации иностранных студентов // Вестник педагогических наук. 2022. №. 3. С. 63-68.
Создание инклюзивной образовательной среды в организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Мельник Ю.В., Нестерова А.А., Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. М.: МГППУ. 2022. 151 с.
Университетская среда в оценках студенчества: кейс Российского университета транспорта / Быков М.Ю., Красниковский В.Я., Матвеева Н.Ю., Ярина Е.В. // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 117-134. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-117-134.
Уткина А.В., Гараева М.В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах // Международный научно-исследовательский журнал: электронный журнал, 2023. №3 (129). DOI: 10.23670/IRJ.2023.129.62 URL: https://research-journal.org/archive/3-129-2023-march/10.23670/IRJ.2023.129.62 (дата обращения: 12.09.2024).
Eisenberg D., Golberstein E., Huntet J. B. Mental Health and Academic Success in College // The B.E. Journal of Economic Analysis & Policy. 2009. Vol. 9. DOI: 10.2202/1935-1682.2191URL: https: // www.researchgate.net/publication/46556128_Mental_Health_and_Academic_Success_in_College (дата обращения: 10. 09. 2024).
GulRaihan M., Sandaran S.C. Sociocultural Adaptation Challenges of International Students at a Higher Learning Institution in Malaysia // LSP International Journal. 2018. Vol. 4. №. 2. DOI: https://doi.org/10.11113/lspi.v4n2.58 URL: https: // www.researchgate.net/publication/336562022_Sociocultural_Adaptation_Challenges_of_International_Students_at_a_Higher_Learning_Institution_in_Malaysia (дата обращения: 12.09.2024).
Jabborova A. The impacts of physical classroom spaces on students` involvement how can students` engagement be promoted by physical classroom spaces? // Modern Science and Research. 2023. Vol. 2. №. 3. P. 115-121.
Owusu-Agyeman Y., King E.W. Multicultural education: issues and perspectives // Intercultural Education. 2021. Vol. 31. P. 490-492.
Psychosocial Aspects of Adaptation of International Students in Pakistan / Ali S.Z., Mubashar T., Khan S., Akhtar T. // Pakistan Journal of Psychological Research. 2021. Vol. 36. P. 135-156. DOI:10.33824/PJPR.2021.36.1.09.
Tanatova D.K., Yudina T.N., Korolev I.V. Social Environment of a Modern University: Theory and Methodology of Diagnostics // Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. Springer, Cham. Vol. 365. DOI: 10.1007/978-3-031-23856-7_11 URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-23856-7_11 (Дата обращения: 16.09.2024).
Schartner A, Young T.J. Towards an integrated conceptual model of international student adjustment and adaptation // European Journal of Higher Education. 2016. Vol. 6. No. 4. P. 372-386. DOI: 10.1080/21568235.2016.1201775.
Sheng L., Dai J., Lei J. The impacts of academic adaptation on psychological and sociocultural adaptation among international students in China: The moderating role of friendship // International Journal of Intercultural Relations. 2022. Vol. 89. № 6. P. 79-89. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2022.06.001.