Саморегуляция в структуре личностной зрелости личности
Введение. Личностная зрелость представляет собой многомерный психологический конструкт, который обусловливает успешность самореализации личности в социуме. Саморегуляция является результатом социального взаимодействия и означает произвольность в управлении процессами сознания и поведения. Целью работы является изучение особенностей саморегуляции у юношей и девушек, имеющих различный уровень личностной зрелости. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 54 студента в возрасте 20-22 лет, среди которых 30 девушек и 24 парня, обучающиеся в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополя. Респондентам были предложены методика диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, а также опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Результаты. Выявлено, что для юношей и девушек, имеющих высокий уровень личностной зрелости, характерен высокий уровень саморегуляции с преобладанием в её структуре компонента оценки результатов и самостоятельности. Юноши и девушки со средним и низким уровнем саморегуляции, в структуре которой на первый план выходят гибкость и планирование, характеризуются средним уровнем личностной зрелости. Выводы. Саморегуляция является значимой составляющей и одновременно – результатом личностной зрелости, который имеет социальную природу и не является результатом только индивидуального опыта. В процессе формирования личностной зрелости особое значение имеют самостоятельность, терпимость, а также принятие ответственности на себя, которые вырабатываются в процессе межличностного взаимодействия и являются структурными компонентами саморегуляции. Планирование, моделирование и оценивание результатов своей деятельности также являются компонентами саморегуляции, однако больше определяют процессуальную сторону включённости в социум и характерны для более низкого уровня личностной зрелости.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК». 2005. 432 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2005. 394 с.
Ждан А.Н. Психология саморегуляции как детерминанта сознания и деятельности // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). 2021. (1). С.18-22.
Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер. 2012. 318 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: ПИТЕР. 2000. 992 с.
Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. (2). С.77-85.
Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука. 2012. 184 с.
Ожиганова Л.В. Саморегулятивные способности человека в профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. (4). С.37-46.
Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл. 2002. 462 с.
Перлз Ф. Гештальтподход и свидетель терапии. СПб.: Академический проект. 2015. 168 с.
Савенышева С.С. Эмоциональная саморегуляция: подходы к определению в зарубежной психологии // Мир науки. Педагогика и психология. №1 2018. URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN119.pdf (дата обращения: 16.06.2024).
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс. 2005. 460 с.
Соловьева Е.В. Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека // Гуманизация образования. 2009. (1). С.162-164.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. 288 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. 416 с.