16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-4-0-9

Саморегуляция в структуре личностной зрелости личности

Введение. Личностная зрелость представляет собой многомерный психологический конструкт, который обусловливает успешность самореализации личности в социуме. Саморегуляция является результатом социального взаимодействия и означает произвольность в управлении процессами сознания и поведения. Целью работы является изучение особенностей саморегуляции у юношей и девушек, имеющих различный уровень личностной зрелости. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 54 студента в возрасте 20-22 лет, среди которых 30 девушек и 24 парня, обучающиеся в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополя. Респондентам были предложены методика диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, а также опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Результаты. Выявлено, что для юношей и девушек, имеющих высокий уровень личностной зрелости, характерен высокий уровень саморегуляции с преобладанием в её структуре компонента оценки результатов и самостоятельности. Юноши и девушки со средним и низким уровнем саморегуляции, в структуре которой на первый план выходят гибкость и планирование, характеризуются средним уровнем личностной зрелости. Выводы. Саморегуляция является значимой составляющей и одновременно – результатом личностной зрелости, который имеет социальную природу и не является результатом только индивидуального опыта. В процессе формирования личностной зрелости особое значение имеют самостоятельность, терпимость, а также принятие ответственности на себя, которые вырабатываются в процессе межличностного взаимодействия и являются структурными компонентами саморегуляции. Планирование, моделирование и оценивание результатов своей деятельности также являются компонентами саморегуляции, однако больше определяют процессуальную сторону включённости в социум и характерны для более низкого уровня личностной зрелости.

Количество просмотров: 29 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 95
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: